Экспериментальная работа по эстетическому воспитанию младших школьников средствами искусства во внеклассной работе

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 18:48, курсовая работа

Описание работы

Гипотеза - эстетическое воспитание эффективно, если использовать в учебной деятельности средства искусства: музыки, литературы, архитектуры.
Задачи:
Изучить и проанализировать литературу по проблеме эстетического воспитания младших школьников средствами искусства во внеклассной работе.
Охарактеризовать пути и средства эстетического воспитания младших школьников во внеклассной работе.
Экспериментально подтвердить влияние средств искусства на уровень эстетического воспитания младших школьников во внеклассной работе.

Содержание

Введение 3
Глава I. Теоретические подходы к эстетическому воспитанию младших школьников 5
1.1. Сущность и задачи понятия эстетического воспитания 5
1.2. Особенности эстетического воспитания в младшем школьном возрасте 8
Выводы по I главе 10
Глава II. Пути и средства формирования эстетической культуры школьников 11
2.1. Внеклассная работа как средство формирования эстетической культуры 11
2.2. Искусство как средство эстетического воспитания 15
Выводы по II главе 20
Глава III. Экспериментальная работа по эстетическому воспитанию младших школьников средствами искусства во внеклассной работе 21
Выводы по III главе 25
Заключение 26
Список использованной литературы 28

Работа содержит 1 файл

Моя 1.doc

— 183.00 Кб (Скачать)

       Оглавление

 

      Введение

     В нынешнее время актуальной проблемой  является уровень культуры в школьной среде. В области исследования проблемы справедливо то, что этот уровень  находится на довольно низком положении. Учащиеся не умеют видеть красоту повседневной жизни, слушая музыку, не слышат ее, смотря на великие произведения искусства, не видят их, их красоты, величия. В данное время очень важно сформировать у учащихся чувство прекрасного, научить видеть красоту, отличать подлинники.

     Научить видеть прекрасное вокруг себя, в окружающей действительности призвана система эстетического воспитания. Но у всякой системы есть стержень, основа, на которую она опирается. Такой основой в системе эстетического воспитания мы можем считать искусство: музыка, архитектура, скульптура, живопись, танец. Музыка, живопись и танец, в отличие от других предметов, снимают перегрузку, улучшают физическое и душевное состояние детей и даже повышают общую успеваемость.

     Специфика каждого вида искусства в том, что оно особо воздействует на человека своими специфическими художественными средствами и материалами: словом, звуком, движением, красками, различными природными материалами.

     Музыка  как интегративный предмет органически вбирает в себя изучение собственно музыкальных произведений, историю, теорию музыки, а также простейшие навыки исполнительства в области пения и игры на музыкальных инструментах.

     Изобразительное искусство как комплексный предмет  объединяет познание самих художественных произведений, элементы искусствознания, теории изобразительной деятельности, освоение навыков практического изображения, изобразительной грамоты и творческого самовыражения.

     Танцевальное  искусство способствует физическому  развитию детей, развитию их танцевальных способностей, помогает эстетическому воспитанию.

     Из  всего вышесказанного, можно предположить, что, приобщая младшего школьника к богатейшему опыту человечества, накопленному в искусствах, можно воспитать высоконравственного, образованного, разносторонне развитого современного человека.

     Это предположение и определило тему: «Эстетическое воспитание младших  школьников во внекласной работе».

     Цель  исследования: выявление и практическое обоснование возможностей эффективного использования искусства в эстетическом воспитании младших школьников.

     Объект  исследования: процесс эстетического воспитания младших школьников.

     Предмет исследования: педагогические условия, обеспечивающие эффективность эстетического  воспитания детей младшего школьного возраста средствами искусства.

     Гипотеза - эстетическое воспитание эффективно, если использовать в учебной деятельности средства искусства: музыки, литературы, архитектуры.

     Задачи:

  1. Изучить и проанализировать литературу по проблеме эстетического воспитания младших школьников средствами искусства во внеклассной работе.
  2. Охарактеризовать пути и средства эстетического воспитания младших школьников во внеклассной работе.
  3. Экспериментально подтвердить влияние средств искусства на уровень эстетического воспитания младших школьников во внеклассной работе.

     Методы  исследования: анализ психолого-педагогической и специальной литературы, обобщение и систематизация материала, анкетирование, беседа, опытно-экспериментальная работа, статистическая обработка данных исследования.

 

       Глава I. Теоретические  подходы к эстетическому воспитанию младших школьников

      1. Сущность и задачи понятия эстетического воспитания

     В наше время проблема эстетического  воспитания, развития личности, формирования ее эстетической культуры одна из важнейших задач, стоящих перед школой. Указанная проблема разработана достаточно полно в трудах отечественных и зарубежных педагогов и психологов. Рассмотрим некоторые из них.

     Эстетическое  воспитание – это процесс совместной деятельности педагогов и воспитанников, направленный на формирование эстетической культуры школьников. (Бабанский Ю.К.)

     Понятие эстетическое воспитание органически  связано с термином эстетика, обозначающим науку о прекрасном. Эстетическое воспитание – это воспитание способности  полноценно воспринимать и правильно понимать прекрасное в искусстве и действительности. Само слово эстетика происходит от греческого aisthesis, что в переводе на русский означает ощущение, чувство. Поэтому в общем плане эстетическое воспитание обозначает процесс формирования чувств в области прекрасного. Но в эстетике это прекрасное связано с искусством, с художественным отражением действительности в сознании и чувствах человека с его способностью понимать прекрасное, следовать ему в жизни и творить его. В этом смысле сущность эстетического воспитания состоит в организации разнообразной художественно-эстетической деятельности учащихся, направленной на формирование у них способностей полноценного восприятия и правильного понимания прекрасного в искусстве и жизни, на выработку эстетических понятий, вкусов и идеалов, а также развитие творческих задатков и дарований в области искусства [11, с. 395].

     Существует  множество определений понятия "эстетическое воспитание", но, рассмотрев лишь некоторые  из них, уже можно выделить основные положения, говорящие о его сущности:

  • процесс целенаправленного воздействия;
  • формирование способности воспринимать и видеть красоту в искусстве и жизни, оценивать ее;
  • формирование эстетических вкусов и идеалов личности;
  • развитие способности к самостоятельному творчеству и созданию прекрасного.

     Поскольку эстетическое воспитание осуществляется с помощью искусства, его содержание должно охватывать изучение и приобщение учащихся к различным видам искусства  – к литературе, музыке, изобразительному искусству. Именно этой цели служит включение в программу школьного обучения русского языка и литературы, изобразительного искусства и музыки. Существенной стороной эстетического воспитания является также познание прекрасного в жизни, в природе, в нравственном облике и поведении человека.

     Любая цель не может рассматриваться без  задач. Большинство педагогов  выделяют три ведущие задачи, которые имеют  свои варианты и у других ученых, но при этом не теряют главной сути.

     Первая, это "создание определенного запаса элементарных эстетических знаний и впечатлений, без которых не могут возникнуть склонность, тяга, интерес к эстетически значимым предметам и явлениям".

     Суть  этой задачи состоит в накоплении разнообразного запаса звуковых, цветовых и пластических впечатлений. Педагог должен умело подобрать по указанным параметрам такие предметы и явления, которые будут отвечать нашим представлениям о красоте. Таким образом, будут формироваться чувственно-эмоциональный опыт [9, с. 21].

     Вторая  задача эстетического воспитания состоит  в "формировании на основе полученных знаний и развития способностей художественного и эстетического восприятия таких социально-психологических качеств человека, которые обеспечивают ей возможность эмоционально переживать и оценивать эстетически значимые предметы и явления, наслаждаться ими" [9, с. 45].

     Эта задача говорит о том, что случается, что дети интересуются, например живописью, лишь на общеобразовательном уровне. Они торопливо смотрят картину, стараются запомнить название, художника, затем обращаются к новому полотну. Ничто не вызывает в них изумления, не заставляет остановиться и насладиться совершенством произведения.

     Третья  задача эстетического воспитания связана  с формированием у каждого  воспитуемого эстетической творческой способности. Главное состоит в  том, чтобы "воспитать, развить такие  качества, потребности и способности личности, которые превращают индивида в активного созидателя, творца эстетических ценностей, позволяют ему не только наслаждаться красотой мира, но и преобразовывать его "по законам красоты".

     Суть  этой задачи заключается в том, что ребенок должен не только знать прекрасное, уметь им любоваться и оценивать, а он еще должен и сам активно участвовать в создании прекрасного в искусстве, жизни, труде, поведении, отношениях.

     Помимо  педагогических подходов существуют и  психологические. Их суть состоит в том, что в процессе эстетического воспитания у ребенка формируется эстетическое сознание. Эстетическое сознание педагоги и психологи подразделяют на ряд категорий, которые отражают психологическую сущность эстетического воспитания и позволяют судить о степени эстетической культуры человека. Большинство исследователей выделяют следующие категории: эстетического восприятия, эстетического вкуса, эстетического идеала, эстетической оценки.

     Центральным звеном эстетического воспитания является эстетический идеал. "Эстетический идеал - представление человека о совершенной красоте явлений материального, духовно-интеллектуального, нравственного и художественного мира" То есть, это представление о совершенной красоте в природе, обществе, человеке, труде и искусстве.

     Еще одна категория эстетического воспитания - сложное социально-психологическое  образование - эстетический вкус. Эстетический вкус формируется у человека в течение многих лет, в период становления личности. В младшем же школьном возрасте о нем говорить не приходится. Однако это ни в коей мере не означает, что эстетические вкусы не следует воспитывать в младшем школьном возрасте. Напротив, эстетическая информация в детском возрасте служит основой будущего вкуса человека [21, с. 67]. В школе ребенок имеет возможность систематически знакомиться с явлениями искусства. Учителю не доставляет трудности акцентировать внимание учащегося на эстетических качествах явлений жизни и искусства. Таким образом, постепенно у учащегося развивается комплекс представлений, характеризующих его личные предпочтения, симпатии.

     Вся система эстетического воспитания нацелена на общее развитие ребенка как в эстетическом плане, так и в духовном, нравственном и интеллектуальном. Это достигается путем решения следующих задач: овладения ребенком знаниями художественно-эстетической культуры, развития способности к художественно-эстетическому творчеству и развития эстетических психологических качеств человека, которые выражены эстетическим восприятием, чувством, оценкой, вкусом и другими психическими категориями эстетического воспитания.

    1. Особенности эстетического воспитания в младшем  школьном возрасте

     Младший школьный возраст называют вершиной детства. Ребенок начинает утрачивать детскую непосредственность в поведении, у него появляется другая логика мышления. В школе он приобретает не только новые знания и умения, но и определённый социальный статус. Меняются интересы ценности ребёнка. Это период позитивных изменений и преобразований. Поэтому так важен уровень достижений, осуществлённых каждым ребёнком на данном возрастном этапе. Если в этом возрасте ребёнок не почувствует радость познания, не приобретёт умение учиться, не научится дружить, не обретёт уверенность в себе, своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем буде значительно труднее и потребует неизмеримо более высоких душевных и физических затрат.

     Развитие  в детях способности восприятия, понимать чувствования человеческой духовной нравственной красоты одновременно с формированием, их собственной эстетической духовности – сложный, своеобразный, неравномерно протекающий, диалектичный противоречивый, зависящий от конкретных условий процесс. Дети младшего школьного возраста больше тяготеют к восприятию и оценке внешней формы, бросающейся в глаза гармонии.

     Одной из особенностей младшего школьного  возраста является приход ребенка в  школу. У него появляется новый ведущий  вид деятельности - учеба. Главным  человеком для ребенка становится учитель [12, с. 45]. Через него дети познают мир, нормы общественного поведения. Взгляды учителя, его вкусы, предпочтения становятся их собственными.

     Следующая особенность эстетического воспитания в младшем школьном возрасте связана с изменениями, происходящими в сфере познавательных процессов школьника.

     С младшего школьного возраста происходят изменения в мотивационной сфере. Мотивы отношения детей к искусству, красоте действительности осознаются и дифференцируются [22, с. 25].

     Каждый  ребёнок мысль развивает своеобразными  путями, каждый умён и талантлив  по-своему. Нет ни одного ребёнка неспособного, бездарного. Важно, чтобы этот ум, эта талантливость стали основой успехов в учении, чтобы ни один ученик не учился ниже своих возможностей. Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Очень важно то, чтобы перед детьми не ставилась обязательная задача выучить буквы, научиться читать. На первую ступеньку познания ребёнка должна подниматься их умственная жизнь, которая одухотворялась бы красотой, фантазией, игрой воображения. Дети глубоко запоминают то, что взволновало их чувство, очаровало красотой.

Информация о работе Экспериментальная работа по эстетическому воспитанию младших школьников средствами искусства во внеклассной работе