Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 15:11, курс лекций
В лаборатории Павлова И.П. были выделены три основных свойства нервной системы: сила, уравновешенность и подвижность. Все свойства нервной системы и типы ВНД основаны на соотношении параметров двух процессов – возбуждения и торможения. Эти свойства по-разному выражены в каждом человека, но некоторые сочетания встречаются особенно часто. Эти сочетания легли в основу выделения типов ВНД, каждый из которых может быть сопоставлен с одним из четырех типов темперамента: сильный неуравновешенный (холерик); сильный, уравновешенный, инертный (флегматик); сильный, уравновешенный, подвижный (сангвиник); слабый (меланхолик). Исследователи школы Теплова-Небылицына подчеркивали, что разные полюсы свойств нервной системы (сила-слабость, подвижность-инертность) – это не разные уровни совершенства, а лишь разные способы уравновешивания индивидов с окружающей средой. Для определения выраженности свойств нервной системы у животных Павлов использовал длительные и трудоемкие эксперименты с выработкой условных рефлексов и торможением. В настоящее время в исследованиях на людях используются бланковые методики или опросники. У детей принято выделять типы ВНД либо на основании соотношения влияния коры и подкорковых структур на поведение (Красногорский), либо по соотношению возбуждения и торможения (Иванов-Смоленский).
Итак, сочетание перечисленных факторов может как спровоцировать и усилить профессиональный стресс, так и ослабить или предотвратить его.
8.6. Резюме
Основоположником концепции стресса считается канадский ученый Ганс Селье. В середине XX века он сформулировал понятие «Общего адаптационного синдрома» как универсальной приспособительной реакции любого организма в ответ на внешние воздействия. При развитии ОАС организм проходит через три стадии: реакция тревоги, стадия сопротивления и стадия истощения. При этом в организме разворачивается целый каскад реакция с участием нервных и гормональных механизмов, основными из которых являются активация симпатического отдела вегетативной нервной системы и гипоталамуса, который, в свою очередь, по гипоталамо-гипофизарной системе активирует мозговой и корковый слой надпочечников. Селье делал акцент на том, что и положительные, и отрицательные воздействия на организм вызывают развитие стрессовой реакции и одинаковые изменения физиологических реакций. При исследовании стресса принято выделять физиологический стресс и психологический стресс. Последний подразделяется на эмоциональный и информационный. Также выделяют профессиональный стресс, который возникает в процессе деятельности и может быть вызван различными факторами, связанными с деятельностью.
9.1. Понятие о первой и второй сигнальных системах
Понятие о первой и второй сигнальных системах были введены в науку И.П. Павловым. Они описывают различные способы отражения действительности.
Первая сигнальная система – система конкретных непосредственно чувственных образов действительности, фиксируемых мозгом человека и животных.
Вторая сигнальная система – система обобщенного отражения действительности в виде понятий, содержание которых фиксируется в словах, математических символах и образах художественных произведений.
Вторая сигнальная система
представляет собой новый способ
сигнализации. Благодаря второй сигнальной
системе стало возможным
Речь определяется как психофизиологический процесс, обеспечивающий общение людей на основе голосовых, слуховых, зрительных и мануальных навыков, к которым относят способность произносить слова, воспроизводить письменные знаки, улавливать речь на слух и зрительно распознавать печатный или рукописный текст (Недоспасов В.О., 2006). Способность человека к речи объясняется анатомическими особенностями строения его голосового аппарата, увеличением размеров головного мозга.
Функции речи. Принято выделять три основных функции речи:
Коммуникативная функция речи заключается в обеспечении общения между людьми при помощи языка. Она может выполнять как функцию передачи сообщения, так и побуждения к действию. При помощи языка, его устной и письменной форм, человек связан с прошлым и будущим, может передавать знания следующим поколениям. У человека есть генетические предпосылки§ к освоению какого-либо языка, то есть просто к способности говорить. Однако какой язык человек освоит как родной, зависит только от той среды, в которой он воспитывается и живет. Языковые знания не передаются по наследству.
Регулирующая функция речи проявляется в регуляции поведения человека. Наиболее наглядно эта функция видна в процессе развития ребенка. Вначале, пока ребенок еще не умеет сам говорить, взрослый регулирует его поведение при помощи своей речи. Затем, когда ребенок способен сам разговаривать, он сам своей внешней (экспрессивной) речью регулирует свое поведение. И, наконец, в конце развития речи происходит процесс интериоризации речи – перевода внешней речи во внутреннюю, в результате чего взрослый человек своей внутренней речью (мыслительными процессами) регулирует свое собственное поведение. Определяющая роль в реализации этой функции речи принадлежит лобным (особенно префронтальным) отделам коры больших полушарий.
Программирующая функция речи выражается в переводе замысла, грамматической и смысловой структуры будущего высказывания в развернутое речевое высказывание. Вначале при помощи внутренней речи осуществляется внутреннее программирование, построение схемы предложения, а затем уже перевод во внешнюю речь.
9.2. Мозговые центры речи
В 30-ых годах XX века Пенфилдом У.Г. была разработана методика картирования областей коры при помощи прямого электрического раздражения. Это позволило выявить те структуры, которые наиболее важны для способности говорить и понимать речь§. Эта процедура осуществляется под местным наркозом, во время которого больной может говорить (называть картинки и пр.). Также внес большой вклад в изучение областей мозга, связанных с речью, Лурия А.Р. В своих исследованиях он использованием метод локальных поражений коры больших полушарий (Хрестомат. 9.1.¨).
Итак, в коре выделяют две основные зоны, ответственные за речь – центр Вернике (сенсорный центр речи) и центр Брока (моторный центр речи). Центр Вернике расположен в височной доле левого полушария у большинства людей (как правшей, так и левшей). Деятельность нейронов§ этого центра обеспечивает понимание своей и чужой речи. При поражении центра Вернике возникает сенсорная афазия. При этом наблюдаются нарушения фонематического слуха, в результате чего появляются трудности в понимании чужой устной речи, в письме под диктовку. Речь такого больного довольно беглая, но обычно бессмысленная, так как больной не замечает своих дефектов. С поражением этой области может быть связан один из типов цветоаномалий – страдает функция называния цветов, но не их восприятие. Больные хорошо различают цвета по образцам, но не могут правильно их назвать. Даже слыша название цвета, больной не может его правильно выбрать. У таких людей нарушена связь между восприятием, представлением цвета и его словесным обозначением.
Рис. 9.1. Поверхность левого полушария головного мозга. Главные мозговые центры речи: центр Вернике (22 поле по Бродману, височная кора), центр Брока (45 поле по Бродману, лобная кора).
Ученые показали, что функция
называния выполняется
Зона Брока расположена в нижних отделах 3-ей лобной извилины опять же левого полушария. Эта область регулирует моторную сторону речевого процесса (произнесение речи), поэтому называется моторный центр речи. Поражение центра Брока приводит к развитию моторной афазии. При этом заболевании нарушается собственная речь больного, а понимание чужой речи сохраняется. Говорят такие люди с трудом и мало, большую часть ошибок осознают. Также для моторной афазии характерны сложности плавного переключения с одного элемента высказывания на другой. Еще одни вариант моторной афазии – динамическая – связана с тем, что человек теряет способность формулировать высказывания, переводить свои мысли в развернутую форму (нарушается программирующая функция речи). При таком нарушении чтение и письмо под диктовку не страдает (Хрестомат. 9.2.¨).
Согласно Шеперду Г. процесс называния предмета происходит по следующей схеме (Шеперд Г., 1987):
Шаг 1. Зрительная информация попадает в первичную зрительную кору§ (поле 17 по Бродману).
Шаг 2. Обработка зрительного сигнала во вторичных зонах (18 и 19 поля).
Шаг 3. Из 18 и 19 полей зрительный сигнал передается в заднюю речевую зону (центр Вернике и 39 поле в теменной коре).
Шаг 4. Из 39 поля информация идет в 22 поле, где хранится его звуковой образ.
Шаг 5. Из 22 поля сигнал идет в зону Брока, где находится двигательная программа речи.
Шаг 6. Соответствующая данному слову программа отбирается, направляется в моторную кору.
Шаг 7. Моторная кора посылает сигналы к речевой мускулатуре, в результате чего происходит называние (произнесение) слова.
Рис. 9.2. Схема нервных структур, участвующих в назывании предмета (по Шеперду Г., 1987). А – левое полушарие, вид сбоку. Б – головной мозг, вид сверху. ДП – дугообразный пучок, МТ – мозолистое тело.
Выделяют также дополнительную моторную область речи§, которая находится кпереди от центральной борозды, и которая отвечает за ритм речи и грамматику. При поражении этой области человек будет говорить без интонации, с большими паузами между словами, с нарушением грамматической структуры. Такие больные могут пропускать союзы, местоимения в предложении, нарушать грамматический порядок слов. Им легче пользоваться существительными, чем глаголами. Предполагают, что эта область является дополнительной, где происходит «сборка» целых фраз из отдельных слов.
Есть также данные о том, что передняя (моторная) речевая зона связана с мозжечком§. При поражении мозжечка нарушается точность в выполнении когнитивных§ действий, что сказывается на выполнении речевых и мыслительных операций.
9.3. Развитие речи в онтогенезе
По мнению разных исследователей,
критическим возрастом в
Первый год жизни считается доречевым этапом формирования речи, когда взаимодействуют образные и эмоциональные компоненты, связанные с правым полушарием и подкорковыми центрами. Условные реакции на слова появляются только во второй половине первого года жизни.
Подготовительный период для развития речи начинается в 2-4 месяца. Вначале появляется гуление и лепет.
Различают две стороны речевого процесса – сенсорная речь (понимание) и моторная речь (артикуляция, речеговорение). Сенсорная речь наблюдается в 7-8 месяцев. Моторная речь начинает развиваться в 10-12 месяцев (Хрестомат. 9.3.¨).
К 1 году ребенок знает названия нескольких десятков действий, имена близких людей, понимает значения слов «нельзя», «можно», «дай», «покажи». В один год словарный запас ребенка составляет обычно около 10-12 слов. Девочки овладевают моторной речью раньше мальчиков (Данилова Н.Н., Крылова А.Л., 2002).
К концу первого - началу второго года жизни у ребенка появляется способность заменять словом, обозначаемый им предмет. Но при этом слово заменяет только конкретный предмет (например, именно эту куклу, а не куклу вообще). На этом этапе слово выступает как интегратор первого порядка.
На 2 году начинает развиваться пассивная речь. Ребенок понимает речь взрослого, накапливает словарный запас. На 2 году жизни ребенок соединяет слова во фразы. Вначале они состоят из 2-3 слов, «речевые цепи» еще короткие. К концу второго года словарный запас достигает 200-400 слов, а к концу 3-го года составляет 2000 слов и больше (в других источниках - 500-700 слов).
На 2-3 году большую роль начинает играть левое полушарие, быстрыми темпами развивается активная речь. В конце 2 года жизни слово превращается в интегратор второго порядка, или в сигнал сигналов. Для этого необходимо, чтобы на него было выработано несколько условных связей (около 15). Ребенок должен научиться оперировать с различными предметами, обозначаемыми одним словом. Таким образом, он начинает обозначать куклами разные игрушки, а не одну конкретную куклу.
Отсутствие сенсорного компонента (слухового и зрительного) влечет за собой нарушение формирования речевых функций. Физические дефекты речевого аппарата также приводят к расстройству формирования речи.
Между 3 и 4 годами появляются слова - интеграторы третьего порядка. Ребенок начинает понимать такие слова как игрушка, цветы, животные.
К 5 году жизни у ребенка возникают более сложные понятия. Он начинает понимать слово "вещь" и способен относить его и к игрушкам, и к мебели, и к посуде.
Таким образом, в младенческом возрасте вторая сигнальная система§ начинает приобретать самостоятельное значение, хотя еще остается тесно связанной с первой. В процессе онтогенеза§ выделяют несколько фаз развития совместной деятельности двух сигнальных систем (Иванов-Смоленский А.Г. по Данилова Н.Н., Крылова А.Л., 2002).
Фаза 1. Непосредственный сигнал - непосредственная реакция (Н-Н). Условные рефлексы осуществляются на базе только первой сигнальной системы.
Фаза 2. Словесный раздражитель - непосредственная реакция (С-Н). Ребенок начинает реагировать на слова непосредственными соматическими и вегетативными реакциями. Это формируется к концу первого года жизни. В это время ребенок начинает подражать речи взрослого как это делают приматы, при помощи отдельных звуков, которые обозначают либо что-то во вне, либо собственное состояние. В возрасте 1,5-2 года часто одним словом обозначается не только какой-либо предмет, но и действия, переживания, связанные с ним.
Информация о работе История развития взглядов на физиологические основы психики и поведения