МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
«ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ИНСТИТУТ ИСКУССТВ И КУЛЬТУРЫ»
ФАКУЛЬТЕТ социально – культурной деятельности
Специальность режиссура театрализованных представлений
и праздников
КУРСОВАЯ РАБОТА
ПО ПРЕДМЕТУ:
« ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА»
НА ТЕМУ : « Эстетическое
воспитание младших школьников средствами
искусства »
ВЫПОЛНИЛА:
СТУДЕНКА III –КУРСА З/О РТП
Минаева В. В.
ПРОВЕРИЛА:
К.Ф.Н. Финогеева Э.А.
Орел 2013
Содержание.
Введение…………………………………………………………..
3-5 стр.
Глава 1. Теоретические подходы
эстетического воспитания школьников.
- Эстетическая сущность искусства………………. 6-9 стр.
- Теоретические подходы к проблеме эстетического воспитания………………………………………..10-17 стр.
- Восприятие искусства младшими
школьниками……………………………………..
18-23 стр.
- Реализация эстетического воспитания средствами искусства на уроках изобразительного искусства, литературы, музыки…………………………….. 24-28 стр.
Глава 2. методические аспекты
преподавания изобразительного искусства
в младших классах.
2.1. Новые формы преподавания на
уроках изобразительного искусства………………………………………………………….
29-33 стр.
2.2. Комплексная художественно
– эстетическая программа «Изодеятельность»……………………………………………….
24-40 стр.
Заключение…………………………………………………………
41-42 стр.
Список
используемой литературы…………………………….....43
стр.
Приложение
1.Введение.
«
Будущее человечества сидит сейчас
за партой, он еще очень наивно
и доверчиво, чистосердечно. Оно
целиком в наших взрослых руках.
Какими мы сформируем их, наших
детей,- такими они и будут.
И не только они. Таким будет
и общество через 30-40 лет, общество,
построенное ими по тем представлениям,
которые мы у них создадим».
Эти слова Б.М. Неменского говорят
о том, что школа решает, что будут любить
и ненавидеть, чем восторгаться и гордиться,
чему будут радоваться, а что презирать
будущие поколения. Влияние школьного
учителя теснейшим образом связано с мировоззрением
будущего общества. Формирование же любого
мировоззрения не может считаться законченным,
если не сформированы эстетические взгляды.
Без эстетического отношения мировоззрение
не может быть цельным, способным объективно
и во всей полноте охватить действительность.
Как невозможно себе представить человеческое
общество без истории его культурного
и художественного развития, точно так
же невозможно представить себе культурного
человека развитых эстетических взглядов.
В последние годы возросло
внимание к проблемам теории
и практики эстетического воспитания
как важнейшему средству формирования
отношения к действительности, средству
нравственного и умственного
воспитания, т.е. как средству
формирования всесторонне развитой,
духовно богатой личности.
А формировать личность и эстетическую
культуру, как отмечают многие
писатели, педагоги, деятели культуры,
особенно важно в наиболее
благоприятном для этого школьном
возрасте. Чувство красоты природы,
окружающих людей, вещей создает,в
еще не до конца сформированной личности
особые эмоционально психологические
состояния, возбуждает непосредственный
интерес к жизни, обостряет любознательность,
развивает мышление, память, волю и другие
психологические процессы.
Научить видеть прекрасное вокруг
себя, в окружающей действительности
призвана система эстетического
воспитания. Для того чтобы эта
система воздействовала на ребенка наиболее
эффективно и достигла поставленной цели,
Б.М. Неменский выделил следующую
особенность:
« Система эстетического
воспитания должна быть, прежде всего,
единой, объединяющей все предметы,
все внеклассные занятия, всю
общественную жизнь школьника, где
каждый предмет, каждый вид занятия
имеет свою четкую задачу в деле
формирования этетической культуры
и личности школьника».
Но у всякой системы есть
стержень, основа, на которую она
опирается. Такой основой в
системе эстетического воспитания
мы можем считать искусство:
музыку, архитектуру, скульптуру, живопись,
танец, кино, театр и другие
виды художественного творчества.
Повод для этого нам дали
еще Платон и Гегель. На основании
их взглядов стало аксиомой, что
искусство является главным содержанием
эстетики как науки, и что
красота есть основное эстетическое
явление. Таким образом, именно
искусство заключает в себе
большой потенциал для развития
личности.
Из всего вышесказанного, можно
предположить, что приобщая младшего
школьника к богатейшему опыту
человечества, накопленному в искусствах,
можно воспитать высоконравственного,
образованного, разносторонне развитого
современного человека.
Это предположение и определило
тему нашего исследования: «Эстетическое
воспитание школьников».
Предмет исследования – использование
средств искусства в эстетическом
воспитании младших школьников.
Объект исследования – эстетическое
воспитание младших школьников.
Цель
– выявление возможностей искусства
как средства эстетического воспитания
младших школьников.
Гипотеза
– эстетическое воспитание эффективно,
если использовать в учебной деятельности
средства искусства, а именно средствами
изобразительного искусства, музыки, литературы,
архитектуры.
Задачи:
- Рассмотреть эстетическую сущность искусства.
- Изучить теоретические подходы к проблеме эстетического воспитания.
- Проанализировать восприятие искусства младшими школьниками.
- Изучить реализацию эстетического воспитания средствами искусства на уроках изобразительного искусства, литературы, музыки.
Методы:
- Анализ литературы по проблеме эстетического воспитания младших школьников средствами искусства.
- Эмпирические исследования возможностей изобразительного искусства на примере урока ИЗО.
- Наблюдение за эстетическим воспитанием младших школьников средствами искусства.
Глава 1. Теоретические
подходы к проблеме эстетического
воспитания школьников.
1.1. Эстетическая
сущность искусства.
Важность искусства в эстетическом
воспитании не вызывает сомнения,
так как оно является собственно его сутью.
Особенность искусства как средства воспитания
заключается в том, что в искусстве сконцентрирован
творческий опыт человечества, все накопленное
за многовековую историю духовное богатство.
В художественных произведениях различных
видов искусства люди выражают свое эстетическое
отношение к бесконечно развивающемуся
миру общественной жизни и природы. В искусстве
отражается человеческий духовный мир,
его чувства, вкусы, идеалы. Искусство
дает огромным материал для познания жизни.
В том- то и заключается основная тайна
художественного творчества, что художник,
подмечая основные тенденции развития
жизни, воплощает их, а такие полнокровные
художественные образы, которые с огромной
эмоциональной силой действует на каждого
человека, заставляя его постоянно размышлять
о своем месте и назначении в жизни.
В процессе общения ребенка
с явлениями искусства, накапливается
масса разнообразных, в том
числе и эстетических, впечатлений.
Искусство оказывает широкое
многостороннее воздействие на
человека. Художник, создавая свое произведение,
глубоко изучает жизнь, вместе с героями
любит, ненавидит, борется, побеждает,
гибнет, радуется или страдает. Любое произведение
вызывает наше ответное чувство. И хотя
сам по себе творческий процесс создания
художественного произведения как будто
уже завершился, каждый человек вслед
за художником погружается в него всякий
раз, когда воспринимает его работу. Он
вновь и вновь в меру своих личных способностей
становится художником, радуясь или восхищаясь,
удивляясь или испытывая гнев, досаду,
отвращение.
Встреча с явлением искусства
не делает человека сразу духовно
богатым или эстетически развитым,
но опыт эстетического переживания
помнится долго, и человеку всегда хочется
вновь ощутить знакомые эмоции, испытанные
от встречи с прекрасным.
Постижение искусства есть познавательный
процесс глубоко творческого
характера. Энергия активного,
творческого отношения человека
к искусству зависит как от
качества самого искусства, так
и от индивидуальных способностей
человека, от его собственного
духовного напряжения и от
уровня его художественного образования.
Только подлинное искусство воспитывает,
но только человек с развитыми
способностями может пробудиться сотворчеству
и творчеству. Искусство может и не выполнить
своей воспитательной роли, если ребенок
не получит собственно художественного
развития и образования, не научится видеть,
чувствовать и понимать прекрасное в искусстве
и жизни.
Жизненный опыт ребенка на
различных стадиях его развития
настолько ограничен, что дети
не скоро научатся выделять
из общей массы эстетические
явления. Задача педагога воспитать
у ребенка способность наслаждаться
искусством, развить эстетические
потребности, интересы, довести их
до степени эстетического вкуса,
а затем и идеала.
Рассматривая проблему эстетического
воспитания средствами искусства
необходимо учитывать возрастные
особенности школьников. Нельзя
требовать о ребенка, чтобы
он оценил картину Рафаэля
« Сикстинская мадонна», но можно
и нужно так развивать его
способности, его духовные качества,
чтобы, достигнув определенного возраста,
он мог наслаждаться творчеством Рафаэля.
Воспитание искусством тем самым преследует
цель, прежде всего воздействия на внутренний
мир ребенка, на его индивидуальное духовное
богатство, которое определит и его дальнейшего
поведение.
В связи с этим становится
совершенно понятно: для того
чтобы вести ребенка по пути
творческого постижения искусства,
нужно знать, как воздействует
искусство, в чем заключена
его воспитательная роль. Существует
несколько видов искусства : литература,
музыка, изобразительное искусство. Театр,
кино, хореография, архитектура, декоративное
искусство и другие. Специфика каждого
вида искусства в том, что особо воздействует
на человека своими специфическими художественными
средствами и материалами: словом, звуком,
движением, красками, различными природными
материалами. Музыка, например, непосредственно
обращена к музыкальному чувству человека.
Скульптура затрагивает другие струны
человеческой души. Она передает нам наглядно
объемную , пластическую выразительность
тела. Она воздействует на способность
нашего взгляда воспринимать прекрасную
форму. Живопись обращена к нашему чувству
формы и цвета. Созерцая живописное полотно,
скажем « Сикстинскую мадонну» Рафаэля,
мы не только замечаем общий колорит, распределение
цвета, гармонию тонов, их взаимную уравновешенность,
но следим за композицией, расположением
фигур, точность и выразительностью рисунка.
Мы замечаем, что во всей фигуре мадонны
есть какая-то тревога,что взгляд ее трудно
уловим, что младенец серьезен. Мадонна
как будто стоит на месте и идет вперед.
И все-таки композиция картины гармонично
уравновешенна, сохранено ощущение гармонии
человека с миром и представление о человеке
как центре природы. И мы понимаем, что
перед нами одно из самых глубоких и прекрасных
воплощений темы материнства. А тревога,
угадываемая нами, воспринимается как
предчувствие будущей трагической судьбы
ребенка, которого мадонна несет в жертву
людям.