Сущность и содержание бизнес-плана в антикризисном управлении

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 08:44, дипломная работа

Описание работы

Цель работы состоит в определении возможностей антикризисного управления организации с помощью бизнес-планирования на примере предприятия ООО «Шатура-мебель».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ СОДЕРЖАНИЯ БИЗНЕС-ПЛАНА В АНТИКРИЗИСНОМ УПРАВЛЕНИИ
1.1 Сущность бизнес-плана………………………………………….………………….6
1.2 Разработка плана финансового оздоровления предприятия………………..…...12
1.3 Роль бизнес-плана в процессе реструктуризации……………..…………………19
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ НА ПРИМЕРЕ ООО «ШАТУРА-МЕБЕЛЬ»
2.1 Краткая характеристика предприятия …………………………….……………..28
2.2 Экономический анализ предприятия ………………...…………………………..33
2.3 Анализ конкурентной среды…………………………………………..…………..42
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА ПЛАНА РАЗВИТИЯ ООО «ШАТУРА-МЕБЕЛЬ»
3.1 Возможность проведения антикризисного управления на предприятии……....47
3.2 Разработка бизнес-плана нового вида товара ООО «Шатура-мебель» ………..47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Работа содержит 1 файл

диплом.doc

— 718.50 Кб (Скачать)

ВВЕДЕНИЕ

    Для любого производителя, приступающего  к выпуску и продаже нового товара, жизненно важным является составление  правильного бизнес-плана в котором  будет представлено определение  товаров, в которых нуждается потребитель; прогноза величины закупок; величина закупочной цены и др. Информационно-аналитический материал, отвечающий на эти вопросы, призван обеспечить конкурентное преимущество бизнеса.

    Чем крупнее фирма, чем шире масштабы ее рыночной деятельности, тем настоятельнее  необходимость знания рыночной ситуации, тенденции ее развития, сложной системы взаимосвязей и взаимоотношений, складывающихся на рынке. Малая фирма тоже испытывает необходимость в информации, которая знакомила бы с состоянием рынка и предупреждала о неблагоприятных изменениях в рыночной конъюнктуре. Именно поэтому основатели маркетинга как научно-практической дисциплины, еще в начале XX в. среди других тезисов выдвигали принципиальное требование обеспечения прозрачности и предсказуемости рынка.

    По  результатам проведенного исследования производится планирование деятельности. На уровне предприятий осуществляется не столько стратегическое (долгосрочное) планирование, но и детальная разработка оперативных (текущих) планов по каждому подразделению и даже рабочему месту. В календарных планах (месячных, декадных, квартальных, полугодовых) детально конкретизуется цели и задачи, поставленные перспективным и среднесрочным планом. Календарные планы производства включают сведения о заказах, обеспеченность их материальными ресурсами, степень загрузки производственных мощностей и их использование с учетом сроков исполнения каждого заказа. В них также предусматриваются расходы на реконструкцию имеющихся мощностей, замену оборудования, обучение работников и др. В рыночных условиях стабильные предприятия широко используют преимущества планирования в конкурентной борьбе.

    Одновременно  план является руководством к действию и исполнению. Он используется для  проверки идей, целей, для повышения эффективности управления предприятием и прогнозирования результатов деятельности. По мере реализации и изменения обстоятельств план может уточняться путем корректировок соответствующих показателей.

    Постоянное  приведение бизнес-плана в соответствие с новыми условиями дает возможность  использовать его в качестве инструмента оценки практических результатов работы предприятия.

    Для российских предприятий в условиях экономического кризиса вопросы  эффективного финансового управления являются жизненно важными, так как без грамотного управления финансовыми ресурсами предприятия, управления дебиторской и кредиторской задолженностью невозможно добиться финансовой устойчивости предприятия, создать предпосылки для его развития и поддерживать конкурентоспособность на рынке. Для выхода из этих ситуаций требуется проведение соответствующих антикризисных мер, например с помощью подготовки бизнес-плана. В этой связи тема дипломной работы актуальна.

    Цель  работы состоит в определении  возможностей антикризисного управления организации с помощью бизнес-планирования на примере предприятия ООО «Шатура-мебель». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ БИЗНЕС-ПЛАНА В  АНТИКРИЗИСНОМ УПРАВЛЕНИИ

    1.1 Сущность бизнес-плана

    Бизнес-план - основной сводный документ финансового  оздоровления, в котором анализируются  процессы изменения организации, показывается, каким образом руководство организации намерено преодолеть кризисную ситуацию, возникшую на предприятии, наметить конкретные пути предотвращения банкротства.

    Бизнес-план представляет собой неотъемлемую часть  инвестиционного проекта. Он разрабатывается на период, превышающий

    срок  окупаемости проекта на один год.

    Первая  задача, решаемая бизнес-планом, необходима руководству и всему персоналу  организации. Она заключается в  том, чтобы обосновать правильность выбора цели, связанной с производством  и реализацией продукции, или тех изменений в этом производстве, которые позволят предприятию не только выйти из кризисной ситуации, но и достичь стабильного места на рынках сбыта и рентабельной работы предприятия.

    Вторая  задача, решаемая с помощью бизнес-плана - убедить инвестора принять участие в финансировании предлагаемого проекта выхода из кризисной ситуации. Именно для внешнего инвестора (им может быть коммерческий банк, государство, любое юридическое или физическое лицо) и составляется бизнес-план в случае, когда предприятие находится в состоянии несостоятельности.

    Таким образом, основное назначение бизнес-плана:

    •    обоснование стратегии вывода организации  из кризисной ситуации или состояния  несостоятельности;

    •    определение рыночных перспектив организации;

    •    определение   источников   и   объемов   финансирования   намечаемых мероприятий, а также  времени и порядка расчетов с  инвесторами.

    В случае невозможности продолжения  производства, бизнес-план, видимо, будет  способствовать поиску нового собственника, который взял бы риск вывода организации из состояния банкротства.

    Основные  задачи бизнес-плана.

    К основным задачам бизнес-плана относят:

    •    сформировать долговременные и краткосрочные  цели организации;

    •    определить конкретные направления  деятельности организации;

    •    спланировать хозяйственную деятельность организации на ближайший и   отдаленный   периоды,   в   соответствии   с   потребностями   рынка   и возможностями получения  необходимых финансовых ресурсов;

    •    выбрать состав и определить показатели объема продаж товаров и услуг, предлагаемых предприятием потребителям;

    •    оценить производственные и торговые издержи по их созданию и реализации;

    •   разработать комплекс процедур изменения  маркетинговой политики организации   для   прироста   выручки,   за   счет   поиска   новых  рынков продукции   (услуг),   создания   дистрибьюторской   сети   и   агрессивной рекламы, конкурентных преимуществах продукции организации;

    •   разработать   мероприятия   по   снижению   издержек   производства, сокращению дебиторской задолженности;

    •    провести инвентаризацию имущества  и продажу свободных активов, технологического оборудования и незавершенного строительства;

    •    определить направления совершенствования  системы организации и оплаты труда, ориентированные на снижение издержек и повышение уровня продаж продукции и услуг центров самостоятельной деятельности компании.

    Внешним признаком несостоятельности (банкротства) предприятия является приостановление  его текущих платежей и неспособность  удовлетворять требования кредиторов в течение трех месяцев со дня наступления сроков их исполнения.

    В бизнес плане указывается:

    1.  название    и    местонахождение    объекта    инвестиций,    если    это предприятие действующие;

    2.  информация об основных учредителях  с указанием их доли в уставном капитале;

    3.  фамилия, имя, отчество руководителя  предприятия - заказчика;

    4.  суть проекта;

    5.  форма участия государства в  финансовом обеспечении проекта;

    6.  источники финансирования проекта;

    7.  характер инвестиций;

    8.  сметная стоимость проекта;

    9.  сроки реализации проекта;

    10.   срок окупаемости проекта;

    11.   кем    и    когда   разработана   и   утверждена   проектно   -    сметная  документация;

    12.   наличие         заключений         государственной         вневедомственной, экологической экспертизы;

    13.   заявление о коммерческой тайне.

    Первый  раздел бизнес-план - это вводная  часть, или резюме инвестиционного  проекта. В нем дается характеристика проекта, раскрывающая цели проекта  и доказательства его целесообразности и значимости. Раскрывается сущность проекта, приводится обоснование масштаба проекта, указываются преимущества продукции, услуг в сравнении с лучшими отечественными  и мировыми аналогами,  объем  ожидаемого спроса на продукцию, потребность в инвестициях и срок возврата заемных средств.

    Раскрываются  решаемые на основе проекта социальные вопросы: создание новых рабочих  мест, прокладка дорог и коммуникаций общего пользования, расширение жилого фонда и другой социальной инфраструктуры, расширение жилого фонда и другой инфраструктуры, использование труда различных категорий населения и т.п.

    Второй  раздел содержит анализ положения дел  в отросли. В нем отражается:

    •   общая характеристика потребности  и объем производства продукции, услуг в регионе или государстве;

    •   значимость  данного   производства  и  услуг  для  экономического  и социального развития страны, региона  или муниципального образования;

    •   ожидаемая доля объекта инвестиций в производстве продукции, услуг  в регионе или в стране;

    •   потенциальные конкуренты;

    •   имеющиеся аналоги продукта за последние  три года.

    Третий  раздел бизнес-плана - это производственный план. Его назначение - аргументировать  выбор производственного процесса, охарактеризовать технико-экономические  показатели в соответствии с проектно-сметной          документацией,          утвержденной          заказчиком инвестиционного проекта.

    Производственный  план включает:

    • программу производства и реализации продукции и услуг;

    • технологию производства;

    • требования к организации производства;

    • состав основного оборудования, его  поставщики и условия поставок; условия  применения лизинга оборудования;

    •   поставщики сырья и материалов, ориентировочные  цены;

    •   альтернативные источники снабжения  сырьем и материалами;

    •   численность работающих и затраты на оплату труда;

    •   стоимость производственных основных фондов;

    •   форма амортизации;

    •   годовые затраты на выпуск продукции: (переменные и постоянные), себестоимость  единицы продукции;

    •   стоимость      строительства,      структура     капитальных      вложений, предусмотренная     в     проектно-сметной     документации     и     сметно-финансовом расчете, в том числе строительно-монтажные работы, затраты на оборудование,  прочие затраты;  общая стоимость инвестиционного проекта;

    •  обеспечение экологической и производственной безопасности. Четвертый раздел бизнес-плана содержит план маркетинга. В нем дается подтверждение масштаба инвестиционного проекта исходя из следующих альтернативных: отсутствие зарубежных аналогов продукции по проекту; мирового уровня продукции и спроса на нее на внешнем рынке; замещения импорта при более низком уровне цен на продукцию; спроса на внутреннем рынке на продукцию или услуги.

    Раскрывается  информация:

    •    о наличие патентов и зарегистрированных прав на интеллектуальную собственность;

    •    применяемых   формах   защиты   товара   на   внутреннем   и   внешнем рынках;

    •    конечных   потребителях;    степени    монополизации   рынка   данной продукции  или  услуги;  характере  спроса;  конкурентах;  особенностях сегмента рынка, важнейших тенденциях спроса на продукцию и услуги;

    •    свойствах продукции или услуги, делающих проект предпочтительным по отношению к конкурентам.

    К важнейшим маркетинговым аспектам бизнес-плана относятся:

    •    организация сбыта;

    •    обоснование объема инвестиций, связанных  с реализацией продукции и  услуг;

    •    торгово-сбытовые издержки;

    •    возможные действия конкурентов  и стратегия противодействиям им;

Информация о работе Сущность и содержание бизнес-плана в антикризисном управлении