Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2012 в 18:25, лекция
Впервые слова «циркизация театра» были произнесены применительно к третьему типу взаимоотношений цирка и театра, что позволяет сосредоточиться на этой группе спектаклей. Но и здесь следует провести разграничение. Признать единство вышеперечисленных спектаклей можно, только сочтя существенными не их эстетические координаты, а факт наличия в них цирковых элементов. Но их использование на театре было обусловлено именно эстетическими предпосылками — своими для Мейерхольда, своими для Таирова, своими для Курбаса. Таким образом, остается выбор между воссозданием исторической картины циркизации театра и теоретическим исследованием, которое предпочтительно вести в рамках одной эстетической системы, продемонстрировавшей принципиальные подходы к циркизации театра. Выбор второго пути обусловлен прежде всего тем, что сам термин «циркизация» был выдвинут изнутри мейерхольдовского лагеря. Именем Мейерхольда можно объединить и подавляющее большинство названных спектаклей (даже тех, которых Мейерхольд не только не ставил, но и не видел, — как, например, спектакль ФЭКСов). Фигура Мейерхольда возникает как своего рода точка отсчета в опытах циркизации театра.
111 апр. №415. С. 2.
112 См.: Соловьев В. Н. «Султан и черт» (Театр Народной комедии) // Жизнь искусства. 1920. 23 марта. № 406. С. 1.
113 См. напр.: Соловьев В. Н. «Невеста мертвеца»// Жизнь искусства. 1920. 15 янв. № 343. С. 2.
114 Пиотровский А. И. Кальдерон в театре Народной комедии // Жизнь искусства. 1921. 29 нояб. №819. С. 2.
' Рыков А. В. Народная комедия. С. 1 66.
116 Анненков КЭ. П. Театр до конца // Дом искусств. 1921. № 2. С. 65.
117 Там же.
118 Там же.
119 Анненков Ю. П. Театр до конца // Дом искусств. 1921. № 2. С. 65.
120 Там же. С. 66.
121 Там же. С. 65.
122 Пиотровский А. И. Театр Народной комедии // Жизнь искусства. 1920. 19-20 июня. №482-483. С. 2.
123 Там же.
124 Радлов С. Э. О комическом театре и публике. (Размышления в театре Сабурова) // Новые ведомости. Веч. вып. 1918. 4 апр. № 39. С. 8.
р
125 Там же.
Державин К. Н. Актер и цирк// Жизнь искусства. 1920. 30 марта. №413. С. 1.
127 См.: Пиотровский А. И. Театр Народной комедии // Жизнь искусства. 1920. 25 июня. № 487. С. 2.
128 См. напр.: Чадаев В. Н. Из-за деревьев леса не видящие (К постановке пьесы Горького «Работяга Словотеков»)// Красная газета. 1920. 20 июня. № 134. С. 3.
Р
129 См.: Ходасевич В. М. Массовые действа, зрелища и праздники // Театр. 1967. № 4. Апр. С. 13-14.
130 Беленсон А. Э. Два гиганта // Жизнь искусства. 1920. 23 июня. № 485. С. 1.
131 Там же.
132 Там же.
' Шкловский В. Б. Искусство цирка // Жизнь искусства. 1919. 4-5 нояб. № 284 - 285. С. 1.
134 Там же.
135 Там же.
136 Там же.
137 Там же.
138 Там же.
139 Там же.
140 Мейерхольд В. Э. Возрождение цирка // Творческое наследие В. Э. Мейерхольда. С. 34.
Р
1 Там же.
142 Мовшенсон А. Г. <А>кробатика цирковая и акробатические элементы в театре // Жизнь искусства. 1920. 29 янв. № 357. С. 2.
' Державин К. Н. Актер и цирк// Жизнь искусства. 1920. 30 марта. №413. С. 2.
144 Державин К. Н. Искусство цирка в сценической композиции // Жизнь искусства. 1920. 1 апр. №415. С. 2.
145 Державин К. Н. Актер и цирк // Жизнь искусства. 1920. 30 марта. № 41 3. С. 2.
146 Там же.
р
147 Там же.
148 Державин К. Н. Искусство цирка в сценической композиции // Жизнь искусства. 1 920. 1 апр. №415. С. 2.
149 Там же.
150 Мовшенсон А. Г. Четыре и одна // Жизнь искусства. 1920. 27 мая. № 462. С. 1.
151 Пиотровский А. И. Театр Народной комедии// Жизнь искусства. 1920. 19-20 июня. № 482-483. С. 2.
152 Например: «Театр и цирк — разветвление одной и той же традиции актерства. Надоело указывать на значение слова Ы$(по, на акробатическую технику комиков с!е11 'аг!е, на д'Арбеса, выступавшего попеременно в бытовых комедиях Гольдони и театральных сказках Гоцци, наконец на Дебюро» (Рыков А. В. Народная комедия. С. 165.)
153 Пиотровский А. И. Театр Народной комедии // Жизнь искусства. 1920. 19-20 июня. №482-483. С. 2.
154 Державин К. Н. Цирк // Жизнь искусства. 1920. 6 авг. № 523. С. 1.
1 Там же.
~4 Пиотровский А. И. Театр Народной комедии // Жизнь искусства. 1 920. 19-20 июня. №482-483. С. 2.
157 Державин К. Н. Цирк // Жизнь искусства. 1920. 6 авг. № 523. С. 1.
158 Там же.
159 Там же.
160 Там же.
161 Державин К. Н. Цирк// Жизнь искусства. 1920. 7-8 авг. № 524-525. С. 2.
' Там же.
1 Рыков А. В. Народная комедия. С. 175.
163 Балухатый С. Д. Поэтика мелодрамы// Балухатый С. Д. Вопросы поэтики. Л.: Издательство ЛГУ, 1990. С. 45.
164 Радлов С. Э. Театры Возрождения и возрождение театра // Жизнь искусства. 1920. 12 нояб. № 607. С. 1.
165 Там же.
166 Трауберг Л. 3. Курс на II5А // Театр. 1923. № 1 2. 1 8 дек. С. 9.
167 Радлов С. Э. Театры Возрождения и возрождение театра // Жизнь искусства. 1920. 1 2 нояб. № 607. С. 1.
168 РыковА. 8. Народная комедия. С. 175.
169 Кузнецов Е. М. «Любовь и золото» (Театр «Народная комедия») // Жизнь искусства. 1921. 5-8 февр. № 669-671. С. 1.
170 Там же.
3 РыковА. В. Народная комедия. С. 175.
172 Мовшенсон А. Г. Несколько мыслей о декорациях и художниках. Цвет и плоская декорация В. М. Ходасевич // Жизнь искусства. 1920. 14 сент. № 556. С. 1.
173 Шкловский В. Б. Шекспир на подмостках Железного Зала // Жизнь искусства. 1920. 19-21 нояб. №610-612. С. 1.
174 «Виндзорские проказницы» [: Интервью с С. Э. Радловым] // Жизнь искусства. 1920. 1 2 нояб. № 607. С. 1.
175 РыковА. В. Народная комедия. С. 171.
176 Шкловский В. Б. Шекспир на подмостках Железного Зала // Жизнь искусства. 1920. 19-21 нояб. №610-612. С. 1.
177 См.: Золотницкий Д. И. Зори театрального Октября. С. 256.
' Державин К. Н. Эксцентрики Шекспира// Жизнь искусства. 1920. 1 3 окт. №581. С. 1.
179 Рыков А. В. Народная комедия. С. 168.
180 Пиотровский А. И. Кальдерон в театре Народной комедии // Жизнь искусства. 1 92 1. 29 нояб. №819. С. 2.
»
' Шкловский В. Б. Шекспир на подмостках Железного Зала // Жизнь искусства. 1920. 19-21 нояб. №610-612. С. 1.
182 Пиотровский А. И. Кальдерон в театре Народной комедии // Жизнь искусства. 1921. 29 нояб. №819. С. 2.
183 Там же. С. 63.
184 Там же. С. 72.
185 Там же. С. 67.
186 Щербаков В. А. Театральные манифесты Николая Фореггера // Мнемозина: Документы и факты из истории русского театра XX века. М.: ГИТИС, 1996. С. 46.
187 Соболев Ю. В. Мастерская театра «Четырех масок» // Рампа и жизнь. 1918. № 26- 30. 15 (28) июля. С. 8.
188 Там же. С. 225.
189 Там же.
* Там же.
191 Там же. С. 224.
192 В 1922 году о мелодраме «Воровка детей» критик напишет: «Текст пьесы купюрован. Лаконичен. Оставлено лишь минимальное количество фраз, необходимых, чтобы обозначить вехи скелета сценария и еще еле заметная доза вставных фраз, нужных как точки опоры, для необычных сплетений интриги. В таком виде текст превратился только в ремарки автора и режиссера, по которым надо строить игру актеров». (Хрисанф X. [Херсонский X. Н.] «Воровка детей» (Театр Фореггера)) // Театральная Москва. 1922. №40. 16-21 мая. С. 13.
193 Там же.
194 Театрал. «Всенародное» и интимное //Театр. 1918. 24-26 июня (7-9 июля). № 21 1 2.
С. 2.
195 Возрождение цирка [: Доклады Н. М. Фореггера и В. Э. Мейерхольда 1 7 февраля 1919 года в Международном союзе артистов цирка]// Вестник театра. 1919. №9. 25-27 фев. С. 4.
196 Щербаков В. А. Театральные манифесты Николая Фореггера // Мнемозина. С. 47.
197 Московский балаган // Вестник театра. 1919. № 8. 20-23 февр. С. 8.
198 См.: Фореггер Н. М. Про Табарена-шарлотана и шарлатанов// Современная драматургия. 1991. № 3. Май—июнь. С. 220.
199 Фореггер Н. М. Год работы // Театральная Москва. 1922. № 33. 28 марта - 2 апр. С. 10.
200 См.: Масс 8. 3. Хорошее отношение к лошадям: Буффонада-Парад // Москва с точки зрения: эстрадная драматургия 20-60-х годов. М: Искусство, 1991. С. 243.
' Щербаков В. А. Театральные манифесты Николая Фореггера // Мнемозина. С. 47.
202 Мелик-Хаспабов В. П. Маски театрального «сегодня»// Вестник театра и искусства. 1922. №22. 4 апр. С. 4.
203 Там же.
204 В той же рецензии А. И. Абрамова: «Принцип постановки все тот же, какой применялся в последних работах мастерской — маски, вечные маски театра, преломленные в гранях нашей современности».
205 Мелик-Хаспабов В. П. Маски театрального «сегодня» // Вестник театра и искусства. 1922. №22. 4 апр. С. 4.
206 А-мов. «Гарантии Гента» (Мастерская Фореггера) // Известия. 1922. 23 апр. № 89.
С. 3.
207 Масс 8. 3. По поводу «Искусства на дне» // Театральная Москва. 1922. № 27. 14- 19 февр. С. 11.
208 Фореггер Н. М. Пьеса. Сюжет. Трюк// Зрелища. 1922. № 7. 10-16 окт. С. 1 1.
209 Фореггер Н. М. Авангардное искусство и мюзик-холл // Эрмитаж. 1922. № 7. 27 июня - 3 июля. С. 6.
210 Трувит[Абрамов А. И.] «Гарантии Гента». Мастерская Фореггера //Театральная Москва. 1922. № 37. 25-30 апр. С. 1 2.
211 Мелик-Хаспабов В. П. Московские письма. II. Эпизод или символ? // Вестник театра и искусства. 1922. № 29. 30 мая — 5 июня. С. 3.
212 А-мов. «Гарантии Гента» (Мастерская Фореггера) // Известия. 1922. 23 апр. № 89. С. 3.
213 Мелик-Хаспабов В. П. Московские письма. II. Эпизод или символ? // Вестник театра и искусства. 1922. № 29. 30 мая - 5 июня. С. 3.
214 Фореггер Н. М. Пьеса. Сюжет. Трюк // Зрелища. 1922. № 7. 10-16 окт. С. 1 1.
215 Там же.
216 Там же. ' Там же.
5 Эйзенштейн С. М. Монтаж аттракционов// Эйзенштейн С. М. Избранные произведения. Т. 2. С. 271.
217 Там же.
218 Брик О. М. Агит-холл // Эрмитаж. 1922. № 4. 7-12 июня. С. 5.
219 Растиньяк. Грядущий Мюзик-холл // Эрмитаж. 1922. № 4. 7-12 июня. С. 4.
220 Фореггер Н. М. Авангардное искусство и мюзик-холл // Эрмитаж. 1922. № 7. 27 июня - 3 июля. С. 6.
221 Там же.
222 Там же.
223 Там же.
224 Там же.
225 Там же. С. 5.
226 Фореггер Н. М. Авангардное искусство и мюзик-холл. С. 5.
227 Марков П. А. Фореггер и Масс [1922 г.] // Марков П. А. О театре. Т. 3. С. 60.
228 Недостаточная подготовка актеров в мастерской, дилетантизм отмечались критикой сплошь и рядом. См. напр.: Алекс. Абр. [Абрамов А. И.] «Хорошее отношение к лошадям». Мастерская Фореггера// Театральная Москва. 1922. № 23. 17-22 янв. С. 12; Тру вит [Абрамов А. И] «Гарантии Гента». Мастерская Фореггера // Театральная Москва. 1922. № 37. 25-30 апр. С. 12; Уриэль [Литовский О. С ] «Воровка детей» в мастерской Фореггера // Известия. 1922. 1 4 мая. № 106. С. 4.
' Масс В. 3. По Сеньке шапка... // Театральная Москва. 1922. № 42. 30 мая - 5 июня. С. 5.
230 Крылова С., Лебединский Л., Тоом Л. Долой фореггеровщину [: Письмо в редакцию] // Правда. 1923. 3 мая. № 96. С. 5.
' Эмирь. Кому это надо?//Жизнь искусства. 1921. 1 3 дек. №821. С. 6.
232 Там же.
233 Там же.
234 Козинцев Г. М. АБ! // Эксцентризм. Пг. [На обложке: Эксцентрополис], 1922. С. 3. 104
235 Маринетти Ф.-Т. Первый манифест футуризма // Называть вещи своими именами. С. 160.
236 Козинцев Г. М. АБ! // Эксцентризм. С. 3.
237 Там же. С. 4.
238 Там же. С. 5.
239 Юткевич С. И. Эксцентризм — живопись — реклама // Эксцентризм. С. 1 4.
240 Козинцев Г. М. АБ! // Там же. С. 4.
241 Юткевич С. И. Эксцентризм — живопись — реклама // Там же. С. 1 5.
242 Козинцев Г. М. АБ! // Там же. С. 5.
243 КаТэ. [Козинцев Г. М., Трауберг Л. 3.] Блокнот эксцентриков, № 2 // Жизнь искусства. 1923. 27 фев. №8. С. 10.
' Из манифеста эксцентрического театра // Эксцентризм. С. 2.
245 Недоброво В. В. ФЭКС. М.; Л.: Кинопечать, 1928. С. 9.
246 Козинцев Г. М. Тиль Уленшпигель // Козинцев Г. М. Собр. соч.: В 5 т. Л.: Искусство, 1986. Т. 5. С. 8.
' Трауберг Л. 3. О постановке «Женитьбы» // Искусство кино. 1991. № 3. Март. С. 121.
247 См. напр.: Театр и музыка // Петроградская правда. 1922. 17 окт. № 209. С. 5.
248 Радлов С. Э. К пятилетию государственных театров Петрограда // Жизнь искусства. 1923. 27 февр. №8. С. 8.
249 Юткевич С. И. Эксцентризм — живопись — реклама // Эксцентризм. С. 13.
»
250 Козинцев Г. М., Трауберг Л. 3. Еще одно ОЕ // Там же. Т. 5. С. 79.
251 См. об этом: Кпющчинский Р. Эксцентризм и эксцентричность// Киноведческие записки. Вып. 7. С. 121-154.
' Недоброво В. В. ФЭКС. С. 14.
253 Козинцев Г. М., Трауберг Л. 3. Еще одно РЕ // Козинцев Г. М. Собрание сочинений. Т. 5. С. 78.
254 Козинцев Г. М. Глубокий экран // Там же. Т. 1. С. 56.
255 ЦГАЛИ, ф. 963, ед. хр. 300, л. 9, 10. Цит. по: Рудницкий К. Л. Режиссер Мейерхольд. С. 269.
»
' Мейерхольд В. Э. Чаплин и чаплинизм// Февральский А. В. Пути к синтезу: Мейерхольд и кино. М.: Искусство, 1978. С. 224.
256 Гладков А. К. Из воспоминаний о Мейерхольде// Москва театральная. М.: Искусство, 1960. С. 358.
257 Левидов М. Ю. Театральные силуэты // Современный театр. 1927. № 9. С. 140. 118
1 См.: Жаров М. И. Жизнь. Театр. Кино: Воспоминания. М.: Искусство, 1967. С. 172.
259 Гарин Э. П. С Мейерхольдом. М.: Искусство, 1974. С. 59.
260 Рудницкий К. Л. Режиссер Мейерхольд. С. 276.
261 См.: Марголин С. А. Балаганное представление// Мейерхольд в русской театральной критике: 1920-1938. С. 62-66; Соболев Ю. В. «Смерть Тарелкина» // Театр и музыка. 1922. № 1 2. 19 дек. С. 295-297.
' Вас. Ф. [Федоров В. Ф.] «Смерть Тарелкина». Мастерская Вс. Мейерхольда'// Зрелища. 1922. № 13. 21 -26 нояб. С. 10.
2 Федоров В. Ф., Эйзенштейн С. М. К постановке «Смерти Тарелкина» мастерской
262 См. об этом: Ряпосов А. /О. В. Э. Мейерхольд и театр А. В. Сухово-Кобылина: Авто-
реф. дис... канд. иск. СПб., 1998. С. 14.
' См.: Золотницкий Д. И. Будни и праздники Театрального Октября. Л.: Искусство, 1978.
266 Литовский О. С. «Левый фронт» или эксцентрический парад? («Смерть Тарелкина») // Мейерхольд в русской театральной критике: 1920-1938. М.: Артист. Режиссер. Театр, 2000. С. 58.
267 Херсонский X. Н. «Мудрец» в Пролеткульте// Известия. 1923. 1 1 мая. № 103. С. 6.
268 С. Ас. «На всякого мудреца довольно простоты»// Рабочая Москва. 1923. 16 мая. № 105. С. 6.
269 Я. А. [Апушкин Я. В.] Театр Пролеткульта. «Мудрец» // Жизнь искусства. 1923. № 41. 16 окт. С. 17.
270 Штраух М. М. Редкие кадры // Советский экран. 1973. № 2. 16-31 янв. С. 16.
271 Левшин А. И. На репетициях «Мудреца»// Эйзенштейн в воспоминаниях современников. М.: Искусство, 1974. С. 140.
' Там же. С. 146.
273 Там же.
274 Львов Н. И. «Мексиканец» // Вестник театра. 1921. № 87-88. 5 апр. С. 14.
275 Там же. С. 270.