Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 11:12, курсовая работа
Дидактические принципы и методы обучения на уроках изобразительного искусства и художественного труда.
Цель работы: изучение и обоснование влияния дидактических принципов и методов обучения на учебно-воспитательный процесс на уроках художественного труда и изобразительного искусства.
На уроках изобразительного
искусства, как пример использования
частично-поискового метода обучения,
можно спланировать работу таким
образом, чтобы первым этапом было получение
представления о самом
7. Исследовательский
метод обучения
Исследовательский
метод следует рассматривать
как высшую ступень творческой деятельности
учащихся, в процессе которой они находят
решения новых для них задач. Исследовательский
метод формирует у учащихся знания и умения,
которые обладают высокой степенью переноса
и могут применяться в новых трудовых
ситуациях.
Использование
этого метода приближает процесс обучения
к научному поиску, где учащиеся знакомятся
не только с новыми научными истинами,
но и с методикой научного поиска.
Естественно, что
по содержанию исследовательский метод
в науке отличается от исследовательского
метода в обучении. В первом случае исследователь
открывает обществу новые, ранее не известные
явления и процессы; во втором - ученик
открывает явления и процессы лишь для
себя, не представляющие новизны для общества.
Другими словами, в первом случае открытия
осуществляются в социальном плане, во-втором
- в психологическом.
Учитель, ставя
перед учащимися проблему для
самостоятельного исследования, знает
как результат, так и пути решения
и виды деятельности, приводящие ученика
к правильному решению
Рассмотрим на
конкретном примере элементы исследовательского
метода.
На уроке художественного
труда учитель ставит перед детьми
задачу - подобрать для изготовления
кораблика бумагу, которая должна
обладать следующими признаками: хорошо
окрашиваться, быть плотной, прочной, толстой.
В распоряжении каждого ученика имеются
образцы писчей, газетной, рисовальной,
бытовой (потребительской) бумаги и кальки,
кисти, баночки с водой. В процессе несложных
исследований из имеющихся видов бумаги
ученик выбирает для изготовления корпуса
модели кораблика такую бумагу, которая
обладает всеми перечисленными признаками.
Допустим, что первый ученик начинает
проверять признак окрашиваемости. Проводя
кистью с краской по образцам писчей, газетной,
рисовальной, потребительской бумаги
и кальки, ученик устанавливает, что писчая,
рисовальная, потребительская бумага
и калька являются плотными бумагами,
газетная - неплотной. Ученик делает вывод,
что газетная бумага не годится для корпуса
кораблика. Разрывая имеющиеся образцы
бумаги, ученик устанавливает, что писчая
и потребительская бумага непрочная. Значит,
эти виды не подходят для изготовления
корпуса кораблика.
Далее ученик внимательно
рассматривает оставшиеся виды бумаги
- рисовальную и кальку - и устанавливает,
что рисовальная бумага более
толстая, чем калька. Следовательно, для
изготовления корпуса кораблика необходимо
использовать рисовальную бумагу. Эта
бумага обладает всеми необходимыми признаками:
хорошо окрашивается, плотная, прочная,
толстая. Проверку видов бумаги следовало
бы начинать с признака прочности. После
этой проверки в распоряжении ученика
осталось бы только два вида бумаги: калька
и рисовальная. Проверка признака толщины
дала возможность ученику из оставшихся
двух видов сразу выбрать необходимую
для кораблика рисовальную бумагу. При
использовании исследовательского метода,
как показывает рассмотренный пример
выбора бумаги, ученику не дается готовое
решение задачи. В процессе наблюдений,
проб, опытов, несложных исследований
ученик самостоятельно приходит к обобщениям
и выводам. Исследовательский метод активно
развивает творческие способности учащихся,
знакомит школьников с элементами научного
поиска.
По содержанию
исследовательский метод в
Исследовательский
метод активно развивает
8. Объяснительно-иллюстративный
метод обучения
К объяснительно-иллюстративным,
или информационно-рецептивным
Учитель сообщает
готовую информацию различными средствами,
а ученики ее воспринимают и фиксируют
в памяти.
Однако при
использовании этого метода не формируются
умения и навыки пользоваться полученными
знаниями. Знания преподносятся в
готовом виде.
Данный метод преподавания изобразительного искусства и художественного труда будет эффективным, если не использовать этот метод в единственном виде. При сочетании данного метода с другими, например, частично-поисковым, исследовательским, репродуктивным, проблемным, практическим учащиеся будут активно работать, у них будет развиваться и мышление, и внимание, и память.
9. Методы самостоятельной
работы
Методы самостоятельной
работы и работы под руководством
учителя выделяются на основе оценки
меры самостоятельности учеников в
выполнении учебной деятельности, а также
степени управления этой деятельностью
со стороны преподавателя.
Когда ученик выполняет
свою деятельность без непосредственного
руководства со стороны педагога,
говорят о том, что в учебном
процессе применяется метод самостоятельной
работы. Когда методы применяются при
активном управлении действиями учеников
со стороны учителя, классифицируется
как методы учебной работы под руководством
учителя.
Самостоятельная
работа выполняется как по заданию
учителя при посредственном управления
ею, так и по собственной инициативе ученика,
без указаний и инструктажа учителя.
Путем использования
разнообразных видов
На уроках изобразительного
искусства и художественного труда для
повышения эффективности процесса обучения,
а также для реализации всех поставленных
целей эти методы применяются практически
постоянно в сочетании с другими, вышеперечисленными
методами. Выбор методов зависит от содержания
учебного материала, возрастных и индивидуальных
особенностей учеников и т.д.
10. Методы стимулирования
учебной деятельности
Интерес во всех
его видах и на всех этапах развития
характеризуется:
· положительными
эмоциями по отношению к деятельности;
· наличием познавательной
стороны этих эмоций;
· наличием непосредственного
мотива, идущего от самой деятельности.
В процессе обучения
важно обеспечивать возникновение
положительных эмоций по отношению к учебной
деятельности, к ее содержанию, формам
и методам осуществления. Эмоциональное
состояние всегда связано с переживанием
душевного волнения: отклика, сочувствия,
радости, гнева, удивления. Именно поэтому
к процессам внимания, запоминания, осмысливания
в таком состоянии подключаются глубокие
внутренние переживания личности, которые
делают эти процессы интенсивно протекающими
и от того более эффективными в смысле
достигаемых целей.
Одним из приемов,
входящих в метод эмоционального стимулирования
учения является прием создания на уроке
ситуаций занимательности - введение в
учебный процесс занимательных примеров,
опытов, парадоксальных фактов.
В роли приема, входящего
в методы формирования интересов
к учению, выступают и занимательные
аналогии, например, при рассмотрении
крыла самолета проводятся аналогии с
формой крыльев птицы, стрекозы.
Эмоциональные
переживания вызывают путем применения
приема удивления.
Необычность приводимого
факта, парадоксальность опыта, демонстрируемого
на уроке, грандиозность цифр - все это
неизменно вызывает глубокие эмоциональные
переживания у школьников.
Одним из приемов
стимулирования является сопоставление
научных и житейских толкований
отдельных природных явлений.
Для создания эмоциональных
ситуаций в ходе уроков большое значение
имеет художественность, яркость, эмоциональность
речи учителя. В этом еще раз проявляется
отличие методов организации познавательной
деятельности от методов ее стимулирования.
Познавательные
игры. Игра давно уже используется как
средство возбуждения интересов к учению.
В учебную и
воспитательную пору возраста учение
и воспитание должны составлять главный
интерес жизни человека, но для
этого воспитанник должен быть окружен
благоприятной сферой. Если же все,
что окружает воспитанника, тянет его
от учения в совершенно противоположную
сторону, тогда напрасными будут все усилия
наставника внушить ему уважение к учению.
Вот почему воспитание
так редко удается в тех
богатых, великосветских домах, где
мальчик, вырвавшись из скучной классной
комнаты, спешит готовиться на детский
бал или на домашний спектакль, где ждут
его гораздо более живые интересы, преждевременно
завладевшие его юным сердцем.
Как мы видим, великий
русский педагог Константин Дмитриевич
Ушинский, говоря о том, что учить играя
можно только маленьких детей, но, тем
не менее, хочет заинтересовать учебой
детей постарше. Но чем же привить любовь
к учебе как не игрой.
Преподавателям
приходится трудно: ведь ученика не
заставишь силой заниматься не интересным
для него делом. И ребенок не сможет десятки
раз повторять одно и то же упражнение
ради далекой, не вполне понятной ему цели.
Зато играть день напролет - пожалуйста!
Игра - естественная форма его существования.
Поэтому учить надо так, чтобы занятия
радовали, увлекали, забавляли ребят.
Преподавание
изобразительного искусства и художественного
труда невозможно без использования
на уроке различного рода игровых
ситуаций, с помощью которых учитель
формирует у школьников конкретные
умения и навыки. Четко ограниченная
учебная задача задания позволяет педагогу
точно и объективно оценить качество усвоения
учащимися материала.
Для поддержания
продуктивной работоспособности детей
на протяжении всего урока следует
вводить в их деятельность различные
познавательные ситуации, игры-занятия,
так как усвоение предмета облегчается,
если при этом задействованы разные анализаторы.
Чередование в
течение урока всех видов деятельности
дает возможность более рационально
использовать учебное время, повышать
интенсивность работы школьников, обеспечивать
непрерывное усвоение нового и закрепление
пройденного материала.
Дидактические
упражнения и игровые моменты, включенные
в систему педагогических ситуаций,
вызывают у детей особый интерес
к познанию окружающего мира, что
положительно сказывается на их продуктивно-изобразительной
деятельности и отношении к занятиям.
Дидактические
упражнения и игровые ситуации желательно
использовать на тех уроках, где
осмысление материала вызывает затруднения.
Исследования показали, что во время
игровых ситуаций острота зрения у ребенка
значительно возрастает.
Игры, игровые
моменты, элементы сказочности служат
психологическим стимулятором нервно-психологической
деятельности, потенциальных способностей
восприятия. Л.С. Выготский очень
тонко заметил, что «в игре ребенок
всегда выше своего обычного поведения;
он в игре как бы выше на голову самого
себя».
Игры способствуют
пониманию конструктивных особенностей
формы предметов, формируют умение
сопоставлять, находить оптимальные
решения, развивают мышление, внимание,
воображение.
Например:
1. Составьте
изображения отдельных
Используя изображенные
на доске геометрические фигуры, учащиеся
в альбомах рисуют предметы (как
вариант этого упражнения - индивидуальные
задания каждому ученику).
2. Составьте
композиции из готовых
Из готовых
силуэтов составьте натюрморт. Игра
может проводиться в виде соревнования
двух (трех) команд. Работа ведется на
магнитной доске. Игра развивает
композиционное мышление, умение находить
оптимальные решения.
Информация о работе Дидиктические принципы и методы преподавания ИЗО в начальных классах