Развитие детской психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 11:47, реферат

Описание работы

Детская психология — наука о душе ребенка Психология — наука о душе. Уже в этом привычном для каждого психолога выражении кроется некоторый парадокс. Ведь наука нацелена на
получение четких, объективных, рациональных знаний о мире. Научное исследование предполагает строгое измерение, объективный анализ, не
зависимый от методов, которыми пользуется ученый, и однозначность

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 54.55 Кб (Скачать)

1.1Журнал «Наша Психология»  (ранее — журнал «Психология  на каждый день»)

«Школьный психолог», Издательский дом "Первое сентября"

«Вопросы психологии». Учредитель: Российская Академия образования.

«Детский психолог» Журнал издается в поддержку практических психологов, работающих в учреждениях образования. Адрес редакции: 344082, Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, 33. Ростовский педагогический университет, кафедра психологии.

1,2Михаил Петрович Драгоманов (1841-1895 гг) — по специальности историк — поднимал вопрос национального сознания, его развития и воспитания; подчеркивал необходимость строить школу согласно национального сознания народа, вести обучение на украинском языке.

София Федоровна Русова (1856-1940 гг) — во взглядах на процесс развития личности С. Русова исходит из мысли, что «каждый ребенок е продукт биологической и исторической эволюции». Источниками развития личности она считает наследие и окружение, из которого ребенок берет то, «к чему стремится его индивидуальность»

Кристина Даниловна Алчевская (1841-1920 гг), работая со взрослыми в воскресных школах Украины, разрабатывала важные и для современной детской психологии положения об активизации роли учащихся в восприятии учебного материала, которые были положены в основу созданной Х. Д. Алчевской методики литературных бесед по детально разработанной и контролируемой программе.

Юлиан Леопольд Охорович (1850-1917 гг) — приват-доцент психологии Львовского университета, много сделал для внедрения эксперимента в психологию; изучал вопрос магнетизма, гипнотизма, внушение. Среди важных для детской психологии работ Ю. Л. Охоровича следует вспомнить «Очерки теории наследственных явлений» (1870), «О формировании собственного характера» (1872), «Беседы и наблюдения в области физиологии, психологии, педагогики и естественных наук» (1906 ). Ю. Л. Охорович был психологом европейского уровня, членом психологических обществ Великобритании, Польше, Нью-Йорке, Берлине, но его творчество в Украине малоизвестная и начинает открываться только сейчас.

Павел Петрович Блонский (1884-1941 гг) и Густав Густавович Шпет (1879-1937 гг) — выпускники Киевского университета, посещали психологические семинары Челпанова, а впоследствии на его приглашение переехали в Москву. П. П. Блонский в 1924-1928 гг стал одним из ведущих теоретиков педологии как комплексной науки о развитии и воспитании человека. Разработал возрастную периодизацию на основе биологических признаков (развитие зубов, эндокринных желез, состав крови и т.п.)

 

Министерство  науки и образования молодежи и спорта Украины

Славянский  национальный педагогический университет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат на тему: «развитие детской психологии»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил  студент 

1курса отделения  «ПП»

Факультета  «ДОПП»

Пиндич Александр

 

Детская психология — наука о душе ребенка Психология — наука о душе. Уже в этом привычном для каждого психолога выражении кроется некоторый парадокс. Ведь наука нацелена на

получение четких, объективных, рациональных знаний о мире. Научное исследование предполагает строгое измерение, объективный анализ, не

зависимый от методов, которыми пользуется ученый, и однозначность

полученных  результатов. Это означает, что предмет  научного исследо-

вания должен быть измеряемым, объективным (то есть восприниматься

извне) и разложимым на составные части. Но такие методы невозможно

приложить к душе, поскольку ее нельзя увидеть, измерить и предста-

вить  как объект, совершенно не зависящий  от самого исследователя.

Душа  человека в принципе ненаблюдаема и неизмерима. В то же время

нельзя  усомниться в истинности и объективности  ее существования.

Каждый  человек знает о силе и реальности собственных желаний, вос-

поминаний, переживаний, страстей и многих других душевных явлений,

которые, несмотря на свою «невидимость», являются вполне объектив-

но  существующими и производят множество  вполне ощутимых и внеш-

не  воспринимаемых форм поведения и  изменений в окружающем пред-

метном мире. Можно с уверенностью сказать, что наши мысли, чувства,

отношения не менее реальны, чем другие объективно существующие

предметы  и процессы окружающего мира. Но первые существуют не

в окружающем, а во внутреннем, душевном мире человека и поэтому

требуют совершенно других методов и подходов, чем те, которые ис-

пользуются  в естественных науках, изучающих  явления внешнего мира

(физике, химии, биологии и др.). Конечно,  можно и человека рассмат-

ривать как предмет физики или биологии. При этом мы будем изучать

не  душевные явления, а строение и функционирование организма чело-

века. Психологию же интересуют именно внутренние, душевные явле-

ния, недоступные непосредственному наблюдению, но вполне реаль-

ные и чрезвычайно важные для жизни каждого человека. Очевидно, что

понять, выявить и изучить эти явления  чрезвычайно трудно.

Еще труднее изучать душу ребенка. Если о психической жизни взрос-

лого  человека мы можем говорить по своему внутреннему опыту, по Глава 1. Предмет и задачи детской психологии 9

анализу своих переживаний и состояний, то душу ребенка почувство-

вать и понять практически невозможно. В то же время нельзя сомне-

ваться, что уже самый маленький ребенок имеет свою внутреннюю

психическую жизнь: он чего-то хочет, из-за чего-то сильно расстраива-

ется, что-то придумывает, что-то говорит и пр. Все это мы без труда

можем наблюдать в поведении детей.

Но  наблюдать мы можем только внешние  проявления, только пове-

дение ребенка: его действия, выразительные движения, высказывания

и пр. Психолога же интересуют не сами по себе внешние проявления,

а скрытые за ними психические процессы, качества, состояния. Ведь

одни  и те же внешние действия могут  выражать совершенно разные

состояния. Одно дело, если малыш плачет, потому что ему больно, дру-

гое дело — плач от обиды, третье — если он плачет, потому что хочет

привлечь  к себе внимание взрослого, четвертое  — если у него не по-

лучается то, что он задумал, и т. д. Каждый раз одно и то же действие

(в  нашем случае плач) будет означать  совершенно разные переживания

ребенка. Выявить эти переживания, опираясь на их внешнее выраже-

ние, — главная и трудная задача детского психолога.

Это трудно потому, что ребенок не похож  на взрослого, у него все

по-другому. Долгое время ребенка рассматривали  как маленького

взрослого: он многого не знает, не умеет, не понимает. Он не может

контролировать  себя, не может решать поставленные задачи, рассуж-

дать, выполнять свои обещания и пр. Можно  еще долго перечислять,

чего  ребенок не может. Но если мы будем  рассматривать ребенка как

неразумного, недоразвитого взрослого, мы никогда  не поймем его от-

ношение к миру, его переживания и поступки. Ведь специфические

особенности ребенка заключаются не в том, что он хуже взрослого мыс-

лит и воспринимает мир, а в том, что  он качественно по-другому отно-

сится к окружающему и к самому себе. Можно перечислить многое, что

дети  могут делать лучше, чем взрослые. Они могут часами рисовать

картинки, придумывать воображаемые ситуации и превращаться в раз-

ных персонажей, страдать из-за судьбы незнакомого котенка, плакать

или визжать от радости от происходящего  на сцене и пр. Все это обыч-

но  недоступно взрослому человеку. Поэтому  важно искать не то, чего

дети  еще не могут, а то, чем они отличаются от взрослых, то есть специ-

фику их внутренней, душевной жизни.

Понятия роста и развития

Основная  специфическая особенность маленьких  детей заключается

в том, что они быстро меняются, находятся  в постоянном развитии. 10

Причем  чем младше ребенок, тем более  интенсивно происходит это

развитие. Он не только растет, но и развивается. Здесь мы должны раз-

личать два важнейших понятия детской психологии — понятия роста

и развития.

Рост  — это количественное изменение  или усовершенствование того,

что уже есть, какой-либо конкретной функции  или качества. Прибав-

ляется вес ребенка, увеличивается его рост, он осваивает все больше

действий  с предметами, больше слов и пр. Это  явления роста, то есть

количественного накопления. Если мы будем рассматривать  ребенка

как маленького взрослого, то весь его жизненный  путь сведется только

к количественным изменениям, то есть к  увеличению и усилению того,

что в нем изначально присутствует, и  ничего принципиально нового

при этом не образуется.

В отличие от этого, развитие характеризуется  качественными изме-

нениями, возникновением психических новообразований. Например, неделю

назад младенец вовсе не интересовался  игрушками и равнодушно сколь-

зил по ним взглядом, а сегодня тянется к ним и постоянно требует новые

предметы. Или раньше ребенок не обращал  внимания на оценки окру-

жающих, а теперь обижается на замечания и требует похвалы. Значит,

произошли какие-то качественные изменения в  его психической жизни

и в отношении к окружающему, возникло что-то новое, а старое отошло на

задний  план, то есть изменилась структура  его психических процессов.

Детство — период самого интенсивного человеческого  развития. Ни

в каком другом возрасте человек не проходит так много качественно

своеобразных  этапов своей жизни, как в раннем и дошкольном детстве.

За  первые 5–6 лет он превращается из совершенно беспомощного мла-

денца в достаточно сформированного человека со своими интересами,

чертами характера и взглядами на жизнь. Постоянное движение ребен-

ка  вперед, появление все новых форм его самостоятельности и самодея-

тельности дает факты, характеризующие детское развитие. Этими

фактами и оперирует детская психология.

Несмотря  на различия, которые, безусловно, существуют между деть-

ми  одного возраста, каждый этап детства  имеет свои специфические

особенности. Например, в 3–4 месяца все младенцы радуются взросло-

му, около года дети предпочитают играть с игрушками, а около двух лет

начинают  говорить и пр. Эти изменения носят  не случайный, а законо-

мерный  характер. Если у того или иного  ребенка они происходят иначе,

можно говорить об отклонениях в их психическом  развитии: отстава-

нии, опережении или деформации, которые всегда имеют свои причи-

ны. Выяснение закономерностей развития и объяснение его причин —

важнейшая задача детской психологии.

Часть I. Введение в детскую психологию 11

Все дети проходят в своем развитии определенные стадии, или этапы,

которые характеризуются специфическими особенностями  их психи-

ческой  жизни. Изучение закономерностей психического развития ребен-

ка  составляет основной предмет детской  психологии. Ее основная зада-

ча — описать и объяснить особенности психической жизни ребенка на

каждом возрастном этапе.

Поэтому детская психология является составной  частью возрастной

психологии, то есть науки, изучающей возрастные закономерности

психического  развития человека. Но если возрастная психология охва-

тывает все этапы жизни, включая зрелость и старость, то детская зани-

мается  только ранними возрастами (от 0 до 7 лет), когда развитие про-

исходит наиболее быстро и интенсивно.

Чем же определяется это развитие? Главный  вопрос, который здесь

возникает, — это вопрос об относительной  роли природных свойств

организма и человеческих условий воспитания ребенка.

Что дает ребенку природа?

Для ответа на этот вопрос следовало бы провести эксперимент, в кото-

ром дети с первых дней жизни растут в условиях изоляции от взрослых:

не  слышат их речи, не видят других людей, не пользуются обычными

для человека предметами. Если бы в таких  условиях дети развивались

примерно  так же, как и в окружении  людей, то психические способно-

сти ребенка можно было бы считать врожденными, заложенными са-

мой природой.

Понятно, что ни один ученый и ни один родитель не позволят про-

вести с человеческим ребенком такой рискованный  эксперимент. Од-

нако в истории человечества подобные опыты были. В частности, ши-

роко известны истории детей, выросших вне человеческого общества,

которые были найдены в логове животных и  «воспитаны» ими. Их на-

зывают «дети-Маугли» по аналогии с героем знаменитого романа Кип-

линга.

Так, например, в начале ХХ века индийский  ученый Рид Синх увидел, как

волчица выводит на прогулку своих волчат, среди которых оказались две

девочки — одна примерно шести, другая —  полутора лет. Синх увез дево-

чек с собой и попытался их воспитывать. Оказалось, что эти дети были

лишены  всех без исключения специфически человеческих форм поведе-

ния. Они передвигались на четырех конечностях, ели сырое мясо, вели

ночной  образ жизни, выли по ночам, пытались скрыться или огрызались

при виде людей. Словом, они значительно  больше были похожи на вол-

чат, чем на человеческих детей. Младшая  из них — Амала — умерла че-

рез год, не выдержав человеческих условий  жизни. Старшая — Камала —

Глава 1. Предмет и задачи детской психологии12

прожила до 15 лет. За девять лет ее удалось  с большим трудом обучить

Информация о работе Развитие детской психологии