Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 22:56, реферат
Разнообразные движения и действия, выполняемые участниками спортивных игр в большинстве случаев на свежем воздухе, т. е. в благоприятных гигиенических условиях, имеют большое оздоровительное значение. Они способствуют укреплению двигательного аппарата, улучшению общего обмена веществ, повышению деятельности всех органов и систем организма и являются средством активного отдыха для многих категорий студентов, особенно для лиц, занятых напряженной умственной деятельностью.
Заметное вли
Разнообразные движения и действия, выполняемые участниками спортивных игр в большинстве случаев на свежем воздухе, т. е. в благоприятных гигиенических условиях, имеют большое оздоровительное значение. Они способствуют укреплению двигательного аппарата, улучшению общего обмена веществ, повышению деятельности всех органов и систем организма и являются средством активного отдыха для многих категорий студентов, особенно для лиц, занятых напряженной умственной деятельностью.
Заметное влияние оказывают спортивные игра на центральную нервную систему. Быстрота выполнения движений и частая их смена, постоянное варьирование интенсивности мышечной деятельности способствуют увеличению силы, подвижности и лабильности нервной системы.
Такие популярные игры, как баскетбол, футбол, гандбол, регби и др. используются в тренировках занимающимися многих видов спорта.
Методика лишь тогда ведет кратчайшим путем к цели, когда основывается на верных принципах.
I. Принципы сознательности и активности
Результативность педагогического процесса во многом определяется тем, насколько сознате6льно и активно относятся к делу сами воспитываемые. Понимание существа заданий, их активное и заинтересованное выполнение, что ускоряет ход обучения, способствует результативности совершаемых действий, обуславливает творческое использование приобретаемых знаний, умений и навыков в жизни. Эти давно помеченные закономерности и лежат, прежде всего в основе принципа сознательности и активности.
Принципы сознательности и активности раскрывается в следующих требованиях:
1.
2.
3.
Существенную
роль в развитии активности занимающихся
играют систематическая оценка и поощрение
достигнутых ими успехов. Речь идет не
только о текущей оценке, которую дает
преподаватель по ходу занятий, но и о
специальной системе оценочных нормативов
и поощрительных мер, выражающих официальное
одобрение каждого достижения на пути
физического совершенствования.
II. Принцип наглядности
Наглядность
обучения и воспитания предполагает
как широкое использование
В процессе физического воспитания наглядность играет особенно важную роль, поскольку деятельность занимающихся носит в основном практический характер и имеет одной из своих специальных задач – всестороннее развитие органов чувств.
1.
2.
3.
III. Принцип доступности и индивидуализации
Принцип доступности и индивидуализации называют также принципом учета особенностей воспитуемых и посильности предлагаемых им заданий. Обе эти формулировки выражают, по существу, одно и то же – необходимость строить обучение и воспитание в соответствии с возможностями воспитуемых, учитывая особенности возраста, пола, уровень предварительной подготовленности, а также и индивидуальные различия физических и духовных способностей.
Особое значение этого принципа в области физического воспитания обусловлено тем, что здесь подвергаются интенсивным воздействиям жизненно важные функции организма. Умелое соблюдение принципа доступности индивидуализации является залогом оздоровительного эффекта физического воспитания. Вместе с тем это и одна из необходимых предпосылок активности занимающихся и ускоренного достижения ими намеченных целей.
Суть данного принципа в области физического воспитания раскрывают следующие основные положения.
1.
2.
3.
IV. Принципы систематичности
Суть
этого принципа раскрывается в ряде
положений, касающихся регулярности занятий
и системы чередований
1.
2.
3.
IV. Принципы постепенного повышения динамичности
Этот
принцип выражает общую тенденцию
требований, предъявляемых к занимающимся
в процессе физического воспитания,
которая заключается в
1.
2.
Организм приспосабливается к той или иной нагрузке не сразу. Необходимо определенное время, чтобы успели произойти адаптационные перестройки, позволяющие подняться на новый, более высокий уровень тренированности. При этом для различных функциональных и структурных изменений требуются неодинаковые сроки.
Основными средствами физи
Физические упражнения – это двигательные действия, при выполнении которых решаются задачи физического воспитания.
Оздоровительные
силы природной среды и
Физические
упражнения в сочетании с естественными
факторами закаливания помогают
повысить общую устойчивость организма
к неблагоприятным воздействиям
внешней среды.
В процессе физического воспитания применяются общепедагогические и специфические методы.
I. Метод регламентированного упражнения
В методах этого типа деятельность занимающихся организуется и регулируется с возможно полной регламентацией, которая состоит:
1.
2.
3.
Смысл такой регламентации заключается в том, чтобы обеспечить оптимальные условия для усвоения новых двигательных умений, навыков или гарантировать точно направленное воздействие на развитие качеств и способностей.
Методы
строго регламентированного
Несмотря
на все достоинства и разнообразия
методов строго регламентированного
упражнения, в них, по сути, воплощается
лишь одна из главных методических линий
в процессе физического воспитания, предполагающая
возможно полное упорядочивание действий
занимающихся и условий их выполнения.
II. Игровой метод
Значение игры как многообразного общественного явления выходит далеко за сферу физического воспитания и даже воспитания в целом. Возникнув на ранних этапах истории и развиваясь вместе со всей культурой общества, игра служила и служит удовлетворению различных потребностей – в самосознании и внешнем контактировании, духовном и физическом развитии, отдыхе и развлечении. Однако одна из главнейших функций игры – педагогическая: игра издавна является одним из основных средств и методов воспитания в широком смысле слова.
Понятие игрового метода в сфере воспитания отражает методические особенности игры, т. е. то, что отличает ее в методическом отношении от других методов воспитания.
Игровой метод в физическом воспитании характеризуют в целом следующие черты.
«Сюжетная» организация. Деятельность играющих организуется в соответствии с образным или условным «сюжетом», в котором предусматривается достижение определенной цели в условиях постоянного и в значительной мере случайного изменения ситуаций. Игровой сюжет либо непосредственно заимствуется, либо специально создается, исходя из потребностей физического воспитания, как условная схема взаимодействия играющих, что характерно для современных спортивных игр.
Разнообразие способов достижения цели и, как правило, комплексный характер деятельности.
Возможность достижения игровой цели обычно не связана с каким-либо одним способом действий. Почти всегда существуют различные пути выигрыша:
1.
2.
3.
Игровой
метод в силу всех присущих ему
особенностей используется в процессе
физического воспитания не столько
для начального обучения движениям
или избирательного воздействия на отдельные
способности, сколько для комплексного
совершенствования двигательной деятельности
в усложненных условиях.
Соревновательный метод.
Соревнование, подобно игре, относится к числу широко, распространенных общественных явлений. Оно имеет существенное значение как способ организации и стимулирования деятельности в самых различных сферах жизни – в производственной деятельности и конечно в спорте.
Соревновательный метод в процессе физического воспитания используется как в относительно элементарных формах, так и в развернутой форме.
Информация о работе Методы и принципы физического воспитания