Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 20:11, курсовая работа
Цель и задачи исследования. Цель настоящего исследования – изучение современного состояния, проблем и тенденций развития технологий Public Relations в системе государственной службы. С учетом изложенного, в магистерской работе реализуются следующие основные задачи:
1) Изучить теоретические аспекты Public Relations в государственных структурах:
- основные элементы системы коммуникаций,
- закономерности возникновения PR как системы, принципы Public Relations,
- эволюцию PR в органах власти,
- цели и функции связей с общественностью в системе государственного управления.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………..
3
ГЛАВА I. PUBLIC RELATIONS В ГОСУДАРСТВЕННЫХ СТРУКТУРАХ. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ………………………………………………………..
7
I.1. Public relations – элементы, определения………………………………………
7
I.2. Закономерности возникновения PR как системы. Принципы PR–деятельности……………………………………………..…………………………..
13
I.3. Возникновение и основные этапы эволюции PR в органах государственной власти………………………………………….……………………………………...
18
I.4. Цели и функции PR в органах государственного управления………………..
22
ГЛАВА II. ПРАКТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖБ ПО СВЯЗЯМ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ……………………………………………..
29
II.1. Public Relations в системе государственного управления (опыт стран Запада и Российской Федерации)…………………………………………………..
29
II.2. Особенности методов работы государственных служб по связям с общественностью…………………………………………………………………….
44
II.3. Пиар-кампания как элемент Public Relations в органах государственной власти…………………………………………………………………………………
49
ГЛАВА III. РЕСПУБЛИКА МОЛДОВА: АНАЛИЗ СИТУАЦИИ И ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ В ОБЛАСТИ PR…………………………..
63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………...
83
БИБЛИОГРАФИЯ……….……………………………………………………………….
86
Обычно в государственные пресс-службы из отечественных и зарубежных СМИ поступает большое количество просьб об интервью. Разумеется, все их удовлетворить невозможно, но необходимо стараться сделать так, чтобы ни одна просьба, ни одно предложение не остались без внимания.
Одна из главных задач работы пресс-службы – превратить СМИ в естественного союзника. Пресс-служба строит свою работу со средствами массовой информации в режиме диалога, сотрудничества, взаимной ответственности, что, естественно, способствует повышению действенности, результативности ее влияния на общественное мнение.
Формируя отношения со средствами массовой информации, государственная пиар-служба обычно вырабатывает общую политику этих отношений. С одной стороны она определяет правила предоставления информации для СМИ, а с другой – правила сбора и анализа информации уже выпущенной СМИ для общественности. Специалисты службы, отвечающие за коммуникацию со средствами массовой информации, постоянно следят за сообщениями в печати, на телевидении и радио, ежедневно готовят обзоры прессы для руководства администрации (см. приложение), дают оценку результатам обратной связи с целевыми аудиториями, отвечают на вопросы, жалобы и выступления в СМИ, лично или опосредованно выступают с опровержениями.
В качестве конкретизирующего примера рассмотрим функции, выполняемые пресс-службой Министерства экономики и торговли Республики Молдова62:
Если свести к нескольким словам, то указанные фактические функции пресс-службы Министерства экономики и торговли Республики Молдова – это планирование, организация, писание, администрирование сайта, мониторинг прессы.
Как правило, пресс-релизы службой по связям с общественностью Министерства экономики и торговли составляются и рассылаются всем СМИ каждый день, интервью организуются раз в неделю, а пресс-конференция созывается один раз в месяц.
Структурирована и компетенция специалистов, имеющих право освещать и комментировать деятельность Министерства. Так, министр на заседаниях в Правительстве, Парламенте и в СМИ озвучивает позицию Министерства в целом. Его заместители освещают социальные вопросы и вопросы касательно внутренней торговли, структурного реформирования (например, гильотина). Начальники управлений дают информацию в рамках своих подразделений.
Четкое деление по
источникам информации (иерархизация),
общая и специальная
Для сравнения, несколько иного принципа информирования общественности придерживаются в Министерстве здравоохранения: «позиция Министерства должна быть транспарентна, и неважно кто озвучивает эту позицию перед обществом». Например, советник министра вполне может осветить вопросы, которые в Министерстве экономики и торговли являются прерогативой министра. Если кредо пресс-службы Министерства экономики и торговли: «Ни дня без новости! Если новостей нет, мы создаем их сами», то в Минздраве информация доводится до общественности по мере возникновения / развития событий, появления новых, интересных и ценных сведений для населения.
Различия в подходах к информированию населения производны от целей, определяемых соответствующей государственной пресс-службой. Если, например, для Министерства здравоохранения цель формулируется как поддержка журналистов необходимыми материалами и упрощение диалога между властью и обществом, то для пресс-службы Министерства экономики и торговли она состоит в информировании прессы и через прессу общественности об основных социальных и экономических инициативах Министерства и о ежедневной деятельности Министерства.
Отличия в определении цели и, соответственно, в выбранных методах работы не являются на сегодняшний день показаниями к нашему чрезвычайно критичному отношению к деятельности государственных пресс-служб. Напомним, что государственные пресс-службы лишь в стадии развития. Однако обращает на себя внимание тот факт, что в службах разных ведомств наблюдается различный уровень знаний по государственным Public Relations, степень инициативности, широты и «государственности» во взглядах. И определенно можно говорить о том, что не только внутри ведомств, но и в рамках всей системы государственного управления нет однозначного понимания, что же представляют собой Public Relations и служба по связям с общественностью в органах власти.
Одним из важных направлений деятельности пресс-службы государственного органа власти выступает внутрикорпоративная работа, а именно анализ психологического климата в коллективе и выработка на его основе рекомендаций для руководителей. К сожалению, на практике психологическому аспекту не уделяется должного внимания.
Кроме того, проанализировав формальное и фактическое штатное расписание служб по связям с общественностью, можно отметить некоторое несоответствие в распределении штатных единиц (а кое-где и не входящих официально в штат данного государственного учреждения) и объема работы. Например:
- начальник службы связей с общественностью,
- консультант (нет).
- ответственный по связям с прессой.
- начальник пресс-службы (нет),
- главный консультант (3 чел).
- начальник Управления по связям с общественностью,
- заместитель начальника Управления,
- главный специалист (3 чел.),
- специалист-координатор (оператор, фотограф, 2 чел.).
Список неопределенностей
и нестыковок в области связей
с общественностью можно
- принадлежность пиарменов к одной команде. Для подчеркивания важности существования собственного отдела по связям с общественностью в органе государственной власти, кабинеты руководителя отдела по связям с общественностью и ведущего руководителя организации находятся рядом65. Это позволяет каждый рабочий день начинать с короткого совещания, обмена мнениями и уточнения текущего состояния дел. Частые рабочие контакты PR-отдела и высшего руководства организации становятся общим правилом. Личные контакты руководителей порождают атмосферу конфиденциальности, доверия и взаимной поддержки. Как результат, PR-менеджер становится членом руководящей команды.
- знание организации66. Это глубокое понимание всех тонкостей текущего момента, доступное лишь члену коллектива. Штатные сотрудники отдела по связям с общественностью в курсе отношений, сложившихся между отдельными людьми и отделами внутри организации. Они разбираются в скрытых пружинах политики организации и роли отдельных лиц в ее формировании, могут выйти на ключевых людей, принимающих решения и обойти тех, кто по амбициозным соображениям способен препятствовать эффективной работе в сфере Public Relations. Имея представление о способностях сотрудников организации, они знают, кто лучше сможет преподнести организацию публике, быть спикером, смело и умело работать с представителями прессы, держаться перед камерой. Работники отдела по связям с общественностью могут своевременно и грамотно дать совет и оказать практическую помощь, поскольку в данной ситуации они являются неотъемлемой составляющей культуры организации, знакомы с ее историей и традициями.
- экономия средств организации при выполнении PR-программ. В случае существования устойчивой потребности в налаживании связей с общественностью, содержание постоянного штата пиарменов менее убыточно, чем обращение за помощью к внешним консультантам. Как правило, средства на обустройство и содержание PR-отдела для большой организации составляют весьма незначительную часть ее общих расходов. Кроме того, начальная стоимость проведения той или иной PR-кампании (реализации PR-проекта) при наличии собственного PR-персонала всегда меньше, так как этот персонал уже представляет проблему в целом и имеет доступ к руководству и документации своей организации. Такие составные части постоянной PR-работы, как систематическая подготовка пресс-релизов, печатных сообщений или изданий, отчетов и пр., осуществляются намного эффективнее теми людьми, которые ближе к источникам информации, к деятельности и персоналу организации, что непременно влияет на снижение ее общих расходов.
- доступность в общении. Когда возникает проблема, пиар-специалисты всегда под рукой для личных консультаций. Как заместителям руководителей организации им можно полностью доверять при обсуждении деликатных вопросов.
Но не стоит забывать и о недостатках (минусах). Лояльность специалиста по связям с общественностью может обернуться его эксплуатацией, а доступность – привести к превращению его в «мальчика на побегушках». Кроме этого есть опасность, что:
- специалист, являющийся частью организации и ежедневно выполняющий общие с коллективом задания, часто медленно и незаметно для себя утрачивает способность объективно оценивать ситуацию. Поддерживая других и получая поддержку с их стороны, он может оказаться в полной зависимости от общественного мнения.
- штатный специалист,
включенный в состав команды
руководителей организации,
- стремление всегда
быть под рукой (доступность)
может обернуться дискредитацие
Среди пробелов в работе
государственных пресс-служб
- отсутствие однозначного
названия профессии
- отсутствие достаточной (с точки зрения некоторых пиар-практиков) нормативной базы67;
- отсутствие специализированной
литературы по связям с
- отсутствие периодической
связи между пресс-службами
- отсутствие тренингов и конкурсов для пресс-служб;
- отсутствие четких правил работы, критериев эффективности работы;
Информация о работе PR - технологии в системе государственного управления