Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2011 в 21:24, курсовая работа
Объект исследования - эстетическое воспитание младших школьников.
Цель - выявление возможностей
искусства как средства эстетического
воспитания.
Гипотеза - эстетическое воспитание эффективно,
если использовать в учебной деятельности
средства искусства, а именно средства
изобразительного искусства, музыки,
литературы, архитектуры.
ВВЕДЕНИЕ 2
Глава I. Теоретические подходы к проблеме эстетического воспитания младших
школьников. 4
§1. Сущность эстетического воспитания. 4
§2. Особенности эстетического воспитания в младшем школьном возрасте 10
§3. Пути и средства эстетического воспитания младших школьников 13
Глава II. Искусство как средство эстетического воспитания 18
§1. Эстетическая сущность искусства 18
§ 2. Восприятие искусства младшими школьниками (по Б.Т. Лихачеву). 20
§3. Реализация эстетического воспитания средствами искусства на уроках
художественного цикла (литературы, музыки, изобразительного искусства)
24
Глава III. Экспериментальная работа по эстетическому воспитанию младших
школьников средствами искусства. 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
БИБЛИОГРАФИЯ 35
жизненных ситуациях.
Второй этап постижения
Лихачев характеризует, как организацию процесса "получения учителем
обратной информации о глубине первичного усвоения учащимися материала и
одновременно активностью духовного переживания детьми воздействия
искусства" (13; 131). Сущность этого этапа заключается в том, что учителя
предоставляют ребятам возможность творческого воспроизведения
художественного произведения или его частей в собственной деятельности,
чтобы выяснить стало ли произведение искусства духовным достоянием
школьника.
Он утверждает, что при изучении литературы ничто так не
свидетельствует о степени интереса ребенка и глубине первичного восприятия,
как чтение им наизусть стихов, отрывков прозы, выразительность и
эмоциональность этого чтения. Пренебрежение к заучиванию не только
ослабляет память детей, но и, главное, обедняет их духовно. На этом этапе
работы по восприятию художественного произведения огромную роль он отводит
таким видам творческой деятельности, как сочинения с самостоятельными
оценками и анализом и проведение свободных творческих обсуждений и
дискуссий.
На уроках изобразительного искусства и музыки в качестве
дополнительного задания Д.Б. Лихачев советует использовать словесное
описание сюжета, основной идеи, оценку композиции, средств художественной
выразительности.
На уроках литературы и музыки такими дополнительными заданиями могут
быть изображения в рисунках литературных и музыкальных образов. Наконец, на
уроках литературы и изобразительного искусства могут даваться творческие
задания по подбору музыкального материала, созвучного основным идеям
произведения искусства слова или визуального образа.
Если
учащиеся владеют
задание импровизировать на ту или иную тему. Все это в комплексе решает
важнейшую педагогическую задачу: "осуществление в единстве глубокого и
всестороннего усвоения детьми идеи и художественных образов произведения,
получение учителем обратной информации о глубине усвоения учащимися
материала, развитие интеллектуальных и художественных способностей детей"
(13; 131).
И третий этап освоения произведения искусства школьниками, который
выделяет педагог, можно характеризовать как этап научного постижения
художественной деятельности. "После того, как в сознании ребенка воссоздана
художественная картина жизни во всей сложности, противоречивости и
многообразии образов, возникает необходимость ее научного анализа.
Благодаря глубокому проникновению учащихся в идейно-художественную сущность
произведения искусства становится возможным его использование для глубокого
познания жизни, формирования мировоззрения, воспитания нравственности" (13;
131).
В качестве главных методов на этом этапе выступают методы
теоретического художественного и научного анализа. Постижение ребенком
произведения искусства с помощью анализа, по мнению автора, можно
организовать двумя путями.
Первый
состоит в том, чтобы
теоретического осмысления художественного явления. В различных формах ему
даются задания: написать рецензию, подготовить доклад, выступить в ходе
обсуждения, составить критический обзор, вскрыть основную идею
произведения, описать сюжетную линию, показать основные черты героев и дать
оценку их действий. В задания включаются требования выделить основные
художественные приемы, которыми пользуется художник, оценить своеобразие
его индивидуального дарования, манеру его письма, стиля изложения,
особенностей видения мира и человека.
"Конечно, сам школьник не всегда сможет разобраться в сложных
теоретических вопросах, даже если воспользуется консультацией и справочной
литературой. Однако педагогические выгоды именно такого начала анализа
художественного произведения состоят в том, что ребенок знакомится с
широким кругом вопросов, осознает, как много нужно работать, чтобы
проникнуть в тайну произведения искусства. У него возникнет и разовьется
интерес и желание глубокого творческого освоения искусства" (13; 135).
Второй
путь научного постижения
том, чтобы школьник приступил к творческому освоению литературно-
художественной критики. "Задача литературно-художественной критики —
помогать читателю, зрителю, слушателю в постижении результатов
художественного творчества. Литературно-художественная критика призвана
сыграть ведущую роль в формировании идейно-эстетических идеалов школьников.
Критический материал должен широко привлекаться к учебному процессу, стать
его органической частью. Важно, чтобы имена и идеи критиков стали известны
школьникам так же хорошо, как имена композиторов, поэтов, писателей,
режиссеров и актеров. Это позволит более эффективно использовать
воспитательный потенциал критики, поставить процесс анализа художественного
произведения на подлинно научную основу. Такой подход к делу даст
возможность учащемуся сопоставить свои оценки, суждения с научно-
аналитическими выводами специалистов, увидеть свои недостатки, принять
оценки критика или полемизировать с ним" (13; 135).
Третий
этап восприятия
но на мой взгляд, его очень сложно осуществить в начальных классах, ввиду
ограниченности знаний и развития аналитической деятельности младших
школьников. Психологически важно, чтобы педагог, давая самостоятельные
творческие задания, организовал их тщательный учет и разбор.
На основе первых трех этапов, Борис Тихонович предлагает осуществить
четвертый, этап повторного и вместе с тем нового, на более глубоком уровне
восприятия и понимания идей и художественных образов, освоения произведений
искусства. "Именно на этом этапе происходит глубоко индивидуальный
внутренний процесс превращения художественных образов и идей произведения в
духовное достояние личности, в орудие мышления и оценки действительности, в
средство духовного общения с другими людьми" (13; 136).
"Художник с помощью создаваемых им образов видит в жизни важное,
существенное, значительное и умеет ярко, образно показать это невидимое,
вместе с тем важное всем. Это постижение уже открытого художником - сложный
и многоступенчатый процесс. Глубоко понять его сущность, умело отобрать
произведения искусства для постижения их детьми, учесть в связи со
спецификой искусства специфику форм и методов учебной работы в школе — все
это необходимо для повышения идейно-эстетического воспитательного влияния
литературы и
искусства на детей" (15; 14).
§3. Реализация эстетического
на уроках художественного
(литературы, музыки, изобразительного
искусства)
В школе
встреча детей с
на уроках художественного цикла (литературе, музыке, изобразительном
искусстве). Эти же предметы и являются основными в системе эстетического
воспитания. Они играют решающую роль в формировании у детей эстетических
идеалов, их художественного вкуса, эстетического отношения к
действительности и искусству.
В своей сущности предметы художественного цикла, именно как предметы
школьного обучения, являются собирательными, обобщающими, интегративными,
комплексными. Они представляют собой сложное единство самого искусства, его
теории и истории,
навыков практического
В школе преподают не
искусство, как таковые, а учебные предметы по искусству, решающие задачи
всестороннего развития и воспитания школьников, объединяющие в себе
элементы собственно искусства, науки о нем и навыки практической
деятельности.
Литература включает в себя
искусство художественного
литературы, науку о литературе - литературоведение и навыки литературной
художественно-творческой деятельности.
Музыка как интегративный
собственно музыкальных произведений, историю, теорию музыки, а также
простейшие навыки исполнительства в области пения и игры на музыкальных
инструментах.
Изобразительное искусство как
комплексный предмет
самих художественных произведений, элементы искусствознания, теории
изобразительной деятельности, освоение навыков практического изображения,
изобразительной
грамоты и творческого
Рассмотрим воспитательно-образовательные
элементов, составляющих содержание школьного учебного предмета по
искусству.
Основным и главным элементом литературы как учебного предмета
является, конечно, само искусство — произведения художественного слова. В
процессе занятий литературой ребенок совершенствует и навыки чтения, учится
эстетическому освоению художественных произведений, усваивает их содержание
Информация о работе Эстетическое воспитание младших школьников средствами искусства