Особенности развития детского голоса

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 05:10, контрольная работа

Описание работы

Рассмотрение развития и становления детского голоса с рождения, до пубертатного периода, во время и после него – очень сложная, многогранная и многоуровневая проблема, и для того чтобы разобраться в этом предмете необходимо досконально знать характерные анатомо-физиологические свойства голосового аппарата, потенциальные нарушения фонации у детей, способы их предупреждения и преодоления, возрастную физиологию и многие другие аспекты.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..…….............2
1.Периоды развития детского голоса и их особенности.….............................................3
2. Детский и подростковый певческий голос и его гигиена……………..……...……...9
3. Свойства нормального певческого звука, рабочий диапазон детского голоса…………..................................................................................................................13
4. Профилактика и охрана детского голоса....................................................................17
Заключение………………………………………………………………………..……...20
Список литературы………………………………………………………...……….........21

Работа содержит 1 файл

музыка.doc

— 108.50 Кб (Скачать)

План 

Введение……………………………………………………………………..…….............2

1.Периоды развития детского голоса и их особенности.….............................................3

2. Детский и подростковый певческий голос и его гигиена……………..……...……...9

3. Свойства нормального певческого звука, рабочий диапазон детского голоса…………..................................................................................................................13

4. Профилактика и охрана детского голоса....................................................................17

Заключение………………………………………………………………………..……...20

Список  литературы………………………………………………………...……….........21 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Введение 

  Актуальность  изучения проблемы развития детского голоса, профилактики его возможных  расстройств на разных возрастных этапах, сохранения сильного,  красивого, чистого, свободного звучания не вызывает сомнения.

  Многие  учёные, врачи-фониатры, вокальные педагоги, такие как Ю.С. Василенко, Т.Е. Шамшева, Л.Д. Работнов, И.И. Левидов, А.А. Егоров, М.С. Агин, З.И. Аникеева, К.А. Злобин, Л.А. Венгрус, В.С. Попов, М.А. Румер, Е.М. Малинина, В.А. Багадуров, В.Н. Шацкая, Н.Д. Орлова, Т.Н. Овчинникова, Л. А. Зарицкий, Д.Е. Огороднов, Л.Б. Дмитриев, В.П. Морозов,  Н. Ф. Лебедева и др. в разное время подробно разрабатывали и совершенствовали методы воспитания и обучения учащихся вокалу и хоровому пению, исследовали фонаторный аппарат человека, особенности его развития, тщательно изучали детский голос, специфику его постановки  и охраны в процессе музыкального воспитания.

  Эта тема невероятно важна, так как достаточно большое количество теоретического материала, написанного по данному  вопросу, в практике вокального обучения детей и подростков далеко не всегда учитывается и применяется.

  Рассмотрение  развития и становления детского голоса с рождения, до пубертатного периода, во время и после него – очень сложная, многогранная и многоуровневая проблема, и для того чтобы разобраться в этом предмете необходимо досконально знать характерные анатомо-физиологические свойства голосового аппарата, потенциальные нарушения фонации у детей, способы их предупреждения и преодоления, возрастную физиологию и многие другие аспекты. 
 
 
 

 

   1. Периоды развития детского голоса и их особенности 

  В развитии детского голоса можно выделить четыре периода: дошкольный (до 7 лет), домутационный (7 - 13 лет), мутационный (13 - 15 лет) и послемутационный (15 - 17 лет). В дошкольном периоде пение осуществляется только за счёт краевого натяжения голосовых складок в связи со слабостью гортанных мышц. В домутационном периоде, параллельно с анатомическим ростом органов и систем, участвующих в голосообразовании, происходит также изменение голоса, который каждые 2 – 3 года меняет свои качества. Из лёгкого, чистого, лишённого какой-либо насыщенности, с небольшим диапазоном звучания в 5 – 6 нот (в возрасте 6 – 8 лет) детский голос, постепенно развиваясь, меняет свои тембровые качества, обретая полноту звучания, насыщенность, металлический оттенок и другие вокальные качества [4; 123-124].

  Развитие  и строение отдельных органов голосового аппарата ребёнка имеет ряд особенностей, сказывающихся на их функциональных отправлениях.

  Развитие  любого органа голосового аппарата характеризуется  или двумя, или тремя степенями  роста: интенсивный, обычный и пониженный. Эти степени проявляются в различные периоды жизни ребёнка. Так, например, лёгкие более интенсивно развиваются только в течение двух месяцев после рождения, а далее примерно до периода полового созревания рост их идёт с обычной интенсивностью.

  Гортань новорожденных любого пола интенсивно растёт только в первый год жизни. У мальчиков это особенно заметно в первые 3 месяца, а так же на 8-м и 9-м месяцах первого года жизни.

  Носовая полость растёт интенсивно в течение  первых 6 месяцев жизни, так же как  и её придаточные пазухи и носоглотка. Далее придаточные пазухи носа до 3 лет, а носоглотка до 6 лет продолжают развиваться с обычной интенсивностью.

  Бронхи  и трахеи растут в течение всего  первого года жизни ребёнка.

  Следует сказать, что и другие органы голосового аппарата характеризуются также разными сроками окончания своего развития.

  Рост  большинства органов голосового аппарата протекает по двум стадиям  интенсивности (интенсивный и обычный), а рост гортани и носовой полости  тремя стадиями (интенсивный, обычный  и пониженный).

  Смена этих стадий в течение роста происходит неоднократно и может быть как  постепенной, так и скачкообразной  [3; 139 – 140].

  Диапазон  звучания в домутационном периоде  расширяется до 11 – 12 нот. В этот период дети поют чаще в головном (фальцетном) регистре за счёт натяжения голосовых складок при участии прямой части перстне-щитовидных мышц. Звучание фальцетного характера объясняется тем, что голосовые мышцы ещё не развиты и принимают небольшое участие в голосообразовании. Голосовые связки смыкаются неплотно, колебания их краевые. У низких голосов по мере развития голосовой мышцы к краевым колебаниям голосовых складок присоединяются колебания всех её слоёв [4; 124]. Собственно голосовая мышца в механизме фальцета не участвует. Она находится в стадии формирования.

  При стробоскопическом исследовании гортани  практически здоровых детей от 7 до 10 лет во время фонации наблюдаются  преимущественные колебания свободных  краёв при относительном покое  остальных частей голосовых связок. Колебания эти обычно небольшой амплитуды, равномерные, синхронные. Голосовая щель линейной формы. Такое состояние голосового аппарата указывает на использование фальцетной функции, свойственной детям этого возраста.

  Примерно  с 10 лет внутренняя щито-черпаловидная  мышца (голосовая) оформляется в самостоятельную и принимает активное участие при управлении голосовыми связками, таким образом, появляется другой механизм фонации (грудной), который вначале используется частично. У детей этого возраста при образовании звука преобладает так называемый микстовый смешанный механизм. В этом случае на нижних нотах диапазона начинает выявляться грудное звучание, на верхних – используется фальцетный регистр. Голосовые связки на нижних нотах полностью смыкаются, при переходе же к верхним остаётся узкая линейная щель, свойственная фальцету. Колебания в основном производятся всей массой истинных связок, и только при фальцетном звучании отмечаются преимущественные колебания их краёв. Вибрации связок должны быть при здоровом голосовом аппарате равномерными, средней амплитуды и синхронными. Следует сказать, что с этого возрастного периода внутренние голосовые мышцы, так же как и наружные мышцы гортани, являются главными в процессе управления голосовыми связками. В этом принимают большое участие и передние щитоперстневидные мышцы. Они регулируют просвет голосовой щели при фонации, изменяют качество звучания путём сокращения, натяжения голосовых связок в целом или их отдельных частей. Однако в этом акте в той или иной мере принимают участие и другие мышцы гортани, получая импульсы из центральной нервной системы в соответствии с тем или иным заданием.

  К этому же сроку (т. е. к 10 годам) заканчивается  оформление рецепторного аппарата гортани  со строго дифференцированными функциями [3; 141-142].

  Систематическая работа над развитием голосового аппарата ребёнка в домутационном периоде, при условии индивидуального подхода, обеспечивает эффективную и экономную деятельность систем, участвующих в процессе голосообразования [4; 130].

  В период мутации у мальчиков и  эволюции у девочек качество голоса резко меняется. Этот важный период развития голоса требует более подробного освещения.

  Мутация, как известно, явление физиологическое, обусловленное изменением функции  гортани и всего организма  в период полового созревания. Следовательно, мутация носит явно эндокринный характер и наблюдается в возрасте 13 – 15 лет.

  Мутационный период совпадает с появлением вторичных  половых признаков и характеризуется  быстрым и неравномерным ростом голосового аппарата у мальчиков. У  девочек в этот период гортань развивается замедленно. Согласно данным И. И. Левидова (1939), М. И. Фомичёва (1949) и результатам наблюдений, в голосе девочек происходит мало заметных изменений в процессе перехода его в голос взрослой женщины, т. е. происходит эволюция, а не мутация, как это отмечается у мальчиков. У девочек голос меняется постепенно, незаметно теряя свои детский качества. Е. М. Малинина (1953) считает, что эволюция голоса у девочек проявляется неустойчивостью интонации в сторону понижения (детонирование), охриплостью, напряжённостью корня языка, стремлением к сгущению голоса. Однако у девочек возможно выраженное изменение голоса. При этом усиливается рост гортани, голос становится низким, как у большинства мальчиков, иногда сиплым, бесцветным. Подобные нарушения голоса могут возникать за несколько дней до первой менструации.

  Изменения в голосовом аппарате у мальчиков  в период мутации сопровождаются понижением диапазона голоса почти  на октаву с изменением тембра. Характерно то, что у многих мальчиков дискант переходит в бас, а альт – в баритон или тенор. Функциональные изменения могут сопровождаться воспалительным процессом.

  Переход голоса у мальчиков из детского во взрослый мужской может длиться  от нескольких недель до 5 – 6 мес., а  иногда, при затянувшейся мутации, и несколько лет.

  Формы мутации могут быть разнообразными. При спокойном течении мутации  фонаторная функция может изменяться почти незаметно. Но чаще голос внезапно становится низким, басовым, что и  определяет его дальнейший характер [4; 124-125]. При остром течении мутации изменения в голосе (срывы, появление в голосе низких звуков басового тембра, внезапное соскакивание на фистулу и т. д.) наступают быстро и заметны не только для подростка, но и для всех окружающих. И, наконец, у некоторых из них может быть острейшая форма мутации, характеризующаяся внезапным наступлением резких изменений в голосовом аппарате и значительными нарушениями голосовой функции (голос становится грубым, хриплым, без каких-либо модуляций).

  Период  мутации можно делить на 3 стадии: 1) начальную, 2) основную – пиковую и 3) конечную.

  Начальная стадия характеризуется только некоторой  гиперемией истинных голосовых связок.

  Основная (пиковая) стадия характеризуется не только гиперемией истинных голосовых  связок, но и гиперемией слизистой оболочки всей гортани. Наступает более или менее заметное изменение в голосе как речевом, так и особенно в певческом. Эти изменения могут проявляться в форме небольшой хрипоты или резко огрубевшего голоса, быстро наступающей утомляемости, неожиданных срывов голоса, соскакивания звуков с высоких на низкие и наоборот и т. д.

  Конечная  стадия мутации характеризуется  тем, что на её протяжении закрепляются все элементы механизма звукообразования взрослого человека, благодаря чему после окончания данной стадии юноша оказывается обладателем голоса взрослого.

  Некоторые исследователи, кроме мутационного периода с его тремя стадиями, выделяют ещё два периода: предмутационный  и послемутационный.

  И. И. Левидов характерными признаками предмутационного периода, которые становятся заметными за 3 – 6 месяцев до появления ясно выраженной мутации, считает следующие:

  а) неосознанное стремление мальчика петь вокальные произведения в более  низкой тесситуре;

  б) ослабление желания петь, хотя до этого  времени мальчик всегда пел с большой охотой;

  в) выявляющаяся временами неустойчивость голоса. Последний то звучит так, как  это было недавно, то звучит недостаточно звонко, недостаточно ясно; иногда нарушается правильная интонация, и мальчик  то дистонирует, детонирует.

  Предмутационный период имеет своеобразную ларингостробоскопическую картину.

  Истинные  голосовые связки могут быть  или розоватыми, или нормальными  по цвету, но на них, как правило, обнаруживается слизь, наличие которой отягощает  связки, чем частично может объясняться склонность поющего мальчика к неточной интонации.

  Характерными  признаками послемутационного периода  являются относительно быстро наступающее  голосовое утомление, отсутствие стробоскопического комфорта, розоватость или лёгкое покраснение истинных голосовых связок даже по утрам, ещё до занятия вокалом.

  Послемутационный  период может продолжаться несколько  месяцев и даже больше [3; 148-150].

Информация о работе Особенности развития детского голоса