Циркизация театра

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2012 в 18:25, лекция

Описание работы

Впервые слова «циркизация театра» были произнесены применительно к третьему типу взаимоотношений цирка и театра, что позволяет сосредоточиться на этой группе спектаклей. Но и здесь следует провести разграничение. Признать единство вышеперечисленных спектаклей можно, только сочтя существенными не их эстетические координаты, а факт наличия в них цирковых элементов. Но их использование на театре было обусловлено именно эстетическими предпосылками — своими для Мейерхольда, своими для Таирова, своими для Курбаса. Таким образом, остается выбор между воссозданием исторической картины циркизации театра и теоретическим исследованием, которое предпочтительно вести в рамках одной эстетической системы, продемонстрировавшей принципиальные подходы к циркизации театра. Выбор второго пути обусловлен прежде всего тем, что сам термин «циркизация» был выдвинут изнутри мейерхольдовского лагеря. Именем Мейерхольда можно объединить и подавляющее большинство названных спектаклей (даже тех, которых Мейерхольд не только не ставил, но и не видел, — как, например, спектакль ФЭКСов). Фигура Мейерхольда возникает как своего рода точка отсчета в опытах циркизации театра.

Работа содержит 1 файл

циркызация театра.doc

— 819.50 Кб (Скачать)

Кузнецов Евгений Михайлович (1900-1958) - 50, 55-56, 57, 78, 80, 130

Курбас Лесь (1887-1937)- 8, 9

Лазаренко Виталий Ефимович (1890-1939) - 35-36

Левинсон Андрей Яковлевич (1887-1933) — 32

Лессинг Готхольд Эфраим (1729-1781) - 96

Ллойд Гарольд (1893-1971) - 96, 109

Ллойд-Джордж Дэвид (1863-1945) - 34

Логинов — 45

Луначарский Анатолий Васильевич (1875-1933) — 18 Макиавелли Никколо (1469-1527)- 92 Малевич Казимир Северинович (1 878-1935) — 31 Марголин Самуил Акимович (1893-1953)— 120 Марецкая Вера Петровна (1906-1978) — 13

Маринетти Филиппо-Томмазо (1876-1944) - 19-27,86, 100, 101, 103, 104-105, 113

Марков Павел Александрович (1 897-1980) - 9-11, 102 

Мартинсон Сергей Александрович (1899-1984) — 13

Масс Владимир Захарович (1896-1979) - 94, 95, 96, 103, 111

Маяковский Владимир Владимирович (1893-1930)- 18, 24, 25, 28, 31-32, 34, 95

Мейерхольд Всеволод Эмильевич (1 874-1940) — 7, 8, 9, 10, 11, 12, 14, 15-18, 26, 28-35, 37-38, 40, 43, 59, 70, 72, 85, 91, 92, 96, 99, 109, 113, 115-121, 125, 130, 135, 138, 140, 142, 144

Мелик-Хаспабов Валентин Павлович — 8, 94, 95, 97

Миклашевский Константин Михайлович (1886-1944)— 55

Мовшенсон Александр Григорьевич (1895-1965)— 69-72, 74, 82

Мокульский Стефан Стефанович (1896-1960) — 9, 10,11

Мольер Жан-Батист (1622-1673) - 62, 84

Наполеон I Бонапарт (1 769-1 821) - 24

Недоброво Владимир Владимирович (1905-1951)— 107, 1 14

Нерон Клавдий Цезарь (37-68) — 24

Носков Николай Дмитриевич (1869—?) — 45

Остужев Александр Алексеевич (1874-1953) — 128

Охлопков Николай Павлович (1900-1967) - 120

Павлов Иван Петрович (1849-1936)- 133

Парнах (Парнок) Валентин Яковлевич (1 891 -1951) — 97

Пельше Роберт Андреевич (1880-1955) - 140

Перетц Владимир Николаевич (1870-1935) — 77

Песочинский Николай Викторович (род. 1956)— 15

Пикассо (Руис) Пабло (1881-1973) - 105

Пиотровский Адриан Иванович (1898-1938) - 9, 12, 53, 56, 57, 59, 60, 63, 65, 67, 74-75, 80, 84, 85

Плавт Тит Макций (сер. III в. — ок. 1 84 до н. э.) — 53

Поччи Франц (1 807-1 876) - 92

Прокофьев Сергей Сергеевич (1891-1953) — 143

Пырьев Иван Александрович (1901-1968) — 111, 124

Рабле Франсуа (1494-1553)- 90

«

Радлов Сергей Эрнестович (1892-1958) - 8, 9, 12, 14, 33, 44, 48-55, 57, 59-60, 62-66, 68, 79-82, 84-88, 91, 111-112, 135, 139, 143

Рейнхардт Макс (1873-1943)- 6-7

да Римини Франческа (? — между 1 283 и 1 286) — 24

Ромм Михаил Ильич (1902-1971) - 126

Росселлини Роберто (1906-1977)- 109

Рудницкий Константин Лазаревич (1920-1988) - 13-14, 18, 22, 28-30, 33, 141-142

Рыков Александр Викторович (1892-1966) - 55, 60-61, 79, 81, 84 Седен Мишель Жан (1719-1797)- 57 Сеннет Мак (1880-1960) - 109

Сен-Фуа (Сент-Фоа) Жермен Франсуа (1698-1776) - 57

Сервантес де Сааведра Мигель (1547-1616) — 92

Серж, см. Александров Александр  Сергеевич

Смышляев Валентин Сергеевич (1891-1936) — 8, 126, 135

Соболев Юрий Васильевич (1887-1940) - 90, 120

Соловьев Владимир Николаевич (1887-1941) - 17, 52, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 83, 84

Станиславский Константин Сергеевич (1863-1938) — 64, 143

Сухово-Кобылин Александр Васильевич (1 817-1903) — I 15, 120, 121

Таиров Александр Яковлевич (1885-1950)— 8, 9

Такашима Татсуносуки (1873—?) — 59-60

Таурек Иван Васильевич (1888-?) - 49, 79, 106, 108-110, 111

Тойнби Арнольд Джозеф (1889-1975)- 19

Толстой Лев Николаевич (1828-1910) — 41, 43, 45, 46, 47

Трауберг Леонид Захарович (1902-1990) - 8, 9, 80, 106

Февральский Александр Вильямович (1901-1984) - 13, 30, 35, 38

Федоров Василий Федорович (1891-1971)- 120

Феоктистов — 45

Фореггер (Фореггер фон Грейфентурн) Николай Михайлович (1892-1939) — 8, 9, 14, 40, 88-104, 115, 119, 135, 143

Хлебников Велимир (Виктор Владимирович) (1885-1922) — 22

Ходасевич Валентина Михайловна (1894-1970) — 55-56, 57, 67, 79

Хренов Николай Андреевич (род. 1942) — 14, 130

Цезарь Гай Юлий (100-44 до н. э.) - 24

Цицерон Марк Туллий (106-43 до н. э.) — 52

Чаплин Чарлз Спенсер (1889-1978) - 96, 97, 101, 108, 110, 112

Чепалов Александр Иванович (род. 1945) — 88

Шахназарова Нелли Григорьевна (род. 1924) — 13

Шекспир Вильям (1564-1616) - 74, 83-84

Шершеневич Вадим Габриэлевич (1893-1942)- 142

Шкловский Виктор Борисович (1899-1984)- 12, 44, 45-47, 49, 61, 63, 69, 83, 85, 113

Штраух Максим Максимович (1900-1974) - 124 Щербаков Вадим Анатольевич (род. 1958) — 92

Эйзенштейн Сергей Михайлович (1898-1948) - 8, 9, 12, 14, 28-30, 40, 67,92, 98, 111, 114, 115-116, 119, 121-137, 140

Эрдман Борис Робертович (1899-1960)— 7

Юнг Карл Густав (1875-1961) - 135

Юрский Сергей Юрьевич (род. 1935) — 109

Юткевич Сергей Иосифович (1904-1985) - 105, 111

Языканов Иван Федорович (1898-1974) - 125 

«

Указатель спектаклей

«Арлекин-скелет», пантомима Ж.-Б.-Г. Дебюро, Народная комедия (Петроград), 1921, реж. К. М. Миклашевский — 84

«Блокада России», сценарий С. Э. Радлова, Театр Домов отдыха (Петроград), 1920, реж. С. Э. Радлов - 66-68

«Великодушный рогоносец», фарс Ф. Кроммелинка, Театр Актера (Москва), 1922, реж. В. Э. Мейерхольд - 109, 115, 116-119, 129

«Виндзорские проказницы», комедия  В. Шекспира, Народная комедия (Петроград), 1920, реж. С. Э. Радлов — 83-84

«Воровка детей», мелодрама А. Ф. Деннери, Мастфор (Москва), 1922, реж. Н. М. Фореггер - 89, 99

«Вторая дочь банкира», сценарий С. Э. Радлова, Народная комедия (Петроград), 1920, реж. С. Э. Радлов - 54, 58-59, 62

«Гарантии Гента», буффонада В. 3. Масса, Мастфор (Москва), 1922, реж. Н. М. Фореггер — 97, 99

«Горячее сердце», комедия А. Н. Островского, МХАТ (Москва), 1926, реж. К. С. Станиславский — 143

«Господин де Пурсоньяк», комедия  Ж.-Б. Мольера, Народная комедия (Петроград), 1921, реж. В. Н. Соловьев — 84

«Два болтуна», интермедия М. Сервантеса, Московский балаган (Москва), 1919, реж. Н. М. Фореггер - 92

«Деревенский судья», комедия П. Кальдерона, Народная комедия (Петроград), 1921, реж. С. Э. Радлов — 84

«Женитьба», комедия Н. В. Гоголя, Фабрика  эксцентрического актера (Петроград), 1922, реж. Г. М. Козинцев и Л. 3. Трауберг — 8, 11, 106-1 15, 139

«Жирофле-Жирофля», оперетта Ш. Лекока, Камерный театр (Москва), 1922, реж. А. Я. Таиров — 8

«Земля дыбом», драма М. Мартине  «Ночь», Театр Вс. Мейерхольда (Москва),

  1. реж. В. Э. Мейерхольд при участии С. М. Третьякова — 129

«Зори», драма Э. Верхарна, Театр  РСФСР-1 (Москва), 1920, реж. В. Э. Мейерхольд, сопостановщик В. М. Бебутов — 34, 37, 1 13

«Каракатака и каракатакэ», французский  фарс XVII в., Мастерская театра «Четырех масок» (Москва), 1918, реж. Н. М. Фореггер — 88

«Каракатака и каракатакэ», французский  фарс XVII в., Московский балаган (Москва), 1919, реж. Н. М. Фореггер (неосуществленная постановка ?) - 92

«Коварство и любовь», трагедия Ф. Шиллера, Эрмитажный театр (Петроград), 1919- 48

«Крокодил и Персея», пьеса Ф. Поччи, Московский балаган (Москва), 1919, реж. Н. М. Фореггер (неосуществленная постановка ?) — 92

«Лекарь поневоле», комедия Ж.-Б. Мольера, Эрмитажный театр (Петроград), 1919- 48

«Лес», комедия А. Н. Островского, Театр им. Вс. Мейерхольда (Москва),

  1. реж. В. Э. Мейерхольд - 8, 12, 13, 109, 141-143

«Любовь и золото», мелодрама С. Э. Радлова, Народная комедия (Петроград), 1921, реж. С. Э. Радлов - 81

«Любовь к трем апельсинам», опера  С. С. Прокофьева, Академический театр оперы и балета (Петроград), 1926, реж. С. Э. Радлов — 143

«Макбет», трагедия В. Шекспира, Театр  трагедий (Петроград), 1918, реж. А. М. Грановский — 6

«Мандрагора», комедия Н. Макиавелли, Московский балаган (Москва),

1919, реж. Н. М. Фореггер (неосуществленная постановка ?) — 92

«Мексиканец», инсценировка Б. В. Арватова по Дж. Лондону, Первый

рабочий театр Пролеткульта (Москва), 1921, реж. В. С. Смышляев и С. М. Эйзенштейн — 8, 126

«Мистерия-буфф». Героическое, эпическое  и сатирическое изображение нашей  эпохи В. В. Маяковского (1-я редакция), Театр Музыкальной драмы (Петроград), 1918, реж. В. Э. Мейерхольд, сопостановщик В. В. Маяковский - 8, 18, 28-33, 39, 40, 96

«Мистерия-буфф». Героическое, эпическое  и сатирическое изображение

нашей эпохи В. В. Маяковского (11-я редакция), Театр РСФСР-1 (Москва), 1921, реж. В. Э. Мейерхольд - 8, 34-38, 96

«

«Мистерия-буфф». Героическое, эпическое  и сатирическое изображение

нашей эпохи В. В. Маяковского, Цирк Саламанского (Москва), 1921, реж. А. М. Грановский — 6

«Мудрец», комедия А. Н. Островского «На всякого мудреца довольно простоты», Первый рабочий театр Пролеткульта (Москва), 1923, реж. С. М. Эйзенштейн - 8, 28, 30, 114-116, 119, 121-126, 128- 129, 133-137, 139-140, 143

«Невеста мертвеца», сценарий С. Э. Радлова, Народная комедия (Петроград), 1920, реж. С. Э. Радлов - 49-50, 54-56, 60, 63

«Обезьяна доносчица», сценарий С. Э. Радлова, Народная комедия (Петроград), 1920, реж. С. Э. Радлов - 54, 55, 62, 74

«Первый винокур», комедия Л. Н. Толстого, Эрмитажный театр (Петроград), 1919, реж. Ю. П.Анненков - 8, 11, 41, 43- 49, 61, 86

«Пленник», сценарий С. Э. Радлова, Народная комедия (Петроград), 1920, реж. С. Э. Радлов — 75

«Пошились у дурж», («Остались в  дураках»), комедия М. Л. Кропивницкого, Березиль (Киев), 1925, реж. Л. Курбас — 8

«Приемыш», мелодрама С. Э. Радлова, Народная комедия (Петроград), 1920, реж. С. Э. Радлов - 78-82, 85

«Принцесса Брамбилла», каприччо по Э.-Т.-А. Гофману, Камерный театр (Москва), 1920, реж. А. Я. Таиров - 8

«Принцесса Турандот», сказка К. Гоцци, III студия МХАТ (Москва), 1922, реж. Е. Б. Вахтангов  — 124, 126

«Проделки Смеральдины», комедия В. Н. Соловьева, Народная комедия (Петроград), 1920, реж. В. Н. Соловьев — 55, 84

«Противогазы», мелодрама С. М. Третьякова, Первый рабочий театр Пролеткульта (Москва), 1924, реж. С. М. Эйзенштейн — 129, 136

«Пьеро ревнивец», пантомима Ж.-Б.-Г. Дебюро, Народная комедия (Петроград), 1921, реж. К. М. Миклашевский — 84

«Работяга Словотеков», комедия А. М. Горького, Народная комедия (Петроград), 1920, реж. С. Э. Радлов — 66, 68

«Ревизор», комедия Н. В. Гоголя, Государственный  театр им. Вс. Мейерхольда (Москва), 1926, реж. В. Э. Мейерхольд — 12

«Саламанкская пещера», интермедия М. Сервантеса, Московский балаган (Москва), 1919, реж. Н. М. Фореггер - 92


«Слышишь, Москва?!», агит-гиньоль С. М. Третьякова, Первый рабочий театр  Пролеткульта (Москва), 1 923, реж. С. М. Эйзенштейн — 134

«Смерть Тарелкина», комедия А. В. Сухово-Кобылина, Театр ГИТИС (Москва), 1922, реж. В. Э. Мейерхольд - 8, 115, 119-122, 14О

«Султан и черт», сценарий С. Э. Радлова, Народная комедия (Петроград), 1920, реж. С. Э. Радлов - 54, 57-59, 62

«Табареновский фарс или злоключения  Люкаса», Московский балаган (Москва), 1919, реж. Н. М. Фореггер - 92

«Танцы машин», композиция Н. М. Фореггера, Мастфор (Москва), 1922, реж. Н. М. Фореггер - 88, 103

«Тартюф», комедия Ж.-Б. Мольера, Эрмитажный театр (Петроград), 1919 — 48

«Трумф», шуто-трагедия И. А. Крылова, Московский балаган (Москва), 1919, реж. Н. М. Фореггер (неосуществленная постановка ?) — 92

«Удачный обман», сценарий С. Э. Радлова, Народная комедия (Петроград), 1920, реж. С. Э. Радлов - 55

«Хорошее отношение к лошадям», буффонада В. 3. Масса, Мастфор (Москва), 1922, реж. Н. М. Фореггер - 93-95, 99

«Царь Эдип», трагедия Софокла в  обработке Г. фон Гофмансталя, Немецкий театр (Берлин), 1909, реж. М. Рейнхардт  — 6

«Царь Эдип», трагедия Софокла, Театр  трагедий (Петроград), 1918, реж. А. М. Грановский — 6

«Шестеро влюбленных», комедия  К. М. Миклашевского, Народная комедия (Петроград), 1922, реж. С. Э. Радлов — 55

1 См.: Мейерхольд В. Э. Реконструкция театра (1929-1930 гг.) // Мейерхольд 8. Э. Статьи, письма, речи, беседы: В 2 ч. М.: Искусство, 1968. Ч. 2. С. 195.

4 См.: Шкловский 8. Б. Их настоящее. М.; Л.: Кинопечать, 1927.

1 Алперс Б. В. Конец эксцентрической школы [1936 г.] // Алперс Б. В. Театральные очер

1 Рудницкий К. Л., Зорка я Н. М., Шахназарова Н. Г. Искусство, рожденное революцией// Страницы истории советской художественной культуры. 1917-1932. М.: Наука, 1989. С. 31.

' Комментарии// Мейерхольд в русской театральной критике: 1892-1918 / Сост. и ком. Н. В. Песочинского, Е. А. Кухты, Н. А. Таршис. М.: Артист. Режиссер. Театр, 1997. С. 464.

' Мейерхольд В. Э. Балаган// Мейерхольд 8. Э. Статьи, письма, речи, беседы. Ч. 1. С. 223, 224.

' Там же. С. 34.

' Маринетти Ф.-Т. Первый манифест футуризма // Называть вещи своими именами. М., 1986. С. 161.

' Маринетти Ф.-Т. Первый манифест футуризма // Называть вещи своими именами. С. 160.

' Маринетти Ф.-Т. Наслаждение быть освистанным// Маринетти Ф.-Т. Футуризм. С. 88.

1 Там же. С. 233.

4 Там же. С. 236.

' Там же. С. 229.

1 Гладков А. К. Мейерхольд говорит. Записи 1934-1939// Гладков А. К. Мейерхольд: В 2 т. М.: СТД РСФСР, 1990. Т. 2. С. 311.

1 Левинсон А. Я. «Мистерия-буфф» Маяковского// Мейерхольд в русской театральной критике: 1 892-191 8. С. 385.

1 Рудницкий К. Л. Режиссер Мейерхольд. С. 230.

5 Левинсон А. Я. «Мистерия-буфф» Маяковского // Мейерхольд в русской театральной критике: 1892-1918. С. 385.

Февральский А. В. Первая пьеса Октября: К десятилетию московских постановок «Ми- стерии-буфф» // Советский театр. 1931. № 9. Сент. С. 5. Аксенов И. А. Театр и зритель эпохи революции //О театре. Тверь, 1922. С. 110.

' Февральский А. В. Первая пьеса Октября: К десятилетию московских постановок «Ми- стерии-буфф»// Советский театр. 1931. №9. Сент. С. 5.

2 Валь В. В. В пролетарском театре. Малярной кистью по домотканному холсту// Гудок. 1921. 8 июня. №320. С. 2.

' Февральский А. В. «Мистерия-буфф» в театре РСФСР // Рабочий и театр. 1 935. № 17. Сент. С. 7.

2 Мейерхольд В. Э. Балаган// Мейерхольд В. Э. Статьи, письма, речи, беседы. Ч. 1. С. 213.

г

1 Анненков Ю. П. Кризис эстрады // Жизнь искусства. 1920. 3-4 июля. № 494-495. С. 1.

' См.: Шкловский В. Б. Народная комедия и «Первый винокур» // Жизнь искусства. 1 920. 17-19 апр. №425-427. С. 1.

' Соловьев 8. Н. «Невеста мертвеца» // Жизнь искусства. 1920. 15 янв. № 343. С. 2.

1 Радлов С. Э. Словесная импровизация в театре // Радлов С. Э. Статьи о театре. С. 60.

' Цит. по: Кузнецов Е. М. Пути и перепутья («Невеста мертвеца» — «Обезьяна доносчица») // Жизнь искусства. 1920. 20 -22 марта. № 403-405. С. 1.

' Соловьев В. Н. «Султан и черт» (Театр Народной комедии) // Жизнь искусства. 1920. 23 марта. № 406. С. 1.

1 Кузнецов Е. М. Пути и перепутья («Невеста мертвеца» — «Обезьяна доносчица») // Жизнь искусства. 1920. 20-22 марта. №403-405. С. 1.

Информация о работе Циркизация театра