Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 11:12, курсовая работа
Дидактические принципы и методы обучения на уроках изобразительного искусства и художественного труда.
Цель работы: изучение и обоснование влияния дидактических принципов и методов обучения на учебно-воспитательный процесс на уроках художественного труда и изобразительного искусства.
Очень часто
в декоративном творчестве яркое
воспроизведение находят
Кто два раза
родится, а один умирает? (Птицы)
3. Рассматривание
изображения птиц
- Правильно.
Посмотрите на них. (Учитель обращает
внимание ребят на иллюстрации,
- Почему одних
птиц вы смогли узнать и
назвать (например, снегиря, сороку),
а других нет? Что это за
птицы? Неназванные птицы
- Да, птицы эти
красочные, с узорами, у них
необычные крылья, хвосты, хохолки.
- А теперь
повнимательнее присмотритесь
- Ребята, где
кроме книг вы можете увидеть
изображения сказочных
Далее звучит отрывок
из песни В. Шаинского и Ю. Энтина
«В мире много сказок», учитель убирает
иллюстрации с настоящими птицами.
- Ребята, вы любите
сказки? А в каких из них
рассказывается про жар-птицу? («Иван-царевич
и Серый волк», «Перо жар-
В сказке можно
покататься на Луне,
И по радуге промчаться
на коне.
Со слонёнком
подружиться
И поймать перо
жар-птицы…
- Хотелось бы
и вам «поймать» жар-птицу и
оставить на память о ней
её изображение?
4. Сообщение
темы, целей урока
- Сегодня мы
попробуем передать сказочный
образ жар-птицы в аппликации,
сначала вырезав её силуэт
по шаблону, затем украсив нашу птицу
элементами ажурного вырезания.
5. Рассматривание
готового образца поделки
- Посмотрите
на оставшихся сказочных птиц.
Есть ли среди них жар-птицы?
Как вы их легко нашли? Почему
они имеют такое название?
Учитель обобщает
версии детей: - Художники рисуют эту птицу
«жаркими» цветами - такими, как огонь.
Какие это цвета?
- Ребята, посмотрите
на образец нашей будущей
- Хорошо. А теперь
обратите внимание, на каких частях
птицы выполнено ажурное
6. Физкультминутка
Глянул птенчик
из гнезда (голова вниз)
Ух, какая высота!
(покачивание головой)
Пускай высота
- (взмах правой рукой)
Вылетай из гнезда
(махи обеими руками)
На мир посмотри
-
Раз…Два…Три…
(повороты головы вправо, влево, вперёд)
7. Повторение
техники безопасности при
8. Поэтапное
изготовление аппликации (по словесной
инструкции учителя)
- Итак, выбираем
цвет ксероксной бумаги для
птицы… Ой, ребята, чуть не забыла! Я недавно
встретила своих бывших учеников, ныне
шестиклассников, и рассказала им о нашей
предстоящей работе. Так вот, они хотели
бы дать вам несколько советов по её выполнении.
(Учитель включает запись):
Дорогие второклассники!
Из цветной бумаги можно вырезать и наклеить
любимых сказочных героев, узорами украсить
сувенир, открытку, пригласительный билет.
Красивая аппликация - хороший подарок,
ею можно украсить комнату.
Приготовь материалы
и инструменты, необходимые для
работы. Будь очень и очень аккуратен.
Вырезай осторожно. Не торопись, вырежи
сначала простой узор, а затем берись за
более сложный. Не размазывай клей. Помни,
что аккуратно выполненный простой узор
лучше, чем сложный, но грязный и неряшливый.
Если ты выполнишь аппликацию по образцу,
то это будет хорошо, но если ты что-то
изменишь, дополнишь в своей работе, то
будет ещё лучше. За работу, желаем успеха!
- Постараемся
последовать эти пожеланиям.
1) Итак, прикладываем
шаблон к выбранному цвету,
обводим его простым карандашом
(учитель обращает внимание детей на экономный
расход бумаги).
2) Вырезаем силуэт
птицы по полученному контуру.
3) Пальчиковая
гимнастика
Начиная с указательных
пальцев обеих рук.
Этот пальчик
мой танцует,
Этот вот - кружок
рисует.
Этот пальчик
ловко скачет,
Будто лёгкий-легкий
мячик.
А мизинчик, мой,
малышка,
Коготком скребёт,
как мышка.
А большой мой,
толстячок,
Тот улёгся на бочок.
4) Ажурное вырезывание
дугообразных резов и резов,
сходящихся в одной точке, на
хвосте, крыльях, хохолке с дополнительным
складыванием по осям симметрии:
- Отметим центральную
верхнюю точку у основания
правого крыла. По очереди
- Аналогично
декорируем левое крылышко.
- Отметим центральную
точку на соединении туловища
и хвоста. Теперь дополнительно
складываем по центральной оси симметрии
каждое перо и выполняем удлиненный дугообразный
рез в середине перышка, а затем полукруглый
маленький рез внизу и вверху хвостового
пера. Продолжаем декорировать таким образом
каждое перо на хвосте.
- Переходим к
хохолку. Складываем пополам поочередно
каждое перышко, делаем два вверху и внизу
маленьких полуовальных реза.
- Складываем
по горизонтальной оси
Примечание 1: В
классе, где дети в системе изучают
приемы ажурного вырезания, могут самостоятельно
их использовать при изготовлении поделок,
можно предложить сделать произвольные
резы по собственному усмотрению на хвосте
или (и) крыльях.
- По окончании
вырезания разворачиваем жар-
5) Гимнастика
для глаз
«Обвести» глазками
контур птицы. Потом закрыть глаза
и представить себе свое изделие
целиком на фоне.
6) Размещение
жар-птицы на листе фона
- Посмотрите, пожалуйста,
еще раз на образец. Как
7) Наклеивание
силуэта на фон.
Учитель разливает
клейстер в приготовленные баночки.
- С помощью
кисточек нанесите клейстер на
фоновый лист и аккуратно приложите
птицу, прижимая тряпочкой.
Примечание 2: не
надо торопить детей, каждый должен работать
в присущем ему ритме, чтобы не
нарушать эмоционального баланса внутренней
гармонии, позволяя полностью реализовать
фантазию и творчество. Если ребенок
не успевает закончить работу, можно предложить
малышу помощь тех ребят, которые уже выполнили
задание. Но если ученик все-таки хочет
самостоятельно закончить изделие, то
можно разрешить взять домой или продолжить
работу после уроков.
9. Анализ готовых
изделий. Организация выставки.
Учитель просит
детей поочередно показывать свои аппликации
и пытаться их анализировать самостоятельно
и коллективно (обращаем внимание на
эстетическую оценку подобранного цвета
птицы и фона, аккуратность выполнения,
его индивидуальных особенностей и т.д.,
высказываем предложения по улучшению
поделки). После выставляем работы на специальный
стенд и просим ребят найти самую «жаркую»
птицу.
Примечание 3: к
готовой поделке каждый прикалывает
значок: красный - «своей работой доволен,
сделал все правильно»; оранжевый - «выполнил
хорошо, есть предложения по выполнению
работы», синий - «есть недочёты, мог бы
лучше».
10. Приведение
в порядок своего рабочего
места
11. Домашнее задание
- Ребята, вы знаете,
что перо жар-птицы в сказках
может исполнить любое желание. Представьте
себе, что у вас в руках оказалось такое
перышко. Что бы вы у него попросили? А
ещё продумайте, что и как вы могли бы украсить
этой аппликацией. Спасибо за урок!
Заключение
В настоящей
работе был проведен анализ методической
и психолого-педагогической литературы,
были рассмотрены классификации методов
и принципов обучения, определения этих
понятий с позиции разных авторов. Также
большое внимание было уделено основным
принципам и методам, используемым на
уроках художественного труда и изобразительного
искусства.
В практической
части были приведены результаты
наблюдений и анализ уроков по этим
предметам с целью изучения влияния
дидактических принципов и
Изучение темы
исследования «Дидактические принципы
и методы обучения изобразительному
искусству и художественному
труду» позволило сделать следующие
выводы:
1. Для эффективности
обучения методы и принципы
обучения необходимо
2. Только правильное
и умело организованное
3. Методы и
принципы обучения должны
4. Для эффективности
обучения использование
Как из теоретической
части, так и из практической, следует,
что умело организованное, методически
грамотное использование
Информация о работе Дидиктические принципы и методы преподавания ИЗО в начальных классах