Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2011 в 21:24, курсовая работа
Объект исследования - эстетическое воспитание младших школьников.
Цель - выявление возможностей
искусства как средства эстетического
воспитания.
Гипотеза - эстетическое воспитание эффективно,
если использовать в учебной деятельности
средства искусства, а именно средства
изобразительного искусства, музыки,
литературы, архитектуры.
ВВЕДЕНИЕ 2
Глава I. Теоретические подходы к проблеме эстетического воспитания младших
школьников. 4
§1. Сущность эстетического воспитания. 4
§2. Особенности эстетического воспитания в младшем школьном возрасте 10
§3. Пути и средства эстетического воспитания младших школьников 13
Глава II. Искусство как средство эстетического воспитания 18
§1. Эстетическая сущность искусства 18
§ 2. Восприятие искусства младшими школьниками (по Б.Т. Лихачеву). 20
§3. Реализация эстетического воспитания средствами искусства на уроках
художественного цикла (литературы, музыки, изобразительного искусства)
24
Глава III. Экспериментальная работа по эстетическому воспитанию младших
школьников средствами искусства. 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
БИБЛИОГРАФИЯ 35
аргументации" (8; 120). Сравним с определением Д.Б. Лихачева. "Эстетическое
суждение - доказательная, обоснованная оценка явлений общественной жизни,
искусства, природы" (13; 20). На наш взгляд, эти определения аналогичны.
Таким образом, одна из составных этой задачи - сформировать такие качества
ребенка, которые позволили бы ему дать самостоятельную с учетом возрастных
возможностей, критическую оценку любому произведению, высказать суждение по
поводу него и своего собственного психического состояния.
Третья задача эстетического воспитания связана с формированием у
каждого воспитуемого эстетической творческой способности. Главное состоит в
том, чтобы "воспитать, развить такие качества, потребности и способности
личности, которые превращают индивида в активного созидателя, творца
эстетических ценностей, позволяют ему не только наслаждаться красотой мира,
но и преобразовывать
его
"по законам красоты" (26; 60).
Суть этой задачи заключается в том, что ребенок должен не только знать
прекрасное, уметь им любоваться и оценивать, а он еще должен и сам активно
участвовать в создании прекрасного в искусстве, жизни, труде, поведении,
отношениях. А.В. Луначарский подчеркивал, что человек научается всесторонне
понимать красоту лишь тогда, когда сам принимает участие в ее творческом
создании в искусстве, труде, общественной жизни.
Рассмотренные нами задачи частично отражают сущность эстетического
воспитания, однако, мы рассмотрели лишь педагогические подходы к этой
проблеме.
Помимо педагогических
состоит в том, что в процессе эстетического воспитания у ребенка
формируется эстетическое сознание. Эстетическое сознание педагоги и
психологи подразделяют на ряд категорий, которые отражают психологическую
сущность эстетического воспитания и позволяют судить о степени эстетической
культуры человека. Большинство исследователей выделяют следующие категории:
эстетического восприятия, эстетического вкуса, эстетического идеала,
эстетической оценки. Д.Б. Лихачев выделяет также эстетическое чувство,
эстетическую потребность и эстетическое суждение (13; 51). Эстетическое
суждение выделяет также и профессор, доктор философских наук Г.З. Апресян
(3; 26). О таких категориях как эстетическая оценка, суждение, переживание
мы упоминали ранее.
Наряду с ними важнейшим элементом эстетического сознания является
эстетическое восприятие. Восприятие - начальный этап общения с искусством и
красотой действительности. От его полноты, яркости, глубины зависят все
последующие эстетические переживания, формирование художественно-
эстетических идеалов и вкусов. Д.Б. Лихачев эстетическое восприятие
характеризует, как: "способность человека вычленять в явлениях
действительности и искусства процессы, свойства, качества, пробуждающие
эстетические чувства" (13; 51). Только так возможно полноценное освоение
эстетического явления, его содержания, формы. Это требует развития у
ребенка способности тонкого различения формы, цвета, оценки композиции,
музыкального слуха, различения тональности, оттенков звука и других
особенностей эмоционально-
есть начало эстетического отношения к миру.
Эстетические явления
людьми, способны порождать богатый эмоциональный отклик. Эмоциональный
отклик, по мнению Д.Б. Лихачева, является основой эстетического чувства.
Оно представляет собой "социально-обусловленное субъективное эмоциональное
переживание, рожденное оценочным отношением человека к эстетическому
явлению или предмету"
(13; 20).
В зависимости от содержания, яркости эстетические явления способны
возбуждать в человеке чувства духовного наслаждения или отвращения,
возвышенные переживания
или ужас, страх или смех.
Д.Б. Лихачев отмечает, что, испытывая такие эмоции неоднократно, в человеке
формируется эстетическая потребность, которая представляет собой
"устойчивую нужду в общении с художественно-эстетическими ценностями,
вызывающими глубокие переживания" (13; 20).
Центральным звеном
"Эстетический идеал - представление человека о совершенной красоте явлений
материального, духовно-интеллектуального, нравственного и художественного
мира" (17; 12). То есть,
это представление о
обществе, человеке, труде и искусстве. Н.А. Кушаев отмечает, что для
школьного возраста характерна неустойчивость представлений об эстетическом
идеале. "Школьник способен ответить на вопрос, какое произведение того или
иного искусства больше всего нравится ему. Он называет книги, картины,
музыкальные произведения. Эти произведения являются показателем его
художественного или эстетического вкуса, даже дают ключ к пониманию его
идеалов, но не являются конкретными примерами, характеризующими идеал" (17;
12). Возможно, причина этого в недостатке жизненного опыта ребенка,
недостаточными знаниями в области литературы и искусства, что ограничивает
возможности формирования идеала.
Еще одна категория эстетического воспитания - сложное социально-
психологическое образование - эстетический вкус. А.И. Буров определяет его,
как "относительно устойчивое свойство личности, в котором закреплены нормы,
предпочтения, служащие личным критерием для эстетической оценки предметов
или явлений" (28; 20). Д.Б. Неменский определяет эстетический вкус, как
"невосприимчивость к художественным суррогатам" и "жажду общения с
подлинным искусством". Но нам более импонирует определение данное А.К.
Дремовым. "Эстетический вкус - это способность непосредственно, по
впечатлению, без особого анализа чувствовать, отличать подлинно прекрасное,
подлинные эстетические достоинства явлений природы, общественной жизни и
искусства" (7; 56). "Эстетический вкус формируется у человека в течение
многих лет, в период становления личности. В младшем же школьном возрасте о
нем говорить не приходится. Однако это ни в коей мере не означает, что
эстетические вкусы не следует воспитывать в младшем школьном возрасте.
Напротив, эстетическая информация в детском возрасте служит основой
будущего вкуса человека" (28; 22). В школе ребенок имеет возможность
систематически знакомиться с явлениями искусства. Учителю не доставляет
трудности акцентировать внимание учащегося на эстетических качествах
явлений жизни и искусства. Таким образом, постепенно у учащегося
развивается комплекс представлений, характеризующих его личные
предпочтения, симпатии.
Общий вывод этого параграфа можно представить следующим образом. Вся
система эстетического воспитания нацелена на общее развитие ребенка как в
эстетическом плане, так и в духовном, нравственном и интеллектуальном. Это
достигается путем решения следующих задач: овладения ребенком знаниями
художественно-эстетической культуры, развития способности к художественно-
эстетическому творчеству и развития эстетических психологических качеств
человека, которые выражены эстетическим восприятием, чувством, оценкой,
вкусом и другими
психическими категориями эстетического
воспитания.
§2. Особенности
эстетического воспитания в
В этом параграфе предметом рассмотрения станут те возрастные
особенности, которые присущи младшему школьнику и которые следует учитывать
при его эстетическом воспитании.
Мы уже отметили, что очень трудно формировать эстетические идеалы,
художественный вкус, когда человеческая личность уже сложилась.
Эстетическое развитие личности начинается в раннем детстве. Чтобы взрослый
человек стал духовно богатым, надо обратить особое внимание на эстетическое
воспитание детей дошкольного и младшего школьного возраста. Б.Т. Лихачев
пишет: "Период дошкольного и младшего школьного детства является едва ли не
самым решающим с точки зрения эстетического воспитания и формирования
нравственно-эстетического отношения к жизни". Автор подчеркивает, что
именно в этом возрасте осуществляется наиболее интенсивное формирование
отношений к миру, которые постепенно превращаются в свойства личности (13;
35). Сущностные
нравственно-эстетические
раннем периоде детства и сохраняются в более или менее неизменном виде на
всю жизнь.
Нельзя или, по крайней мере, чрезвычайно трудно научить юношу,
взрослого человека доверию к людям, если его в детстве часто обманывали.
Трудно быть доброму тому, кто в детстве не приобщился к сочувствию, не
пережил детскую непосредственную и потому неизгладимо сильную радость от
доброты к другому человеку. Нельзя вдруг во взрослой жизни стать
мужественным, если в дошкольном и младшем школьном возрасте так и не
научился решительно высказывать свое мнение и смело поступать.
Конечно, течение жизни что-то меняет и вносит свои коррективы. Но
именно в дошкольном и младшем школьном возрасте эстетическое воспитание
является основой всей дальнейшей воспитательной работы.
Одной из особенностей младшего школьного возраста является приход
ребенка в школу. У него появляется новый ведущий вид деятельности - учеба.
Главным человеком для ребенка становится учитель. «Для ребят в начальной
Информация о работе Эстетическое воспитание младших школьников средствами искусства