Методика работы по развитию детской речи детей раннего времени

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 00:03, контрольная работа

Описание работы

Важным фактором развития ребенка являются внешние условия, среда, воспитательное воздействие семьи, в которой малыш живёт и развивается.
Основы развития речи закладываются с первых месяцев жизни ребёнка.
К ним относится:
- Развитие зрительного и слухового внимания, голосовых связок, формирование первых связей между двигательными, кинестетическими и слуховыми анализаторами.
- Появление гуления, лепета, способствующих формированию речевого дыхания, слухового контроля, речевого подражания.

Содержание

Содержание
1.Значение работы по развитию речи детей раннего возраста.................3
2.Особенности речи детей первого года жизни, задачи работы...............6
3.Особенности развития речи детей второго года жизни.......................10
4.Задачи и содержание работы по развитию речи в группе второго года жизни......................................................................................................................12
5.Условия успешной работы по развитию речи в группах раннего возраста...................................................................................................................16
6.Методика проведения занятий по развитию речи детей второго года жизни......................................................................................................................21
Список использованной литерату

Работа содержит 1 файл

@ДСР по развитию речи.docx

— 55.72 Кб (Скачать)

Научить понимать и выполнять просьбу, выраженную простым предложением («Принеси игрушку», «Дай чашку» и др.).

Упражнять ребенка  в произношении часто слышимых звукосочетаний и слов. Пополнять активный словарь  ребенка словами, обозначающими  близких людей, знакомые предметы и  игрушки, привычные действия.

В дошкольном образовательном учреждении:

Учить ребенка  смотреть и видеть, слушать и слышать, ощупывать и осязать, а затем  обобщать увиденное в словесных реакциях.

Поддерживать  детей в стремлении выражать словами, жестами, звукоподражанием свои стремления, проявления интереса.

Обеспечивать  положительный эмоциональный фон  для игр и занятий по развитию речи.

Развивать понятийную сторону речи. Расширять запас понимаемых слов. Учить узнавать и показывать реальные предметы окружающей действительности и игрушки. Учить узнавать предметы и объекты на картинке. Упражнять в демонстрации действий с простыми предметами и игрушками по произнесенной фразе («Кукла Ляля спит; пляшет» и др.; «Молотком стучим, в барабан бьем» и др.). Учить соотносить действие (команду-просьбу) со словом («Возьми мячик», «Дай кубик»).

Способствовать  развитию речевого слуха (указывать  объекты и предметы по звукоподражанию  взрослых: ко-ко-ко; му-му-му; тук-тук-тук и др.).

Развивать активную речь. Побуждать (просьба, вопрос) ребенка реагировать на обращения взрослых всеми доступными средствами (мимикой, жестами; вокализацией, звукоподражанием).

Развивать у  детей невербальные формы общения (фиксация взгляда на лице взрослого, понимание указательного и приглашающих жестов, выполнение жестового ритуала  приветствия и прощания). 

3.Особенности  развития речи детей  второго года жизни 

На первом году жизни происходит окончательное  формирование первой сигнальной системы, развиваются органы чувств, ребенок  обучается видеть, слышать, осязать, различать форму и размеры  предметов, ориентироваться в пространстве, правильно координировать свои движения и действия. К концу первого  года у ребенка появляется речь, т. е. начинает формироваться вторая сигнальная система.

Быстроту развития в этом возрасте, пожалуй, не сравнить ни с чем. В течение одного года ребенок превращается из бессознательного комочка живой плоти в мыслящее существо - пусть и маленького, но человека, т. е. проделывает путь, на который природа потратила тысячелетия. Но, конечно же, все не может проходить  гладко, такое быстрое развитие ребенка  влечет за собой немало опасностей и проблем.

Два года - это  первый кризис маленького человека, именно в этом возрасте ребенок сталкивается с большим миром, со всеми его  прелестями и трудностями. Поэтому  родителям необходимо максимально  подготовить своего малыша к преодолению  подобного кризиса.

Ранний возраст  связан с обретением ребенком речи, благодаря чему существенно ускоряется процесс развития самосознания ребенка, его личности в целом. Через активное речевое общение с окружающими людьми ребенок получает основную информацию, необходимую для его личностного развития. Речь содержит в себе словесные поощрения и наказания, средства контроля и самоконтроля поведения. Она же является носителем правил и норм, которым подчиняется ребенок. С усвоением речи качественно перестраивается, ускоряется процесс развития ребенка как личности.

Поэтому на данном возрастном этапе развития вашего малыша каждому родителю необходимо как  можно больше внимания уделять формированию речи, так как именно на ранний возраст  приходятся первые наиболее заметные изменения в психологии ребенка. На втором году жизни у малыша формируется  способность к обобщению. Это  мысленное выделение общего в  предметах и явлениях действительности и основанное на этом мысленное объединение  предметов.

Немало тревог доставляет родителям формирование у детей языка общения. Ни одному явлению при изучении психологии развивающегося ребенка не уделялось  столь пристального внимания, как  мышлению и речи. Это объясняется  тем, что эти две составляющие являются основой интеллекта, а проблемы развития интересуют ученых, в частности, для того, чтобы определить правильный подход к интеллектуальному воспитанию детей.

Называть вещи своими именами ребенок может  уже в возрасте одного-полутора лет. Внятная речь появляется только к двухлетнему возрасту. В это время дети начинают комбинировать слова, объединяя их в небольшие двух-трехсловные фразы, причем от таких фраз до целостных предложений они прогрессируют довольно быстро. Вторая половина второго года жизни ребенка характеризуется переходом к активной, самостоятельной речи.

На протяжении раннего детства происходит постепенный  переход от наглядно-действенного к  наглядно-образному мышлению, которое  отличается тем, что действия с материальными  предметами здесь заменяются действиями с их образами. Внутреннее развитие мышления у малыша, в свою очередь, идет по двум основным направлениям: развитие интеллектуальных операций и формирование понятий. 

4.Задачи и  содержание работы по развитию  речи в группе второго года  жизни 

Задачи развития речи детей 1 года 6 месяцев - 2 лет

В семье:

Много разговаривать  с ребенком. Обучать речи путем  совершенствования ее понимания, активизации  подражания звукам, словам. Тренировать  артикуляционный аппарат.

При общении  комментировать происходящие, наблюдаемые  действия и события. Активизировать речь ребенка посредством вопросов (что? кто? где?).  
      Разговаривать с ребенком с помощью игрушек (включая игрушки бибабо). Разыгрывать различные несложные сценки из жизни (зайчик идет гулять и ищет теплые штанишки; мишка заболел, стал чихать и лег в кровать; кукла умывается: моет глазки, щечки, носик и др.).

Учить рассматривать  реальные предметы (игрушки) и действовать  с ними (одежда, обувь, мебель и др.) с последующим называнием их и  своих действий. Учить рассматривать  картинки с изображением реальных предметов  и игрушек; находить знакомое изображение  из трех, четырех, пяти предлагаемых картинок. Учить узнавать и называть различные  действия и состояния животных и  игрушек (кошка лежит, мишка сидит, собака ест и др.). Ближе к двум годам учить рассматривать и  комментировать (с помощью взрослого) несложные сюжетные картинки (девочка  кормит куклу, зайчик спит в кроватке, гусь плавает в воде, мальчик играет в мяч и др.).

Упражнять в  умении отвечать звукоподражанием на вопросы: «Как лает собачка?», «Как кричит гусь?», «Как мяукает кошка?» и  др. (с опорой на картинки и (или) игрушки  и без наглядной опоры). В сценках с игрушками-животными наглядно показывать и называть повадки, голос соответствующих животных.

Учить рассматривать  реальные предметы и игрушки (одежда, обувь, мебель и др.) и действовать  с ними с последующим их называнием.

В дошкольном образовательном учреждении:

Обеспечивать  положительный эмоциональный фон  для игр и занятий по развитию речи.

Развивать понятийную сторону речи. Расширять пассивный словарь детей путем ввода новых слов, обозначающих предметы, их функции и некоторые признаки, местоположение предметов (там).

Формировать у  детей умения выполнять элементарные действия по односложной инструкции («Принеси игрушку», «Поставь игрушку», «Возьми чашку», «Дай машинку», «Иди в туалет», «Брось в корзину», «Ложись  в кровать», «Сядь на стульчик»).

Формировать представления  о том, что можно делать, а что  делать нельзя. Учить действовать  по разрешению (можно) и останавливаться по запрету (нельзя).

Учить детей  соотносить игрушку с ее изображением («Покажи, где кукла Ляля», «Покажи, где машина: би-би», «Покажи, где барабан: бам-бам» и т. п.).

Учить детей  соотносить игрушку с соответствующим  звукоподражанием (ав-ав - собака, мяу-мяу - кошка, ку-ка-ре-ку - петушок, га-га - гусь, ко-ко - курочка и т. п.).

Начать развивать  фонематический слух. Учить различать  на слух сначала два слова с  опорой на картинки (бусы - бант; мишка - мышка). Учить дифференцировать звукоподражание (выбор из двух предметов или картинок) посредством игр типа «Кто тебя позвал?» («Кто тебя позвал: петушок или курочка?»).

Учить понимать несложный рассказ взрослого  по сюжетной картинке.

Развивать активную речь. Поддерживать детей в стремлении выражать словами, жестами, звукоподражанием свои стремления, проявления интереса. Побуждать заменять звукоподражание на слова. Ближе к 2 годам упражнять ребенка в умении строить короткие фразы, состоящие из 2-3 слов.

Целенаправленно обогащать словарь детей (называть реальные предметы, объекты, явления, их изображения на иллюстрациях; обозначать словами свои и чужие действия); поощрять попытки повторять за взрослыми отдельные слова и фразы. Побуждать использовать в речи прилагательные и наречия (большой, маленький, высоко, низко) наряду с существительными и глаголами.

Способствовать  развитию речевого слуха: указывать объекты и предметы по звукоподражанию взрослых (ко-ко-ко; му-му-му; тук-тук-тук и др.); обозначать средствами звукоподражания знакомые предметы и объекты (тик-так; ту-ту-ту; мяу-мяу; ав-ав-ав и др.).

Развивать диалогическую речь как способ коммуникации (жесты, мимика, слова). Поддерживать и поощрять инициативу детей в общении со взрослыми и другими детьми. Учить здороваться, отвечать на приветствия взрослого, благодарить.

Обычно связь  между предметами, действиями и словами, их обозначающими, у детей второго  года формируется легко (после 2-10 повторений). Однако остается ряд проблем, на которые  необходимо обратить внимание родителям.

Для того чтобы  закрепить у ребенка навыки и  ассоциации предмета с жизнью, вам - родителям - необходимо в первую очередь  научить малыша отыскивать нужный ему  предмет, но при этом он должен проговаривать  название встречающихся ему вещей. В этом случае могут помочь игры "Я спрячу, а ты поищи", понаблюдайте за своим малышом, легко ли он справляется  с вашим заданием.

Усложнение задания  заключается в увеличении числа  предметов, среди которых ребенку  нужно отыскать требуемый, в различении, узнавании в чем-то сходных предметов - например, имеющих сходно звучащие названия (шар - шарф - шкаф) или внешне похожих, но имеющих контрастные  названия (например, две птицы - утка и курица); и, наконец, в подборе, группировке предметов одного названия, но имеющих разные внешние признаки (мишка большой и маленький, мяч синий и красный).

Этими упражнениями можно заниматься с ребенком с  полутора лет, они необходимы для  развития интеллекта и речи, но до конца  второго года дети справляются с  ними с определенными трудностями. Такой факт не должен настораживать  родителей и воспитателей - это  вполне нормально. Так как у ребенка  к двум годам больше развита "речь понимания", а вот активная речь, т. е. сам разговор, совершенствуется намного медленнее.

Учитывая эти  факты, родителям во время игры необходимо отрабатывать четкий двигательный ответ  на предложение "Покажи, где" или "Дай то-то". На втором году жизни  ребенок начинает понимать смысл  многих действий, которые отражают сферу обслуживания ребенка родителями, и действий, которые он проделывает  сам с предметами и игрушками.

В этом возрасте родителям необходимо научить ребенка  выполнять поручения взрослого, речь которого должна постепенно стать  регулятором поведения малыша. При  этом следует помнить, что новые  действия он может выполнить только в том случае, если слово сочетается с показателем действия.

На втором году жизни у детей формируется  способность к обобщению. Эти  навыки на протяжении раннего дошкольного  возраста проходят ряд ступений. Сначала слово замещает несколько образов от однородных предметов. Слово "кукла" относится не только к своей игрушке, но и к другим, имеющим с ней общие черты. Затем слово замещает несколько чувственных образов от разнородных предметов. Так, слово "игрушки" обобщает и мячи, и куклы, и кубики. Такие ступени обобщения говорят о том, что процесс познания и мышления происходит постепенно, последовательно.

Дети раннего  возраста овладевают, как правило, первой и частично второй ступенью обобщения. На втором году, особенно после полутора лет, слово ассоциируется не с  единичным, всегда одним и тем  же предметом, а начинает обобщать все  предметы данной категории, несмотря на имеющиеся у них различия. Дети узнают не только предмет-натуру, но и  его изображение на картинке или  этот же предмет-игрушку. 

Информация о работе Методика работы по развитию детской речи детей раннего времени