Дидиктические принципы и методы преподавания ИЗО в начальных классах

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 11:12, курсовая работа

Описание работы

Дидактические принципы и методы обучения на уроках изобразительного искусства и художественного труда.
Цель работы: изучение и обоснование влияния дидактических принципов и методов обучения на учебно-воспитательный процесс на уроках художественного труда и изобразительного искусства.

Работа содержит 1 файл

Тема.doc

— 485.00 Кб (Скачать)

Очень часто  в декоративном творчестве яркое  воспроизведение находят образы…  А вот кого, вы узнаете, отгадав загадку: 

Кто два раза родится, а один умирает? (Птицы) 

3. Рассматривание  изображения птиц 

- Правильно.  Посмотрите на них. (Учитель обращает  внимание ребят на иллюстрации,  как отдельно вырезанные, так  и в книгах, или на слайды, на которых представлены как реальные птицы, в том числе попугай, павлин, райская птица, так и сказочные). 

- Почему одних  птиц вы смогли узнать и  назвать (например, снегиря, сороку), а других нет? Что это за  птицы? Неназванные птицы придумали  художники-иллюстраторы, их можно назвать сказочными. Чем же сказочные птицы необычны? Чем отличаются от тех, что мы видим на улице или в лесу? 

- Да, птицы эти  красочные, с узорами, у них  необычные крылья, хвосты, хохолки. 

- А теперь  повнимательнее присмотритесь к  настоящим птицам. Нет ли среди них таких, у которых художники могли бы позаимствовать и яркую окраску, и пышный хвост с узорами? (Райская птица, павлин, попугай, индюк и др.) 

- Ребята, где  кроме книг вы можете увидеть  изображения сказочных необычных  птиц? Таких птиц называют декоративными. (Учитель, по необходимости, дополняет ответы детей и демонстрирует: на коврах, в вышивке, на коробках конфет, шкатулках, резьбе по дереву, пряничных досках и т.д.). 

Далее звучит отрывок  из песни В. Шаинского и Ю. Энтина «В мире много сказок», учитель убирает иллюстрации с настоящими птицами. 

- Ребята, вы любите  сказки? А в каких из них  рассказывается про жар-птицу? («Иван-царевич  и Серый волк», «Перо жар-птицы», «Конек-горбунок» и др.). Звучит  отрывок из песни А. Островского и З. Петровой «Спят усталые игрушки»: 

В сказке можно  покататься на Луне, 

И по радуге промчаться на коне. 

Со слонёнком  подружиться 

И поймать перо жар-птицы… 

- Хотелось бы  и вам «поймать» жар-птицу и  оставить на память о ней  её изображение? 

4. Сообщение  темы, целей урока 

- Сегодня мы  попробуем передать сказочный  образ жар-птицы в аппликации, сначала вырезав её силуэт  по шаблону, затем украсив нашу птицу элементами ажурного вырезания. 

5. Рассматривание  готового образца поделки 

- Посмотрите  на оставшихся сказочных птиц. Есть ли среди них жар-птицы?  Как вы их легко нашли? Почему  они имеют такое название? 

Учитель обобщает версии детей: - Художники рисуют эту птицу «жаркими» цветами - такими, как огонь. Какие это цвета? 

- Ребята, посмотрите  на образец нашей будущей аппликации. Какие ещё особенности, кроме  цвета, жар-птицы вы бы отметили? (Небольшое тело овальной формы,  гибкая удлиненная шея с маленькой головкой, большие крылья, пышный длинный хвост). 

- Хорошо. А теперь  обратите внимание, на каких частях  птицы выполнено ажурное вырезание.  Как вы думаете, понадобится  ли нам дополнительное складывание,  чтобы выполнить вырезанку? А  сейчас проведите пальчиком по контуру шаблона. Попробуйте повторить его в воздухе. 

6. Физкультминутка 

Глянул птенчик  из гнезда (голова вниз) 

Ух, какая высота! (покачивание головой) 

Пускай высота - (взмах правой рукой) 

Вылетай из гнезда (махи обеими руками) 

На мир посмотри - 

Раз…Два…Три… (повороты головы вправо, влево, вперёд) 

7. Повторение  техники безопасности при работе  с ножницами. 

8. Поэтапное  изготовление аппликации (по словесной  инструкции учителя) 

- Итак, выбираем  цвет ксероксной бумаги для  птицы… Ой, ребята, чуть не забыла! Я недавно встретила своих бывших учеников, ныне шестиклассников, и рассказала им о нашей предстоящей работе. Так вот, они хотели бы дать вам несколько советов по её выполнении. (Учитель включает запись): 

Дорогие второклассники! Из цветной бумаги можно вырезать и наклеить любимых сказочных героев, узорами украсить сувенир, открытку, пригласительный билет. Красивая аппликация - хороший подарок, ею можно украсить комнату. 

Приготовь материалы  и инструменты, необходимые для  работы. Будь очень и очень аккуратен. Вырезай осторожно. Не торопись, вырежи сначала простой узор, а затем берись за более сложный. Не размазывай клей. Помни, что аккуратно выполненный простой узор лучше, чем сложный, но грязный и неряшливый. Если ты выполнишь аппликацию по образцу, то это будет хорошо, но если ты что-то изменишь, дополнишь в своей работе, то будет ещё лучше. За работу, желаем успеха! 

- Постараемся  последовать эти пожеланиям. 

1) Итак, прикладываем  шаблон к выбранному цвету,  обводим его простым карандашом (учитель обращает внимание детей на экономный расход бумаги). 

2) Вырезаем силуэт  птицы по полученному контуру. 

3) Пальчиковая  гимнастика 

Начиная с указательных пальцев обеих рук. 

Этот пальчик  мой танцует, 

Этот вот - кружок рисует. 

Этот пальчик ловко скачет, 

Будто лёгкий-легкий мячик. 

А мизинчик, мой, малышка, 

Коготком скребёт, как мышка. 

А большой мой, толстячок, 

Тот улёгся на бочок. 

4) Ажурное вырезывание  дугообразных резов и резов,  сходящихся в одной точке, на  хвосте, крыльях, хохолке с дополнительным складыванием по осям симметрии: 

- Отметим центральную  верхнюю точку у основания  правого крыла. По очереди складываем  перышки по лучевой симметрии  и делаем на каждом сначала  удлиненный дугообразный рез,  а потом небольшой двойной,  сходящейся в одной точке, рез ближе к концу пера (если дети уже знакомы с такой техникой, то можно уже не прорисовывать будущие резы). 

- Аналогично  декорируем левое крылышко. 

- Отметим центральную  точку на соединении туловища  и хвоста. Теперь дополнительно  складываем по центральной оси симметрии каждое перо и выполняем удлиненный дугообразный рез в середине перышка, а затем полукруглый маленький рез внизу и вверху хвостового пера. Продолжаем декорировать таким образом каждое перо на хвосте. 

- Переходим к  хохолку. Складываем пополам поочередно каждое перышко, делаем два вверху и внизу маленьких полуовальных реза. 

- Складываем  по горизонтальной оси симметрии  верхнюю часть головки и делаем  в центре два маленьких надреза,  сходящихся в одной точке (типа  треугольничка, либо дугообразный рез). Это наш будущий глазик. 

Примечание 1: В  классе, где дети в системе изучают  приемы ажурного вырезания, могут самостоятельно их использовать при изготовлении поделок, можно предложить сделать произвольные резы по собственному усмотрению на хвосте или (и) крыльях. 

- По окончании  вырезания разворачиваем жар-птицу,  проглаживая её свободным листочком  бумаги формата А4, рассматриваем. 

5) Гимнастика  для глаз 

«Обвести» глазками контур птицы. Потом закрыть глаза  и представить себе свое изделие целиком на фоне. 

6) Размещение  жар-птицы на листе фона 

- Посмотрите, пожалуйста, еще раз на образец. Как расположим  лист фона? (Вертикально). Как расположена  птица? (на середине листа, по  диагонали, как бы летящей). Поэкспериментируйте  с фоном вашей будущей поделки. Каким наиболее удачным для нашей «горящей» птицы может быть фон? (что-то темное, даже черное). 

7) Наклеивание  силуэта на фон. 

Учитель разливает  клейстер в приготовленные баночки. 

- С помощью  кисточек нанесите клейстер на  фоновый лист и аккуратно приложите птицу, прижимая тряпочкой. 

Примечание 2: не надо торопить детей, каждый должен работать в присущем ему ритме, чтобы не нарушать эмоционального баланса внутренней гармонии, позволяя полностью реализовать  фантазию и творчество. Если ребенок не успевает закончить работу, можно предложить малышу помощь тех ребят, которые уже выполнили задание. Но если ученик все-таки хочет самостоятельно закончить изделие, то можно разрешить взять домой или продолжить работу после уроков. 

9. Анализ готовых изделий. Организация выставки. 

Учитель просит детей поочередно показывать свои аппликации и пытаться их анализировать самостоятельно и коллективно (обращаем внимание на эстетическую оценку подобранного цвета  птицы и фона, аккуратность выполнения, его индивидуальных особенностей и т.д., высказываем предложения по улучшению поделки). После выставляем работы на специальный стенд и просим ребят найти самую «жаркую» птицу. 

Примечание 3: к  готовой поделке каждый прикалывает  значок: красный - «своей работой доволен, сделал все правильно»; оранжевый - «выполнил хорошо, есть предложения по выполнению работы», синий - «есть недочёты, мог бы лучше». 

10. Приведение  в порядок своего рабочего  места 

11. Домашнее задание 

- Ребята, вы знаете, что перо жар-птицы в сказках может исполнить любое желание. Представьте себе, что у вас в руках оказалось такое перышко. Что бы вы у него попросили? А ещё продумайте, что и как вы могли бы украсить этой аппликацией. Спасибо за урок! 

Заключение 

В настоящей  работе был проведен анализ методической и психолого-педагогической литературы, были рассмотрены классификации методов и принципов обучения, определения этих понятий с позиции разных авторов. Также большое внимание было уделено основным принципам и методам, используемым на уроках художественного труда и изобразительного искусства. 

В практической части были приведены результаты наблюдений и анализ уроков по этим предметам с целью изучения влияния  дидактических принципов и методов  обучения на учебно-воспитательный процесс, а также разработаны несколько уроков по этим предметам с использованием вышеперечисленных принципов и методов обучения. 

Изучение темы исследования «Дидактические принципы и методы обучения изобразительному искусству и художественному  труду» позволило сделать следующие выводы: 

1. Для эффективности  обучения методы и принципы  обучения необходимо использовать  в соответствии с требованиями. 

2. Только правильное  и умело организованное использование  методов и принципов обучения  будет способствовать повышению  эффективности учебно-воспитательного процесса. 

3. Методы и  принципы обучения должны использоваться  в комплексе, т. к. «чистых»  методов либо принципов не  бывает. 

4. Для эффективности  обучения использование сочетания  тех или иных принципов и  методов обучения должно быть тщательно продумано учителем. 

Как из теоретической  части, так и из практической, следует, что умело организованное, методически  грамотное использование дидактических  принципов и методов обучения на уроках художественного труда  и изобразительного искусства способствует повышению эффективности учебно-воспитательного процесса.

Информация о работе Дидиктические принципы и методы преподавания ИЗО в начальных классах