История развития взглядов на физиологические основы психики и поведения

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 15:11, курс лекций

Описание работы

В лаборатории Павлова И.П. были выделены три основных свойства нервной системы: сила, уравновешенность и подвижность. Все свойства нервной системы и типы ВНД основаны на соотношении параметров двух процессов – возбуждения и торможения. Эти свойства по-разному выражены в каждом человека, но некоторые сочетания встречаются особенно часто. Эти сочетания легли в основу выделения типов ВНД, каждый из которых может быть сопоставлен с одним из четырех типов темперамента: сильный неуравновешенный (холерик); сильный, уравновешенный, инертный (флегматик); сильный, уравновешенный, подвижный (сангвиник); слабый (меланхолик). Исследователи школы Теплова-Небылицына подчеркивали, что разные полюсы свойств нервной системы (сила-слабость, подвижность-инертность) – это не разные уровни совершенства, а лишь разные способы уравновешивания индивидов с окружающей средой. Для определения выраженности свойств нервной системы у животных Павлов использовал длительные и трудоемкие эксперименты с выработкой условных рефлексов и торможением. В настоящее время в исследованиях на людях используются бланковые методики или опросники. У детей принято выделять типы ВНД либо на основании соотношения влияния коры и подкорковых структур на поведение (Красногорский), либо по соотношению возбуждения и торможения (Иванов-Смоленский).

Работа содержит 1 файл

физиология.docx

— 2.03 Мб (Скачать)

Метод униполярного элктросудорожного припадка, предложенный в 70-х годах XX века В.Л. Деглиным, предполагает угнетение одного из полушарий с помощью одностороннего электросудорожного припадка. УЭП вызывается прохождением электрического тока через электроды, наложенные на одну половину головы (чаще на височную область). На 10-20 минуте после развития припадка функции полушария, на которое были наложены электроды, угнетены (по показателям ЭЭГ), а противоположного наоборот – облегчены. Электроды можно накладывать как на одно, так и на другое полушарие, вызывая правосторонние и левосторонние припадки, а затем сравнивать результаты (Реброва, Чернышова, 2004). Этот метод используется психиатрами для лечения депрессий§ и некоторых форм шизофрении§ (Хрестомат. 10.3.¨).

10.2. Типы  асимметрий

При рассмотрении функций  полушарий можно выделить следующие  типы асимметрий: энергетические, сенсорные  и моторные (Хрестомат. 10.4.¨).

Энергетическая  асимметрия – это различия в уровне энергетического обмена между правым и левым полушариями. При этом в правом полушарии преобладают симпатические влияния и большее высвобождение энергии, а в левом – парасимпатические влияния и снижение энергопотерь.

Сенсорная асимметрия – латерализация информации от рецепторов за счет перекреста сенсорных путей от периферических рецепторов, обеспечивающая сенсорную специализацию полушарий. Наиболее четко выражены сенсорные асимметрии для соматосенсорной системы§, слуховой§ и зрительной сенсорных систем§.

Проекция всей поверхности  кожи представлена в области центрально борозды в коре больших полушарий, причем информация от правой половины тела приходит в левое полушарие, а от левой половины тела – в  правое.

Слуховая информация от обоих  ушей приходит в слуховую кору обоих  полушарий, однако связи с противоположной  стороной более многочисленны. Благодаря  этой особенности информация, поступившая  через правое ухо быстрее достигает  левого полушария и воспринимается лучше, чем информация, поступившая  через левое ухо (эффект правого уха§).

Рис. 10.4. Слуховая асимметрия у здоровых людей (по: Марютина Т.М., Ермолаев О.Ю., 2001). А – предъявление слога «ба» только в левое ухо, Б – предъявление слога «га» только в правое ухо, В – дихотическое (одновременное) предъявление слога «ба» в левое, а слога «га» в правое ухо, при этом передача в ипсилатеральное полушарие подавлена, человек называет слог «га», поскольку слог «ба» поступает в речевое левое полушарие позже по комиссурам.

 

Экспериментальные исследования показали, что даже младенец в возрасте 50 дней больше внимания обращает на звуки, подаваемые через правое ухо (Реброва, Чернышова, 2004).

Зрительная сенсорная  система устроена таким образом, что нервные пути, идущие от сетчаток§ обоих глаз перекрещиваются в области хиазмы§, но не полностью, а таким образом, что информация от правого поля зрения обоих глаз поступает в левое полушарие, а от левого поля зрения обоих глаз – в правое полушарие.

Рис. 10.5. Организация зрительных сенсорных путей.

 

В результате этой особенности, при потере зрения на один глаз зрительная информация от сохранного (здорового) глаза обрабатывается все равно  обоими полушариями, что крайне важно  для целостности зрительного  восприятия.

Моторная  асимметрия – асимметрия мышечных реакций, запускаемых пирамидной и экстрапирамидной двигательными системами§, из-за перекреста двигательных путей, в результате чего движениями правой половины тела управляет левое полушарие, а левой половины тела – правое полушарие. Наиболее ярким примером моторной асимметрии является преимущественное использование правой или левой руки в бытовых или трудовых действиях. В человеческой популяции преобладают правши, а левши составляют по данным разных авторов в среднем 15% (от 1 до 25%). Также можно выделить группу людей, у которых нет четкого преобладания какой-либо руки, которые одинаково хорошо пользуются обеими руками. Таких людей называют амбидекстрами§.

10.3. Функции  правого и левого полушарий

Роджер  Сперри€ писал, что «каждое полушарие ... имеет свои собственные ... отдельные ощущения, восприятия, мысли и идеи, полностью обособленные от соответствующих внутренних переживаний другого полушария. Каждое полушарие - левое и правое - имеет свою собственную отдельную цепь воспоминаний и усвоенных знаний, недоступных для другого. Во многих отношениях каждое из них имеет как бы отдельное собственное мышление».

Исследования Сперри и его сотрудников показали, что познавательные функции левого и правого полушарий во многом различаются. Левое (доминантное) полушарие обрабатывает информацию последовательно и аналитически. Оно лучше справляется с обработкой временных взаимоотношений, вербальными операциями, математическими расчетами, абстрактным мышлением и интерпретацией символических понятий. Кроме того, оно обладает высокоразвитой способностью к формированию речевых функций. Напротив, правое (субдоминантное) полушарие обрабатывает информацию интуитивно и одновременно. Оно лучше, чем левое, справляется с задачами интерпретации зрительных образов и пространственных взаимоотношений (например, распознаванием лиц). Кроме того, правое полушарие более эффективно распознает сложные взаимосвязи, звуковые образы (например, голос и интонацию) и «понимает» музыку. Тем не менее, оба полушария обладают способностью к сознанию§, а также к осознанию социальных взаимоотношений.

Таблица 10.1

Основные различия в функциях левого и правого полушария

Левое полушарие 

Правое полушарие 

Понимание речи (устной и  письменной)

Ориентация тела в пространстве

Произнесение речи

Представления о собственном  теле

Аналитический подход

Восприятие музыки, интонации  речи

Логические операции

Идентификация лиц 

 

Эстетическое восприятие произведений искусства 

Различия в  способах манипулирования материалом (вербальным или образным): 
Способность к последовательному, ступенчатому познанию 
Постепенно, кропотливо собирает модель мира из отдельных, тщательно изученных деталей 
Материал организуется так, что создается однозначный контекст, всеми одинаково понимаемый

Различия в  способах манипулирования материалом (вербальным или образным): 
Способность к целостному, одномоментному "схватыванию", восприятию 
многих предметов и явлений сразу, со всеми составляющими элементами 
Складывается целостный образ мира 
Формируется многозначный контекст, при котором многие связи, с точки зрения формальной 
логики, могут быть взаимоисключающими (например, в сновидениях). Такая многозначность важна в творчестве.

Лучше узнаются стимулы: 
Вербальные 
Легко различимые 
Знакомые

Лучше узнаются стимулы: 
Невербальные 
Трудно различимые 
Незнакомые

Лучше воспринимаются задачи: 
Оценка временных отношений 
Установление сходства 
Установление идентичности стимулов по названиям 
Переход к вербальному кодированию

Лучше воспринимаются задачи: 
Оценка пространственных отношений 
Установление различий  
Установление физической идентичности стимулов 
Зрительно-пространственный анализ

Особенности процессов  восприятия: 
Аналитичность 
Последовательность (сукцессивность) 
Абстрактность, обобщенность, инвариантное узнавание

Особенности процессов  восприятия: 
Целостность (гештальт) 
Одновременность (симультанность) 
Конкретное узнавание


 

Межполушарная асимметрия§ несколько отличается у мужчин и женщин. В среднем женщины превосходят мужчин по вербальным§ способностям и уступают им в отношении математических и «пространственных» способностей. Однако эти различия невелики, и они не обязательно предполагают разницу в способностях между любыми двумя представителями обоих полов. Различия между полами часто обнаруживаются уже в детстве. Девочки начинают говорить и читать раньше, чем мальчики, и гораздо реже сталкиваются с трудностями при обучении чтению. Среди детей, оказавшихся неспособными к чтению, мальчиков в четыре раза больше, чем девочек (Хрестомат. 10.5.¨).

Таким образом, каждое полушарие, видимо, имеет свои слабые и сильные  стороны, и каждое вносит свой вклад  в мышление§ и сознание.

10.4. Резюме

Среди методов исследования функций полушарий наиболее известными являются следующие: изучение последствий  локальных поражений участков коры больших полушарий, изучение анатомических  различий между полушариями, изучение больных с «расщепленным» мозгом (с изолированными полушариями), метод избирательного наркоза полушарий (метод Вада), метод дихотического прослушивания, метод униполярного электросудорожного припадка. При помощи различных методов удалось выявить различия между полушариями в уровне энергетического обмена, в восприятии сенсорной информации, а также в мышечных реакциях. Кроме того, каждое полушарие использует свой особый стиль мышления и восприятия, в результате чего каждое имеет преимущества в определенных операциях.

11.1. Основные  свойства нервной системы

Высшая нервная деятельность (ВНД) человека характеризуется врожденными  анатомическими и физиологическими особенностями нервной системы, влияющими на формирование индивидуальных форм поведения и характера.

Свойства  нервной системы — устойчивые особенности нервной системы, влияющие (при прочих равных условиях) на индивидуальные психологические особенности человека. Не предопределяя его социальную ценность, не обусловливая непосредственно содержательную сторону психики, свойства нервной системы являются физиологической основой формально-динамической стороны поведения, образуя почву, на которой легче формируются одни формы поведения, труднее — другие.

Все свойства нервной системы  и ВНД основаны на соотношении  параметров двух процессов – возбуждения  и торможения. Павлов И.П. выделил  три основные свойства нервной системы:

    • сила,
    • подвижность,
    • уравновешенность.

Сила  нервной системы — свойство нервной системы, отражающее предел работоспособности клеток коры головного мозга, т. е. их способность выдерживать, не переходя в тормозное состояние (торможение), либо очень сильное, либо длительно действующее (хотя и не сильное) возбуждение. Это свойство выделено и изучено в лабораториях И. П. Павлова, где оно служило одним из основных параметров для классификации типов высшей нервной деятельности. Согласно Б.М. Теплову€ и В.Д. Небылицину€ сила нервной системы связана также с чувствительностью анализаторов§: более слабая нервная система является и более чувствительной, т. е. она способна реагировать на стимулы более низкой интенсивности, чем сильная. В этом заключается преимущество слабой нервной системы перед сильной. Ценность подобного подхода состоит в том, что он снимает существовавшее ранее оценочное отношение к свойствам нервной системы, т. е. приписывание одному полюсу свойства положительного, другому — отрицательного значения. На каждом полюсе признается, таким образом, наличие и положительных, и отрицательных (с биологической точки зрения) сторон.

Подвижность нервной системы — свойство нервной системы, состоящее в способности быстро реагировать на изменения в окружающей среде, способности переключаться с возбудительного процесса на тормозный и наоборот. Свойство подвижности также было описано и изучено в лабораториях И. П. Павлова. Тогда же были предложены и основные методические приемы для его диагностики, включавшие определение скорости и легкости смены нервных процессов на процессы того же или противоположного знака, а также — скорости возникновения и прекращения нервного процесса.

Уравновешенность  нервной системы — свойство нервной системы, выражающее соотношение между возбуждением и торможением, баланс этих процессов. Понятие уравновешенности нервных процессов, введенное И. П. Павловым, рассматривалось им как одно из самостоятельных свойств нервной системы, образующее в сочетании с другими (с силой и подвижностью нервной системы) определенный тип высшей нервной деятельности§.

11.2. Типы  высшей нервной деятельности

Индивидуальные особенности  ВНД обычно обусловлены не каким-то одним свойством, а их совокупностью. Они могут быть по-разному выражены в каждом конкретном человеке или  животном, но некоторые сочетания  проявляются наиболее часто. На основе этих наиболее часто встречающихся  сочетаний свойств нервной системы  Павлов предложил свою классификацию  типов ВНД.

Тип высшей нервной деятельности (тип нервной  системы) — это совокупность свойств нервной системы, составляющих физиологическую основу индивидуального своеобразия деятельности человека и поведения животных (Хрестомат. 11.1.¨).

Понятие о типах ВНД  ввел в науку И.П. Павлов. Первоначально  оно трактовалось как «картина поведения» животного, в дальнейшем стало рассматриваться  как результат определенного  сочетания выделенных в лаборатории  Павлова свойств нервной системы§ — силы, подвижности и уравновешенности. На этой основе он определил четыре основных типа ВНД (см. рис 11.1):

    1. сильный неуравновешенный («безудержный»);
    2. сильный, уравновешенный, инертный (медлительный);
    3. сильный, уравновешенный, подвижный (живой);
    4. слабый.

В соответствии с этими  типами ставились четыре темперамента§, описанные еще в античности:

    • Холерический§.
    • Флегматический§.
    • Сангвинический§.
    • Меланхолический§.

Информация о работе История развития взглядов на физиологические основы психики и поведения