История развития музыки

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 00:40, доклад

Описание работы

Развитие музыки можно разделить на эпохи, которые опираются в обычной музыкальной истории на формы образовательного искусства и архитектуры (например, музыка античности, ренессанса, барокко, классическая). Тем не менее, новые исследования стараются разработать историографию, которая будет меньше опираться на внешние общие условия, а больше на музыкальные структуры.

Работа содержит 1 файл

История развития музыки.doc

— 91.00 Кб (Скачать)

История развития музыки     

Развитие музыки можно разделить на эпохи, которые  опираются в обычной музыкальной  истории на формы образовательного искусства и архитектуры (например, музыка античности, ренессанса, барокко, классическая). Тем не менее, новые  исследования стараются разработать историографию, которая будет меньше опираться на внешние общие условия, а больше на музыкальные структуры.  
 
    В хронологии музыкального развития могут различаться следующие евроцентристские промежутки времени:  
 
    -музыка средневековья  
 
    -музыка до 13-ого века  
 
    -музыка 13-ого века.  
 
    Далее музыка развивалась уже как более совершенное искусство. Стали появляться знаменитые музыканты и композиторы, настоящие гении. Например, В.А. Моцарт – он еще ребенком стал писать музыку, воспринимал произведения на слух и мог, услышав произведение один раз, полностью написать его ноты.  
 
Первая половина XIX века- начало классической эпохи русской музыки. Меняется жизнь в стране: растут большие города, развивается промышленность и торговля, построена первая железная дорога. Музыка развивается не только в Петербурге и Москве, но и во многих других городах, в помещичьих усадьбах, деревнях. Народная песня этой эпохи имела 3 разновидности: крестьянскую, городскую и солдатскую. На ряду с народной муз. культурой значительно изменилась и обновилась профессиональная и любительская. Широкое распространение получило домашнее музицирование. Объединения любителей музыки собирались чтобы исполнить песни, романсы, фортепианные пьесы, квартеты, а иногда и симфонич. произведения. 
 
В 1802 году в Птб возникла первая постоянная концертная организация- Филармоническое общество. Значительную роль в муз. жизни играли симф. оркестры из крепостных музыкантов, существовавшие в мноих помещечьих усадьбах. Иностранцы отмечали, что где-нибудь в глуши, в имении какого-нибудь помещика можно встретить оркестр, лучший чем в самых блестящих европейских столицах. Активно развивается в это время русский музыкальный театр, зарождается русская музыкальная критика и публицистика. Ведущее место заняли жанры оперы и романса, что объясняется связью их с самым передовым видом искусства той эпохи- литературой. Одним из самых распростаненных вокальных жанров наряду с лирическим романсом в первой половине XIX века становится так называемая "русская песня", возникшая как подражание народной музыке. Развитие бытовой романсовой лирику сыгало важную роль в формировании русского национального муз. стиля. Интонации бытового романса широко проникали в оперу и инструментальную музыку первой половины XIX века. 
 
Оперное искусство не ограничивается жанром комической оперы. Оно обогащается драматическими и героическими сюжетами, в чем отражается патриотический подъем периода Отечественной войны 1812 года. Самым ранним произведением подобного рода была опера "Иван Сусанин" Каво'са, написанная в 1815 году. Получает распространение волшебная, сказочно-фантастическая опера.("Русалка" Кауэра, "Леста-днепровская русалка" Кауэра, Кавоса и С.Давыдова). Развитие героико-патриотической и сказочно-романтической тематики подготавливало высшие достижения того времени в области оперного искусства- оперы М.И. Глинки и А.С. Даргомыжского. В этот же период в России расцветало и балетное искусство. 
 
Музыку к балетам писали Кавос, композиторы А. и С. Титовы на мифологические, сказочные и комические сюжеты ("Кавказский пленник" К. Кавоса,"Руслан и Людмила" Ф.Шольца). Хореография развивалась благодаря деятельности крупнейшего балетмейстра эпохи - _Шарля Дидло. Помимо оперы а балета музыка использовалась в драматических спектаклях(музыка Глинки к "Князю Холмскому" Кукольника, Варламова -"Гамлету" Шекспира). Излюбленным театральным жанром с музыкой был в то время также водевиль. 
 
В первой половине XIX века идет процесс формирования национальных исполнительских кадров. В 1803 году создана первая русская оперная труппа, однако актеры занимаются и драмой, и оперой, и балетом. Окончательный раздел и специализация происходит в 1836 году. К этому времени выдвигаются талантливые оперные артисты О.А. Петров, А.Я. Петрова-Воробьева, С.С. Гулак-Артемовский, Д.М. Леонова. В балете выделились А. Истомина(воспетая А.С.Пушкиным), Е. Колосова, Е. Андреянова.  
 
Солдатская песня родилась в армейской среде, связана со службой и военными походами, особенно с войной 1812 года. Авторами чаще всего были сами солдаты - в недавнем прошлом крестьяне, поэтому эти песни близки крестьянским, в первую очередь плясовым(ровный ритм, присущий плясовым, позволяет использовать их в качестве походных и строевых). В некоторых случаях солдаты подхватили и по-своему распели песни, сочиненные композиторами.

     XIX и начало XX века  (до 1917 года) - период не менее богатый, но гораздо более сложный. Он не отделён от предыдущего каким-либо переломом : лучшие, вершинные сочинения Чайковского и Римского-Корсакова относятся именно к 90 -м годам XIX и к первому деcятилетию XX века.

     Но  уже ушли из жизни Мусоргский и  Бородин, а в 1893 году и Чайковский. На смену им приходят ученики, наследники и продолжатели их традиций : С. Танеев, А. Глазунов, С. Рахманинов. Но как ни близки они своим учителям, в их творчестве ясно чувствуются новые вкусы. Опера, в течение более чем столетия занимавшая главное место в русской музыке, явно отходит на второй план. А роль балета, наоборот вырастает.

     Широко  развиваются симфонические, камерные жанры в творчестве Глазунова и Танеева. Огромной популярностью пользуется фортепьянное творчество Рахманинова, который и сам был великим пианистом. Фортепьянные концерты Рахманинова ( как и концерты Чайковского, и скрипичный концерт Глазунова) относятся к вершинам мирового искусства. В последней четверти XIX столетия творчество русских композиторов было признано во всём цивилизованном мире.

     Среди молодого поколения музыкантов, вступивших в творческую жизнь в конце  прошлого- начале нынешнего века, были композиторы и иного типа. Уже первые их сочинения написаны очень по своему : остро, иногда даже дерзко. Таков Скрябин. Одних слушателей его музыка покоряла вдохновенной силой, других возмущала необычностью. Несколько позднее выступил Стравинский. Его балеты, Поставленные во время “Русских сезонов” в Париже, привлекли внимание всей Европы. И наконец, уже в годы первой мировой войны на русском восходит ещё одна звезда - Прокофьев.

     Большую роль в музыкальной жизни России этого времени сыграл   
Беляевский кружок, названный так по имени его основателя Митрофана Петровича Беляева - известного лесопромышленника, владельца огромного состояния и страстного любителя музыки, особенно русской. Кружок, возникший в 80-х годах, объединил почти всех лучших музыкантов того времени ; Н. А. Римский - Корсаков стал идейным центром этого музыкального содружества. Всеми доступными средствами Беляев стремился помочь тем, кто служил русской музыке. 

     Основанное  Беляевым новое издательство за несколько  десятилетий своего существования издало огромное количество произведений русских композиторов. Щедро оплачивая труд композиторов, Беляев организовал ещё и ежегодные конкурсы на лучшее камерное сочинение, а потом и конкурсы имени М. И. Глинки на лучшее произведение русской музыки любого жанра. Беляев способствовал воскрешению полузабытых партитур великого Глинки, чьи крупные сочинения тогда нигде не звучали - ни на одной оперной сцене, ни на симфонической эстраде.        

     Необходимо  упомянуть и организованные Беляевым в течении многих сезонов “Русские симфонические концерты”, а также “Русские камерные вечера”. Целью их было - знакомить русскую публику с произведениями национальной музыки. Руководили концертами и вечерами Н.А. Римский -Корсаков и его талантливые ученики А.К. Глазунов и А. К. Лядов. Они разрабатывали план каждого предстоящего сезона, составляли программы, приглашали исполнителей... Исполнялись исключительно произведения русской музыки : многие из них, забытые, отвергнутые ранее русским музыкальным обществом нашли здесь первых своих исполнителей. Например, симфоническая фантазия М.П. Мусоргского “Ночь на лысой горе” впервые прозвучала именно в “Русских симфонических концертах” почти через двадцать лет после создания, а затем была многократна повторена ( “по востребованию публики”, как отмечалось в программах ).

     Трудно  переоценить роль этих концертов. В  годы, когда на такие гениальные оперы, как “Борис Годунов” и “Хованщина”, было наложено вето царской цензуры, когда в самой влиятельной, почти  единственной в России музыкально-концертной организации (РМО) было засилье западноевропейского репертуара, когда оперные театры, именуемые императорскими, по словам Стасова, ”выжили со своих подмостков оперы Глинки, Мусоргского, Бородина, Римского-Корсакова”, когда цензура запрещала песни Мусоргского, названные им “народными картинками”, - в то время единственным местом в России, где звучала вся отвергнутая официальными кругами музыка русских композиторов, были “Русские симфонические концерты”.

     Знаменательно, что через год после смерти А. П. Бородина был устроен концерт из его произведений, большинство из которых прозвучало тогда впервые.

     Беляевский  кружок в 80—90-е годы оказался единственным музыкальным центром, где объединялись наиболее активные музыканты, ищущие новые  пути развития искусства.

     Весьма  примечательным явлением в русской  музыкальной жизни конца XIX века была так называемая частная опера С. И. Мамонтова в Москве. Сам Савва Иванович Мамонтов будучи подобно Беляеву богатым предпринимателем, организовал в России оперную труппу. С ней он осуществил первые постановки русских опер - “Русалки” А. С. Даргомыжского и “Снегурочки” Н. А. Римского-Корсакова, - которые пользовались у московской публики значительным успехом. Так же он поставил оперу “Псковитянка” Н. А. Римского-Корсакова. С этой оперой, которая нигде не шла,  театр выехал на гастроли в Петербург.                   

     На  рубеже XIX-XX века возрождается интерес к старинной музыке. Мало-помалу начинается строительство органов в России. В начале XX столетия их можно было буквально пересчитать по пальцам. Появляются исполнители, знакомящие слушателей с органной музыкой прежних эпох и столетий : А. К. Глазунов, Старокадомский. 

       Это время является важным  этапом в истории скрипки. Появляется  группа виртуозов - композиторов  и исполнителей, которые раскрывают неведомые прежде возможности скрипки как сольного инструмента. Возникают новые замечательные произведения, среди которых видное место занимают сочинения советских композиторов. В настоящее время всему миру известны концерты, сонаты, пьесы Прокофьева, Хренникова.  Их замечательное искусство помогает нам почувствовать, что за удивительный это инструмент - скрипка.         

     В конце XIX и в начале XX века, а особенно в предоктябрьском десятилетии, через всё русское искусство, и в частности музыку, проходит тема ожидания великих перемен, которые должны смести старое, несправедливое общественное устройство. Далеко не все композиторы осознавали неизбежность, необходимость революции и сочувствовали ей, но предгрозовую напряжённость ощущали все или почти все. Большинство музыкантов непосредственного участия в революционных событиях не принимали, и потому связи между ними были довольно слабыми.  

Современные музыкальные направления:

Хаус (House)

В середине 80-х в Чикаго возник новый вид танцевальной музыки - хаус. Название происходит от клуба Warehouse (склад). Именно там чикагские ди-джеи впервые попробовали микшировать синглы группы Kraftwerk со звуком кардинально нового для того времени устройства под названием драм-машина. Они обращались к традициям андеграунда и лучшие современные треки все еще звучат несколько "андеграундно", возможно также из-за качества записи. Корни этой музыки - диско. Характерным является ритм дискотеки, свинговое звучание, заводные мелодии и общее настроение радости и веселья. Одним словом - музыка для счастливых.

Классический  хаус прост: бит - четыре четверти: 1 2 3 4 и не слишком быстрый темп (120 ударов в минуту), соответствующий сердцебиению танцора. Многие полагают, что барабанные сэмплы, используемые в классике от MFSB "Love is the message" - это фундамент хауса. Также широко используется развеселый вокал в духе соул.

Гараж (Garage)

В то время как чикагские ди-джеи экспериментировали с драм-машиной нью-йоркские ди-джеи в стенах клуба Paradise Garage под руководством Larry Levan родили другое, не уступающее в популярности на танцполе хаусу направление - гараж /Garage/ (по названию клуба). Большой вклад в дело строительства гаража внесли также музыканты из Нью-Джерси. На дворе стояла середина восьмидесятых. 
Что такое гараж - это прежде всего вокал в духе соул, а затем бит. Гараж - это глубокая клубная музыка с корнями в ритм-н-блюзе. Послушайте примадонну британского отделения гаража - Ultra Nate и вы почувствуете что такое гараж.

Дип Хаус (Deep House)

"Глубокий хаус" - стиль, появившийся на стыке "старого" чикагского хауса и госпела. Переполнен мелодиями, построенными на старых (и всеми любимых) аккордных прогрессиях, сыгранных призрачным звуком электрооргана. Дип Хаус - это прежде всего хаус, а уж потом - глубокое звучание инструментов.

Эйсид Хаус (Acid House)

Второе чикагское поколение экспериментировало с более психоделическим звуком несколько ускоренного синтезатора Roland TB303. Этот инструмент является культовым, именно ему эйсид хаус обязан своим необыкновенно теплым, "фанковым" звучанием. Эйсид-хаус - это поп-музыка будущего, быстрая, по-настоящему резкая и радостная.

Отличается от других хаусов более высоким темпом и отсутствием вокала. Вероятно "Эйсид гимном" являются кислотные треки от Phuture.

В самом конце  восьмидесятых этот стиль уходит в глубокий андеграунд, чтобы создать  новые стили - очень-очень быстрый  хардкор, дип эйсид, усыпляющий сознание (но не ноги) транс и габбу - очень-очень-очень быструю производную хардкора (за 200 ударов в минуту).

Транс (Trance)

Это нечто среднее между амбиентом и эйсид-хаусом. Транс значительно безопаснее для барабанных перепонок, чем любое техно, но под него можно отлично танцевать. Цель этой музыки - перенести тебя в другие миры посредством движения. Пластичный и четкий, очень "космический", транс редко преодолевает отметку "150 bpm" (150 ударов в минуту).

Прогрессив (Progressive)

Прогрессив - это  разновидность хауса. Полное название - Progressive House. Появилась эта музыка в последние годы. Характеризуется наличием симпатичной заводной мелодии и стабильным битом в 120 - 130 bpm. 
Почему прогрессивный - не знает никто, просто так один из музыкальных журналов попытался выделить это звучание. Вероятно прогрессивность заключается в возврате к традициям стабильного бита и мелодичности хауса. 
Как бы то ни было прогрессив сегодня наверное самая популярная у нас на танцполе музыка, впрочем и самая коммерческая. Прогрессив - стиль большинства танцевальных проектов популярных европейских исполнителей - Quicksilver, Sash, Red5, Brooklyn Bounce и др. Особо можно выделить итальянскую трактовку прогрессивности - так называемый Dream House, он же Средиземноморский Прогрессив /Mediterranean Progressive/, представленный Gigi d'Agostino, Robert Miles и др.

Информация о работе История развития музыки