История развития взглядов на физиологические основы психики и поведения

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 15:11, курс лекций

Описание работы

В лаборатории Павлова И.П. были выделены три основных свойства нервной системы: сила, уравновешенность и подвижность. Все свойства нервной системы и типы ВНД основаны на соотношении параметров двух процессов – возбуждения и торможения. Эти свойства по-разному выражены в каждом человека, но некоторые сочетания встречаются особенно часто. Эти сочетания легли в основу выделения типов ВНД, каждый из которых может быть сопоставлен с одним из четырех типов темперамента: сильный неуравновешенный (холерик); сильный, уравновешенный, инертный (флегматик); сильный, уравновешенный, подвижный (сангвиник); слабый (меланхолик). Исследователи школы Теплова-Небылицына подчеркивали, что разные полюсы свойств нервной системы (сила-слабость, подвижность-инертность) – это не разные уровни совершенства, а лишь разные способы уравновешивания индивидов с окружающей средой. Для определения выраженности свойств нервной системы у животных Павлов использовал длительные и трудоемкие эксперименты с выработкой условных рефлексов и торможением. В настоящее время в исследованиях на людях используются бланковые методики или опросники. У детей принято выделять типы ВНД либо на основании соотношения влияния коры и подкорковых структур на поведение (Красногорский), либо по соотношению возбуждения и торможения (Иванов-Смоленский).

Работа содержит 1 файл

физиология.docx

— 2.03 Мб (Скачать)

Итак, стресс это особое функциональное состояние, которым организм реагирует на любое воздействие, несущее в себе угрозу физическому благополучию, существованию человека или его психическому статусу. Реакция на стресс охватывает целый комплекс разнообразных изменений на поведенческом уровне, вегетативном, гуморальном§, биохимическом и психическом уровнях, включая также и субъективные эмоциональные переживания.

Принципиально важным в понимании  значения стресса является то, что  стресс способствует мобилизации индивидуальных ресурсов организма для преодоления  возникших трудностей. Это защитная, адаптивная реакция.

8.2. Виды  стресса

Стресс§ принято разделять на физиологический, вызванный непосредственным воздействием на органы или ткани, и психологический. Психологический стресс, в свою очередь, бывает эмоциональным и информационным.

Эмоциональный стресс возникает в ситуации угрозы, обиды, конфликтов, а также в случае, если человек или животное долго не могло удовлетворить свои социальные или биологические потребности. Универсальными и одними из самых мощных стрессоров§, вызывающих эмоциональный стресс у человека являются слова. Они способны оказывать сильное и продолжительное действие.

Информационный  стресс возникает в тех ситуациях, когда человек не справляется с поставленной задачей, не успевает принимать верные решения в требуемом темпе при высокой степени ответственности за результат. Таким образом, информационный стресс возникает при информационной перегрузке. Информационная нагрузка определяется объемом информации, ее сложностью, необходимостью часто принимать решения. Если эта нагрузка превосходит возможности человека при его высокой заинтересованности в выполнении данной работы, то говорят об информационной перегрузке и, следовательно, об информационном стрессе.

Селье€ считал, что термин «стресс» используется весьма вольно и необходимо уточнить некоторые позиции. В частности то, чем стресс не является.

    1. Стресс – это не просто нервное напряжение. Стрессовые реакции присущи не только человеку и высшим животным, но также и низшим животным и даже организмам вовсе без нервной системы – например, растениям.
    2. Стресс не всегда результат повреждения или негативных воздействий. Для интенсивности стрессовых реакций не имеет значения приятен или неприятен сам стрессор, его эффект зависит исключительно от его силы (рис. 8.2.). И положительные, и отрицательные стимулы предъявляют требования к перестройке в организме, и вызывают в нем одинаковые физиологические изменения.

Рис. 8.2. Модель взаимоотношений  между стрессом и жизненным опытом (по Г. Селье).

 

Селье предлагал обозначать негативные воздействия термином «дистресс», а позитивные – «эустресс».

    1. Стресса не следует избегать. Селье считал, что стресса не только не стоит избегать, но это и невозможно для живого организма. Уровень стресса минимален только в случае абсолютно нейтральной ситуации, но даже тогда он не равен нулю. Отсутствие стресса означает смерть.

8.3. Физиологические  процессы, лежащие в основе стрессовой  реакции

«Триада стресса» возникает  в результате совместного действия нервных и гуморальных процессов, запускаемых стрессором.

Рис. 8.3. Участие различных  органов в реакции на стрессор (триада стресса) (по Г. Селье).

 

В первую фазу, во время реакции  тревоги§, первоочередную роль играет симпатоадреналовая система§ – активируется симпатический отдел ВНС§ и усиливается выделение в кровь адреналина§ (А) и норадреналина§ (НА) из мозгового слоя надпочечников. Эти два вещества являются первыми звеньями любой стрессовой реакции. По особенностям функционирования симпатоадреналовой системы§ у человека можно судить об успешности его деятельности в покое и при стрессе. Так, например, если у спортсменов перед стартом повышается содержание норадреналина в 2-3 раза, то это считается благоприятным признаком, на финише они показывают хорошие результаты. В то же время, чрезмерное увеличение содержания адреналина в крови (в 5-10 раз) является показателем слишком сильного психоэмоционального напряжения§, что выражается в снижении спортивных результатов. В условиях стресса более приспособленными являются люди с низким исходным уровнем адреналина в крови.

Итак, адреналин§ осуществляет быструю мобилизацию энергетических ресурсов организма, что важно при кратковременных, но интенсивных нагрузках. Это гормон короткого действия. С преимущественным выделением адреналина связаны таки состояния, как страх, ужас, испуг, тревога, ожидание опасности.

Норадреналин§ способен поддерживать энергетику организма в течение длительного времени. С ним связано состояние умственного и физического напряжения, преодоления психологических препятствий, выносливости.

Далее, после выделения  этих веществ в кровь, они проникают через гематоэнцефалический барьер§ и попадают к структурам ЦНС. В мозга А и НА стимулируют гипоталамус§, активируют лимбические структуры§ и ретикулярную формацию§. Ключевой структурой для дальнейшего развития событий является гипоталамус. Помимо того, что он стимулируется А и НА крови, на гипоталамус могут оказывать влияние продукты обмена веществ и распада тканей, образующиеся при действии некоторых стрессоров, а также кора больших полушарий, которая первая реагирует при психологическом стрессе.

Итак, гипоталамус может  быть активирован различными путями. В результате этого процесса запускается  деятельность гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой системы§. Гипоталамус синтезирует и выделяет кортиколиберин§, который действует как стимулятор аденогипофиза§. Аденогипофиз под действием кортиколиберина выделяет адренокортикотропный гормон§ (АКТГ). АКТГ поступает в кровь, достигает коркового слоя надпочечников и стимулирует в нем синтез и выделение кортикостероидных гормонов§ (преимущественно глюкокортикоидов). Именно гормоны глюкокортикоиды§ (кортизол, например) обеспечивают повышение уровня сопротивляемости организма во время стадии сопротивления.

Однако в результате длительного  напряженного функционирования гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой системы может быть нарушена ее регуляция по принципу отрицательной обратной связи, и кортикостероидов станет в крови слишком много. Нарушения эти приводят к появлению функциональных расстройств и появлению различных заболеваний, что характерно для стадии истощения.

Рис. 8.4. Изменения, происходящие при стрессе (Г. Селье, 1950)

 

Биохимические исследования стресса показали, что гомеостаз  в это время может поддерживаться двумя типами ответных реакций:

    • синтоксическими,
    • кататоксическими.

Синтоксические агенты действуют на ткани как успокаивающие средства, создают состояние пассивного терпения, мирного сосуществования с вторгшимися чужеродными веществами или организмами. Они помогают организму сосуществовать с агрессором. К наиболее эффективным синтоксическим гормонам относятся кортикостероиды§. Например, кортизол и его синтетические аналоги оказывают во время стресса мощное противовоспалительное действие (снижают проницаемость капилляров, снижают фагоцитарную активность лимфоцитов§), подавляют иммунные процессы, препятствуют отторжению пересаженных органов и тканей, подавляют аллергические реакции. Такие процессы важны в тех случаях, когда сам агент не представляет опасности для организма, а вызывает только воспаление. Тогда надо устранять само воспаление, поскольку именно оно является болезнью (лихорадка, укус насекомого).

Кататоксические агенты химически стимулируют выработку ферментов§, разрушающих возбудителя болезни или чужеродное вещество, ускоряя его гибель. Они активно уничтожают агрессора. Такие реакции необходимы в случае, если агрессор сам представляет опасность для организма, и защитную реакцию не только не нужно подавлять, ее нужно стимулировать. Науке пока мало известно о способности организма вырабатывать такие кататоксические вещества. К известным кататоксическим агентам относятся, например, вещества из группы тахикининов§ (например, брадикинин). А самое сильное вещество из этой группы – синтетический прегненолон§, который проявляет наибольшую разрушающую активность в отношении наибольшего числа ядов.

8.4. Влияние  стресса на организм и психику  человека

Стресс§ оказывает влияние как на физиологические процессы, так и на когнитивную сферу. Во время стрессовой реакции активируются защитные механизмы и угнетаются функции, непосредственно не связанные с жизнедеятельностью.

Итак, при стрессе активируются следующие физиологические процессы:

    • деятельность сердечно-сосудистой системы,
    • мобилизуются энергетические ресурсы (повышается концентрация глюкозы и ненасыщенных жирных кислот в крови),
    • увеличивается содержание аминокислот в крови (усиление синтеза белка в активно работающих тканях),

При этом угнетаются пищеварение, рост и размножение.

Что касается когнитивных  процессов§, то во время стресса улучшаются, как правило, простые, а сложные процессы ухудшаются. Так, например, повышается сенсорная чувствительность (снижаются пороги как абсолютной, так и дифференциальной чувствительности), улучшается способность к восприятию сигнала, расширяется поле зрения. При этом ухудшается сложное опознание, перцептивное научение§, увеличиваются ошибки памяти, возможно появления гиперактивности мышления (навязчивые мысли, бесполезное фантазирование) или наоборот – уход от решения стрессовых проблем (решение побочных, замещающих задач, снижение активности мышления).

Итак, последствия стресса  на уровне организма человека затрагивают  различные органы и системы:

    1. Сердечно-сосудистые нарушения.
    2. Нарушения в работе желудочно-кишечного тракта (особенно при сменной работе).
    3. Нарушения на уровне ЦНС:
      • снижение способности реагировать на стимулы,
      • снижение уровня бодрствования,
      • изменение БЭА головного мозга,
      • эмоциональные нарушения,
      • депрессия,
      • тревожность.
    4. Поведенческие реакции.

Поведенческие реакции бывают адаптивного характера и «плохоадаптивные». Последние представляют особую опасность, поскольку к ним относятся такие формы поведения, как курение, потребление алкоголя и других психоактивных веществ§, изменение характера питания, нарушение паттерна сна, уклонение от выполнения работы.

8.5. Профессиональный  стресс

Профессиональный  стресс – это состояние, которое возникает в результате рассогласования между наличными внутренними ресурсами организма и требованиями внешней среды, отражающими особенности конкретной трудовой ситуации.

Источников профессионального  стресса довольно много (по: «Человеческий фактор», т.2):

    1. Окружающая среда. Физические условия (условия окружающей среды), как правило, играют второстепенную роль. Их влияние заключается в том, что они снижают толерантность работника к другим стрессорам и снижают мотивацию к работе. К таким факторам относятся: чрезмерный шум, плохая вентиляция, неправильное освещение, неадекватный температурный режим и т.д. Все эти факторы могут вызывать не только физиологические, но и психологические проблемы.
    2. Организационные факторы (включенность в работу, поддержка руководства, карьера и др.). Угроза потерять работу представляет собой сильный стрессор§ для большинства людей. Это может привести как к тяжелым проблемам со здоровьем (язвы, колиты, пятнистая плешивость, боли в мышцах), так и к серьезным эмоциональным проблемам.
    3. Факторы, связанные с трудовыми задачами (недостаточная или избыточная нагрузка, высокий темп работы, работа в сверхурочное время, сменная работа).

Недостаток нагрузки в  процессе работы может влиять не только на психическое самочувствие, но и  на гормональную активность. Сидячие  профессии создают определенные паттерны привычек, влияющие и на другие стороны жизни человека, что в  результате приводит к повышению  риска для здоровья.

Темп работы стал значим в связи с широким использованием компьютерной техники, которая может работать круглосуточно с высокими скоростями, недоступными человеческому организму.

Работа в сверхурочное время – еще один фактор рабочей  нагрузки, приводящий к стрессу и  ухудшению здоровья. Работа в течение 50 и более часов в неделю является фактором риска в развитии заболеваний  сердечно-сосудистой системы.

Сменная работа часто встречается  в сфере обслуживания. Угрозу для  здоровья представляет в основном работа в ночное время. В этот период резко  возрастает травматизм, нарушается сон  и питание, снижается удовлетворенность  семейной и социальной жизнью.

    1. Индивидуальные источники стресса:
      • Здоровье (особенности конституции, имеющиеся заболевания).
      • Степень соответствия профессиональной деятельности способностям и пристрастиям работника.
      • Склад личности (экстра§/интроверсия§, уровень нейротизма§, личностной тревожности и т.п.).

Информация о работе История развития взглядов на физиологические основы психики и поведения