Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 06:46, статья
Речь - сложившаяся в процессе исторической эволюции человека форма общения, опосредствованная языком. Выделяют три основные функции речи:
1) Речь - это наиболее совершенное емкое, точное и быстродействующее средство общения между людьми. В этом состоит ее межиндивидуальная функция
Речь - сложившаяся в процессе исторической
эволюции человека форма общения, опосредствованная
языком. Выделяют три основные функции
речи:
1) Речь - это наиболее совершенное емкое,
точное и быстродействующее средство
общения между людьми. В этом состоит ее
межиндивидуальная функция;
2) Речь служит орудием осуществления многих
психических функций, поднимая их до уровня
ясного осознания и открывая возможности
произвольно регулировать и контролировать
психические процессы. В этом состоит
внутрииндивидуальная функция речи;
3) Речь представляет отдельному человеку
канал связи для получения информации
из общечеловеческого социально-исторического
опыта. В этом состоит общечеловеческая
функция речи.
Функции речи отражают ступени реального
процесса развития речи в онтогенезе.
Речь возникает первоначально как средство
общения в своей межиндивидуальной функции
и сразу же оказывает внутрииндивидуальный
эффект. Даже первые ранние вербализации
ребенка перестраивают его чувственный
опыт. Но все-таки внутрииндивидуальная
функция речи формируется несколько позже
межиндивидуальной: диалогическая речь
предшествует монологической.
Общечеловеческая функция (использование
письменной речи и чтение) реально оформляется
у детей в школьные годы. Ей предшествует овладение
устной речью ребенком на 2 году его жизни.
Каждая из трех функций речи в свою очередь
разделяется еще на ряд функций. Так, в
рамках коммуникативной межиндивидуальной
функции различаются функции сообщения
и побуждения, указания (индикативная)
и суждения (предикативная), а также эмоционально-выразительная.
В общечеловеческой функции выделяются
речь письменная и устная.
Коммуникативная функция речи является
исходной и основополагающей. Речь как
средство общения возникает на определенном
этапе общения, для целей общения и в условиях
общения. Ее возникновение и развитие
обусловлены, при прочих равных и благоприятных
условиях (нормальном мозге, органах слуха
и гортани), нуждами общения и общей жизнедеятельности
ребенка. Речь возникает как необходимое
и достаточное средство для решения тех
задач общения, которые встают перед ребенком
на определенном этапе его развития.
Речь автономная
детская. Один из ранних этапов развития
речи ребенка, переходный к овладению
речью взрослых. По своей форме "слова"
ее являются результатом искажения детьми
слов взрослых или их частями, повторенными
дважды (например, "коко" вместо "молоко",
"кика" вместо "киска" и пр.).
Характерными особенностями являются:
1) ситуативность, влекущая за собой неустойчивость
значений слов, их неопределенность и
многозначность;
2) своеобразный способ "обобщения",
основанный на субъективных чувственных
впечатлениях, а не на объективных признаках
или функциях предмета (например, одним
словом "кика" могут обозначаться
все мягкие и пушистые вещи - шуба, волосы,
плюшевый мишка, кошка);
3) отсутствие флексий и синтаксических
отношений между словами.
Автономная детская речь может принимать
более или менее развернутые формы и сохраняться
продолжительное время. Это нежелательное
явление задерживает не только формирование
речи (всех ее сторон), но и умственное
развитие в целом. Специальная речевая
работа с детьми, правильная речь окружающих
взрослых, исключающая "подстраивание"
под несовершенную речь ребенка, служат
средством профилактики и коррекции автономной
детской речи. Особенно развитые и затяжные
формы автономная детская речь может принимать
у близнецов или в замкнутых детских группах.
В этих случаях рекомендуется временное
разъединение детей.
Речь внутренняя. Беззвучная речь, скрытая вербализация,
возникающая в процессе мышления про себя.
Является производной формой внешней
(звуковой) речи. В наиболее отчетливой
форме представлена при решении различных
задач в уме, при мысленном планировании,
запоминании и пр. Посредством ее происходит
логическая переработка полученного опыта,
его осознание и понимание, дается самоинструкция
при выполнении произвольных действий,
осуществляются самоанализ и самооценка
своих поступков и переживаний.
Внутренняя речь является важным и универсальным
механизмом умственной деятельности человека.
По своему генезису возникает из эгоцентрической
речи - разговора дошкольника с самим собой
вслух во время игры или других занятий.
Постепенно этот разговор обеззвучивается,
синтаксически редуцируется, становится
все более сокращенным, идиоматическим,
с преобладанием глагольных форм. На пороге
школьного возраста эгоцентрическая речь
превращается во внутреннюю - речь для
себя и про себя.
Речь эгоцентрическая. Состоит в том, что ребенок раннего
и особенно дошкольного возраста, занимаясь
какой-либо деятельностью, сопровождает
свои действия речью вне зависимости от
присутствия собеседника.
Ж. Пиаже характеризовал ее как:
а) Речь в отсутствии собеседника (не направленную
на коммуникацию);
б) Речь со своей точки зрения без учета
позиции собеседника.
В настоящее время существует относительно
устоявшееся отделение эгоцентрической
речи. от "Речи для себя" (private speech) как другого феномена
речевого развития ребенка. Понятие эгоцентрической
речи связано с эгоцентрическим характером
интеллектуальной позиции ребенка, неспособного
учитывать точку зрения слушающего. "Речь
для себя" образуют высказывания, не
имеющие намеренной коммуникативной направленности,
не адресованные кому-либо и не предполагающие
знаков понимания со стороны слушающего.
"Речь для себя" полифункциональна:
в некоторых случаях может служить средством
непрямого обращения ко взрослому в целях
привлечения его внимания; основная ее
функция связана с регуляцией деятельности
самого ребенка - созданием плана отображения
в речи собственных действий, планирования
собственных действий. Роль "Речи для
себя" в психическом развитии ребенка
состоит в соотнесении формирующихся
значений слов с предметным содержанием
действий.
Развитие речи
Развитие речи проходит три этапа.
1. Довербальный - приходится на первый год жизни. В этот
период в ходе довербального общения с
окружающими складываются предпосылки
развития речи. Ребенок не умеет говорить.
Но складываются условия, обеспечивающие
овладение речью ребенком в последующем.
Такими условиями является формирование
избирательной восприимчивости к речи
окружающих - предпочтительное выделение
ее среди других звуков, а также более
тонкая дифференцировка речевых воздействий
по сравнению с другими звуками. Возникает
чувствительность к фонематическим характеристикам
звучащей речи. Довербальный этап развития
речи завершается пониманием ребенком
простейших высказываний взрослого, возникновением
пассивной речи.
2. Переход
ребенка к активной речи. Он приходится обычно на 2 год
жизни. Ребенок начинает произносить первые
слова и простейшие фразы, развивается
фонематический слух. Большое значение
для своевременного овладения ребенком
речью и для нормального темпа ее развития
на первом и втором этапах имеют условия
общения со взрослым: эмоциональный контакт
между взрослым и ребенком, деловое сотрудничество
между ними и насыщенность общения речевыми
элементами.
3. Совершенствование
речи как ведущего средства общения.
В ней все точнее отражаются намерения
говорящего, все точнее передается содержание
и общий контекст отражаемых событий.
Происходит расширение словаря, усложнение
грамматических конструкций, четче становится
произношение. Но лексическое и грамматическое
богатство речи у детей зависит от условий
их общения с окружающими людьми. Они усваивают
из слышимой ими речи только то, что необходимо
и достаточно для стоящих перед ними коммуникативных
задач.
Так, на 2-3 году жизни происходит интенсивное
накопление словаря, значения слов становятся
все более определенными. Ко 2 году дети
овладевают единственным и множественным
числом и некоторыми падежными окончаниями.
К концу 3 года ребенок владеет набором
примерно из 1000 слов, к 6-7 годам - из 3000-4000
слов.
К началу 3 года у детей формируется грамматический
строй речи. К концу дошкольного возраста
дети практически владеют почти всеми
законами словообразования и словоизменения.
Ситуативность речи (отрывочность и понятность
лишь в конкретных условиях, привязанность
к наличной ситуации) становится все менее
выраженной. Появляется связная контекстная
речь - развернутая и грамматически оформленная.
Однако элементы ситуативности еще долго
присутствуют в речи ребенка: она изобилует
указательными местоимениями, в ней много
нарушений связности. В школьные годы
ребенок переходит к сознательному овладению
речью в процессе обучения. Усваиваются
письменная речь, чтение. Это открывает
дополнительные возможности для дальнейшего
развития лексической, грамматической
и стилистической сторон речи - как устной,
так и письменной.