Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 15:11, курс лекций
В лаборатории Павлова И.П. были выделены три основных свойства нервной системы: сила, уравновешенность и подвижность. Все свойства нервной системы и типы ВНД основаны на соотношении параметров двух процессов – возбуждения и торможения. Эти свойства по-разному выражены в каждом человека, но некоторые сочетания встречаются особенно часто. Эти сочетания легли в основу выделения типов ВНД, каждый из которых может быть сопоставлен с одним из четырех типов темперамента: сильный неуравновешенный (холерик); сильный, уравновешенный, инертный (флегматик); сильный, уравновешенный, подвижный (сангвиник); слабый (меланхолик). Исследователи школы Теплова-Небылицына подчеркивали, что разные полюсы свойств нервной системы (сила-слабость, подвижность-инертность) – это не разные уровни совершенства, а лишь разные способы уравновешивания индивидов с окружающей средой. Для определения выраженности свойств нервной системы у животных Павлов использовал длительные и трудоемкие эксперименты с выработкой условных рефлексов и торможением. В настоящее время в исследованиях на людях используются бланковые методики или опросники. У детей принято выделять типы ВНД либо на основании соотношения влияния коры и подкорковых структур на поведение (Красногорский), либо по соотношению возбуждения и торможения (Иванов-Смоленский).
Таблица 11.3
Типы ВНД у детей младшего школьного возраста (по: Алейникова Т.В., 2002)
А) По Иванову-Смоленскому
1 |
Лабильный |
Хорошая подвижность процессов возбуждения и торможения |
2 |
Возбудимый |
Преобладает возбуждение |
3 |
Тормозный |
Преобладает торможение |
4 |
Инертный |
Трудно вырабатываются оба процесса |
Б) По Красногорскому
1 |
Центральный уравновешенный |
Влияние коры и подкорки сбалансировано |
2 |
Кортикальный |
Преобладает влияние коры |
3 |
Подкорковый |
Преобладает подкорка |
4 |
Гиподинамический |
Понижена возбудимость и коры, и подкорки |
Другой отечественный исследователь, Н.И. Красногорский, в основу своей классификации типов ВНД детей поставил соотношение влияния на их поведение коры и подкорковых структур (табл. 11.3, Б). Тип людей с центральным типом высшей нервной деятельности характеризовался большой величиной безусловных и условных рефлексов в результате сильной «корковой и подкорковой деятельности». У людей с корковым типом высшей нервной деятельности преобладает деятельность коры, в связи с чем условные рефлексы протекают относительно более интенсивно по сравнению с безусловными рефлексами. Подкорковый тип высшей нервной деятельности (по Красногорскому) характеризуется более «сильной подкоркой», поэтому безусловные рефлексы протекают более интенсивно, чем условные, т.е. протекание условных и безусловных рефлексов здесь обратно тому, что наблюдается у предыдущего типа. Наконец, человек слабого типа высшей нервной деятельности имеет «слабую» кору и подкорку. Поэтому как условно-рефлекторная, так и безусловно-рефлекторная деятельности находятся на низком уровне.
11.6. Резюме
В лаборатории Павлова И.П. были выделены три основных свойства нервной системы: сила, уравновешенность и подвижность. Все свойства нервной системы и типы ВНД основаны на соотношении параметров двух процессов – возбуждения и торможения. Эти свойства по-разному выражены в каждом человека, но некоторые сочетания встречаются особенно часто. Эти сочетания легли в основу выделения типов ВНД, каждый из которых может быть сопоставлен с одним из четырех типов темперамента: сильный неуравновешенный (холерик); сильный, уравновешенный, инертный (флегматик); сильный, уравновешенный, подвижный (сангвиник); слабый (меланхолик). Исследователи школы Теплова-Небылицына подчеркивали, что разные полюсы свойств нервной системы (сила-слабость, подвижность-инертность) – это не разные уровни совершенства, а лишь разные способы уравновешивания индивидов с окружающей средой. Для определения выраженности свойств нервной системы у животных Павлов использовал длительные и трудоемкие эксперименты с выработкой условных рефлексов и торможением. В настоящее время в исследованиях на людях используются бланковые методики или опросники. У детей принято выделять типы ВНД либо на основании соотношения влияния коры и подкорковых структур на поведение (Красногорский), либо по соотношению возбуждения и торможения (Иванов-Смоленский).
Информация о работе История развития взглядов на физиологические основы психики и поведения