PR - технологии в системе государственного управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 20:11, курсовая работа

Описание работы

Цель и задачи исследования. Цель настоящего исследования – изучение современного состояния, проблем и тенденций развития технологий Public Relations в системе государственной службы. С учетом изложенного, в магистерской работе реализуются следующие основные задачи:
1) Изучить теоретические аспекты Public Relations в государственных структурах:
- основные элементы системы коммуникаций,
- закономерности возникновения PR как системы, принципы Public Relations,
- эволюцию PR в органах власти,
- цели и функции связей с общественностью в системе государственного управления.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………..
3
ГЛАВА I. PUBLIC RELATIONS В ГОСУДАРСТВЕННЫХ СТРУКТУРАХ. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ………………………………………………………..

7
I.1. Public relations – элементы, определения………………………………………
7
I.2. Закономерности возникновения PR как системы. Принципы PR–деятельности……………………………………………..…………………………..

13
I.3. Возникновение и основные этапы эволюции PR в органах государственной власти………………………………………….……………………………………...

18
I.4. Цели и функции PR в органах государственного управления………………..
22
ГЛАВА II. ПРАКТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖБ ПО СВЯЗЯМ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ……………………………………………..

29
II.1. Public Relations в системе государственного управления (опыт стран Запада и Российской Федерации)…………………………………………………..

29
II.2. Особенности методов работы государственных служб по связям с общественностью…………………………………………………………………….

44
II.3. Пиар-кампания как элемент Public Relations в органах государственной власти…………………………………………………………………………………

49
ГЛАВА III. РЕСПУБЛИКА МОЛДОВА: АНАЛИЗ СИТУАЦИИ И ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ В ОБЛАСТИ PR…………………………..

63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………...
83
БИБЛИОГРАФИЯ……….……………………………………………………………….
86

Работа содержит 1 файл

Pr -технологии в системе государственного управления.doc

— 540.50 Кб (Скачать)
  • организация регулярных выступлений руководящего состава в средствах массовой информации

Обычно в государственные  пресс-службы из отечественных и  зарубежных СМИ поступает большое  количество просьб об интервью. Разумеется, все их удовлетворить невозможно, но необходимо стараться сделать  так, чтобы ни одна просьба, ни одно предложение не остались без внимания.

  • информационный обмен

Одна из главных задач  работы пресс-службы – превратить СМИ  в естественного союзника. Пресс-служба строит свою работу со средствами массовой информации в режиме диалога, сотрудничества, взаимной ответственности, что, естественно, способствует повышению действенности, результативности ее влияния на общественное мнение.

Формируя отношения  со средствами массовой информации, государственная  пиар-служба обычно вырабатывает общую  политику этих отношений. С одной стороны она определяет правила предоставления информации для СМИ, а с другой – правила сбора и анализа информации уже выпущенной СМИ для общественности. Специалисты службы, отвечающие за коммуникацию со средствами массовой информации, постоянно следят за сообщениями в печати, на телевидении и радио, ежедневно готовят обзоры прессы для руководства администрации (см. приложение), дают оценку результатам обратной связи с целевыми аудиториями, отвечают на вопросы, жалобы и выступления в СМИ, лично или опосредованно выступают с опровержениями.

В качестве конкретизирующего  примера рассмотрим функции, выполняемые  пресс-службой Министерства экономики  и торговли Республики Молдова62:

  1. присутствие на общественно-значимых заседаниях Министерства; по итогам заседаний составление пресс-релизов и их распространение всем СМИ;
  2. организация событийных мероприятий (брифинги, пресс-конференции); соорганизация специализированного обеспечения участия прессы в значимых мероприятиях от Министерства экономики и торговли Республики Молдова;
  3. обеспечение прессы информационными релизами и информационными сообщениями; организация на месте интервью с лицами, интересующими прессу по вопросам, актуальным для СМИ и общественности;
  4. организация интервью для электронной и пишущей прессы с представителями Министерства экономики и торговли. Чтобы избежать хаоса в работе, пресс-службой Министерства разрабатываются стратегии и медиа-планы на длительный и краткосрочный периоды. Долгосрочная стратегия вырабатывается на год; определяет общие инструменты и ожидаемый итоговый имидж Министерства к концу каждого года. Краткосрочные – по разной тематике, разрабатываются на меньшие промежутки времени,. Темы группируются и синхронно освещаются в прессе (информация предоставляется по нескольким темам одновременно);
  5. разработка структуры и администрирование официального сайта Министерства. Электронные ответы гражданам, прямое общение (телефон, встречи…);
  6. мониторинг прессы.

Если свести к нескольким словам, то указанные фактические  функции пресс-службы Министерства экономики и торговли Республики Молдова – это планирование, организация, писание, администрирование сайта, мониторинг прессы.

Как правило, пресс-релизы службой по связям с общественностью  Министерства экономики и торговли составляются и рассылаются всем СМИ каждый день, интервью организуются раз в неделю, а пресс-конференция созывается один раз в месяц.

Структурирована и компетенция  специалистов, имеющих право освещать и комментировать деятельность Министерства. Так, министр на заседаниях в Правительстве, Парламенте и в СМИ озвучивает позицию Министерства в целом. Его заместители освещают социальные вопросы и вопросы касательно внутренней торговли, структурного реформирования (например, гильотина). Начальники управлений дают информацию в рамках своих подразделений.

Четкое деление по источникам информации (иерархизация), общая и специальная компетентность самой пресс-службы, координация  и распределение информационных потоков внутри органов исполнительной власти напоминает отлаженный механизм, позволяющий в максимально сжатые сроки получать необходимые сведения, помогает формированию стабильного информационного поля, способствует обеспечению транспарентности деятельности Министерства в рамках демократичности. Как результат, создается демократичный имидж Министерства экономики и торговли Республики Молдова.

Для сравнения, несколько  иного принципа информирования общественности придерживаются в Министерстве здравоохранения: «позиция Министерства должна быть транспарентна, и неважно кто озвучивает эту  позицию перед обществом». Например, советник министра вполне может осветить вопросы, которые в Министерстве экономики и торговли являются прерогативой министра. Если кредо пресс-службы Министерства экономики и торговли: «Ни дня без новости! Если новостей нет, мы создаем их сами», то в Минздраве информация доводится до общественности по мере возникновения / развития событий, появления новых, интересных и ценных сведений для населения.

Различия в подходах к информированию населения производны от целей, определяемых соответствующей государственной пресс-службой. Если, например, для Министерства здравоохранения цель формулируется как поддержка журналистов необходимыми материалами и упрощение диалога между властью и обществом, то для пресс-службы Министерства экономики и торговли она состоит в информировании прессы и через прессу общественности об основных социальных и экономических инициативах Министерства и о ежедневной деятельности Министерства.

Отличия в определении  цели и, соответственно, в выбранных  методах работы не являются на сегодняшний день показаниями к нашему чрезвычайно критичному отношению к деятельности государственных пресс-служб. Напомним, что государственные пресс-службы лишь в стадии развития. Однако обращает на себя внимание тот факт, что в службах разных ведомств наблюдается различный уровень знаний по государственным Public Relations, степень инициативности, широты и «государственности» во взглядах. И определенно можно говорить о том, что не только внутри ведомств, но и в рамках всей системы государственного управления нет однозначного понимания, что же представляют собой Public Relations и служба по связям с общественностью в органах власти.

Одним из важных направлений  деятельности пресс-службы государственного органа власти выступает внутрикорпоративная работа, а именно анализ психологического климата в коллективе и выработка на его основе рекомендаций для руководителей. К сожалению, на практике психологическому аспекту не уделяется должного внимания.

Кроме того, проанализировав  формальное и фактическое штатное расписание служб по связям с общественностью, можно отметить некоторое несоответствие в распределении штатных единиц (а кое-где и не входящих официально в штат данного государственного учреждения) и объема работы. Например:

  • Министерство экономики и торговли Республики Молдова (1 чел.):

- начальник службы  связей с общественностью,

- консультант (нет).

  • Министерство здравоохранения Республики Молдова (вне штата, 1 чел.):

- ответственный по  связям с прессой.

  • Правительство Республики Молдова:

- начальник пресс-службы (нет),

- главный консультант  (3 чел).

 

  • Примэрия муниципия Кишинэу (7 чел.)63:

- начальник Управления  по связям с общественностью,

- заместитель начальника  Управления,

- главный специалист (3 чел.),

- специалист-координатор  (оператор, фотограф, 2 чел.).

Список неопределенностей  и нестыковок в области связей с общественностью можно продолжать и продолжать. На наш вопрос «в чем  состоят плюсы и минусы деятельности вашего PR-отдела?», большинство сотрудников упоминали о недостатках и лишь некоторые назвали одно преимущество – оперативное информирование населения о деятельности и решениях власти. Однако в пользу создания PR-отдела внутри организации можно привести больше аргументов64:

- принадлежность пиарменов к одной команде. Для подчеркивания важности существования собственного отдела по связям с общественностью в органе государственной власти, кабинеты руководителя отдела по связям с общественностью и ведущего руководителя организации находятся рядом65. Это позволяет каждый рабочий день начинать с короткого совещания, обмена мнениями и уточнения текущего состояния дел. Частые рабочие контакты PR-отдела и высшего руководства организации становятся общим правилом. Личные контакты руководителей порождают атмосферу конфиденциальности, доверия и взаимной поддержки. Как результат, PR-менеджер становится членом руководящей команды.

- знание организации66. Это глубокое понимание всех тонкостей текущего момента, доступное лишь члену коллектива. Штатные сотрудники отдела по связям с общественностью в курсе отношений, сложившихся между отдельными людьми и отделами внутри организации. Они разбираются в скрытых пружинах политики организации и роли отдельных лиц в ее формировании, могут выйти на ключевых людей, принимающих решения и обойти тех, кто по амбициозным соображениям способен препятствовать эффективной работе в сфере Public Relations. Имея представление о способностях сотрудников организации, они знают, кто лучше сможет преподнести организацию публике, быть спикером, смело и умело работать с представителями прессы, держаться перед камерой. Работники отдела по связям с общественностью могут своевременно и грамотно дать совет и оказать практическую помощь, поскольку в данной ситуации они являются неотъемлемой составляющей культуры организации, знакомы с ее историей и традициями.

- экономия средств организации при выполнении PR-программ. В случае существования устойчивой потребности в налаживании связей с общественностью, содержание постоянного штата пиарменов менее убыточно, чем обращение за помощью к внешним консультантам. Как правило, средства на обустройство и содержание PR-отдела для большой организации составляют весьма незначительную часть ее общих расходов. Кроме того, начальная стоимость проведения той или иной PR-кампании (реализации PR-проекта) при наличии собственного PR-персонала всегда меньше, так как этот персонал уже представляет проблему в целом и имеет доступ к руководству и документации своей организации. Такие составные части постоянной PR-работы, как систематическая подготовка пресс-релизов, печатных сообщений или изданий, отчетов и пр., осуществляются намного эффективнее теми людьми, которые ближе к источникам информации, к деятельности и персоналу организации, что непременно влияет на снижение ее общих расходов.

- доступность в общении. Когда возникает проблема, пиар-специалисты всегда под рукой для личных консультаций. Как заместителям руководителей организации им можно полностью доверять при обсуждении деликатных вопросов.

Но не стоит забывать и о недостатках (минусах). Лояльность специалиста по связям с общественностью  может обернуться его эксплуатацией, а доступность – привести к  превращению его в «мальчика  на побегушках». Кроме этого есть опасность, что:

- специалист, являющийся частью организации и ежедневно выполняющий общие с коллективом задания, часто медленно и незаметно для себя утрачивает способность объективно оценивать ситуацию. Поддерживая других и получая поддержку с их стороны, он может оказаться в полной зависимости от общественного мнения.

- штатный специалист, включенный в состав команды  руководителей организации, может оказаться в полной подвластности от начальства и превратиться в его угодника. Очень важно быть игроком команды, но всегда оставаться личностью и профессионалом. А это совсем не просто.

- стремление всегда  быть под рукой (доступность)  может обернуться дискредитацией роли и миссии штатного специалиста по связям с общественностью в жизнедеятельности организации. Нередко случается так, что руководитель организации, пообещавший лично участвовать в тех или иных мероприятиях, вместо себя посылает специалиста по связям с общественностью. Или руководитель организации дает штатному пиармену поручения, выполнение которых не входит в круг его прямых профессиональных обязанностей. Это происходит потому, что сотрудник всегда оказывается под рукой или когда при приеме его на работу круг служебных обязанностей специалиста не был четко оговорен. В итоге – заколдованный круг: чем мелочнее выполняемые сотрудником отдела по связям с общественностью поручения, тем меньше времени у него остается на собственно PR-деятельность. Одновременно у руководителя организации могут зародиться подозрения относительно профессиональных способностей данного штатного сотрудника и целесообразности его использования в штате вообще.

Среди пробелов в работе государственных пресс-служб назывались также:

- отсутствие однозначного  названия профессии специалиста  по связям с общественностью;

- отсутствие достаточной  (с точки зрения некоторых пиар-практиков) нормативной базы67;

- отсутствие специализированной  литературы по связям с общественностью  вообще и в государственных  структурах в частности;

- отсутствие периодической  связи между пресс-службами министерств,  координации их действий;

- отсутствие тренингов  и конкурсов для пресс-служб;

- отсутствие четких правил работы, критериев эффективности работы;

Информация о работе PR - технологии в системе государственного управления