Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2011 в 21:24, курсовая работа
Объект исследования - эстетическое воспитание младших школьников.
Цель - выявление возможностей
искусства как средства эстетического
воспитания.
Гипотеза - эстетическое воспитание эффективно,
если использовать в учебной деятельности
средства искусства, а именно средства
изобразительного искусства, музыки,
литературы, архитектуры.
ВВЕДЕНИЕ 2
Глава I. Теоретические подходы к проблеме эстетического воспитания младших
школьников. 4
§1. Сущность эстетического воспитания. 4
§2. Особенности эстетического воспитания в младшем школьном возрасте 10
§3. Пути и средства эстетического воспитания младших школьников 13
Глава II. Искусство как средство эстетического воспитания 18
§1. Эстетическая сущность искусства 18
§ 2. Восприятие искусства младшими школьниками (по Б.Т. Лихачеву). 20
§3. Реализация эстетического воспитания средствами искусства на уроках
художественного цикла (литературы, музыки, изобразительного искусства)
24
Глава III. Экспериментальная работа по эстетическому воспитанию младших
школьников средствами искусства. 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
БИБЛИОГРАФИЯ 35
школе учитель - самый главный человек. Все для них начинается с учителя,
который помог преодолеть первые трудные шаги в жизни...» (1). Через него
дети познают мир, нормы общественного поведения. Взгляды учителя, его
вкусы, предпочтения становятся их собственными. Из педагогического опыта
А.С. Макаренко известно, что общественно значимая цель, перспектива
движения к ней, при неумелой постановке перед детьми оставляют их
равнодушными. И наоборот. Яркий пример последовательной и убежденной работы
самого педагога, его искренняя заинтересованность и энтузиазм легко
поднимают детей на дела.
Следующая особенность
возрасте связана с изменениями, происходящими в сфере познавательных
процессов школьника.
Например, формирование эстетических идеалов у детей, как части их
мировоззрения, сложный и длительный процесс. Это отмечают все педагоги и
психологи, упомянутые выше. В ходе воспитания жизненные отношения, идеалы
претерпевают изменения. В отдельных условиях под влиянием товарищей,
взрослых, произведений искусства, жизненных потрясений идеалы могут
претерпевать коренные изменения. "Педагогическая суть процесса формирования
эстетических идеалов у детей с учетом их возрастных особенностей состоит в
том, чтобы с самого начала, с раннего детства, формировать устойчивые
содержательные идеальные представления об обществе, о человеке, об
отношениях между людьми, делая это в разнообразной, изменяющейся на каждом
этапе новой и увлекательной форме" (13; 55), - отмечает в своей работе Б.Т.
Лихачев.
Для дошкольного и младшего школьного возраста ведущей формой
знакомства с эстетическим идеалом является детская литература,
мультипликационные фильмы и кино.
Книжные, мультипликационные или герои кино, будь то люди, звери, или
фантастические вымышленные существа, наделенные человеческими качествами,
являются носителями добра и зла, милосердия и жестокости, справедливости и
лживости. В меру своего понимания маленький ребенок становится приверженцем
добра, симпатизирует героям, ведущим борьбу за справедливость против зла.
"Это уже, безусловно, формирование идеала как части мировоззрения в той
своеобразной форме,
которая позволяет малышам
общественных идеалов. Важно только, чтобы первые идеальные представления
ребенка не оставались на уровне лишь вербально-образного выражения. Надо
постоянно, всеми средствами побуждать детей к тому, чтобы они в своем
поведении и деятельности приучались следовать любимым героям, реально
проявляли и доброту, и справедливость, и способность изображать, выражать
идеал в своем творчестве: стихах, пении и рисунках" (13; 56).
С младшего школьного возраста происходят изменения в мотивационной
сфере. Мотивы отношения детей к искусству, красоте действительности
осознаются и дифференцируются. Д.Б. Лихачев отмечает в своей работе, что к
познавательному стимулу в этом возрасте добавляется новый, осознанный
мотив. Это проявляется в том, что "…одни ребята относятся к искусству и
действительности именно эстетически. Они получают удовольствие от чтения
книг, слушания музыки, рисования просмотра фильма. Они еще не знают, что
это и есть эстетическое отношение. Но в них сформировалось эстетическое
отношение к искусству и жизни. Тяга к духовному общению с искусством
постепенно превращается для них в потребность.
Другие дети общаются с искусством вне собственно эстетического
отношения. Они подходят к произведению рационалистически: получив
рекомендацию прочитать книгу или посмотреть фильм, они читают и смотрят их
без глубокого постижения сути, лишь для того, чтобы иметь о нем общее
представление" (13; 164). А бывает, что читают, смотрят или слушают из
престижных соображений. Знание педагогом истинных мотивов отношения детей к
искусству помогает сосредоточить внимание на формировании подлинно
эстетического отношения.
Чувство красоты природы,
особые эмоционально-психические состояния, возбуждает непосредственный
интерес к жизни, обостряет любознательность, мышление, память. В раннем
детстве ребята живут непосредственной, глубоко эмоциональной жизнью.
Сильные эмоциональные переживания надолго сохраняются в памяти, нередко
превращаются в мотивы и стимулы поведения, облегчают процесс выработки
убеждений, навыков и привычек поведения. В работе Н.И. Киященко довольно
четко подчеркивается, что "педагогическое использование эмоционального
отношения ребенка к миру - один из важнейших путей проникновения в детское
сознание, его расширения, углубления, укрепления, конструирования". Он
также отмечает, что эмоциональные реакции и состояния ребенка являются
критерием действенности эстетического воспитания. "В эмоциональном
отношении человека к тому или иному явлению выражается степень и характер
развитости его
чувств, вкусов, взглядов, убеждений
и
воли" (10; 29).
Таким образом, младший
эстетического воспитания, где главную роль в жизни школьника играет
учитель. Пользуясь этим, умелые педагоги способны не только основать
прочный фундамент эстетически развитой личности, но и посредством
эстетического воспитания заложить подлинное мировоззрение человека, ведь
именно в этом возрасте формируется отношение ребенка к миру и происходит
развитие сущностных
эстетических качеств будущей личности.
§3. Пути и средства эстетического
воспитания младших школьников
Эстетическое воспитание
момента его рождения. В этом параграфе мы рассмотрим те воздействия,
которые оказывают на него наиболее сильное воспитательное влияние.
В жизни ребенка имеет воспитательное значение буквально все: убранство
помещения, опрятность костюма, форма личных отношений и общения, условия
труда и развлечений - все это либо привлекает детей, либо отталкивает.
Задача не в том, чтобы взрослым организовать для детей красоту окружающей
среды, в которой они живут, учатся, работают, отдыхают, а в том, чтобы
вовлечь всех детей в активную деятельность по созиданию и сохранению
красоты. "Только тогда красота, в созидании которой ребенок принимает
участие, по-настоящему видна ему, становится чувственно осязаемой, делает
его ревностным защитником ее и пропагандистом" (13; 76).
Передовые педагоги понимают, как важно сочетать в процессе
эстетического воспитания всю совокупность разнообразных средств и форм,
пробуждающих и развивающих в школьнике эстетическое отношение к жизни, к
литературе и искусству. В школе должно обращаться внимание не только на
содержание школьных предметов, но и на средства действительности, на
факторы, оказывающие влияние на эстетическое развитие личности.
Одним из таких факторов является эстетизация среды, отмеченная в работе
Г.С. Лабковской.
Главная задача эстетизации среды обитания по ее мнению сводится к
"достижению гармонии между создаваемой человеком "второй природой" и
естественной природой. Проблема эстетизации среды обитания органически
связана с решением одной из сложных и насущных проблем совершенного
человечества - проблемы рационального использования природных богатств и
охраны окружающей среды. Когда человек остается наедине с природой, как раз
и раскрывается истинное лицо его эстетической культуры. Изучение ребятами
законов развития природы, умение видеть многообразие ее форм, постижение ее
красоты - это главное, чему должна научить школа" (26; 29).
Следующий фактор
выделяется в
работах А.С. Макаренко, Г.С. Лабковской,
К.В. Гавриловец и др.
А.С. Макаренко в своей
этому фактору: "Коллектив надо украшать и внешним образом. Поэтому я даже
тогда, когда коллектив наш был очень беден, первым делом всегда строил
оранжерею. И обязательно розы, не какие-нибудь дрянные цветочки, а
хризантемы, розы" (14; 218). "С эстетической точки зрения быт, можно
сказать, является лакмусовой бумажкой уровня развития эстетического
развития личности, группы или коллектива. Материальная среда быта, ее
духовность или бездуховность, - показатель соответствующих качеств
создавших ее людей", - отмечает Г.С. Лабковская (26; 31).
Особое значение эстетики быта, в эстетическом воспитании отмечает и
К.В. Гавриловец в своей работе «Нравственно-эстетическое воспитание
школьников». "Эстетика школьного быта - это обстановка классов, кабинетов,
залов, коридоров и т.д. Убранство вестибюля, оформление отрядного уголка,
стендов - все это либо молчаливые помощники педагога в эстетическом, а,
следовательно, и в нравственном воспитании школьников, либо его враги" (4;
14). Если ребенка с первого класса и до окончания школы окружают вещи,
отличающиеся красотой, целесообразностью, простотой, то в его жизнь
подсознательно входят такие критерии, как целесообразность,
упорядоченность, чувство меры, т.е. критерии, которые позднее определят его
вкусы и потребности.
Если в кабинете месяцами висит небрежно оформленная газета, если
классный уголок не несет новой, интересной необходимой информации, если не
Информация о работе Эстетическое воспитание младших школьников средствами искусства