История развития взглядов на физиологические основы психики и поведения

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 15:11, курс лекций

Описание работы

В лаборатории Павлова И.П. были выделены три основных свойства нервной системы: сила, уравновешенность и подвижность. Все свойства нервной системы и типы ВНД основаны на соотношении параметров двух процессов – возбуждения и торможения. Эти свойства по-разному выражены в каждом человека, но некоторые сочетания встречаются особенно часто. Эти сочетания легли в основу выделения типов ВНД, каждый из которых может быть сопоставлен с одним из четырех типов темперамента: сильный неуравновешенный (холерик); сильный, уравновешенный, инертный (флегматик); сильный, уравновешенный, подвижный (сангвиник); слабый (меланхолик). Исследователи школы Теплова-Небылицына подчеркивали, что разные полюсы свойств нервной системы (сила-слабость, подвижность-инертность) – это не разные уровни совершенства, а лишь разные способы уравновешивания индивидов с окружающей средой. Для определения выраженности свойств нервной системы у животных Павлов использовал длительные и трудоемкие эксперименты с выработкой условных рефлексов и торможением. В настоящее время в исследованиях на людях используются бланковые методики или опросники. У детей принято выделять типы ВНД либо на основании соотношения влияния коры и подкорковых структур на поведение (Красногорский), либо по соотношению возбуждения и торможения (Иванов-Смоленский).

Работа содержит 1 файл

физиология.docx

— 2.03 Мб (Скачать)

У людей и животных слабого типа плохо развиты оба процесса (и возбуждение, и торможение). Такие животные (в экспериментах Павлова – собаки) обычно суетливы, все время озираются, останавливаются. Такое поведение связано с тем, что любое раздражение оказывает на них чрезвычайное воздействие, продолжительные или сильные раздражители быстро вызывают у них перевозбуждение и истощение (запредельное торможение§). Естественно, слабые животные различаются между собой и по другим свойствам, но на фоне общей слабости эти различия оказываются несущественными, и их относят всех к одному типу, который у людей соответствует меланхолическому темпераменту.

Сильные неуравновешенные животные составляют отдельный тип, который у людей аналогичен холерикам. У сильных собак неуравновешенность выражается в том, что у них возбуждение сильнее торможения, поэтому при большой нагрузке у них может происходить срыв деятельности. Чаще всего это животные агрессивные, боевые, безудержные.

Сильные уравновешенные бывают живые (быстрые, соответствуют сангвиникам) и спокойные (медленные, соответствуют флегматикам). Относят их к одним или к другим в зависимости от того, быстро или медленно происходит у них смена возбуждения и торможения.

Рис. 11.1 Соотношение между  свойствами нервной системы, общими типами ВНД и типом темперамента у человека.

 

В результате исследований отечественных ученых школы Теплова  и Небылицына (Гуревич, Лейтес, Равич-Щербо И.В. и др.) было предложено выделить дополнительные свойства нервной системы: лабильность, динамичность и др.

Лабильность — одно из основных свойств нервной системы, характеризующее скорость возникновения и прекращения нервных процессов.

Динамичность — свойство нервной системы, характеризующееся легкостью возникновения возбуждения и торможения в ходе выработки условных рефлексов. От динамичности зависят скорость и успешность первичного приспособления индивида к новым условиям.

Выделенные в исследованиях  на животных типы ВНД Павлов И.П. считал общими у человека и животных. Кроме  того, им была предложена классификация  специфически человеческих типов ВНД, основанная на соотношении двух сигнальных систем: 1) художественный (преобладание первой сигнальной системы§); 2) мыслительный (преобладание второй сигнальной системы§); 3) средний. Представители художественного и мыслительного типов ВНД отличаются между собой по ряду особенностей (табл. 11.1)

Таблица 11.1

Особенности мыслительного  и художественного типов ВНД

Мыслительный  тип 

Художественный  тип 

Слабость и инертность нервных процессов 

Сила и лабильность  нервных процессов 

Инактивированность нервной системы

Активированность нервной системы

Большая активность левого полушария 

Большая активность правого  полушария 

Высокие интеллектуальные способности 

Коммуникабельность, любознательность

Интровертированность

Экстравертированность

Повышенная тревожность 

Более положительный эмоциональный фон

Пессимизм меланхолического темперамента

Холерический темперамент 

Преимущества в вербальных функциях

Более развиты конкретно  чувственные формы мышления

Повышенный контроль, ответственность 

Трудности в произвольной регуляции 


 

Для того, чтобы определить, к какому типу по этой классификации относится человек, можно использовать результаты теста на интеллект (преобладает вербальный компонент – мыслительный тип, преобладает невербальный – художественный). Кроме того, разработана специальная методика для диагностики мыслительного и художественного типов ВНД человека (Хрестомат. 11.2.¨).

Дальнейшие исследования школы Б. М. Теплова — В. Д. Небылицына§, обнаружившие сложный и многомерный характер свойств нервной системы, показали упрощенность павловской классификации общих типов ВНД человека, одновременно создав предпосылки для выработки нового представления о физиологических основах индивидуально-психологических различий человека. Положение о специфически человеческих типах ВНД находит свое подтверждение в современных психофизиологических исследованиях функциональной асимметрии мозга§.

В настоящее время считается, что тип ВНД – это природная особенность организма, но, в то же время, он не является чем-то совершенно неизменным. Тип ВНД может развиваться и в какой-то мере меняться под влиянием воспитания (например, можно путем тренировки укрепить тормозные процессы). Существуют также и возрастные изменения нервных процессов.

11.3. Методы  измерения свойств нервной системы

В лаборатории Павлова  определение свойств нервной  системы и, соответственно, типа ВНД§ определялись у собак на основании особенностей выработки у них условных рефлексов, торможения, переделки рефлексов и т.д. Для определения типа ВНД у одной собаки могло потребоваться от 6 до 8 месяцев. Отдельно оценивается сила возбуждения, сила торможения, подвижность нервных процессов (Данилова Н.Н., Крылова А.Л., 2002).

I. Для оценки силы возбуждения используют следующие методы:

    1. Скорость образования условного рефлекса (чем быстрее формируется, тем сильнее возбудительный процесс).
    2. Воздействие сверхсильного раздражителя. При выработке условного рефлекса действуют сильным стимулом (трещотка). Если при этом рефлекс не вырабатывается, то это означает, что развивается запредельное торможение из-за недостаточной силы возбуждения. Можно определить интенсивность сигнала, при котором впервые развивается запредельное торможение.
    3. Кофеиновая проба. Во время выработки условного рефлекса животному дают небольшую дозу кофеина в пище (0.20 г на один прием пищи), а затем определяют ту дозу кофеина, при которой наблюдается ослабление условного рефлекса (чем выше доза, тем сильнее возбуждение).

У лиц с сильной нервной  системой условный рефлекс после  многократного повторения может  не только не угаснуть, но даже усилиться (из-за суммации возбуждения), а у  людей со слабой нервной системой наблюдается ухудшение проявлений условного рефлекса после многократного  повторения.

II. Для оценки силы торможения используются следующие методики:

    1. Скорость выработки тонкой дифференцировки раздражителей.
    2. Скорость угасания условного рефлекса после отмены подкрепления (чем сильнее торможение, тем быстрее угасает условный рефлекс).
    3. Проба с бромом. Животному во время выработки условного рефлекса дают малые дозы брома. При слабом тормозном процессе он не выдерживает, возникает растормаживание, нарушение дифференцировки.

III. Подвижность  нервных процессов оценивают следующим образом:

    1. Скорость переделки дифференцировки (положительный сигнал переделывается в отрицательный, и наоборот).
    2. «Сшибка» нервных процессов – сразу после дифференцировки раздражителя подается положительный условный сигнал. В результате происходит сталкивание процессов возбуждения и торможения и возможны проявления нарушений ВНД.

Для определения типа ВНД§ или выраженности того или иного свойства нервной системы у человека существуют более простые методы – различные бланковые методики и опросники (например, опросники Я. Стреляу€, В.М. Русалова, опросник Г. Айзенка и др.). Так, в Варшавской школе под руководством Я. Стреляу выделяют семь свойств темперамента:

    1. живость (обнаруживается в скорости реакции на стимулы и в темпе осуществления той или иной деятельности),
    2. упорство (выражается в продолжительности поведения, настойчивости, в числе повторяющихся поведенческих реакций после прекращения стимуляции),
    3. подвижность (проявляется в способности реагировать быстро и адекватно на изменения стимулов),
    4. сенсорную чувствительность (обнаруживается в способности реагировать на стимулы очень низкой интенсивности),
    5. выносливость (проявляется в тенденции предпринимать действия с высоким уровнем мотивации),
    6. эмоциональную реактивность (проявляется в интенсивности эмоциональных реакций на стимулы).

Г. Айзенк€ считает, что всю совокупность описывающих человека черт можно представить посредством двух главных факторов: экстраверсии§-интроверсии§ и нейротизма§. Экстравертированный тип личности ориентирован на мир внешних объектов, а интровертированный тип - на внутренний мир. Экстравертам свойственна общительность, импульсивность, гибкость поведения, большая инициативность (и малая настойчивость) и высокая социальная приспособляемость. Интровертам же, наоборот, присуща необщительность, замкнутость, социальная пассивность (при достаточно большой настойчивости), склонность к самоанализу и затруднения в социальной адаптации.

Второй фактор - нейротизм§ - описывает некоторое свойство или состояние, характеризующее человека со стороны эмоциональной устойчивости, тревожности, уровня самоуважения и возможных вегетативных расстройств§. Фактор образует шкалу, на одном полюсе которой находятся люди, характеризующиеся чрезвычайной устойчивостью, зрелостью и прекрасной адаптивностью, а на другом - чрезвычайно нервозный, неустойчивый и плохо адаптированный тип. Определенному уровню нейротизма соответствует определенный уровень активации в лимбической системе§: повышенная эмоциональная нестабильность является результатом более высокой реактивности в ответ на события во внутренней среде организма, а эмоциональная устойчивость, наоборот, результат более низкой реактивности.

11.4. Проявления  основных свойств нервной системы

Теплов  Б.М.€ подчеркивал, что разные полюсы нервной системы (сила-слабость, подвижность-инертность) – это не разные уровни совершенства, а лишь разные способы уравновешивания индивидов с окружающей средой. При любом типе нервной системы человек может иметь высокие социальные достижения, так как каждое свойство нервной системы имеет не только недостатки, но и достоинства, которые проявляются в учебной, трудовой и профессиональной деятельности и в поведении человека.

    1. Сила-слабость. С биологической точки зрения слабая нервная система «менее выгодная», она более опасна в плане возникновения срывов деятельности, психосоматических заболеваний§, расстройств ВНД. С психологической и педагогической точки зрения слабая нервная система рассматривается как система другого типа, а не как худшая по сравнению с сильной. Слабость нервной системы является следствием ее высокой реактивности и чувствительности.

Достоинства сильной нервной системы в высокой работоспособности, выносливости, помехоустойчивости и эмоциональной устойчивости к стрессу§, эффективная работа в режиме «цейтнота» (даже иногда лучше, чем в обычных условиях). Недостатки ее – малая возбудимость, малая чувствительность к раздражителям, педагогическим воздействиям, к людям и т.д. Кроме того, люди с сильной нервной системой трудно переносят монотонную деятельность (монотонию)§. У таких людей при монотонии быстро развивается утомление, которое вызывается недостатком внешних раздражителей и повторяемостью однородных стимулов. В результате развивается угасательное торможение.

Существует множество  исследований, показывающих различный  стиль деятельности и разное поведение  людей с сильно и слабой нервной  системой, которые проявляются в  учебе, профессионально-трудовой деятельности, при поведении в стрессовых ситуациях (Хрестомат. 11.3.¨).

Таблица 11.2

Проявления силы и слабости нервной системы в учебной  и водительской деятельности.

Виды деятельности

Сильная нервная  система 

Слабая нервная  система

Учебная деятельность

Мало времени уделяют  подготовке  
Мало контролируют, проверяют себя 
Могут выполнять несколько заданий одновременно

Планируют все заранее  
Выражены три этапа при работе: подготовительный, исполнительный и контрольный 
Предпочитают браться за новую работу только после завершения предыдущей

Водительская деятельность

Чаще попадают в аварии  
Не уделяют времени подготовке, менее тревожны, менее бдительны

Редко попадают в аварии, т.к. осторожно ведут машину 
Тщательно готовят машину к рейсу, пытаются предугадать все возможные неполадки


 

    1. Подвижность-инертность. Положительные стороны подвижности и лабильности – способность быстро реагировать на изменения в окружающей среде, изменять свои реакции при изменении в окружающей среде. Отрицательная их сторона – большая хрупкость, неустойчивость связей, ненадежность выполнения заданий.

Инертность (другой полюс  подвижности) также нельзя считать  негативным свойством. Положительным  ее свойством является большая прочность  связей, а также устойчивость по отношению к изменениям в окружающей среде, пунктуальность при выполнении заданий, внимательность к объяснениям  педагога.

Таким образом, как «подвижные», так и «инертные» работники имеют  свой собственный стиль работы, который  позволяет им добиваться высоких  показателей. Различия стилей обнаруживаются в различном планировании процесса труда, в разном обеспечении производственного процесса, проявляется в характере движений, направленности внимания.

11.5. Типы  ВНД детей

Исследование нервной  системы у детей показало, что  до 1 года у них преобладают возбудительные процессы над тормозными из-за незрелости коры, то есть преобладает действие симпатического отдела вегетативной нервной системы§ (ВНС) над парасимпатическим, отсюда повышенная моторика. Созревание коры§, установление таламо-кортикальных связей и ассоциативных межполушарных связей осуществляется к 7 годам. Исследования Иванова-Смоленского детей 8-11 лет позволили установить тип нервной системы по некоторым вегатативным и иммунологическим показателям: частоте дыхания, пульсу, артериальному давлению, реакции фагоцитоза (иммунного ответа на введение антигенов) (Алейникова Т.В., 2002). Исследования Иванова-Смоленского позволили составить типологию по соотношению процессов торможения и возбуждения (табл. 11.2, А):

Информация о работе История развития взглядов на физиологические основы психики и поведения