Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 11:12, курсовая работа
Дидактические принципы и методы обучения на уроках изобразительного искусства и художественного труда.
Цель работы: изучение и обоснование влияния дидактических принципов и методов обучения на учебно-воспитательный процесс на уроках художественного труда и изобразительного искусства.
В процессе объяснения
учитель знакомит учащихся со свойствами
материалов и назначением инструментов,
с рациональными трудовыми действиями,
приемами и операциями, новыми техническими
терминами (на уроках художественного
труда); с приемами работы кисточкой и
последовательностью рисования, построения
предметов (на уроках рисования).
Требования к
методу объяснения. Использование метода
объяснения требует точного и
четкого формулирования задачи, сути
проблемы, вопроса; последовательного
раскрытия причинно-
Дискуссия. Дискуссия,
как метод обучения основан на
обмене взглядами по определенной проблеме,
причем эти взгляды отражают собственное
мнение участников, или опираются на мнения
других лиц. Этот метод целесообразно
использовать в том случае, когда учащиеся
обладают значительной степенью зрелости
и самостоятельностью мышления, умеют
аргументировать, доказывать и обосновывать
свою точку зрения. Он имеет и большую
воспитательную ценность: учит глубже
видеть и понимать проблему, отстаивать
свою жизненную позицию, считаться с мнением
других.
Этот метод больше подходит для применения в старших классах. Но если учащиеся младших классов обладают вышеперечисленными чертами (сильные классы), то есть смысл начинать вводить этот метод (например, при знакомстве с творчеством художников, а именно их работ).
Инструктаж. Под
этим методом понимают объяснение способов
трудовых действий, их точный показ и безопасное
выполнение (художественный труд).
Виды инструктажа:
· По времени
проведения:
Вводный - проводится
в начале урока, включает в себя постановку
конкретной трудовой задачи, дается характеристика
операций, проводится объяснение рабочих
приемов.
Текущий - проводится
во время практической деятельности,
включает в себя объяснение допущенных
ошибок, выяснение причин, недостатков
работы, исправление ошибок, объяснение
правильных приемов, проведение самоконтроля.
Заключительный
- включает в себя анализ работ, характеристику
допущенных ошибок в работе, выставление
оценок за работу учащихся.
· По охвату учащихся:
индивидуальный, групповой, классный.
· По форме изложения: устный, письменный, графический, смешанный.
2. Наглядные
методы обучения
Под наглядными
методами обучения понимаются такие методы,
при которых усвоение учебного материала
находится в существенной зависимости
от применяемых в процессе обучения наглядного
пособия и технических средств.
Наглядные методы
используются во взаимосвязи со словесными
и практическими методами обучения.
Наглядные методы
обучения условно можно подразделить
на 2 большие группы:
· метод иллюстраций;
· метод демонстраций.
Демонстрация (лат.
demonstratio - показывание) - метод, выражающийся
в показе всему классу на уроке различных
средств наглядности.
Демонстрация
заключается в наглядно-
По-настоящему эффективен
данный метод лишь тогда, когда учащиеся
сами изучают предметы, процессы и явления
выполняют нужные измерения, устанавливают
зависимости, благодаря чему осуществляется
активный познавательный процесс - осмысливаются
вещи, явления, а не чужие представления
о них.
Объектами демонстрации
являются: наглядные пособия демонстрационного
характера, картины, таблицы, схемы, карты,
диапозитивы, кинофильмы, модели, макеты,
диаграммы, крупные натуральные объекты
и препараты и др.;
Демонстрация
применяется учителем преимущественно
при изучении нового материала, а также
при обобщении и повторении уже изученного
материала.
Условиями эффективности
применения демонстрации являются: тщательно
продуманные пояснения; обеспечение
хорошей видимости
Иллюстрация как
метод обучающего взаимодействия применяется
учителем в целях создания в сознании
учащихся с помощью средств наглядности
точного, четкого и ясного образа
изучаемого явления.
Главная функция
иллюстрации состоит в образном
воссоздании формы, сущности явления,
его структуры, связей, взаимодействий
для подтверждения
Иллюстрации применяются
в процессе преподавания всех учебных
предметов. В качестве иллюстрации
используются натуральные и искусственно
созданные предметы: макеты, модели, муляжи;
произведения изобразительного искусства,
фрагменты фильмов, литературных, музыкальных,
научных произведений; символические
пособия типа карт, схем, графиков, диаграмм.
Обучающий результат
использования иллюстраций
Такое подразделение
средств наглядности на иллюстративные
или демонстрационные является условным;
оно не исключает возможности отнесение
отдельных средств наглядности как к группе
иллюстративных, так и демонстрационных
(например, показ иллюстраций через эпидиаскоп
или кодоскоп). Внедрение новых технических
средств в учебный процесс (видеомагнитофонов,
компьютеров) расширяет возможности наглядных
методов обучения.
На уроке художественного
труда основную часть изделий
учащиеся выполняют по графическим
изображениям. К ним относятся:
- художественный
рисунок - реальное изображение
предмета, используется, если сам
предмет показать невозможно
по причине его отсутствия, маленьких
или больших размеров; дает возможность
выявить материал и цвет (применяется
на уроках художественного
- технический
рисунок - графическое изображение,
которое выполнено произвольно,
- эскиз - условное
отражение предмета, которое выполнено
без применения чертежно-
- чертеж - графическое
изображение предмета с
- техническая
карта - изображение, на котором
может быть рисунок изделия,
могут быть указаны
Требования к
использованию наглядных
Особенностью наглядных
методов обучения является то, что они
обязательно предполагают в той или иной
мере сочетания их со словесными методами.
Тесная взаимосвязь слова и наглядности
вытекает из того, что «диалектический
путь познания объективной реальности
предполагает применение в единстве живого
созерцания, абстрактного мышления и практики».
Существуют разнообразные
формы связи слова и
Использование наглядных методов обучения на уроках технологии сужается минимальным использованием словесных методов обучения.
3. Практические
методы обучения
Практические
методы обучения основаны на практической
деятельности учащихся. Этими методами
формируют практические умения и
навыки. К практическим методам относятся
упражнения, практические работы.
Упражнения. Под
упражнениями понимают повторное (многократное)
выполнение умственного или практического
действия с целью овладения им
или повышения его качества. Упражнения
применяются при изучении всех предметов
и на различных этапах учебного процесса.
Характер и методика упражнений зависит
от особенностей учебного предмета, конкретного
материала, изучаемого вопроса и возраста
учащихся.
Упражнения по
своему характеру подразделяются на:
· устные;
· письменные;
· учебно-трудовые;
· графические.
При выполнении
каждого из них учащиеся совершают
умственную и практическую работу.
По степени
самостоятельности учащихся при
выполнении упражнении выделяют:
· упражнения по
воспроизведению известного с целью
закрепления;
· воспроизводящие
упражнения;
· упражнения по
применению знаний в новых условиях
- тренировочные упражнения.
Если при выполнении
действий ученик про себя или вслух
проговаривает, комментирует предстоящие
операции, такие упражнения называют
комментированными. Комментирование действий
помогает учителю обнаруживать типичные
ошибки, вносить коррективы в действия
учеников.
Особенности применения
упражнений.
Устные упражнения
способствуют развитию логического
мышления, памяти, речи и внимания учащихся.
Они отличаются динамичностью, не требуют
затрат времени на ведение записей.
Письменные упражнения
используются для закрепления знаний
и выработки умений в их применении.
Использование их способствует развитию
логического мышления, культуры письменной
речи, самостоятельности в работе. Письменные
упражнения могут сочетаться с устными
и графическими.
К графическим
упражнениям относятся работы учащихся
по составлению схем, чертежей, графиков,
плакатов, стендов и т.д.
Графические упражнения
выполняются обычно одновременно с
письменными.
Информация о работе Дидиктические принципы и методы преподавания ИЗО в начальных классах