Лекции по "Антикризисному управлению"

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2011 в 14:21, курс лекций

Описание работы

Работа содержит краткий озор курс лекций по дисциплине "Антикризисное управление".

Работа содержит 14 файлов

3. Кризисы в развитии организации.doc

— 167.50 Кб (Открыть, Скачать)

4. Государственное регулирование кризисных ситуаций.doc

— 196.50 Кб (Открыть, Скачать)

5.Основные черты антикризисного управления предприятием.doc

— 68.00 Кб (Скачать)

ОСНОВНЫЕ  ЧЕРТЫ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ 

1.  Возможность, необходимость и  содержание антикризисного   управления  ……………………………………………………………………...  
1
2.  Признаки и особенности антикризисного  управления …………………... 2
3.  Эффективность антикризисного управления……………………………... 5
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ОСНОВНЫЕ  ЧЕРТЫ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ 
 

1.  Возможность, необходимость  и содержание антикризисного   управления 

     Переход от плановой к рыночной экономике  поставил в сложное экономическое и финансовое положение многие предприятия и коммерческие организации различных организационно-правовых форм. Имеются в виду как созданные на основе разгосударствления акционерные общества, так и многочисленные предпринимательские структуры.

     Неплатежеспособность  и последующие банкротства предприятий  все чаще становятся предметом рассмотрения арбитражных судов. Перед управляющими предприятий встают задачи предотвратить  кризисные явления и обеспечить устойчивое положение своих предприятий.

     На  решение именно этих задач должна быть нацелена система мер, именуемая  за рубежом «кризис-менеджмент» (crisis management), а в отечественной литературе – «антикризисное управление».

     В последнее время в связи с  обострившимся финансовым кризисом предприятий целых регионов под таким управлением понимают либо управление в условиях уже наступившего кризиса, либо управление, направленное на вывод предприятия из этого состояния.

     Под «антикризисным управлением» понимается такое управление, которое нацелено на вывод предприятия из возникшей кризисной ситуации (т.е. управление в условиях кризиса), а также на предотвращение проявления кризисной ситуации.

     В некоторых учебных пособиях авторами рассматривается более широкое  понятие антикризисного управления, которое должно априорно опережать и предотвращать неплатежеспособность и несостоятельность предприятия. Возможно, это и так, однако, в таком случае любое вновь создаваемое предприятие изначально будет нуждаться в антикризисном управляющем, поскольку данное предприятие в стратегическом плане рассматривается как испытывающее какие-либо трудности, которые необходимо решать.

     Рассмотрение  антикризисного управления в стратегическом плане также не считается целесообразным, поскольку стратегическое планирование основной своей целью ставит разработку плана развития предприятия на долгосрочный промежуток времени (обычно два-три года), в то время как антикризисное управление призвано выводить (или предотвращать) предприятие из уже сложившейся кризисной ситуации. В данном случае необходимо не стратегическое планирование, а оперативное, которое вырисовывает вариант развития предприятия на небольшой промежуток времени (12-18 месяцев). Антикризисной менеджмент проявляется в случае выявления кризисной ситуации в ходе реализации стратегического плана развития компании и носит характер оперативного «хирургическо-экономического» вмешательства, с целью предотвращения дальнейшего ухудшения в деятельности предприятия. В случае положительного исхода антикризисного управления (предприятие выравнивается с точки зрения финансового состояния, улучшается платежный баланс, и проч.), предприятие может продолжать реализацию стратегического плана развития, скорректированного на появление возможных кризисных ситуаций.

     Итак, антикризисное управление – это:

  • диагностика причин возникновения кризисных ситуаций в экономике и финансах предприятия;
  • комплексный анализ финансово-экономического состояния предприятия для установления методов его финансового оздоровления;
  • бизнес-планирование финансового оздоровления предприятия;
  • выработка процедур антикризисного управления и контроль над их проведением.

     Проблема  антикризисного управления несостоятельным  предприятием вытекает из самой природы  проводимых в России экономических  реформ. Воздействие на предприятие с помощью института банкротства позволяет перестроить не только работу самого предприятия, но и улучшить финансово-экономический климат других хозяйствующих субъектов, снизить объем неплатежей. Банкротство неэффективно работающих и финансово слабых производств является основой структурной перестройки российской экономики. 
 

2.  Признаки и особенности  антикризисного управления 

     Одной из характеристик всякого управления является его предмет.

     Предметом антикризисного управления являются проблемы и факторы кризиса {предполагаемые и реальные), т.е. все проявления обострения противоречий, вызывающих опасность крайнего проявления этого обострения, наступления кризиса.

     Суть  антикризисного управления выражается в следующих положениях:

     •  кризисы можно предвидеть, ожидать и вызывать;

     •  в определенной мере их можно ускорять, предварять, отодвигать;

     •  к кризисам можно и необходимо готовиться;

     •  кризисы можно смягчать;

     •   управление в условиях кризиса требует  особых подходов, специальных знаний, опыта и искусства;

     •   кризисные процессы могут быть до определенного предела управляемыми;

     •  управление процессами выхода из кризиса  способно ускорять эти процессы и  минимизировать их последствия.

     Кризисы различны, и управление ими может  быть различным. Это многообразие помимо прочего проявляется в системе и процессах управления (алгоритмах разработки управленческих решений) и особенно в механизме управления.

     Главные свойства системы антикризисного управления:

     •  гибкость и адаптивность, которые  чаще всего присущи матричным  системам управления;

     • склонность к усилению неформального  управления, мотивация энтузиазма, терпения, уверенности;

     • диверсификация управления, поиск наиболее приемлемых типологических признаков эффективного управления в сложных ситуациях;

     • снижение централизма для обеспечения своевременного ситуационного реагирования на возникающие проблемы;

     • усиление    интеграционных    процессов,    позволяющих концентрировать усилия и более эффективно использовать потенциал компетенции.

     Главные особенности процессов и технологий антикризисного управления:

     • мобильность и динамичность в  использовании ресурсов, проведении изменений, реализации инновационных  программ;

     • осуществление программно-целевых подходов в технологиях разработки и реализации управленческих решений;

     • повышенная чувствительность к фактору  времени в процессах управления, осуществлению своевременных действий по динамике ситуаций;

     •  усиление внимания к предварительным  и последующим оценкам управленческих решений  и  выбора альтернатив  поведения  и деятельности;

     •  использование антикризисного критерия качества решений при их разработке и реализации.

     Главные особенности механизма антикризисного управления:

     •   мотивирование, ориентированное на антикризисные меры, экономию ресурсов, избежание ошибок, осторожность, глубокий анализ ситуаций, профессионализм и пр.;

     • установка на оптимизм и уверенность, социально-психологическую стабильность деятельности;

     •  интеграция по ценностям профессионализма;

     •   инициативность в решении проблем  и поиске наилучших вариантов развития;

     •   корпоративность, взаимоприемлемость, поиск и поддержка инноваций.

     Все это в совокупности должно найти  отражение в стиле управления, который надо понимать не только как  характеристику деятельности менеджера, но и как обобщенную характеристику всего управления. Стиль антикризисного управления - это подход к управлению, характеризующийся профессиональным доверием, целеустремленностью, антибюрократичностью, исследовательским началом, самоорганизацией и принятием ответственности.

     Некоторые из характеристик антикризисного управления требуют более подробного рассмотрения.

     1. Функции антикризисного управления - это виды деятельности, которые отражают предмет антикризисного управления и определяют его результат. Они отвечают на простой вопрос: что надо делать, чтобы управлять успешно в преддверии, процессе и последствиях кризиса? В этом отношении можно выделить шесть функций: предкризисное управление, управление в условиях кризиса, управление процессами выхода из кризиса, стабилизация неустойчивых ситуаций (обеспечение управляемости), минимизация потерь и упущенных возможностей, своевременное принятие решений (рис.1).

     Каждый  из этих видов деятельности (функций  управления) имеет свои особенности, но в своей совокупности они характеризуют  антикризисное управление.

     2. Управленческая деятельность всегда  имеет ограничения. Ограничения управленческой деятельности - неуправляемые процессы, сложные проблемы, разрешаемые либо естественным путем, либо опосредованными действиями. В менеджменте ограничения существуют в качестве критических факторов развития, т.е. устойчивой эффективности управления. Их обнаружение и учет - задача антикризисного управления. Ограничения могут быть внутренними и внешними, и эти две группы ограничений находятся в определенном, но меняющемся соотношении.

     В зависимости от того, как строится это соотношение, изменяется и вероятность кризисных явлений. Но ограничения можно регулировать, и в этом также суть антикризисного управления. Внутренние ограничения снимаются или посредством отбора персонала, его ротации, обучения, или посредством совершенствования системы мотивации. Информационное обеспечение управления также способствует снятию внутренних ограничений эффективного управления.

     Внешние ограничения регулируются развитием  маркетинга, системы паблик рилейшнз и др.

     Рисунок 1 – Функции антикризисного управления

     3. Для антикризисного управления  особое значение имеет перспективность,  возможность выбрать и построить  рациональную стратегию развития.

     Наиболее важные виды стратегий антикризисного управления - это стратегии:

     •  предупреждения кризиса, подготовки к  его появлению;

     •   выжидания зрелости кризиса для  успешного решения проблем его  преодоления;

     •   противодействия кризисным явлениям, замедления его процессов;

     •   стабилизации ситуаций посредством  использования резервов, дополнительных ресурсов;

     •  рассчитанного риска;

     •  последовательного вывода из кризиса;

     •   предвидения и создания условий  устранения последствий кризиса.

     Выбор той или иной стратегии определяется характером и глубиной кризиса. 
 

6. Диагностика причин возникновения кризисной ситуации на предприятии.doc

— 82.00 Кб (Открыть, Скачать)

7.Маркетинг в антикризисном управлении.doc

— 85.00 Кб (Открыть, Скачать)

8.Стратегия и тактика в антикризисном управлении.doc

— 100.50 Кб (Открыть, Скачать)

9.Риски в антикризисном управлении.doc

— 138.00 Кб (Открыть, Скачать)

11. Финансовое оздоровление предприятий.doc

— 99.50 Кб (Открыть, Скачать)

10.Инновации и инвестиции в антикризисном управлении.doc

— 295.50 Кб (Открыть, Скачать)

12. Механизмы конфликтологии в антикризисном управлении.doc

— 100.50 Кб (Открыть, Скачать)

13.Антикризисное управление персоналом предприятия.doc

— 178.50 Кб (Скачать)

14.Особенности деятельности антикризисного управляющего.doc

— 93.00 Кб (Открыть, Скачать)

1.Кризисы в социально-экономическом развитии.doc

— 119.50 Кб (Открыть, Скачать)

2.Особенности возникновения и разрешения экономических кризисов.doc

— 94.50 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Лекции по "Антикризисному управлению"