Циркизация театра

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2012 в 18:25, лекция

Описание работы

Впервые слова «циркизация театра» были произнесены применительно к третьему типу взаимоотношений цирка и театра, что позволяет сосредоточиться на этой группе спектаклей. Но и здесь следует провести разграничение. Признать единство вышеперечисленных спектаклей можно, только сочтя существенными не их эстетические координаты, а факт наличия в них цирковых элементов. Но их использование на театре было обусловлено именно эстетическими предпосылками — своими для Мейерхольда, своими для Таирова, своими для Курбаса. Таким образом, остается выбор между воссозданием исторической картины циркизации театра и теоретическим исследованием, которое предпочтительно вести в рамках одной эстетической системы, продемонстрировавшей принципиальные подходы к циркизации театра. Выбор второго пути обусловлен прежде всего тем, что сам термин «циркизация» был выдвинут изнутри мейерхольдовского лагеря. Именем Мейерхольда можно объединить и подавляющее большинство названных спектаклей (даже тех, которых Мейерхольд не только не ставил, но и не видел, — как, например, спектакль ФЭКСов). Фигура Мейерхольда возникает как своего рода точка отсчета в опытах циркизации театра.

Работа содержит 1 файл

циркызация театра.doc

— 819.50 Кб (Скачать)

' Пиотровский А. И. Театр Народной комедии// Жизнь искусства. 1920. 19-20 июня. №482-483. С. 2.

4 См.: Соловьев 8. Н. «Султан и черт» (Театр Народной комедии) // Жизнь искусства. 1920. 23 марта. №406. С. 1.

' «Замена секторных люков движущимися ширмами, помещенными в разрезе боковых деревьев-практикаблей, откуда появляется черт в зеленом, освещаемый вспышкой бенгальских огней, финал первого действия, когда тот же черт, сыпля с балкона зеленый порошок на всех театральных персонажей комедии и заставляя их покинуть эстраду и спуститься в зрительный зал, выкидывает плакат с начертанными на нем знаками „антракт"». (Соловьев В. Н. «Султан и черт». С. 1.)

' Пиотровский А. И. Театр Народной комедии// Жизнь искусства. 1920. 19-20 июня. №482-483. С. 2.

1 Рыков А. В. Народная комедия. С. 166.

' Шкловский 8. 6. Народная комедия и «Первый винокур»// Жизнь искусства. 1920. 17-19 апр. №425-427. С. 1.

' Радлов С. Э. Театр Народной комедии. Ответ друзьям// Жизнь искусства. 1920. 27-29 марта. № 410-41 2. С. 2.

' Пиотровский А. И. Хроника ленинградских празднеств 1919-22 годов// Массовые празднества. Л.: Асас1егтпа, 1926. С. 64.

1 Анненков Ю. П. Веселый санаторий// Жизнь искусства. 1919. 1-2 нояб. № 282- 283. С. 3.

1 Мовшенсон А. Г. <А>кробатико цирковая и акробатические элементы в театре // Жизнь искусства. 1920. 29 янв. № 357. С. 2.

' Мовшенсон А. Г. Четыре и одна // Жизнь искусства. 1920. 27 мая. № 462. С. 1.

' Державин К. Н. Цирк// Жизнь искусства. 1920. 6 авг. № 523. С. 1.

1 Кузнецов Е. М. Театр занимательности // Жизнь искусства. 1920. 1 2 авг. № 528. С. 1. 78

1 Кузнецов Е. М. Театр занимательности// Жизнь искусства. 1920. 12 авг. №528. С. 1.

' Пиотровский А. И. Театр Народной комедии// Пиотровский А. И. За советский театр! Л.: Асаскпта, 1925. С. 1 8-21.

' Анненков Ю. П. Театр до конца // Дом искусств. 1921. № 2. С. 66.

' Там же. С. 66.

1 Фореггер Н. М. Про Табарена-шарлотана и шарлатанов// Современная драматургия. 1991. №3. Май-июнь. С. 224.

' Соболев Ю. В. Мастерская театра «Четырех масок» // Рампа и жизнь. 1918. № 26- 30. 15 (28) июля. С. 8.

' Там же. С. 3.

' Возрождение цирка [: Доклады  Н. М. Фореггера и В. Э. Мейерхольда 17 февраля 1919 года в Международном союзе артистов цирка]... С. 4.

' Алекс. Абр. [Абрамов А. И] «Хорошее отношение к лошадям». Мастерская Фореггера // Театральная Москва. 1922. № 23. 17-22 янв. С. 11.

' См.: Из проекта положения о  школе актерского мастерства, составленного Л. С. Вивьеном и В. Э. Мейерхольдом [3 ноября 1918 г.] // Советский театр. Документы и материалы. Русский советский театр. 1917-1921. Л.: Искусство, 1968. С. 348.

1 Даже творчество Чаплина было знакомо в основном «понаслышке»; В. Я. Парнах, только что вернувшийся из-за границы, просвещал своих соотечественников: «В России этот исключительный кино-эксцентрик никому не известен. „Человек на пропеллере" — лишь одна из многочисленных подделок. Ввиду блокады, Россия была лишена Чаплина, дорогого всем, кто способен смеяться и молодеть в Америке и в Европе». (Парнах В. Я. Пролетариат и эксцентризм// Зрелища. 1922. № 13. 21-26 нояб. С. 11.)

1 Таврабук Ю. Заметки зрителя. «Воровка детей». Мастерская Н. Фореггера // Эрмитаж. 1922. № 2. 22-28 мая. С. 8.

7 Алекс. Абр. [Абрамов А. И.) «Хорошее отношение к лошадям». Мастерская Фореггера // Театральная Москва. 1922. № 23. 1 7-22 янв. С. 1 2.

1 Там же.

4 Там же.

' Трауберг Л. 3. Кинематограф в роли обличителя // Эксцентризм. С. 10.

' Трауберг Л. 3. О постановке «Женитьбы»// Искусство кино. 1991. №3. Март. С. 121.

1 Радлов С. Э. К пятилетию государственных театров Петрограда // Жизнь искусства. 1923. 27 февр. №8. С. 8.

' См. напр.: Театр и музыка // Петроградская  правда. 1922. 1 7 окт. № 209. С. 5. 110

1 Александров А. С. [Б. н.]// Советский цирк. 1918-1938. С. 100.

1 Козинцев Г. М. О кино, ФЭКСах и себе// Козинцев Г. М. Собрание сочинений. Т. 1. С. 358.

' Мейерхольд 8. Э. Актер будущего// Эрмитаж. 1922. № 6. С. 10-11.

1 Фореггер Н. М. Кое-что по поводу моды // Зрелища. 1923. 25-30 сент. С. 5.

1 Федоров В. Ф., Эйзенштейн С. М. К постановке «Смерти Тарелкина» мастерской В. Э. Мейерхольда. [21 ноября 1922 г.] // Советский театр. Документы и материалы. Русский советский театр. 1921-1926. С. 202.

' Соболев Ю. В. «Смерть Тарелкина» // Театр и музыка. 1922. № 1 2. 19 дек. С. 296.

6 Февральский А. В. «На всякого мудреца довольно простоты» // Правда. 1923. 9 мая. №101. С. 5.

' Эйзенштейн С. М. Зочуешгз сГепктсе// Эйзенштейн С. М. Избранные произведения. Т. 1.С. 231.

1 Там же. С. 145.

' Ромм М. И. Возвращаясь к «монтажу аттракционов»// Кинематограф сегодня. М„ 1967. С. 63.

1 Эйзенштейн С. М. Зоиуетгз сГеп^апсе. С. 272.

1 Эйзенштейн С. М. Монтаж 1938 // Эйзенштейн С. М. Избранные произведения. Т. 2. С. 158.

1 5. «Слышишь, Москва?» // ЛЕФ. 1924. № 4. Авг.-дек. С. 21 7.

' Пиотровский А. И. Народная комедия// Пиотровский А. И. Театр. Кино. Жизнь. Л.: Искусство, 1969. С. 52.

1 Шершеневич В. Г. Предлагаю для дискуссии. Мои тезисы // Зрелища. 1924. № 76. 4-10 марта. С. 2.

! Мелик-Хаспабов 8. П. Пути нашего цирка // Цирк и эстрада. 1928. № 3-4. Фев. С. 3.

2 Эрдман Б. Р. Неповторимое время // Цирк и эстрада. 1928. № 3-4. 15-28 фев. С. 6.

3 Мелик-Хаспабов В. П. Пути нашего цирка // Цирк и эстрада. 1 928. № 3-4. Фев. С. 3.

4 См.: Кузнецов Е. М. Цирк. М.: Искусство, 1971. С. 360. 8

5 Марков П. А. Новейшие театральные течения // Марков П. А. О театре: В 4 т. М.: Искусство, 1974. Т. 1. С. 304.

6 Там же.

7 Там же. С. 307.

»

8 Мокульский С. С. Переоценка традиций // Театральный Октябрь. М.; Л., 1926. С. 16.

9 Ошибка: 1922. - примеч. А. С.

Гвоздев А. А. Классики на советской сцене // Литературный современник. 1 933. № 6. Июнь. С. 128.

' Пиотровский А. И. Кинофикация театра// Жизнь искусства. 1927. №47. 27 нояб. С. 4.

12 Шкловский 8. Б. О законах строения фильмов Эйзенштейна // Шкловский 8. 6. За 60 лет. М.: Искусство, 1985. С. 1 13.

13 См.: Шкловский В. Б. Эйзенштейн. М.: Искусство, 1973.

14 А. А. Гвоздев в середине двадцатых годов искренне приветствовал цирковое мастерство в театре. См.: Гвоздев А. А. Игра телом и вещами [1925 г.]// Гвоздев А. А. Театральная критика. Л.: Искусство, 1987. С. 43-45.

ки: В 2 т. М.: Искусство, 1977. Т. 2. С. 290.

16 Там же.

17 Хренов Н. А. Некоторые аспекты социального функционирования искусства на первых этапах развития советской художественной культуры // Там же. С. 157.

18 Мейерхольд 8. Э. Балаган // Мейерхольд 8. Э. Статьи, письма, речи, беседы: В 2 ч. М.: Искусство, 1968. Ч. 1. С. 215.

19 Мейерхольд 8. Э. Возрождение цирка [: Выступление 1 7 февраля 1919 г.]// Творческое наследие В. Э. Мейерхольда. М.: ВТО, 1978. С. 33.

20 Там же.

21 Соловьев В. Н. О технике нового актера // Театральный Октябрь: Сборник 1. Л.; М., 1926. С. 43.

22 Мейерхольд В. Э. Да здравствует жонглер! // Эхо цирка. 1917. № 3. 1 (14) авг. С. 3.

23 Там же.

1 Там же.

' Там же.

26 Рудницкий К. Л. Режиссер Мейерхольд. С. 226.

27 Там же. С. 160.

См.: Гойнби А. Дж. Постижение истории: Сборник. М.: Прогресс — Культура, 1996.

29 Маринетти Ф.-Т. Первый манифест футуризма// Называть вещи своими именами. С. 160.

30 Там же.

31 Маринетти Ф.-Т. Рождение футуристской эстетики // Маринетти Ф.-Т. Футуризм. [СПб.]: Прометей, [ 1914]. С. 91.

32 Там же. С. 158.

33 Там же. С. 160.

' Рудницкий К. Л. Русское режиссерское искусство. 1908-1917. М.: Наука, 1990.

С. 241.

' См.: Маринетти Ф.-Т. Программа футуристской политики// Маринетти Ф.-Т. Футу- ризм. С. 238-239.

34 Маринетти Ф.-Т. Наслаждение быть освистанным// Маринетти Ф.-Т. Футуризм. С. 89.

35 Там же.

36 Там же. С. 90.

37 Там же. С. 88.

! Там же. С. 90.

39 Там же. С. 90.

40 Маринетти Ф.-Т. Мц51С На11 // Маринетти Ф.-Т. Футуризм. С. 231.

41 Там же. С. 232.

42 Там же. С. 233.

'Там же. С. 231.

44 Там же. С. 237.

45 Там же.

' См.: Владимиров С. В. В. В. Маяковский // Владимиров С. В. Драма. Режиссер. Спектакль. Л.: Искусство, 1976. С. 5-25; Золотницкий Д. И. Зори театрального Октября. С. 63-77, 115-126; Рудницкий К. Л. Режиссер Мейерхольд. С. 226-234, 244-251; Февральский А. В. Первая советская пьеса «Мистерия-буфф» В. В. Маяковского. М.: Советский писатель, 1971. С. 7-200.

47 Рудницкий К. Л. Режиссер Мейерхольд. С. 229.

48 Там же. С. 228.

49 Там же.

Эйзенштейн С. М. Монтаж аттракционов // Эйзенштейн С. М. Избранные произведения: В 6 т. М.: Искусство, 1964. Т. 2. С. 271.

51 Там же. С. 270.

52 Там же.

'Там же. С. 269.

54 Там же. С. 269.

55 Рудницкий К. Л. Режиссер Мейерхольд. С. 228.

56 Февральский А. В. «Кинофикация театра»// Искусство кино. 1978. №4. Апр. С. 143.

57 См.: Золотницкий Д. И. Зори театрального Октября. С. 74.

58 Рудницкий К. Л. Режиссер Мейерхольд. С. 230.

59 Соловьев В. Н. «Мистерия-буфф»// Стройка. 1931. № 1 1. 16 апр. С. 15.

' Строева М. Н. Герой и среда // В поисках реалистической образности: Проблемы советской режиссуры 20-30-х годов. М.: Наука, 1981. С. 92.

61 «Мистерия-буфф» глазами зрителей 20-х годов [: Публикация анкет] // Театр. 1990. № 1. Янв. С. 82.

62 «Мистерия-буфф» глазами зрителей 20-х годов // Театр. 1990. № 1. Янв. С. 82.

63 Февральский А. В. «Мистерия-буфф» в театре РСФСР // Рабочий и театр. 1935. № 17. Сент. С. 6.

' Анненков Ю. П. Веселый санаторий // Жизнь искусства. 1919. 1-2 нояб. № 282- 283. С. 3.

65 Там же.

66 См.: Н. Н. [Носков Н. Д.] «Первый винокур» (Эрмитажный театр) // Жизнь искусства. 1919. 24 сент. №250. С. 1.

67 Ромм Г. Воспитание смеха // Жизнь искусства. 1919. 7-9 нояб. № 286-288. С. 3. 42

Анненков Ю. П. Дневник моих встреч: Цикл трагедий: В 2 т. Т. 2. М.: Художественная литература, 1991. С. 49.

Шкловский В. Б. Дополненный Толстой// Жизнь искусства. 1919. 4-5 окт. № 259- 260. С. 2.

68 Н. Н. [Носков Н. Д.] «Первый винокур» (Эрмитажный театр) // Жизнь искусства. 1919. 24 сент. № 250. С. 1.

69 См.: Державин К. Н. Искусство цирка в сценической композиции // Жизнь искусства. 1920. 1 апр. № 415. С. 2.

70 Н. Н. [Носков Н. Д.] «Первый винокур» (Эрмитажный театр) // Жизнь искусства. 1919. 24 сент. № 250. С. 1.

71 См.: Шкловский В. Б. Дополненный Толстой // Жизнь искусства. 1919. 4-5 окт. № 259- 260. С. 2.

72 Анненков Ю. П. Веселый санаторий// Жизнь искусства. 1919. 1-2 нояб. № 282- 283. С. 3.

' Шкловский В. Б. Дополненный Толстой // Жизнь искусства. С. 2.

74 Там же.

75 Шкловский В. Б. Народная комедия и «Первый винокур»// Жизнь искусства. 1920. 17-19 апр. №425-427. С. 1.

»

76 Шкловский В. Б. Народная комедия и «Первый винокур»// Жизнь искусства. 1920.

17-19 апр. №425-427. С. 1.

78 Анненков Ю. П. Кризис эстрады // Жизнь искусства. 1920. 3-4 июля. № 494-495. С. 1.

79 Шкловский 6. Б. Народная комедия и «Первый винокур» // Жизнь искусства. 1920. 17-19 апр. №425-427. С. 1.

80 См.: Гвоздев А. А. Классики на советской сцене// Литературный современник. 1933. №6. Июнь. С. 128.

81 См. напр. рецензии Е. М. Кузнецова 1920-1921 гг.

82 См.: Золотницкий Д. И. Зори Театрального Октября. С. 239-265.

! Радлов С. Э. Несколько хронологических данных (письмо в редакцию) // Жизнь искусства. 1920. 20 апр. № 428. С. 2.

84 См.: Хроника // Жизнь искусства. 1920. 16 марта. № 399. С. 3.

85 Кузнецов Е. М. Пути и перепутья («Невеста мертвеца» — «Обезьяна доносчица»)// Жизнь искусства. 1920. 20-22 марта. №403-405. С. 1.

86 Радлов С. Э. Юность театра // Театр и драматургия. 1935. № 6. Июнь. С. 20-25.

87 Александров А. С. [Б. н.]// Советский цирк. 1918-1938: Сборник / Под общ. ред. Е.М. Кузнецова. Л.; М.: Искусство, 1938. С. 93.

88 Соловьев В. Н. «Невеста мертвеца» // Жизнь искусства. 1920. 15 янв. № 343. С. 2.

89 Кузнецов Е. М. Пути и перепутья («Невеста мертвеца» — «Обезьяна доносчица»)// Жизнь искусства. 1920. 20-22 марта. №403-405. С. 1.

90 Радлов С. Э. Электрификация театра // Радлов С. Э. Статьи о театре. Пг.: Мысль, 1923. С. 16.

91 Радлов С. Э. Словесная импровизация в театре // Там же. С. 59.

92 Там же.

93 Соловьев В. Н. «Невеста мертвеца» // Жизнь искусства. 1920. 15 янв. № 343. С. 2.

94 Пиотровский А. И. Театр Народной комедии // Жизнь искусства. 1920. 25 июня. №487. С. 2.

95 Радлов С. Э. Юность театра // Театр и драматургия. 1935. № 6. Июнь. С. 21.

96 Там же.

97 РыковА. В. Народная комедия// Зеленая птичка. Пг.: Петрополис, 1925. С. 167.

98 Соловьев 8. Н. «Невеста мертвеца» // Жизнь искусства. 1920. 15 янв. № 343. С. 2.

99 Там же.

100 Там же.

101 Цит. по: Там же.

102 Уже после закрытия Народной комедии Радлов писал: «С гордостью сознаю, что почти ни одному интеллигенту не известны мои пьесы, которые знают наизусть папиросники Петроградской стороны» (Радлов С. Э. К пятилетию государственных театров Петрограда // Жизнь искусства. 1923. № 8. 27 фев. С. 9.), — а А. И. Пиотровский сетовал летом 1920 года: «„Народная комедия" остается до сих пор не принятой даже частью петербургского пролетариата. Дети образуют самую преданную и самую постоянную ее аудиторию» (Пиотровский А. И.Театр Народной комедии //Жизнь искусства. 1920. 25 июня. №487. С. 2.).

103 Соловьев 8. Н. «Султан и черт» (Театр Народной комедии) // Жизнь искусства. 1 920. 23 марта. № 406. С. 1.

104 См.: Кузнецов Е. Л/1. Пути и перепутья («Невеста мертвеца» — «Обезьяна доносчица») // Жизнь искусства. 1920. 20-22 марта. №403-405. С. 1.

105 Там же.

106 Александров А. С. [Б. н.] // Советский цирк. 191 8-1938. С. 96.

107 Беленсон А. Э. «Вторая дочь банкира» (Театр народной комедии) // Жизнь искусства. 1920. 24-26 апр. №432-434. С. 1.

г

108 Соловьев 8. Н. «Султан и черт» (Театр Народной комедии) // Жизнь искусства. 1920. 23 марта. №406. С. 1.

109 Державин К. Н. Искусство цирка в сценической композиции // Жизнь искусства. 1920. 1 апр. №415. С. 2.

110 Пиотровский А. И. Театр Народной комедии // Жизнь искусства. 1920. 19-20 июня. №482-483. С. 2.

Информация о работе Циркизация театра