Лекции по "Антикризисному управлению"

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2011 в 14:21, курс лекций

Описание работы

Работа содержит краткий озор курс лекций по дисциплине "Антикризисное управление".

Работа содержит 14 файлов

3. Кризисы в развитии организации.doc

— 167.50 Кб (Открыть, Скачать)

4. Государственное регулирование кризисных ситуаций.doc

— 196.50 Кб (Открыть, Скачать)

5.Основные черты антикризисного управления предприятием.doc

— 68.00 Кб (Открыть, Скачать)

6. Диагностика причин возникновения кризисной ситуации на предприятии.doc

— 82.00 Кб (Открыть, Скачать)

7.Маркетинг в антикризисном управлении.doc

— 85.00 Кб (Открыть, Скачать)

8.Стратегия и тактика в антикризисном управлении.doc

— 100.50 Кб (Открыть, Скачать)

9.Риски в антикризисном управлении.doc

— 138.00 Кб (Открыть, Скачать)

11. Финансовое оздоровление предприятий.doc

— 99.50 Кб (Открыть, Скачать)

10.Инновации и инвестиции в антикризисном управлении.doc

— 295.50 Кб (Скачать)

     N - исходное значение показателя;

     К - коэффициент пропорциональности (максимально возможное значение показателя). 
 
 

     Таблица 2 - Критерии оценки инновационных проектов

Группы  критериев Критерии для оценки проектов
I. Соответствие  экономическому развитию региона,  его экологическим особенностям, научно-технологическим направлениям инновационной структуры Совместимость проекта с экономической ориентацией  региона

Воздействие на экологию региона Количество новых рабочих мест Взаимодействие с национальной научно-технической политикой

Соответствие  научно-техническим направлениям инновационной структуры, а также ее долговременным и краткосрочным целям

Оценка  фазы инновационного цикла данной технологии (продукта)

Освоение  данной технологии позволит выступать  в роли адаптера, инноватора или  реципиента

II. Коммерческий  успех нововведения Соответствие  потребностям рынка 

Оценка  общей емкости рынка 

Оценка  доли рынка 

Оценка  периода выпуска продукции

Цена  продукта (соотношение с аналогами  и товарами-субститутами)

Стартовый капитал, его величина

Вероятный объем продаж

Соотношение с имеющимися технологиями и продуктами

Взаимодействие  с конкурентами

Обеспечение каналами продвижения на рынок 

Вероятность коммерческого успеха

Стоимость 1 кг продукции

III. Научно-технические  критерии Новизна

Соотношение с мировым уровнем

Патентная чистота

Обеспеченность  научно-техническими ресурсами

Возможность разработки «куста» новых технологий и продуктов

Вероятность технической реализации

IV. Финансовые  критерии Стоимость проекта

Чистая  текущая стоимость (NPV – net present value)

Внутренняя ставка доходности (IRR – Internal Rate of Return)

Ожидаемый срок действия инвестиций (expected useful life)

Срок  окупаемости (payback period) Отношение доходов к расходам (benefit/cost ratio)

Коэффициент покрытия долга (debt cover ratio)

Отношение затрат на разработку к капитальным  вложениям для производства и  реализации продукта

V. Производственные  критерии Прогрессивность производственного процесса

Возможность обеспечения производственными  мощностями

Возможность обеспечения производственными  площадями

Наличие производственного персонала соответствующей квалификации

Издержки (соотношение со среднеотраслевыми)

Материалоемкость Энергоемкость

Возможность развития производства Добавленная  стоимость

Экологичность и безопасность производства     

VI. Реализуемость  проекта с учетом различных  видов риска Научно-технический  риск

Финансовый  риск

Производственный  риск

Коммерческий  риск

«Страновой» («суверенный») риск

Трансфертный  риск

«Систематический» риск

Процентный  риск

Риск  проекта и его соотношение  с риском реализации всего портфеля

     Для получения числовой оценки данного  показателя следует умножить его  интервальное значение на весовой коэффициент (т.е. степень важности данного показателя):

     

     где Е - оценка количественного показателя;

     Т - весовой коэффициент.

     Для качественных показателей, не имеющих  количественного значения, необходимо провести квантификацию в интервале от 0 до 1. На основании значений, присваиваемых уровням качественных показателей, получаем их оценки, например:

     

     где ES - оценка показателя степени соответствия проекта основным направлениям развития региона;

     РS - весовой коэффициент показателя степени соответствия;

     QS - значение, присвоенное уровню показателя;

     En - оценка показателя новизны проблемы;

     Pn - весовой коэффициент показателя новизны;

     Qn - значение, присвоенное уровню показателя новизны.

     Для получения общей оценки проекта оценки показателей суммируются:

     

     где А - оценка проекта;

     Рi - весовой коэффициент i-го показателя;

     Рj - весовой коэффициент j-го показателя;

     Qj - значение, присвоенное уровню j-го качественного показателя.

     Оценив  все проекты, необходимо выбрать проекты с максимальными оценками и расположить в порядке их убывания, при этом суммарная стоимость проектов не должна превышать суммы выделяемых ресурсов.

     Основная  особенность обоснования и оценки инновационных проектов заключается в том, что разработчики и авторы научной идеи, как правило, не имеют должной квалификации по оценке рынка и ориентированы в большей степени на научную и техническую новизну проекта. Но основное правило оценки инновационных проектов заключается в том, что потребитель не выбирает продукт, руководствуясь его новизной, а исходит из его способности удовлетворить потребности лучше, чем другие виды товаров и технологии. Совокупность представленных критериев и конкретных показателей позволяет учесть это правило. При этом не обязательно использовать все показатели, хотя каждый из них дает дополнительную информацию о проекте. Так, практически не используется в нашей экономике такой показатель, как стоимость одного килограмма экспортируемой продукции, в то время как он четко характеризует эффективность экспорта: 1 кг технически простой продукции стоит несколько долларов, технически сложной продукции - несколько сот, а наукоемкой продукции - тысячи долларов. При этом необходимо учитывать возможность «эрозии продаж», которая происходит при появлении на рынке нового товара, похожего на уже функционирующий на рынке, что приводит к сокращению объема реализации ранее выпускаемой продукции.

     Прибыльность  реализации новых высокотехнологичных  проектов во многом определяется способностью распределять значительные затраты на НИОКР на объем реализованной продукции: высокие издержки на научные исследования при небольшом выпуске продукции существенно повышают цену изделия, тем самым снижая ее конкурентоспособность по ценовому признаку. Больший объем продаж высокотехнологичной продукции приводит к увеличению объема затрат на производство и снижению удельных затрат на НИОКР на единицу изделия. При этом меньшие затраты на разработку обеспечивают состояние равновесия при меньшем объеме продаж. Например, с ростом объема продаж в два раза, при производстве компьютеров удельные затраты на разработку, как правило, снижаются также практически в два раза, а удельные издержки на производство - на 10-15%.

     Оценка  инновационных проектов включает оценку этих проектов как инвестиционных. Метод оценки движения денежных потоков дает возможность оценить «приток» денежных средств за счет всех возможных источников и «отток» по всем предполагаемым направлениям.

     Таким образом, представленный здесь один из множества существующих методов оценки инновационных проектов является важным фактором, позволяющим эффективно управлять инновационным процессом. 
 

4.  Основные принципы  разработки инвестиционной  стратегии в условиях  кризиса 

     Инвестиционная  деятельность, обусловленная необходимостью эффективного развития производственно-экономического потенциала предприятия, является одним из важных видов финансово-хозяйственной деятельности каждого предприятия.

     Эффективная инвестиционная деятельность позволяет  обеспечить не только рост доходов, но и повышение устойчивости и стабильности предприятия в его функционировании на рынке. С другой стороны, рискованные инвестиции могут дестабилизировать деятельность предприятия и привести его на грань банкротства.

     Направления инвестиционной деятельности предприятия имеют различную природу, степень ответственности и соответственно характер последствий и уровень риска (табл. 3).

     Процесс управления инвестиционной деятельностью  предприятия включает:

     • выработку и реализацию долгосрочной инвестиционной стратегии;

     • среднесрочное тактическое управление инвестиционной деятельностью в рамках стратегических решений и текущих финансовых возможностей и потребностей предприятия, заключающееся в формировании,  мониторинге и корректировке инвестиционного портфеля;

     • оперативное управление инвестиционной деятельностью в рамках инвестиционного  портфеля предприятия, заключающееся  в управлении реализацией конкретных инвестиционных программ и проектов, а также подготовке решений по выходу из убыточных или рискованных программ и проектов.

Под инвестиционной стратегией организации следует  понимать процесс формирования системы  долгосрочных целей инвестиционной деятельности и выбор наиболее эффективных  путей их достижения на базе прогнозирования  условий этой деятельности (инвестиционного климата), конъюнктуры инвестиционного рынка как в целом, так и на отдельных его сегментах. Быстро меняющиеся рыночные условия, несовершенство и изменчивость законодательной базы, инфляционные процессы, продолжающийся кризис неплатежей требуют гибкого подхода к инвестиционной стратегии.

     Таблица 3 - Характеристика отдельных направлений инвестиционной деятельности предприятия

Направление Характеристика

инвестиций

Уровень риска Причина риска
Замещение   материально-технической базы Определяется  номенклатурой, объемом и параметрами Небольшой Связан с  качеством инвестиций
Обновление        и развитие   материально-технической базы Требует анализа  рыночной конъюнктуры, прогноза деятельности предприятия и номенклатуры продукции Средний Связан с  конъюнктурой рынка продукции
Расширение  объемов производственной деятельности Требует многоаспектного  анализа конкурентоспособности продукции на рынке, положения предприятия в отрасли, регионе Существенный Связан с  риском затоваривания продукцией, изменениями конъюнктуры
Освоение  новых видов деятельно-

|сти 

Требует тщательной проработки бизнес-плана маркетинга по новым видам деятельности в увязке с традиционными видами Существенный Связан с  нестабильностью рынка
Участие в комплексных инвестиционных проектах Требует анализа  как качества самого проекта, так и состава участников его реализации Большой Связан с  долговечностью инвестиций и отложенным получением прибыли

     Основные  направления формирования инвестиционной стратегии и информационно-аналитическая база, необходимая для их разработки, приведены в табл. 4.

     Одно  из важнейших условий формирования инвестиционной стратегии - формирование инвестиционных ресурсов, которые представляют собой все виды денежных и иных активов, привлекаемых для вложений в объекты инвестиций. Цель формирования инвестиционных ресурсов - обеспечение финансово-устойчивой, бесперебойной и эффективной инвестиционной деятельности в предусмотренных стратегией объемах. Особенностью разработки инвестиционной стратегии на предприятиях в условиях кризиса является необходимость учета жестких ограничений финансовых ресурсов.

     Таблица 4 - Стратегические направления инвестиционной деятельности

Стратегическое  направление Информационно-аналитическая  база
Определение соотношения различных форм инвестирования на отдельных этапах перспективного периода Анализ функциональной направленности деятельности. Определение стадии жизненного цикла предприятия. Определение и формирование размера предприятия. Анализ экономики, инвестиционного климата и рынка
Определение отраслевой направленности инвестиционной деятельности На первом этапе — исследование целесообразности отраслевой ориентации или диверсификации. На втором этапе - исследование целесообразности отраслевой диверсификации внутри группы отраслей. На третьем этапе - исследование целесообразности различных Форм диверсификации в различных сферах
Определение региональной направленности инвестиционной деятельности Учет размера  предприятия. Оценка инвестиционной привлекательности отдельных регионов

     Инвестиционная  стратегия как составная часть  антикризисной стратегии направлена на преодоление инвестиционного спада в период кризиса и депрессии, структурную перестройку производства и создание условий для финансовой устойчивости предприятий в долгосрочном периоде. Необходимо учитывать, что реализация инвестиционной стратегии возможна на российских предприятиях только после этапа оперативного реструктурирования, т.е. повышения инвестиционной привлекательности предприятия за счет внутренних источников, реструктуризации активов и долговых обязательств.

12. Механизмы конфликтологии в антикризисном управлении.doc

— 100.50 Кб (Открыть, Скачать)

13.Антикризисное управление персоналом предприятия.doc

— 178.50 Кб (Скачать)

14.Особенности деятельности антикризисного управляющего.doc

— 93.00 Кб (Открыть, Скачать)

1.Кризисы в социально-экономическом развитии.doc

— 119.50 Кб (Открыть, Скачать)

2.Особенности возникновения и разрешения экономических кризисов.doc

— 94.50 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Лекции по "Антикризисному управлению"