Дидиктические принципы и методы преподавания ИЗО в начальных классах

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 11:12, курсовая работа

Описание работы

Дидактические принципы и методы обучения на уроках изобразительного искусства и художественного труда.
Цель работы: изучение и обоснование влияния дидактических принципов и методов обучения на учебно-воспитательный процесс на уроках художественного труда и изобразительного искусства.

Работа содержит 1 файл

Тема.doc

— 485.00 Кб (Скачать)

Принцип систематичности  и последовательности обучения. Процесс  усвоения знаний и навыков предопределяет непрерывность между последующими знаниями и предыдущими, связь нового материала с пройденным, последовательное расширение и углубление знаний. Принцип систематичности и последовательности состоит в том, что новый учебный материал вызывает в памяти ранее воспринятое, уточняет его и дополняет. 

Принцип систематичности  в обучении рисунку требует строгого правила - не переходить к новому учебному материалу, пока не усвоен и не закреплен предыдущий. Школьник должен последовательно закреплять отдельные разделы учебного плана, так как каждый предыдущий раздел входит составной частью в последующий. 

Серьезный момент в педагогической работе - связь между отдельными уроками, которая дает возможность построить из этих уроков единую систему. Занятия оказываются плодотворными только в том случае, если педагог в процессе проведения уроков сознательно и систематически связывает каждый урок с комплексом занятий по изобразительному искусству. Преподавателя должно интересовать не проведение эпизодических уроков, а систематические занятия, входящие в состав всего курса обучения. 

На уроках художественного  труда целесообразно в каждом классе работу начинать с обработки бумаги, затем ткани и т.д. 

Особое внимание должно быть уделено принципу систематичности  и последовательности при обучении основам живописи и композиции. 

В практике принцип  систематичности и последовательности по этим дисциплинам соблюдается формально: по живописи - в порядке перечисления и усложнения натюрмортных постановок, по композиции - в порядке усложнения тематики, по художественному труду - в порядке усложнения формы. Усложнения научно-теоретического материала должно быть систематичным и последовательным. 

Строя систему  изложения учебного материала, педагог  не только разбивает теоретический  курс по классам, исходя из учебной  программы, но и продумывает методику изложения этого материала. Одни и те же законы (цветоведения, композиции) требуют разного по объему и содержанию изложения. Например, об основах композиции приходится говорить и в начальных классах, и в средних - говорить, по сути дела, об одном и том же, но в начальных классах в более элементарной форме, чем в пятых-шестых. Эта неизбежная повторяемость учебного материала иногда приводит к тому, что учитель начинает нарушать систему последовательного усложнения научно-теоретического материала. Чтобы избежать этого, педагогу следует наметить для себя, что нового он будет давать детям в каждом классе. Внутри каждой темы должна быть заложена своя последовательность, например в теме «Работа с бумагой и картоном» обработка бумаги осваивается в следующей последовательности: сгибаниесгибание и резаниесгибание, резание и склеиваниекомплексные работы. 

Объяснение материала  на уроках художественного труда  должно осуществляться от простого к  сложному от известного к неизвестномуот трудовых действий к приемамот приемов  к операциямот операций к комплексным  операциям. 

Однако, разрабатывая систему последовательности усложнения учебных задач и определяя  объем учебного материала для  каждого класса, надо помнить о  принципе доступности и посильности  обучения. Этот принцип в средней  общеобразовательной школе имеет  особое значение. 

Принцип доступности  обучения. Принцип доступности обучения требует от педагога четкого установления степени сложности и глубины  освещения учебного материала для  каждого класса, для каждого возраста детей. 

Чтобы привести сложность учебного материала в  соответствие с возрастными особенностями детей, необходимо хорошо знать, какие знания и навыки могут быть доступны детям того или иного возраста, что они могут усвоить и выполнить за отведенное время. 

Младшие школьники (7-10 лет) уже способны анализировать  объекты реальной действительности в процессе восприятия. Этот анализ выступает в двух формах: при первой он осуществляется на уровне первой сигнальной системы и проявляется в том, что дети практически реагируют на разные воздействия; в другом случае ведущую роль играет вторая сигнальная система, взаимодействуя с первой. При подобной форме анализа ребенок не только практически по-разному реагирует на различные раздражители, но и осознает их особенности. 

Первая форма  анализа характерна для учащихся первых-вторых классов, вторая - для детей третьих-четвертых классов. Дети первого - третьего классов вполне могут нарисовать с натуры один предмет (лист дерева, пилу, молоток), но им не под силу нарисовать группы предметов (натюрморт). 

Развивая творческие способности детей на уроках тематического рисования, надо иметь в виду, что учащиеся первого-второго классов еще не могут самостоятельно решать композиционные проблемы. 

Их тематические картины являются лишь рассказом, иллюстрацией того, что ребенок хочет поведать зрителю. За композиционной связью между предметами он не следит, он их вводит в картину постольку, поскольку этого требует само содержание. 

В третьем-четвертом  классах дети уже способны компоновать, они начинают искать связь между  предметами. Однако образы композиции у них остаются примитивными и не возникает потребности их обогащать. 

В пятом классе учащиеся уже ставят перед собой  композиционные проблемы, ищут наилучшие  варианты и постоянно стремятся  обогащать художественные образы в  своих работах. 

Все это объясняется закономерностью развития восприятий и представлений. Восприятие, как указывают психологи, не есть просто механическое, зеркальное отражение мозгом человека того, что находится перед его глазами. Восприятие всегда связано с прошлым опытом, с опытом зрительных восприятий в частности. У детей первого-второго классов, естественно, меньше этого опыта, чем у пятиклассников. Обогащая опыт зрительных восприятий ребенка, мы тем самым обогащаем и его представления. Отсюда психологи делают вывод, что в процессе обучения мы можем не только развить и обогатить представления детей, но и способствовать развитию их воображения. 

Рассматривая  изобразительное искусство в  школе как общеобразовательный  предмет, мы должны следить не только за развитием изобразительной деятельности детей, но и за развитием их восприятий и представлений. А представления, как указывают психологи, развиваются только в процессе определенной деятельности, в том числе и в процессе обучения рисованию. 

Рисунки пятиклассника  до и после изучения натуры 

Вместе с тем  преподавателю не следует занижать возможности учеников. Школьников нужно  нацеливать на посильную активную работу, чтобы они могли преодолевать известные трудности. Тогда ребенок  будет не только усваивать знания и навыки, но и делать для себя, пусть небольшие, открытия, испытывать радость от творческой самостоятельной работы. 

Например, в начальных  классах на уроках декоративного  рисования дети составляют узор по схеме, предложенной учителем. Педагог  поэтапно рисует на классной доске узор, а дети переносят все это в свои альбомы. В таком плане может быть выполнено одно из заданий, но следующее будет проходить иначе. Объяснив методическую последовательность работы и продемонстрировав ее на классной доске, учитель все стирает и дает возможность детям вести работу самостоятельно. Это способствует развитию инициативы школьников, заставляет их творчески подходить к делу. 

Некоторые учителя  считают, что в первом-втором классах  дети должны работать только вместе с  педагогом. В результате у школьников развивается пассивность, они все время ждут от учителя помощи и боятся самостоятельно работать. При такой методике принцип доступности и посильности искажается. 

Соблюдая принцип  доступности и посильности обучения, необходимо учитывать и индивидуальные способности каждого школьника. В классе не может быть совершенно одинаковых учеников: одни усваивают материал быстро, другие - с большим трудом; одним легко дается тот или иной технический прием, другие долгое время не могут овладеть им. Учителю следует поставить каждого в такие условия работы, при которых все смогли бы достигнуть наибольших успехов. 

Каждый принцип  тесно связан с другими, и эффективность  его зависит от всей системы обучения. 

Преподавание  изобразительного искусства в общеобразовательной школе требует определенной методики обучения. Как бы ни строилась индивидуальная система обучения, какие бы методы ни были положены в основу построения изображения, они должны отвечать основным принципам дидактики. 

В процессе обучения младшие школьники должны усваивать знания, навыки и сведения об изобразительном искусстве в единой, последовательной системе. 

Принцип прочности  усвоения знаний. Важным условием реализации этого принципа является точное представление  целей урока. В начале урока учитель  должен сформировать у детей четкое представление о том, к какому результату они должны придти к концу урока, какие знания и умения должны получить за это время. 

Прочность усвоения знаний тесно связана с количеством  информации. Она успешно достигается  за счет повторения, закрепления систематических тренировочных упражнений, проведение лабораторных работ и выполнение правил техники безопасности. 

Большое влияние  на прочность усвоения знаний и умений оказывает интерес к учебе, который  повышается при правильном подборе изделий, рисунков, заданий творческого характера, постановке творческих целей, проведения самостоятельных работ. 

Принцип связи  теории с практикой. Эта связь  на уроках художественного труда  имеет двусторонний характер. С одной  стороны, дети используют на практике знания, полученные на уроках математики, природоведения, рисования и т.д., а также знания о материалах, инструментах, технической документации, полученных на уроках художественного труда ранее. При этом теоретические знания реализуются в практические умения. 

С другой стороны, ставя перед учениками посильные  проблемы, учитель вынуждает детей  пополнять практические умения новыми теоретическими знаниями (с помощью  опытов, лабораторных работ, наблюдений). Все это активно развивает  мышление учащихся. 

Политехнический принцип обучения. Реализуется на уроках художественного труда. Этот принцип требует, чтобы у учащихся с первого класса на конкретном учебном  материале формировались представления  о наиболее типовых чертах современного производства, формировались обобщенные политехнические умения, которые учащиеся могли бы перенести в новые рабочие ситуации. 

Учитель должен познакомить детей с процессом  преобразования предмета художественного  труда в готовое изделие, а  это значит последовательно показать и рассказать детям, как из материала выполняется изделие (продукт труда). Во время работы дети знакомятся со свойствами материалов, с инструментами и правилами их использования, с деятельностью человека в работе, с техническими операциями и учатся пользоваться предметами труда. 

Смысл политехнического принципа заключается в получении  учащимися знаний и приобретении умений. 

1.3 Взаимосвязь  дидактических принципов обучения 
 

Дидактические принципы связаны друг с другом. Применять эффективно какой-нибудь принцип можно лишь в том случае, если одновременно при этом принимать во внимание все другие принципы. 

Так, принцип  научности сам по себе не вызывает сомнений. Чем выше уровень обучения, тем лучше, успешнее, результативнее может быть обучение на доступном материале, что и выражено в принципе доступности. Когда принцип доступности рассматривается сам по себе, он утрачивает силу своего действия. 

Если рассмотреть  в тесном взаимодействии принцип  научности и принцип доступности, они отразят диалектику реального процесса обучения со свойственными ему противоречиями. 

Например, в третьем  классе при изучении темы «Как создается  архитектурное здание. Рисование  сказочного замка» учитель должен доступно объяснить детям способы создания зданий. В данном случае не стоит вдаваться в подробности: объяснять последовательность, начиная со способов заливания фундамента, заканчивая разновидностями отделочного материала. Достаточно рассказать детям, что здание должно стоять на фундаменте, может строиться из кирпича или блоков, может иметь различные формы крыш и т.д. 

Из этого примера  ясно, что научность обучения имеет  смысл только тогда, когда объяснения учителя понятны для учащихся. Следовательно, научность обучения самым тесным образом связана  с доступностью. Все должно быть интересно и понятно учащимся. 

Информация о работе Дидиктические принципы и методы преподавания ИЗО в начальных классах