Дидиктические принципы и методы преподавания ИЗО в начальных классах

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 11:12, курсовая работа

Описание работы

Дидактические принципы и методы обучения на уроках изобразительного искусства и художественного труда.
Цель работы: изучение и обоснование влияния дидактических принципов и методов обучения на учебно-воспитательный процесс на уроках художественного труда и изобразительного искусства.

Работа содержит 1 файл

Тема.doc

— 485.00 Кб (Скачать)

Включение игровых  моментов на уроках позволяет корректировать психологическое состояние учащихся. Дети воспринимают психотерапевтические моменты как игру, а у учителя  есть возможность своевременно менять содержание и характер заданий в зависимости от обстановки. 

Учебные дискуссии. К методам стимулирования и мотивации  учения относятся создание ситуации познавательного спора. Спор вызывает повышенный интерес к теме. Некоторые  учителя умело используют этот метод активизации учения. Они, во-первых, используют исторические факты борьбы различных научных точек зрения по той или иной проблеме. Включение учеников в ситуации научных споров не только углубляют их знания по соответствующим вопросам, но и невольно приковывает их внимание к теме, а на этой основе вызывает новый прилив интереса к учению. 

Учебные дискуссии  учителя создают и в момент изучения обычных учебных вопросов на любом уроке. Для этого специально предлагается ученикам высказать свои мнения о причинах того или иного явления, обосновать ту или иную точку зрения. 

Создание ситуаций успеха в учении. Одним из действенных  приемов стимулирования интереса к  учению является создание в учебном  процессе ситуаций успеха у школьников, испытывающих определенные затруднения в учебе. Известно, что без переживания радости успеха невозможно по-настоящему рассчитывать на дальнейшие успехи в преодолении учебных затруднений. Ситуации успеха создаются и путем дифференциации помощи школьникам в выполнении учебных заданий одной и той же сложности. Ситуации успеха организуются учителем и путем поощрения промежуточных действий школьников, то есть путем специального подбадривания его на новые усилия. 

Важную роль в создании ситуации успеха играет обеспечение благоприятной моральной психологической атмосферы в ходе выполнения тех или иных учебных заданий. Благоприятный микроклимат во время учебы снижает чувство неуверенности, боязни. Состояние тревожности при этом сменяется состоянием уверенности. 

Вот еще что  немаловажно, для того чтобы привести учеников к хорошим результатам в учебе. 

Если мы хотим, чтобы работа ученика была успешна, чтобы он умел бороться с затруднениями  и в дальнейшем приобретать все  больше и больше положительных черт в работе, то для этого надо представить  себе то, что содействует успешности работы, и то, что вызывает не успешность. Огромную роль в деле успешности играют то настроение, то общее бодрое состояние духа у учеников, та деловитость и спокойное, если так можно выразиться, оживленность, которые составляют педагогическую основу всякой успешной работы школы. Все то, что создает скучную атмосферу - унылость, безнадежность, - все это является отрицательными факторами успешной работы учеников. Во-вторых, огромное значение имеет сам метод преподавания учителя: обычно наш классный способ преподавания, такой, когда ученики работают одним и тем же методом и на одну и ту же тему, весьма часто приводит к тому, что класс, расслаивается: известное количество учеников, для которых предложенный со стороны учителя метод является подходящим, преуспевает, другая же часть, для которой нужен несколько другой подход отстает. Одни ученики обладают быстрым темпом работы, а другие - медленным; одни ученики схватывают внешность форм работы, а другие же должны все основательно понять, прежде чем вообще начать работать. 

Если ученики  поймут, что все усилия учителя  направлены на оказание им помощи, то в  их среде могут появиться весьма ценные для работы в классе случаи взаимопомощи, будут усилены случаи обращения учеников к учителю  за помощью, учитель будет в большей степени советовать, чем давать директивы и выдвигать требование и, в конце концов, учитель сам научится реально помогать и всему классу, и каждому ученику в отдельности. 

Когда мы наблюдаем  за работой ученика, когда мы подходим к нему со своими указаниями, требованиями или советами, то мы должны знать, какую огромную роль играет возбуждение у ученика интереса к работе, и вот учет и должен стимулировать работу ученика, т.е. учет работы ученика должен возбуждать у него интерес к работе. 

К кому, как не к своему старшему товарищу, педагогу, обратится ученик за помощью? И мы должны помочь им во многом разобраться - в жизненных различных ситуациях, в самом себе, во всякого рода конфликтах. Но стать таким другом непросто. Чтобы снискать у своих учеников авторитет и уважение, нужно хорошо понимать своих ребят, видеть в них не только будущих мастеров, которым передаешь свой опыт, а прежде всего в каждом - Человека, Личность. Если удастся завоевать уважение, авторитет у своих воспитанников, это большое счастье для педагога. 

К основным источникам интересов к учебной деятельности можно отнести создание ситуации новизны, актуальности, приближения  содержания к самым важным открытиям  в науке, технике, к достижениям  современной культуры, искусства, литературы. С этой целью учителя подбирают специальные приемы, факты, иллюстрации, которые в данный момент вызывают особый интерес у всей общественности страны. В этом случае ученики значительно ярче и глубже осознают важность, значимость изучаемых вопросов и от того относятся к ним с большим интересом, что позволяет их использовать для повышения активизации познавательного процесса на уроках технологии. 

11. Методы контроля  и самоконтроля в обучении 

Методы устного  контроля. Устный контроль осуществляется путем индивидуального и фронтального опроса. При индивидуальном опросе учитель ставит перед учеником несколько вопросов, отвечая на которые он показывает уровень усвоения учебного материала. При фронтальном опросе учитель подбирает серию логически связанных между собой вопросов и ставит их перед всем классом, вызывая для краткого ответа тех или иных учеников. 

Методы самоконтроля. Существенной особенностью современного этапа совершенствования контроля в школе является всемерное развитие у учащихся навыков самоконтроля за степенью усвоения учебного материала, умения самостоятельно находить допущенные ошибки, неточности, намечать способы устранения обнаруживаемых пробелов, что особенно находит применение на уроках технологии. 

Выводы. Выше были перечислены все основные методы преподавания изобразительного искусства. Эффективность их использования будет достигнута только при комплексном использовании этих методов. 

Учитель начальных  классов должен отдавать преимущество методам, которые делают работу активной и интересной, вносят элементы игры и занимательности, проблемности и творчества. 

Сравнительные возможности методов обучения позволяют  адекватно возрасту, умственным и  физическим силам, имеющемуся опыту  учебной работы, учебной тренированности  учащихся, сформированных учебных навыков и умений, развитости мыслительных процессов и типов мышления и т.д. использовать их на разных ступенях и этапах обучения. 

Всегда важно  помнить и учитывать возрастные особенности психологического и  умственного развития детей. 

2. Методика обучения  изобразительному искусству и  художественному труду с использованием  эффективных методов обучения  младших школьников 

2.1 Эффективные  методы и принципы, используемые  в процессе обучения младших  школьников изобразительному искусству и художественному труду 
 

Изучение теоретического материала по вопросу «Дидактические принципы и методы обучения изобразительному искусству и художественному  труду» позволил нам выделить и проверить  в практике работы школы те методы и принципы, которые в большей степени способствуют эффективному обучению младших школьников на уроках изобразительного искусства и художественного труда. 

На первом этапе  методы и принципы обучения были классифицированы для применения их на уроках после  изучения программного материала. Такими методами и принципами выступили: 

Эффективные методы обучения изобразительному искусству  и художественному труду 

По источнику  полученных знаний: 

1. Наглядные  (иллюстрация, демонстрация). 

2. Словесные  (рассказ, беседа, объяснение). 

3. Практические (упражнения). 

По виду деятельности учащихся (М.Н. Скаткин): 

1. Репродуктивные (ответы на вопросы учителя). 

2. Объяснительно-иллюстративные (рассказ, беседа, демонстрационные  опыты, экскурсии). 

3. Частично-поисковые  (самостоятельное выполнение заданий с частичной помощью учителя). 

4. Проблемные (постановка  проблемы и поиск решений). 

5. Исследовательские  (постановка проблемы - инструктаж - самостоятельное изучение, наблюдение - итоги). 

Методы стимулирования и мотивации познавательной деятельности: 

- методы формирования  познавательного интереса (познавательные  игры, учебные дискуссии, создание  ситуации успеха). 

Принципы обучения изобразительному искусству и 

художественному труду 

1. Принцип сознательности  и активности. 

2. Принцип наглядности. 

3. Принцип систематичности  и последовательности. 

4. Принцип прочности  усвоения знаний. 

5. Принцип научности. 

6. Принцип доступности. 

7. Принцип связи  теории с практикой. 

8. Политехнический  принцип. 

2.2 Методические  рекомендации по использованию эффективных методов и принципов обучения изобразительному искусству и художественному труду 
 

На втором этапе  мной были посещены уроки изобразительного искусства и художественного  труда, а также была разработана  серия уроков по этим предметам с  использованием вышеперечисленных эффективных методов и принципов обучения. 

1. Посещение  и анализ уроков изобразительного  искусства и художественного  труда. Целью посещения уроков  было выявление эффективности  использования правильно и умело  организованных методов и принципов обучения. 

Для того чтобы  проверить, насколько эффективно это  использование, мной были посещены несколько  уроков изобразительного искусства  и художественного труда в 1-ом и 3-их классах. Проанализировав эти  уроки и пронаблюдав за результатами деятельности учеников, можно сделать следующие выводы: 

Урок №1. (Приложение 1) 

На первом уроке, проведенном в 3-ем классе на тему «Жар-птица», учитель умело организовал работу детей. 

Урок был проведен в форме коллективной творческой деятельности. Были использованы различные методы обучения: 

· словесный (рассказ  о Жар-птице, объяснение последовательности работы, беседа с детьми); 

· наглядный (показ  картин, способов и приемов работы); 

· практический; 

· объяснительно-иллюстративный; 

· репродуктивный; 

· частично-поисковый; 

Также были использованы методы стимулирования и мотивации  учебно-познавательной деятельности (создание ситуации успеха в начале урока). 

Очень правильно  и умело реализованы дидактические  принципы: 

· принцип научности (сведения о Жар-птице); 

· принцип систематичности  и последовательности (распределение  материала с опорой на ранее усвоенные  знания); 

· принцип сознательности и активности (активизация мыслительной деятельности, творчество, коллективная и индивидуальная деятельность); 

· принцип наглядности (развитие восприятия, интереса, наблюдательности); 

· принцип доступности (соответствие материала возрастным особенностям, дифференцированный подход); 

· принцип прочности (тренировочные упражнения). 

Использование музыкального сопровождения в практической части способствовало поддержанию эмоционального настроения детей. 

Работа учащихся была организована, при объяснении задания, приемов и способов работы учитаны индивидуальные особенности  учеников. При выполнении задания  слабым детям была оказана индивидуальная помощь. 

Многообразие  наглядных пособий способствовало эффективности проведения урока. При  проведении беседы вопросы сформулированы четко, конкретно, лаконично. 

Все этапы урока  соблюдены. Все цели урока реализованы. Работа учащихся была активной. 

Проанализировав работы детей, можно сделать следующий  вывод: из 23 учеников класса все успешно  справились с работой. 

В конце урока  была проведена рефлексия. Детям  было предложено нарисовать на доске  солнышко, если все на уроке им было понятно и все получалось. Тучку и солнышко - если в процессе работы у них возникли некоторые затруднения. Тучку - если ничего не получалось. 

Информация о работе Дидиктические принципы и методы преподавания ИЗО в начальных классах