Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 11:12, курсовая работа
Дидактические принципы и методы обучения на уроках изобразительного искусства и художественного труда.
Цель работы: изучение и обоснование влияния дидактических принципов и методов обучения на учебно-воспитательный процесс на уроках художественного труда и изобразительного искусства.
Принцип научности
обучения, взятый в тесном взаимодействии
с принципом доступности, придает
последнему новое содержание. Научность
обучения не мириться с обыденным
пониманием принципа доступности. Чтобы
осуществить научность, нужно проникнуться
оптимистическим отношением к познавательным
возможностям учащихся. Научные знания
непрерывно расширяются в своем объеме.
Каждое десятилетие, по приблизительным
подсчетам, приносит удвоение научной
информации. Способности же учащихся к
усвоению знаний хотя и возрастают в историческом
развитии человечества в силу непрерывного
роста науки и ее влияния на жизнь, а также
в меру успехов педагогической теории
и практики, однако далеко не в той мере,
в какой возрастает объем знаний.
Чтобы обеспечить
овладение научными знаниями, включая
идеи современной науки, необходимо найти
принципы отбора самого существенного
содержания науки для образования. Чтобы
подойти к успешному решению этой задачи,
необходимо раскрыть логику учебных предметов,
обеспечивающую с первых шагов изучения
подведение к новым научным понятиям.
Таким образом, четко прослеживается взаимосвязь
принципов научности, доступности и систематичности
обучения.
Овладение подлинно
научными знаниями определяется характером
их усвоения, правильным, то есть неискаженным
и точным восприятием предметов и явлений
реального мира и верным отражением в
сознании школьников существенных связей
и отношений между ними. Для этого необходимо,
чтобы восприятие нового не сводилось
к какому-то одному акту, а представляло
собой процесс, в котором учащиеся рассматривали
бы каждое явление или предмет с различных
сторон, устанавливая многообразие связей
данного объекта с другими, как сходными
с ним, так и резко отличными от него. В
данном случае прослеживается взаимосвязь
между научностью и наглядностью обучения.
Восприятие новых
явлений играет важную роль в обучении.
Его познавательное значение заключается
в образовании правильных представлений,
отражающих изучаемые предметы во всем
богатстве их внешних признаков
и способных быть использованными в дальнейшей
работе учащихся и служить фундаментом
для образования научных понятий. Как
представления, так и понятия могут выполнять
свою познавательную роль только в том
случае, если будут воплощены в точные
словесные обозначения и определения.
Таковыми являются научные термины. Введение
каждого научного понятия должно логически
вытекать из поставленной познавательной
задачи и в ходе дальнейших этапов учебного
процесса получать дальнейшее развитие
и применение. Очень важно, чтобы вводимые
научные понятия применялись и использовались
на всем протяжении учебного курса. В данном
случае прослеживается взаимосвязь научности,
доступности и связи теории с практикой
обучения.
Выводы. Итак, все
принципы обучения неразрывно связаны
между собой:
Научность невозможна
без систематичности и
Осуществлению
доступности способствует применение
наглядности, что помогает сознательному
и активному усвоению учебного материала.
Прочно усваивается
то, что доступно, то есть соответствует
возрастным и индивидуальным особенностям
учащихся.
Таким образом,
принципы обучения - это категория
историческая, которая зависит от
целей обучения и изменяется вместе
с их изменением.
Дидактические
принципы связаны между собой
взаимозаменяя и взаимодополняя
друг друга.
Незнание принципов
или неумелое применение тормозит успешность
обучения, затрудняет усвоение знаний,
формирование качеств личности школьников.
1.4 Понятие методов
обучения и их классификация
Понятие метода
обучения является весьма сложным. Однако,
несмотря на различные определения,
которые даются этому понятию
педагогами, можно отметить и нечто
общее, что сближает их точки зрения.
Большинство авторов склонны считать
метод обучения способом организации
учебно-познавательной деятельности учащихся.
Под методами обучения
понимают последовательное чередование
способов взаимодействия учителя и
учащихся, направленное на достижение
определенной цели посредством проработки
учебного материала.
«Метод» (по-гречески
- «путь к чему-либо») - способ достижения
цели, способ приобретения знаний.
Этимология этого
слова сказывается и на его
трактовке как научной
Очевидно, что
и в процессе обучения метод выступает
как упорядоченный способ взаимосвязанной
деятельности учителя и учащихся
по достижению определенных учебно-воспитательных
целей. С этой точки зрения каждый метод
обучения органически включает в себя
обучающую работу учителя (изложение,
объяснение нового материала) и организацию
активной учебно-познавательной деятельности
учащихся. То есть, учитель, с одной стороны,
сам объясняет материал, а с другой - стремится
стимулировать учебно-познавательную
деятельность учащихся (побуждает их к
размышлению, самостоятельному формулированию
выводов и т.д.).
Ю.К. Бабанский
считает, что «методом обучения называют
способ упорядоченной взаимосвязанной
деятельности преподавателя и обучаемых,
направленной на решение задач образования».
Т.А. Ильина понимает
под методом обучения «способ
организации познавательной деятельности
учащихся».
Классификация
методов обучения - это упорядоченная
по определенному признаку их система.
В настоящее время известны десятки классификаций
методов обучения. Однако нынешняя дидактическая
мысль созрела до понимания того, что не
следует стремиться установить единую
и неизменную номенклатуру методов. Обучение
- чрезвычайно подвижный, диалектический
процесс.
Система методов
должна быть динамичной, чтобы отражать
эту подвижность, учитывать изменения,
постоянно происходящие в практике
применения методов.
Учение складывается
из таких действий, как решение
поставленных задач и оценка результатов,
пробы и ошибки, экспериментирование,
выбор и применение понятий.
Некоторые дидакты
(Е.И. Перовский, Е.Я. Голант, Д.О. Лордкипанидзе
и др.) считали, что при классификации
методов обучения необходимо учитывать
те источники, из которых черпают знания
учащиеся. На этой основе они выделяли
три группы методов: словесные, наглядные
и практические. И действительно, слово,
наглядные пособия и практические работы
широко используются в учебном процессе.
Ю.К. Бабанский
все многообразие методов обучения
подразделил на три большие группы:
· методы организации
и осуществления учебно-
· методы стимулирования
и мотивации учебно-
· методы контроля
и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной
деятельности.
Классификация
М.А. Данилова, Б.П. Есипова исходит
из того, что, если методы обучения выступают
как способы организации
· методы приобретения
новых знаний;
· методы формирования
умений и навыков по применению знаний
на практике;
· методы проверки
и оценки знаний, умений и навыков.
В.Ф. Варламов методы
обучения подразделяет на пять групп:
· методы устного
изложения знаний педагогом и
активизации познавательной деятельности
учащихся - рассказ, объяснение, лекция,
беседа, метод иллюстрации и показа
при устном изложении материала;
· методы закрепления
изучаемого материала - беседа, работа
с учебником;
· методы самостоятельной
работы учащихся по осмыслению и усвоению
нового материала - работа с учебником,
лабораторные работы;
· методы учебной
работы по применению знаний на практике
и выработке умений и навыков
- упражнения, лабораторные занятия;
· методы проверки
и оценки знаний, умений и навыков
учащихся - наблюдение за работой учащихся,
устный опрос, контрольные работы, программированный
контроль, проверка домашних заданий
и пр.
Рассмотрим еще
одну классификацию методов по характеру
(степени самостоятельности и творчества)
деятельности обучаемых.
Эту весьма продуктивную
классификацию еще в 1965 году предложили
И.Я. Лернер и М.Н. Скаткин.
Они справедливо
отметили, что многие прежние подходы
к методам обучения основывались
на различии их внешних структур или источников.
Поскольку же успех обучения в решающей
степени зависит от направленности и внутренней
активности обучаемых, от характера их
деятельности, то именно характер деятельности,
степень самостоятельности и творчества
и должны служить важным критерием выбора
метода.
И.Я. Лернер и
М.Н. Скаткин предложили выделить пять
методов обучения, причем в каждом
из последующих степень активности
и самостоятельности в
1. Объяснительно-иллюстративный
метод обучения (преподаватель объясняет,
наглядно иллюстрирует учебный материал).
Осуществляется
как лекция, рассказ, беседа, демонстрация
опытов, трудовых операций, экскурсия.
2. Репродуктивный
метод.
Преподаватель
составляет задание для учащихся
на воспроизведение ими знаний, способов
деятельности, решение задач, воспроизводство
опытов и, таким образом, ученик сам активно
воспроизводит учебный материал: отвечает
на вопросы, решает задачи и т.д. в результате
формируются «знания-копии».
3. Метод проблемного
изложения.
Используя самые
различные источники и
4. Частично-поисковый,
или эвристический, метод.
Заключается в
организации активного поиска решения
выдвинутых в обучении (или самостоятельно
сформулированных) познавательных задач
либо под руководством педагога, либо
на основе эвристических программ и указаний.
Процесс мышления
приобретает продуктивный характер,
но при этом поэтапно направляется
и контролируется педагогом или
самими учащимися на основе работы над
программами (в том числе и компьютерными)
и учебными пособиями.
5. Исследовательский
метод.
После анализа
материала, постановки проблем и
задач и краткого устного или
письменного инструктажа
В процессе обучения
метод выступает как
Объяснительно-иллюстративный
и репродуктивный - методы традиционного
обучения, основная сущность которого
сводится к процессу передачи готовых
известных знаний учащимся.
Указанная классификация
хорошо согласуется с основными
задачами обучения и помогает лучшему
пониманию их функционального назначения.
Если в указанную классификацию внести
некоторые уточнения, то все разнообразие
методов обучения можно разделить на пять
следующих групп:
а) методы устного
изложения знаний учителем и активизации
познавательной деятельности учащихся:
рассказ, объяснение, лекция, беседа;
б) метод иллюстрации
и демонстрации при устном изложении
изучаемого материала;
в) методы закрепления
изучаемого материала: беседа, работа
с учебником;
г) методы самостоятельной
работы учащихся по осмыслению и усвоению
нового материала: работа с учебником,
практические работы;
д) методы учебной
работы по применению знаний на практике
и выработке умений и навыков:
упражнения, практические занятия;
Информация о работе Дидиктические принципы и методы преподавания ИЗО в начальных классах