Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2011 в 21:24, курсовая работа
Объект исследования - эстетическое воспитание младших школьников.
Цель - выявление возможностей
искусства как средства эстетического
воспитания.
Гипотеза - эстетическое воспитание эффективно,
если использовать в учебной деятельности
средства искусства, а именно средства
изобразительного искусства, музыки,
литературы, архитектуры.
ВВЕДЕНИЕ 2
Глава I. Теоретические подходы к проблеме эстетического воспитания младших
школьников. 4
§1. Сущность эстетического воспитания. 4
§2. Особенности эстетического воспитания в младшем школьном возрасте 10
§3. Пути и средства эстетического воспитания младших школьников 13
Глава II. Искусство как средство эстетического воспитания 18
§1. Эстетическая сущность искусства 18
§ 2. Восприятие искусства младшими школьниками (по Б.Т. Лихачеву). 20
§3. Реализация эстетического воспитания средствами искусства на уроках
художественного цикла (литературы, музыки, изобразительного искусства)
24
Глава III. Экспериментальная работа по эстетическому воспитанию младших
школьников средствами искусства. 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
БИБЛИОГРАФИЯ 35
и развивает свои психические силы: воображение, мышление, речь. Развитие
навыков чтения, способности эстетического восприятия, аналитического и
критического мышления — решающие средства наиболее эффективного достижения
воспитательной цели.
«Художественная литература —
органическая часть искусства
общественного сознания и выражения эстетического отношения человека к
действительности» (17; 100). Она связана со всеми видами искусства,
составляет основу многих из них, дала жизнь таким искусствам, как театр и
кино, ее широко использует изобразительное искусство и хореография. Процесс
восприятия и постижения подлинного литературного произведения доставляет
читателю эстетическое наслаждение, влияет на духовный мир личности,
формирование ее потребностей, мотивов поведения, способствует развитию ее
мыслительных процессов, расширяет кругозор человека, углубляет его
познания.
Литература обеспечивает и собственно литературное развитие. Оно
означает хорошее знание основных художественных произведений, умение
применять законы общественной жизни к анализу литературных явлений. Это
умение особенно потребуется школьнику в жизни, когда возникнет
необходимость самостоятельно дать оценку любому художественному
произведению, защитить свою позицию, убедить других в своей правоте. Школа
развивает подлинный художественный вкус, учит глубокому анализу
произведений искусства с позиций эстетики.
Велика роль литературы в
Чем бы они ни увлекались, интерес к литературе для большинства остается
постоянным. Чтение не только обогащает духовную жизнь. Оно создает ничем не
заменимую разрядку. Психика человека испытывает немалые перегрузки.
Литература вводит его в новый мир. Он переживает эмоциональное напряжение,
отличное от обычного жизненного, и отдыхает, наслаждаясь игрой творческого
воображения.
Другой важнейший предмет
Известный детский композитор и автор программы по музыке Д.Б. Кабалевский
особо отмечает важность этого предмета: «Музыка – искусство, обладающее
большой силой эмоционального воздействия на человека… и именно поэтому она
может играть громадную роль в воспитании духовного мира детей и юношества»
(7). Он включает в себя музыку, хоровое исполнение как искусство, элементы
теории, истории музыки, музыковедение как часть искусствознания. В
содержание предмета «Музыка» введено восприятие звучащей музыки и хоровое
исполнение, усвоение нотной грамоты и элементов музыковедения, овладение
навыками игры на простейших музыкальных инструментах и развитие способности
к музыкальной импровизации. Другой известный педагог Ю.Б. Алиев пишет:
«Урок музыки дает осознание радости музыкального творчества, формирует
чувство сопричастности к прекрасному, способность наслаждаться тем
нравственно-эстетическим содержанием, которое вложено композитором или
народом в произведение музыки» (17; 154).
Ведущей задачей на уроке на уроке музыки, отмечают Л.Г. Дмитриева и
Н.М. Черноиваненко, авторы учебника «Методика музыкального воспитания в
школе», - является «формирование слушательской музыкальной культуры
учащихся, потому что сегодняшний ученик в будущем непременно слушатель,
проявляющий свои интересы и вкусы. Именно от сформированности слушательской
музыкальной культуры зависит, будет ли человек сам совершенствовать свой
внутренний мир при общении с искусством либо нет, воспринимая только чисто
развлекательную музыку» (7; 11).
Другие авторы отмечают, что ведущее значение должно придаваться
хоровому исполнению, так как «…имеющее давние и глубокие народные традиции,
хоровое пение развивает не только музыкальные способности, но и качества
характера, мировоззрение, художественный вкус, эстетическое чувство» (17;
114). Очевидно, что на уроке нужно стремиться к оптимальному сочетанию всех
элементов музыкального воспитания.
Таким образом, в предмете «Музыка» выдвигаются единые эстетические
задачи музыкального образования и воспитания школьников. Все преподавание
нацелено на такое музыкальное воспитание, которое обеспечивает развитие
духовного богатства личности учащихся, нравственно-эстетический характер их
деятельности, побуждений, взглядов, убеждений, а также накапливанию знаний,
умений и навыков
во всех видах музыкальной
Наконец, третий учебный предмет художественного цикла в школе —
«Изобразительное искусство». Следует иметь ввиду, что этот предмет знакомит
учащихся не только с живописью, графикой и скульптурой, составляющими
группу изобразительных искусств, но также с архитектурой и декоративным
искусством. Среди существующих искусств пять перечисленных занимают особое
место. «Произведения изо, декоративного искусства, архитектуры зримы,
вещны, они создают эстетическую среду, окружающую человека дома, на работе,
в общественных местах. Это городские архитектурные ансамбли, парки,
интерьеры, монументальные произведения живописи и скульптуры, предметы
декоративного искусства, технические сооружения, которые воздействуют на
человека повседневно, независимо от наличия у него эстетических
потребностей» (28; 146).
В содержание предмета «Изобразительное искусство» вводится
одновременно восприятие и изучение произведений изобразительного искусства,
освоение изобразительной грамоты, развитие творческого отношения к
действительности и детское художественное творчество.
Занятия изобразительным искусством развивают умение видеть,
наблюдать, дифференцировать, анализировать и классифицировать эстетические
явления действительности. Они формируют эстетическое чувство, умение
любоваться красотой реальной действительности и произведений искусства. Они
делают человека художником.
Изобразительное искусство
умение творчески и эстетически подходить к решению жизненных задач.
Программа формулирует
искусства: развитие понимания явлений окружающей действительности;
формирование практических навыков художественной деятельности;
систематическое и целенаправленное развитие зрительного восприятия, чувства
цвета, композиционной культуры, пространственного мышления, фантазии,
зрительного воображения и комбинаторики, умение выражать в отчетливых
образах решение творческих задач (иллюстрации, конструирование); воспитание
активного эстетического отношения к действительности и искусству, умения
практически применять художественные способности в процессе трудовой,
учебной и общественной деятельности (9).
Таким образом, главная цель изобразительного искусства в школе -
духовно обогатить ребенка, научить проникновению в эстетическую сущность
произведения искусства.
Между тем, урок - это не единственная форма знакомства детей с
искусством. Именно внеклассная и внешкольная работа дают детям реальную
возможность познакомиться с искусством шире. Там же они знакомятся и с
такими видами искусства как кино и театр.
Особенность этих видов искусства заключается в эмоциональном
воздействии на ребенка. Зритель непосредственно испытывает радость
сопереживания, невольно чувствует себя соучастником событий и конфликтов,
происходящих на сцене. «Своеобразие эстетического воздействия театра, -
отмечает А.И. Буров, - обусловлено коллективным характером восприятия» (28;
225). Н.В. Гоголь писал: «В театре толпа ни в чем несходная между собой,
разбитая по единицам, может вдруг потрястись одним потрясением, зарыдать
одними слезами и засмеяться одним всеобщим смехом» (5; 113).
Театр – синтез многих искусств, объединенных в гармоничное целое.
Театр воздействует не только словом, особым эмоциональным состоянием
актера, но и пластикой движения, музыкой, светом, цветом, художественным
оформлением сцены. А сопереживание зрительного зала и сцены, сопереживания
зрителей между собой только усиливает эмоциональное воздействие
театрального зрелища. В совокупности всех своих средств театр обладает
мощным механизмом воздействия на любую личность, в том числе и ребенка,
развивая его нравственно, духовно и, конечно, эстетически.
Таким образом, учитывая
что именно программы
по предметам художественного
задачи эстетического развития ребенка, можно сделать вывод, что в рамках
школьной программы искусство является основным средством эстетического
воспитания. Эта мысль также отмечается в работах Б.М. Неменского, Б.Т.
Лихачева, А.И. Бурова
и других педагогов по эстетическому
воспитанию.
Глава III.
Экспериментальная работа по
эстетическому воспитанию
школьников средствами
Выводом теоретической части
искусство является основным средством эстетического воспитания. В данной
главе мы представим исследование, проведенное нами с целью выявления
возможностей искусства в эстетическом воспитании младших школьников на
практике.
При разработке методики
Информация о работе Эстетическое воспитание младших школьников средствами искусства