Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2011 в 21:24, курсовая работа
Объект исследования - эстетическое воспитание младших школьников.
Цель - выявление возможностей
искусства как средства эстетического
воспитания.
Гипотеза - эстетическое воспитание эффективно,
если использовать в учебной деятельности
средства искусства, а именно средства
изобразительного искусства, музыки,
литературы, архитектуры.
ВВЕДЕНИЕ 2
Глава I. Теоретические подходы к проблеме эстетического воспитания младших
школьников. 4
§1. Сущность эстетического воспитания. 4
§2. Особенности эстетического воспитания в младшем школьном возрасте 10
§3. Пути и средства эстетического воспитания младших школьников 13
Глава II. Искусство как средство эстетического воспитания 18
§1. Эстетическая сущность искусства 18
§ 2. Восприятие искусства младшими школьниками (по Б.Т. Лихачеву). 20
§3. Реализация эстетического воспитания средствами искусства на уроках
художественного цикла (литературы, музыки, изобразительного искусства)
24
Глава III. Экспериментальная работа по эстетическому воспитанию младших
школьников средствами искусства. 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
БИБЛИОГРАФИЯ 35
Перед уроком детям было
темы по искусству. Желающих было множество – все темы оказались разобраны.
Кроме того, мы попросили принести картинки с интересными архитектурными
сооружениями. Этими заданиями мы обеспечили самостоятельную поисковую
работу учеников.
За несколько дней до урока
оформили класс. На стены
открытки, принесенные учениками. Ребята имели возможность заранее их
рассмотреть.
Урок проходил в форме «
дополнительный эмоциональный настрой.
Деятельность на уроке была
весьма разнообразной: дети
рассматривали картины, выступали с докладами, слушали друг друга,
участвовали в обсуждении задаваемых вопросов. Скучать было некогда.
Урок прошел на высокой эмоциональной ноте. Когда прозвенел звонок
никто не спешил расходиться, настолько все были увлечены уроком.
Впоследствии этот настрой сохранился на весь день. А это самый главный
результат. Как мы уже отмечали выше, именно эмоциональные реакции и
состояния ребенка являются критерием действенности эстетического
воспитания. Показатель действенности этого урока был действительно высок.
Картины и открытки (нашу «экспозицию») мы оставили висеть еще на
неделю, чтобы ребята, получив о них новую информацию, смогли еще раз
посмотреть, увидеть уже в знакомых картинах что-то новое. Ребята, как мы и
рассчитывали подходили и с новым интересом рассматривали картины, приходили
даже дети из других классов. Результаты этого урока проявили себя и
позднее. Когда в курсе истории класс проходил тему «Искусство Руси», ребята
блестяще показали знания, которые усвоили с урока по искусству.
Результативность этого урока несомненна: средства искусства
действительно могут оказывать на младшего школьника свое неограниченное
воздействие. Правильно организованный, нацеленный на ребенка урок, вызывает
неподдельный интерес и отклик в каждом ученике. Эмоционально насыщенный
материал оставляет глубокий отпечаток в душе ребенка, который в будущем
станет основой становления эстетического вкуса, идеала, отношения,
переживания, а со временем эстетическое чувство к искусству отложит свой
отпечаток и на отношении к жизни, действительности. С эстетическим
развитием происходит и духовное развитие человека. То, что сегодня ребенок
воспринимает эмоционально, завтра перерастет в осознанное отношение и к
искусству и к жизни.
Таким образом, средства
их ученику действительно способствуют его эстетическому, интеллектуальному
и духовному развитию.
Проблема эстетического воспитания довольно полно разработана в
отечественной и зарубежной литературе. Это позволило нам провести
тщательный анализ литературы по этой проблеме и сделать следующие выводы.
Эстетическое воспитание действительно занимает важное место во всей системе
учебно-воспитательного процесса, так как за ним стоит не только развитие
эстетических качеств человека, но и всей личности в целом: ее сущностных
сил, духовных потребностей, нравственных идеалов, личных и общественных
представлений, мировоззрения.
Все эти качества в человеке
развиваются под
факторов. Воспитательное значение имеет и природа, и труд, и окружающая нас
действительность: быт, семья, межличностные отношения, - все, что может
быть прекрасным. Как основной носитель прекрасного, искусство также
является средством эстетического воспитания.
Воздействие эстетических
проходить как целенаправленно, так и спонтанно. В этом процессе огромную
роль играет школа. В учебном плане закреплены такие предметы как
изобразительное искусство, музыка, литература, основой которых является
искусство. Это не случайно. Анализируя литературу, мы сделали вывод, что
искусство является основным средством эстетического воспитания.
Исследование показало, что и познавательный интерес к искусству у младших
школьников довольно велик, а наличие интереса - это первое из условий
успешного воспитания. Кроме того, материал по искусству обладает большим
эмоциональным потенциалом, будь то музыкальное произведение, литературное
или художественное. Именно сила эмоционального воздействия является путем
проникновения в детское сознание, и средством формирования эстетических
качеств личности.
Таким образом, наша гипотеза, заявленная в начале работы,
подтвердилась. Действительно, средства искусства, используемые в учебно-
воспитательном процессе, являются эффективным средством эстетического
воспитания младших школьников. Опытные педагоги, зная это, способны
посредством искусства воспитать подлинные эстетические качества личности:
вкус, способность оценивать, понимать и творить прекрасное. Однако, на
практике мы столкнулись с тем, что учителя мало пользуются искусством в
целях эстетического развития ребенка, уделяя больше времени и сил развитию
практических навыков. Это недопустимо, так как без ориентации на подлинные
духовные и художественные ценности, эстетическое воспитание и развитие
личности будет неполноценным. На наш взгляд, реализуя полноценное
эстетическое воспитание ребенка в младшем школьном возрасте, учитель
обеспечивает в
будущем становление такой
себе духовное богатство, истинные эстетические качества, нравственную
чистоту и высокий интеллектуальный потенциал.
Вот те выводы, к которым мы
пришли в ходе нашей работы.
Информация о работе Эстетическое воспитание младших школьников средствами искусства