Исследовательская работа по эстетическому воспитанию младших школьников средствами народного декоративно-прикладного искусства

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2013 в 21:38, курсовая работа

Описание работы

Цель - выявление возможностей народного декоративно-прикладного искусства как средства эстетического воспитания.
Гипотеза – эффективность эстетического воспитания на уроках «Изобразительное искусство» зависит от использования средств народного декоративно-прикладного искусства.
Задачи:
Определить сущностные аспекты эстетического воспитания.
2. Ознакомиться с особенностями эстетического воспитания в младшем школьном возрасте.
3. Рассмотреть народное декоративно-прикладное искусство, как средство развития эстетического воспитания.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………… 3

ГЛАВА I. Эстетическое воспитание младших школьников средствами народного декоративно-прикладного искусства. ……………………… 6

Сущностные аспекты эстетического воспитания……………………….. 6
Особенности эстетического воспитания в младшем школьном возрасте............................................................................................................... 12
Народное декоративно-прикладное искусство, как средство развития эстетического воспитания…………………………………………………… 16

ГЛАВА II. Исследовательская работа по эстетическому воспитанию младших школьников средствами народного декоративно-прикладного искусства....................................................................................................... 21

2.1 Методика исследования воздействия народного декоративно-прикладного искусства на эстетическое воспитание учащихся младшего школьного возраста…………………………………………………………………………… 21
2.2 Выводы и педагогические рекомендации по эстетическому воспитанию младших школьников………………………………………………………….. 26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................................................................. 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ..................................... 31

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа (Филипова Н.,312а гр).doc

— 196.00 Кб (Скачать)

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………   3

 

ГЛАВА I. Эстетическое воспитание младших школьников средствами народного декоративно-прикладного искусства. ……………………… 6

 

    1.  Сущностные аспекты эстетического воспитания……………………….. 6
    2. Особенности эстетического воспитания в младшем школьном возрасте............................................................................................................... 12  
    3. Народное декоративно-прикладное искусство, как средство развития эстетического воспитания…………………………………………………… 16

 

ГЛАВА II. Исследовательская работа по эстетическому воспитанию младших школьников средствами народного декоративно-прикладного искусства....................................................................................................... 21

 

2.1 Методика исследования воздействия народного декоративно-прикладного искусства на эстетическое воспитание учащихся младшего школьного возраста…………………………………………………………………………… 21

2.2 Выводы и педагогические рекомендации по эстетическому воспитанию младших школьников…………………………………………………………..  26

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.................................................................................................  29

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.....................................  31

ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………….  33

ВВЕДЕНИЕ

В последние годы возросло внимание к проблемам теории и  практики эстетического воспитания как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, т.е. как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности.

Эстетическое воспитание личности происходит с первых шагов  маленького человека, с первых его слов, поступков. Оно гармонизирует и развивает все духовные способности человека, необходимые в различных областях творчества. Эстетическое воспитание тесно связано с нравственным воспитанием, так как красота выступает своеобразным регулятором человеческих взаимоотношений. Благодаря красоте человек часто интуитивно тянется и к добру.

Эстетическое воспитание осуществляется на всех этапах возрастного развития личности. Чем раньше она попадает в сферу целенаправленного эстетического воздействия, тем больше оснований надеяться на его результативность. А формировать личность и эстетическую культуру, - отмечают многие писатели, педагоги, деятели культуры (Д.Б. Кабалевский, А.С. Макаренко, Б.М. Неменский, В.А. Сухомлинский, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский) - особенно важно в наиболее благоприятном для этого младшем школьном возрасте. Не зря Б. М. Неменский говорит о том, что школа решает, что будут любить и ненавидеть, чем восторгаться и гордиться, чему будут радоваться, а что презирать люди через 30 - 40 лет [11;7]. Это теснейшим образом связано с мировоззрением будущего общества. Формирование же любого мировоззрения не может считаться законченным, если не сформированы эстетические взгляды. Без эстетического отношения мировоззрение не может быть подлинно цельным, способным объективно и во всей полноте охватить действительность.

Чувство красоты природы, окружающих людей, вещей создает в ребенке особые эмоционально психические состояния, возбуждает непосредственный интерес к жизни, обостряет любознательность, развивает мышление, память, волю и другие психические процессы.

Научить видеть прекрасное вокруг себя, в окружающей действительности призвана система эстетического воспитания. Для того чтобы эта система воздействовала на ребенка наиболее эффективно и достигала поставленной цели, Б.М. Неменский говорит о том, что она должна объединять все предметы, внеклассные занятия, общественную жизнь школьника, где каждый вид занятия имеет свою задачу в формировании эстетической культуры и личности школьника [11;9].

Но у всякой системы  есть стержень, основа, на которую она  опирается. 
Такой основой в системе эстетического воспитания мы можем считать искусство. Повод для этого нам дали еще Платон и Гегель. На основании их взглядов стало аксиомой, что искусство является главным содержанием эстетики как науки, и что красота есть основное эстетическое явление. Ведь  искусство заключает в себе большой потенциал для развития личности, где очень большую роль играет народное искусство.

Особенно важным является социальный заказ общества на приобщение подрастающего поколения к ценностям  национальной художественной культуры, воплощающим народную концепцию мировосприятия, выработанные веками эстетические идеалы народа. В.В. Буткевич и Ю. С. Любимова отмечают: « В Концепции национальной начальной школы, Концепции реформы общеобразовательной средней школы, Концепции воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь, Концепции эстетического воспитания детей и молодежи Республики Беларусь, проекте Концепции образовательной области «Искусство», а также в других нормативных документах совершенствование эстетического воспитания учащихся средствами народного искусства рассматривается в качестве одного из ведущих направлений развития современной начальной школы.» [2;4].    

Из всего вышесказанного, можно предположить, что, приобщая младшего школьника к богатейшему опыту человечества, накопленному в народном искусстве, можно воспитать высоконравственного, образованного, разносторонне развитого современного человека.

Это предположение и  определило тему нашего исследования: «Эстетическое воспитание младших школьников средствами народного декоративно-прикладного искусства в рамках уроков  «Изобразительное искусство».

Объект исследования - эстетическое воспитание младших  школьников.

Предмет исследования – пути использования средств народного декоративно-прикладного искусства в эстетическом воспитании младших школьников.

Цель - выявление возможностей народного декоративно-прикладного искусства как средства эстетического воспитания.

Гипотеза – эффективность эстетического воспитания на уроках «Изобразительное искусство» зависит от использования средств народного декоративно-прикладного искусства.

Задачи:

  1. Определить сущностные аспекты эстетического воспитания.

2. Ознакомиться с особенностями эстетического воспитания в младшем школьном возрасте.

3. Рассмотреть народное декоративно-прикладное искусство, как средство развития эстетического воспитания.

4. Изучить и проанализировать литературу по проблеме эстетического воспитания младших школьников средствами народного декоративно-прикладного искусства.

5. Провести опытно-экспериментальную работу по исследованию уровня сформированности эстетической воспитанности младших школьников.

6. Провести исследовательскую работу по эстетическому воспитанию младших школьников средствами народного декоративно-прикладного искусства в рамках урока «Изобразительное искусство».

Методы исследования: теоретический анализ литературы, наблюдение, педагогический эксперимент, анкетирование, беседа.

База исследования: г. Минск, средняя школа №87, 2 «Б» класс.

ГЛАВА I  ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ НАРОДНОГО ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА

    1. Сущностные аспекты эстетического воспитания.

Взрослые и дети постоянно  сталкиваются с эстетическими явлениями. В сфере духовной жизни, повседневного  труда, общения с искусством и  природой, в быту, в межличностном общении - везде прекрасное и безобразное, трагическое и комическое играют существенную роль. Красота доставляет наслаждение и удовольствие, стимулирует трудовую активность, делает приятными встречи с людьми. Безобразное отталкивает. Трагическое учит сочувствию. Комическое помогает бороться с недостатками.

Идеи эстетического  воспитания зародились в глубокой древности. 
Представления о сущности эстетического воспитания, его задачах, цели изменялись, начиная со времен Платона и Аристотеля вплоть до наших дней. Эти изменения во взглядах были обусловлены развитием эстетики как науки и пониманием сущности ее предмета. Термин «эстетика» происходит от греческого «aisteticos» (воспринимаемый чувством) [5;6]. Философы-материалисты (Д.Дидро и Н.Г.Чернышевский) считали, что объектом эстетики как науки является прекрасное [7;7]. Эта категория и легла в основу системы эстетического воспитания.

В наше время проблема эстетического воспитания, развития личности, формирования ее эстетической культуры одна из важнейших задач, стоящих  перед школой. Указанная проблема разработана достаточно полно в трудах отечественных и зарубежных педагогов и психологов. Среди них Д.Б. Кабалевский, Н.И. Киященко, Б.Т. Лихачев, А.С. Макаренко, Б.М. Неменский, В.А. Сухомлинский, В.Н. Шацкая и другие.

 Б.Т. Лихачев в своей книге «Теория эстетического воспитания школьников» опирается на определение, данное К. Марксом: «Эстетическое воспитание - целенаправленный процесс формирования творчески активной личности ребенка, способного воспринимать и оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить и творить 
«по законам красоты» [7;51]. Автор подчеркивает ведущую роль целенаправленного педагогического воздействия в эстетическом становлении ребенка. Например, развитие у ребенка эстетического отношения к действительности и искусству, как и развитие его интеллекта, возможно как неуправляемый, стихийный и спонтанный процесс. Общаясь с эстетическими явлениями жизни и искусства, ребенок, так или иначе, эстетически развивается. Но при этом ребенком не осознается эстетическая сущность предметов, а развитие зачастую обусловлено стремлением к развлечению, к тому же, без вмешательства извне у ребенка могут сложиться неверные представления о жизни, ценностях, идеалах.

В педагогической литературе сущность эстетического воспитания учащихся в наиболее общем плане рассматривается как «целенаправленный процесс «перевода» эстетической культуры общества на уровень эстетической культуры личности (и процесс обратного обогащения общества уникальной культурой личности), процесс формирования творчески активной личности, способной воспринимать и оценивать эстетические явления в жизни, природе, искусстве с позиции эстетического идеала, участвовать в созидании эстетической реальности» [17;17].

В современной теории эстетического воспитания стало общепризнанным, что эстетическая потребность личности не может удовлетворятся только в созерцательной форме, поскольку она наиболее полно проявляется и созидается в художественно-творческой деятельности.

Исследуя проблему развития творческого потенциала учащихся начальных классов в процессе эстетического воспитания, О. П. Котикова и В. Г. Кухаронак отмечают, что «приоритетным сущностным аспектом эстетического воспитания младших школьников является развитие их творческого потенциала . Развитие эмоциональной сферы и усвоение определенных знаний из области искусства, а также развитие эстетического сознания наиболее эффективно происходят в процессе художественно-творческой деятельности» [6;13].

Таким образом, можно  сделать вывод о том, что в последние десятилетия эстетическое воспитание рассматривается как процесс, направленный на формирование у детей способностей к активной творческой деятельности.

Понятие «эстетическое  воспитание» является основополагающим в категориальном аппарате теории эстетического воспитания и включает ряд зависимых от него понятий. При определении средств эстетического воспитания исследователи придерживаются мнения, что оно охватывает все сферы жизнедеятельности человека, и выделяют: искусство как универсальное средство эстетического воздействия на личность; окружающую среду; эстетическое общение; познавательную, трудовую, спортивную, игровую и другие виды деятельности. Особое значение в эстетическом воспитании приобретает художественное воспитание, образование и развитие.

В процессе исследования мы обратили внимание, что часто  среди педагогов бытует ошибочное мнение о тождестве эстетического и художественного воспитания. Однако эти понятия необходимо четко разграничивать.

Б.Т. Лихачев отмечает: «Художественное воспитание - целенаправленно осуществляемый процесс формирования у детей способности чувствовать, понимать, любить и оценивать искусство, наслаждаться им и создавать художественные ценности» [7;52]. Искусство является частью эстетической культуры, как художественное воспитание- часть эстетического, часть важная, весомая, но охватывающая только одну сферу человеческой деятельности.

Эстетическое же воспитание гораздо  шире, оно затрагивает как художественное творчество, так и эстетику быта, поведения, труда, отношений. Эстетическое воспитание, используя для своих целей художественное воспитание, развивает человека в основном не для искусства, а для его активной эстетической жизнедеятельности.

Существуют еще два понятия, которые также являются базовыми категориями, и на которых строится процесс обучения искусству в общеобразовательной школе. Это художественное образование и развитие.  Художественное образование – процесс освоения учащимися совокупности знаний, умений и навыков, формирования мироззренческих установок в области искусства и художественного творчества.  Художественное развитие личности – это целенаправленное формирование способностей в той или иной области искусства [2;8].

Своеобразное понимание сущности эстетического воспитания обуславливает и различные подходы к его целям, поэтому проблема целей и задач эстетического воспитания требует особого внимания.

Наиболее удачно, на наш взгляд, отразил цель эстетического воспитания Б.Т. Лихачев: «Правильнее определять цель эстетического воспитания с позиций единства искусства и жизни, его идейно-эстетического, педагогического значения. Она состоит в формировании такого идейно-эмоционального отношения к искусству и жизни, которое определяется нравственно-эстетическим идеалом » [7;53].

Информация о работе Исследовательская работа по эстетическому воспитанию младших школьников средствами народного декоративно-прикладного искусства