Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2011 в 14:21, курс лекций
Работа содержит краткий озор курс лекций по дисциплине "Антикризисное управление".
Механизмы
конфликтологии в
антикризисном управлении
1.
Конфликты в развитии |
1 |
2. Причины конфликтов и их роль в антикризисном управлении ………. | |
3.
Процессы развития конфликта……… |
|
4. Антикризисное управление конфликтами………………………………. |
МЕХАНИЗМЫ
КОНФЛИКТОЛОГИИ В АНТИКРИЗИСНОМ
УПРАВЛЕНИИ
1.
Конфликты в развитии
организации
Известно, что организация - это сложная система с множеством взаимосвязей и социальных взаимодействий. Это своего рода организм, который живет и развивается по определенным законам. Взаимоотношения между персоналом организации характеризуются сочетанием сотрудничества и конкуренции, т.е. люди (или группы людей) в процессе своей трудовой деятельности испытывают зависимость друг от друга и в то же время преследуют собственную выгоду.
Существование и развитие всякой организации связано с постоянным возникновением и разрешением противоречий в борьбе различных сил как внутри, так и вне ее. Иногда противоречия принимают настолько острый характер, что переходят в конфликт.
Конфликт - это форма отношений между людьми, представляющая собой столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов двух или более людей. Конфликт не есть нечто исключительное, не синоним конфронтации, а способ преодоления противоречий, способ взаимодействия сложных систем, вид общения через состязание. Подсчитано, что конфликты и переживания персонала занимают около 15 % его рабочего времени. Еще больше времени тратят на урегулирование конфликтов и управление ими руководители - в некоторых организациях до половины рабочего регламента.
Современный менеджмент признает, что даже в организациях с эффективным управлением некоторые конфликты не только возможны, но и желательны. Во многих ситуациях конфликт помогает увидеть разнообразие точек зрения, большее число проблем, альтернатив их решения и т. д. Здесь речь идет о сотрудничестве, при котором руководители и подчиненные имеют возможность высказать свое мнение. В итоге дискуссия приводит к выработке взаимовыгодного и наиболее правильного решения. Подобное столкновение мнений тоже является конфликтом, но не разрушительным (деструктивным), а созидательным (конструктивным).
Конфликт не всегда можно с уверенностью определить как конструктивный или деструктивный. Он может выполнять и позитивную, и негативную функцию, иметь и отрицательные, и положительные последствия в зависимости от того, насколько внимательно относятся к нему руководители и насколько умело ми управляют.
На схеме (рис. 1) слева приведены отрицательные последствия конфликта, которые в дальнейшем могут серьезно осложнить ситуацию в организации, справа - потенциальные положительные последствия конфликта, которые могут способствовать успешной работе организации и улучшить ее социально-психологический климат. Более того, можно утверждать, что существует необходимый минимум конфликтности в рабочих группах, способствующий поддержанию определенного тонуса социальной активности.
Негативные функции деструктивного конфликта | Позитивные
функции конструктивного |
1. Появление
дополнительных материальных затрат
и потерь вследствие:
- отвлечения
сотрудников от основной - снижения производительности труда; - увольнения «обиженных». 2. Формирование противоборствующих группировок. 3. Ухудшение
социально-психологического 4. Уменьшение степени сотрудничества между работниками. 5. Большие
эмоциональные затраты и |
1. Стимулирование
к изменению и развитию организации
и отдельных сотрудников.
2. Разрядка
напряженности между - разнообразие мнений при принятии решений; - удовлетворенность работников от того, что их мнение принято во внимание; - уменьшение трудностей при реализации совместно принятых решений; - предрасположенность к дальнейшему сотрудничеству; - улучшение
морального состояния - сплоченность
коллектива организации при |
Рисунок 1 - Функции конфликтов в организациях
Конфликт способен оказать положительное воздействие и на развитие отдельной личности, потому что он активизирует самосознание, стимулирует раскрытие способностей работника. Следует также отметить положительную функцию конфликта, которая заключается в том, что он сигнализирует о неблагополучии в организации. При этом наблюдается следующая зависимость: чем больше имеется объективных оснований и причин для развития конфликта, тем непосредственнее он указывает на то или иное отклонение социально-производственной ситуации от оптимальной.
Наиболее
опасным негативным последствием конфликта
является его затягивание и нагнетание
в организации таких
Вместе с тем кризис сам неизбежно порождает конфликты, так как нарушает динамическое равновесие организации. Внутренние силы, пытаясь восстановить его, приходят в движение и начинают сталкиваться. Обостряются деловые и социоэмоциональные отношения между работниками, в результате чего возникают конфликты.
Таким
образом, конфликт в некоторых ситуациях
может спровоцировать в организации
кризис, а тот, в свою очередь, неизбежно
создает почву для новых
Наличие
конфликта в организации еще
не свидетельствует о ее кризисном
состоянии. Но если конфликты возникают
слишком часто, а решение их затягивается,
это свидетельствует о наличии
в организации серьезных
Управление конфликтами является важной составной частью процесса регулирования социально-производственных отношений в организации. Это одно из условий антикризисного управления. Для реализации его на практике необходимо:
• осознание менеджерами вероятных предпосылок и причин возникновения конфликтных ситуаций;
• понимание механизма развития конфликта как процесса;
•
умение применять в практике управления
методы разрешения конфликтов.
2.
Причины конфликтов
и их роль в
антикризисном управлении
Выявление
и осознание конфликтных
1. Причины конфликтов, порожденные трудовым процессом. Трудовая деятельность предполагает взаимодействие работников, наличие отношений власти и подчинения, деловое общение. Все эти процессы являются достаточно сложными с точки зрения как их организации, так и исполнения. В них изначально заложены предпосылки противоречий между участвующими субъектами: отдельными сотрудниками, рабочими группами или целыми подразделениями организации. Конфликты, порождаемые трудовым процессом, можно классифицировать по причинам (рис. 2).
Конфликты возникают в ходе:
• установления и достижения целей;
• распределения и выполнения должностных полномочий и задач;
• распределения ресурсов;
• осуществления коммуникаций.
Рисунок 2 – Причины конфликтов, порожденных трудовым процессом
В организации каждый работник и группа работников имеют свои цели. В некоторых случаях эти цели определены и оформлены документально (например, в уставе предприятия, в положении о подразделении предприятия). В других случаях они могут не только не формулироваться словесно, но и иногда и не осознаваться. К примеру, рабочий может не задумываться над своими личными целями, но, тем не менее, он всегда действует в соответствии с ними. Если организация трудового процесса по какой-либо причине препятствует достижению целей индивидов или рабочих групп (выполнению производственных заданий, получению высокой заработной платы, продвижению по служебной лестнице и др.), то она создает причину для конфликта.
Конфликт может проистекать также из-за различия в целях. Так, специализированные подразделения часто уделяют больше времени своим частным целям, которые могут не совпадать с целями других подразделений и организации в целом. Например, служба, занимающаяся сбытом готовой продукции, может настаивать на производстве как можно более разнообразной продукции, потому что это повышает конкурентоспособность и увеличивает объемы сбыта. Однако цели производственных подразделений, выраженные в категориях "затраты - эффективность", выполнить легче, если номенклатура продукции будет менее разнообразна.
Отдельные работники, преследуя собственные цели, иногда могут вступить в конфликт с целями других индивидов или целых подразделений. Так, может наблюдаться несоответствие поступков работника принятым в коллективе нормам и жизненным ценностям. Например, стремясь больше заработать, он трудится более интенсивно, чем это принято в бригаде. В результате возникает противоречие между желанием (целью) работника и установившимся стандартом групповой работы (целью коллектива).
Различия в способах достижения целей тоже могут вызвать несогласие, противоречия и даже конфликты, потому что работники часто имеют разные взгляды на пути и способы достижения поставленных целей. Например, задача закрепления в организации квалифицированных кадров может иметь несколько вариантов решения. Разные представления о том, какое решение самое лучшее, иногда приводят к столкновениям мнений.
В процессе распределения и выполнения должностных полномочий и задач могут возникнуть конфликты, обусловленные:
• взаимозависимостью задач. В этом случае один работник или целая группа зависят в выполнении задачи от другого или других. Например, при работе на конвейере или любом ином производственном процессе, требующем последовательных действий множества работников;
• переносом проблем, решение которых должно было бы идти по вертикали на горизонтальный уровень отношений. Например, неполадки в действующем оборудовании, несвоевременное обеспечение работников инструментами, материалами часто приводят к конфликтам между рядовыми работниками, в то время как решение этих проблем -задача руководителей подразделения;
• невыполнением функциональных обязанностей в системе "руководство - подчинение". Например, руководитель не обеспечивает ритмичность работы участка, вследствие чего снижается заработная плата рабочих; в то же время безответственность подчиненных ведет к производственным потерям, вследствие чего страдают не только их интересы, но и престиж руководителя.
Наиболее распространенной причиной конфликтов является необходимость делить ресурсы, которые практически всегда ограничены. В процессе распределения ресурсов почти неизбежно создается конфликтная ситуация.
Атмосфера, формирующаяся в коллективе в процессе работы, во многом зависит от качества коммуникаций между его членами. Ошибочное коммуникационное поведение - еще одна из самых распространенных причин конфликтов, так как неполная и неточная передача информации может мешать отдельным работникам или рабочим группам понять ситуацию, точку зрения других.