История развития логики

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 19:44, доклад

Описание работы

Логика как наука о мышлении первоначально возникает в связи с развитием практики ораторского искусства, как часть теории риторики. Такой характер носят начатки логики в Древней Индии, Древнем Китае, Древней Греции и Риме, а также в России. Основоположник науки логики Аристотель в своем первом сочинении по логике «Топика», как показывает само название, рассматривает проблемы логики в связи с теорией риторики. В Древнем Риме логика тоже была неразрывно связана с риторикой. В России первая оригинальная система логики, принадлежащая М. В. Ломоносову, изложена в его руководстве по теории красноречия.

Содержание

1. Введение………………………………………………………………………… 3
2. Для чего нужно изучать логику? …………………………………… …… 5
3Логика в древнегреческой философии ( Логика Платона, Логика Аристотеля)……………………………………………………… …………… 6
4. Логика в странах Востока(Логика в Индии
Логика в Китае ) …………………………………………………………… … 7

5. Средневековая логика………………………… …………………… …… …9
6. Логика в эпоху Возрождения и в Новое время ……… ……… …… … 9
7. Современная логика………………………………………………………… 10
Заключение……………………………………………………………………… 11
Список использованной литературы…… … …………………………… 12

Работа содержит 1 файл

Доклад История Логики.docx

— 158.67 Кб (Скачать)

ГОУ ВПО

  «Саратовская государственная юридическая академия» 
 

Кафедра: философии  

Дисциплина: логика. 
 
 
 
 

История развития логики

(доклад) 
 
 
 
 
 
 
 
 

                 Выполнил:

                 Студент 1 курса 

                 126 группы Института  Юстиции 

                 Канукоев И. А.  
           
           
           
           
           
           
           

Саратов-2011

Содержание  
 

1. Введение………………………………………………………………………… 3 

2. Для чего нужно изучать логику? …………………………………… …… 5 

3Логика в древнегреческой философии  ( Логика  Платона, Логика Аристотеля)……………………………………………………… …………… 6 

4. Логика в странах Востока(Логика в Индии

  Логика в Китае ) …………………………………………………………… … 7

 

5. Средневековая логика………………………… …………………… …… …9  

6. Логика в эпоху Возрождения и в Новое время ……… ……… …… …   9 

7. Современная логика………………………………………………………… 10 

  Заключение……………………………………………………………………… 11 

  Список использованной литературы…… … …………………………… 12 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2

   Введение

   Логика  — одна из древнейших наук. Точно  установить, кто, когда и где впервые  обратился к тем аспектам мышления, которые составляют предмет логики, в настоящее время не представляется возможным.

   Прежде  чем приступить к изучению истории  логики, следует ответить на вопрос: вправе ли мы вообще говорить об историческом развитии логики? Согласно Канту, за две  тысячи лет со времен Аристотеля логика не сделала ни одного шага вперед. В  начале XX в. русский ученый Е. А. Бобров проводит мысль, что к тому времени  была создана лишь единственная заслуживающая  внимания система логики – логика Аристотеля, которая уже устарела, но замены которой нет, что в будущем предстоит создать новую логику.

   Подобные  взгляды высказывали и другие ученые, но их несостоятельность видна  из следующего высказывания Ф. Энгельса: «Теоретическое мышление каждой эпохи, а значит и нашей эпохи, это  – исторический продукт, принимающий  в различные времена очень различные формы и вместе с тем очень различное содержание. Следовательно, наука о мышлении, как и всякая другая наука, есть историческая наука, наука об историческом развитии человеческого мышления… Теория законов мышления отнюдь не есть какая-то раз навсегда установленная „вечная истина“, как это связывает со словом „логика“ филистерская мысль. Самая формальная логика остается, начиная с Аристотеля и до наших дней, ареной ожесточенных споров».

   За  время существования логики как  науки ее предмет подвергался  весьма значительным изменениям. Специфика  логики заключается в том, что  она изучает не объективный мир  природы и не субъективный мир  переживаний, а мышление, посредством  которого человек познает и то и другое

   Первоначально логика зарождается в недрах единой нерасчлененной науки – философии – и носит в основном онтологический характер, т. е. относится непосредственно к порядку вещей, а не к порядку идей. Так, закон тождества у Парменида характеризуется как закон самого бытия, в связи с чем отрицается возможность мышления об изменении вещей. Формула закона достаточного основания у Демокрита говорит о том, что ничто в мире не происходит беспричинно и без основания. Логические теории Платона также носят онтологический характер хотя бы потому только, что объективный идеализм признает подлинной действительностью само мышление, превращенное в абсолют.

   Логика  как наука о мышлении первоначально  возникает в связи с развитием  практики ораторского искусства, как  часть теории риторики. Такой характер носят начатки логики в Древней  Индии, Древнем Китае, Древней Греции и Риме, а также в России. Основоположник науки логики Аристотель в своем  первом сочинении по логике «Топика», как показывает само название, рассматривает проблемы логики в связи с теорией риторики. В Древнем Риме логика тоже была неразрывно связана с риторикой. В России первая оригинальная система логики, принадлежащая М. В. Ломоносову, изложена в его руководстве по теории красноречия.

   3

   В настоящее время в качестве самостоятельных  логических дисциплин развиваются  общая формальная логика, математическая логика и диалектическая логика.

   Для уяснения философских оснований  логики существен революционный  переворот в философии, который  совершили К. Маркс и Ф. Энгельс, в связи с чем по-новому был поставлен вопрос о предмете науки логики. Известно высказывание Энгельса, что в результате этого революционного переворота от прежней философии остаются лишь две науки – формальная логика и диалектика.         

   История логики изучает этапы развития этой науки. Применение марксистского диалектического  метода в истории логики превращает ее из науки, в которой преобладали  простые описания сменявших друг друга систем логики и субъективная оценка их, в науку, раскрывающую закономерности исторического ее развития. История  логики показывает, что развитие учений о самом мышлении осуществляется в форме борьбы противоположностей, в борьбе между прогрессивными и  реакционными направлениями в логике, между материализмом и идеализмом в ней. История логики должна показать связь развития логики с общим  ходом исторического развития общества, с общественным бытием, с развитием  производства и техники, с классовой  борьбой, с развитием философии  и наук (математики, естествознания и др.). Устанавливая смену этапов в развитии логики, мы должны вместе с тем учитывать преемственность  в развитии логических учений. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     4

     Для чего нужно изучать  логику? 

     Если  человек хочет развить силу, ловкость и выносливость, то он идет в спортивный зал, а на наших занятиях по логике мы тоже развиваем силу, гибкость и глубину, но только нашего ума. Ведь благодаря силе ума человек может спасти свою жизнь, например в одной восточной стране правитель был разгневан на своего мудреца за неточное предсказанье и сказал ему, что: «Я убью тебя», на что мудрец ответил: «Мой повелитель, но я и не утверждал, что я бессмертен», правителем был так удивлен и восхищен ответом своего подданного, что тут же простил его и позабыл о своей обиде.

     Конечно, есть некоторые сложности связанные  с перестройкой своего мышления, это связанно с любым родом деятельности. Но возьмем еще раз тот пример с спортзалом мы туда не приходим и за одно занятие не учимся всему, нужно время и усердие для совершенствования, так и здесь, но только уже после нескольких практических занятий и самостоятельных усилий все эти сложности будут отступать.

    Логика - это инструмент мышления, с помощью  которого человек в процессе мыслительной деятельности приходит к правильным выводам и результатам в своей  практической деятельности.

    Для того чтобы начать изучение предмета «логика», как и в любом без  всякого исключения предмета надо обраться к ее истокам, к истории развития логики.

     Я считаю, что человек научившийся управлять своим мыслительным процессом, начинает лучше понимать устройство мира и те процессы, которые руководят его действиями и окружающих его людей. Он как бы, приобретает ключ к пониманию и устранению психических расстройств в рамках своего сознания. Станет терпимее к недостаткам своих партнеров по общению, начнет в них видеть не «только шипы, но и розы». Он даже внешне начнет выглядеть спокойнее, в мыслях у него появятся больше ясности, в чувствах - больше управляемости, а в действиях появятся больше уверенности и плавности, и куда-то пропадает тревожность. И самое главное, по-моему, человек начинает понимать миссию своей жизни, видеть цель чего он хочет и как хочет её достичь.

     Вообще  люди постоянно принимают решения  так или иначе связанные с  логикой, не подозревая о существовании  самих законов правильного мышления. Решения зачастую принимаются интуитивно, чаще по принципу нравится или не нравится, опираясь на опыт, или информацию, почерпнутую  от друзей или книг. И самое печальное, иногда решения людей принимаются  на основании сведений, полученных из рекламы или на основе эмоций и чувств. Доказательством необходимости изучения логики является высказывание Д.Крача: « Логика - это искусство ошибаться с уверенностью в своей правоте».

   Перейдем  к изучении развития логики. 
 

   5

   Логика  в древнегреческой  философии 

   В то время, как древние египтяне опытным путём открыли отдельные истины геометрии, величайшим достижением древних греков стала замена эмпирических методов науками, построенными на доказательствах. Систематические изыскания в этом направлении, по всей видимости, начинаются с школы Пифагора в конце VI века до н. э. Три основных принципа геометрии: определённые положения должны быть приняты без доказательств, другие положения выводятся из них и вывод должен быть формальным, независимость того или иного рассматриваемого предмета. Фрагменты ранних доказательств сохранились в трудах Платона и Аристотеля, и идея дедуктивной системы, возможно, была известна в пифагорейской школе и Платоновской Академии.

   Отдельно  от геометрии идея стандартного метода аргументации усматривается в приведение к абсурду у Зенона Элейского - философа-досократика V века до н. э. Это правило заключается в выводе очевидно ложного, невозможного или абсурдного положения из утверждения того, что ложно. Другие философы, которые также практиковали так называемые диалектические рассуждения, среди них младшие сократики, включая Евклида из Мегары, надо полагать были последователями Парменида и Зенона. Философов этой школы называют «диалектиками» (от греческого слова, означающего «искусство спорить, вести рассуждения»). 

   Логика  Платона

    Из дошедших до нас сочинений  знаменитого философа Платона ни одно не относится к формальной логике, но они содержат важный вклад в развитие философской логики. Платон ставит три вопроса:

   Что собственно можно считать истиной  и ложью?

   Какова  природа связи между посылками  в рассуждениях и заключениями?

   Какова  сущность понятий?

   Первый  вопрос появляется в диалоге Теэтет, где Платон отождествляет мысль или мнение с разговором или рассуждением (logos). Второй вопрос является результатом платоновской теории форм. Формы — это не вещи в обычном смысле или определённые идеи субъективного сознания, они соотносятся с тем, что позже назвали универсалиями, абстрактные имена, вместо которых можно подставлять имена конкретные. Третий вопрос о понятии. Многие диалоги Платона относятся к поиску некоторых важных понятий, очевидно, на Платона оказала влияние значимость определений в математике. Форма, согласно Платону, лежит в основе каждого понятия, и общая сущность проявляется в частных вещах. Надо отметить, что взгляды Платона оказали сильное влияние на Аристотеля.

   6

   Логика  Аристотеля

    Логика Аристотеля, в частности  его теория силлогизма, имела огромное влияние на западную мысль. Его труды  по логике, называемые Органон, представляют самое раннее исследование формальной логики и началом традиции, преемственность  которой прослеживается до современности. Точная датировка затруднительна, но предположительно порядок работ  Аристотеля по логике следующий:

   Изучение десяти основных категорий.

   Топика (с приложением О софистических опровержениях), диалектические дискуссии.

Информация о работе История развития логики