Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2012 в 18:25, лекция
Впервые слова «циркизация театра» были произнесены применительно к третьему типу взаимоотношений цирка и театра, что позволяет сосредоточиться на этой группе спектаклей. Но и здесь следует провести разграничение. Признать единство вышеперечисленных спектаклей можно, только сочтя существенными не их эстетические координаты, а факт наличия в них цирковых элементов. Но их использование на театре было обусловлено именно эстетическими предпосылками — своими для Мейерхольда, своими для Таирова, своими для Курбаса. Таким образом, остается выбор между воссозданием исторической картины циркизации театра и теоретическим исследованием, которое предпочтительно вести в рамках одной эстетической системы, продемонстрировавшей принципиальные подходы к циркизации театра. Выбор второго пути обусловлен прежде всего тем, что сам термин «циркизация» был выдвинут изнутри мейерхольдовского лагеря. Именем Мейерхольда можно объединить и подавляющее большинство названных спектаклей (даже тех, которых Мейерхольд не только не ставил, но и не видел, — как, например, спектакль ФЭКСов). Фигура Мейерхольда возникает как своего рода точка отсчета в опытах циркизации театра.
276 Там же.
277 Эйзенштейн С. М. 5очуетг5 сГеп^апсе. С. 270.
278 Там же. С. 271.
279 Там же. С. 270.
280 Эйзенштейн С. М. Два черепа Александра Македонского // Эйзенштейн С. М. Избранные произведения. Т. 2. С. 281.
281 Эйзенштейн С. М. Монтаж 1938. С. 272.
282 См.: Хренов Н. А. Зрелищные формы культуры и массовая публика / Зрелищные искусства. М., 1988. Вып. II. 24 с.
283 Эйзенштейн С. М. Монтаж 1938. С. 271. 131
284 См.: Кумейко Е. «Мудрец» в Пролеткульте // Зрелища. 1923. № 37. 22 мая. С. 6
285 Херсонский X. Н. «Мудрец» в Пролеткульте// Известия. 1923. 1 1 мая. № 103. С. 6.
286 Я. А. [Апушкин Я. В.] Театр Пролеткульта. «Мудрец» // Жизнь искусства. 1923. №41. 16 окт. С. 17.
' Ценовский А. «Мудрец» // Труд. 1924. 4 дек. № 276. С. 6. 132
' Эйзенштейн С. Л/1. [Б. н.] // Как я стал режиссером. Рига: Госкиноиздат, 1946. С. 290.
288 Эйзенштейн С. М. Два черепа Александра Македонского// Эйзенштейн С. М. Избранные произведения. Т. 2. С. 281.
289 См. напр.: Ценовский А. «Мудрец» // Труд. 1924. 4 дек. № 276. С. 6.
290 Эйзенштейн С. М. Монтаж 1938 // Эйзенштейн С. М. Избранные произведения. Т. 2. С. 158.
291 Эйзенштейн С. М. Психология искусства// Психология процессов художественного творчества. Л.: Наука, 1980. С. 183.
292 Арватов Б. И. Театр как производство //О театре. С. 120-1 21.
293 Эйзенштейн С. М. Два черепа Александра Македонского // Эйзенштейн С. М. Избранные произведения. Т. 2. С. 281.
294 Пиотровский А. И. Внешторг на Эйфелевой башне// Жизнь искусства. 1923. № 23. 1 2 июня. С. 1 8.
' Пельше Р. А. Доклад // Луначарский А. В., Пельше Р. А., Плетнев В. Ф. Пути современного театра. М.; Л.: Государственное издательство, 1926. С. 27.
296 Обслуживание рабочего зрителя // Рабочий и театр. 1925. № 28. 14 июля. С. 3.
»
297 Ивинг 8. П. Рабочий зритель в цифрах// Рабочий и театр. 1926. № 13. 30 марта.
С. 8.
298 Тверской К. К. Активный зритель // Рабочий и театр. 1925. № 49. 8 дек. С. 4.
299 Рудницкий К. Л., Зоркая Н. М., Шахназарова Н. Г. Искусство, рожденное революцией// Страницы истории советской художественной культуры. С. 40.
300 Мейерхольд В. Э. Выступление на обсуждении спектакля [«Лес»] 1 8 февраля 1924 года // Мейерхольд В. Э. Статьи, письма, речи, беседы. Ч. 2. С. 55.
301 Радлов С. Э. Сказка: нелепая и чудная// Рабочий и театр. 1926. № 7. 16 февр.
С. 6.
' Мейерхольд В. Э. Лекция на
курсах режиссеров