Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 15:11, курс лекций
В лаборатории Павлова И.П. были выделены три основных свойства нервной системы: сила, уравновешенность и подвижность. Все свойства нервной системы и типы ВНД основаны на соотношении параметров двух процессов – возбуждения и торможения. Эти свойства по-разному выражены в каждом человека, но некоторые сочетания встречаются особенно часто. Эти сочетания легли в основу выделения типов ВНД, каждый из которых может быть сопоставлен с одним из четырех типов темперамента: сильный неуравновешенный (холерик); сильный, уравновешенный, инертный (флегматик); сильный, уравновешенный, подвижный (сангвиник); слабый (меланхолик). Исследователи школы Теплова-Небылицына подчеркивали, что разные полюсы свойств нервной системы (сила-слабость, подвижность-инертность) – это не разные уровни совершенства, а лишь разные способы уравновешивания индивидов с окружающей средой. Для определения выраженности свойств нервной системы у животных Павлов использовал длительные и трудоемкие эксперименты с выработкой условных рефлексов и торможением. В настоящее время в исследованиях на людях используются бланковые методики или опросники. У детей принято выделять типы ВНД либо на основании соотношения влияния коры и подкорковых структур на поведение (Красногорский), либо по соотношению возбуждения и торможения (Иванов-Смоленский).
Итак, к основным структурам
ЦНС, связанным с мотивациями, относятся
гипоталамус (его центры регуляции
поведения), миндалевидный комплекс
(участвует в регуляции
5.4. Резюме
При изменении постоянства внутренней среды организма возникает потребность. Если сдвиги в константах внутренней среды значительны и не могут восстановиться путем саморегуляции и использования внутренних ресурсов, необходимо взаимодействие с окружающей средой через целенаправленное поведение. В этом случае развивается мотивационное возбуждение в структурах ЦНС. В формировании мотивации важную роль играют гипоталамические центры, лимбические структуры, а также гиппокамп и новая кора, как зоны, связанные с памятью о том, как раньше удовлетворялась данная потребность. При возникновении мотивации в нервной системе формируется доминанта (доминантный очаг), которая обеспечивает освобождение организма от побочной деятельности для достижения наиболее важных в данный момент для организма целей.
Понятие «функциональное состояние» (ФС) широко используется в различных науках: в психологии, нейрофизиологии, эргономике, инженерной психологии и других. Наиболее часто функциональное состояние определяется как фоновая активность нервных центров, при которой реализуется та или иная конкретная деятельность человека. Очевидно, что функциональное состояние – неотъемлемая часть любой деятельности человека, однако к ФС относят и состояние сна.
6.1. Подходы к определению функционального состояния
Актуальность анализа и оценки ФС человека как фактора, обуславливающего его поведение и возможности, привела к созданию различных гипотез и теорий для объяснения различных состояний. До сих пор определение этого понятие неоднозначно и разные авторы дают различные трактовки. Например, в психологической литературе дается следующее определение: функциональное состояние – это совокупность (симптомокомплекс) различных характеристик, процессов, свойств и качеств, обусловливающих уровень активности систем, эффективность деятельности и поведение (Карпов А.В., 2005). Однако, такого рода определения трудны для восприятия и понимания их сущности, поэтому целесообразно рассматривать ФС с точек зрения того или иного подхода. Наиболее распространенными являются три подхода к определению функционального состояния:
Кратко остановимся на каждом из них.
Рис. 6.1. Зависимость эффективности деятельности от уровня активации нервной системы.
Экспериментальные данные с фармакологическим препаратами и электрической стимуляцией ретикулярной формации§ показали, что с изменением уровня активации нервной системы эффективность деятельности и обучения смещается по куполообразной кривой (Александров Ю.И., 2001).Так, при низком уровне активации ЦНС (при введении седативных средств§, во время сна или потери сознания) деятельность невозможна, как и при слишком высоком уровне активации (введение амфетамина§ или других психостимуляторов§, эпилептический припадок§, электрошок). Состояние сонливости ухудшает деятельность не меньше, чем состояние стресса и нервозности.
Также была показана возможность
оптимизации обучения детей за счет
управления их функциональным состоянием.
Успевающие дети работают в определенном
оптимальном коридоре функциональных
состояний. Изменяя ФС детей с
задержкой развития можно добиться
ускорения у них формирования
ряда когнитивных навыков и
В эргономике§ и инженерной психологии§ изучаются ФС человека-оператора§. В рамках данных наук функциональное состояние оператора определяется как интегративная характеристика состояния человека с точки зрения эффективности выполняемой им деятельности и задействованных в ее реализации систем организма по критериям надежности и внутренней цены деятельности (Душков Б.А. и др., 2002). При работе у оператора принято выделять благоприятные и неблагоприятные ФС (табл. 3.1).
Таблица 6.1
Признаки функциональных состояний оператора (по: Душков Б.А. и др., 2002)
Виды состояний |
Признаки состояний | ||
психологические |
физиологические | ||
благоприятные |
Оптимальная работоспособность |
Наивысшее проявление всех рабочих функций | |
Готовность к действию |
Коэффициент рабочей установки более 0.45 |
В пределах нормы | |
Внимание |
В пределах нормы |
Стабилизация сердечного
ритма, повышение амплитуды альфа- | |
неблагоприятные |
Утомление |
Появление зрительных иллюзий, ослабление памяти, снижение продуктивности мышления |
Изменение вегетативных функций, возбудимости головного мозга, уменьшение амплитуды альфа-ритма |
Эмоциональная напряженность |
Дезорганизация поведения,
торможение прежних навыков, ошибки
восприятия, провалы памяти, увеличение
вариативности показателей |
Увеличение частоты сердечных сокращений и частоты дыхания, падение кожного сопротивления, изменение спектра речи |
Итак, способ оценки ФС§ с точки зрения эргономического подхода полезен при решении задач повышения эффективности труда, позволяет прогнозировать развитие нежелательных ФС (монотония, утомление, стресс§, см. далее). Однако такой подход не позволяет подойти к решению проблемы механизмов формирования и смены ФС.
Рис. 6.2. Физиологические методы, используемые при исследовании функционального состояния человека (по: Душков Б.А. и др., Основы инженерной психологии, 2002).
Более подробно о физиологических методах см. курс Психофизиологии.
Таблица 6.2
Различия в эффектах РФ ствола и неспецифического таламуса на кору (по: Марютина Т.М. с изм.).
Характеристики реакции |
ЭЭГ активация РФ ствола |
ЭЭГ активация неспецифич. таламуса |
Область распространения |
генерализированная |
локальная |
Тип реакции |
тоническая |
фазическая |
Временная динамика |
медленно угасающие |
быстро угасающие |
Функциональная роль |
oтвечает за глобальные сдвиги уровня бодрствования |
oтвечает за избирательное сосредоточение внимания |
Итак, в психофизиологии функциональн
Это определение дает основание
проводить границу между
6.2. Уровни бодрствования
Человек в своем существовании
проходит через так называемый континуум
уровней бодрствования –
Можно выделить достаточно много специфических состояний, которые отличаются в первую очередь по уровню бодрствования. С некоторой степенью условности различа¬ют следующие функциональные состояния (Шостак В.И., Лытаев С.А., 1999):
Также часто выделяют такие состояния, как функциональное напряжение и перенапряжение.
6.3. Монотония и утомление
Функциональное напряжение со временем вызывает появление признаков утомления. Утомление – это нормальный биологически процесс, сопровождающийся определенными изменениями функционального состояния и защищающий организм от чрезмерного перенапряжения и возможных последствий этого явления.
Ускоряют развитие утомления следующие факторы:
Возможны следующие варианты проявления утомления:
Уровень напряжения, которое развивается во время утомления, зависит от нескольких факторов: состояние самого организма, мотивация к деятельности, условия окружающей среды, а также вида трудовой деятельности.
Информация о работе История развития взглядов на физиологические основы психики и поведения