Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 17:47, практическая работа
Грабеж и разбойное нападение относятся к корыстно-насильственным преступлениям. В криминологических исследованиях давно подмечено, что корыстно-насильственные преступления против собственности характеризуются рядом специфических признаков, свидетельствующих о более высокой опасности, как самих деяний, так и лиц, их совершающих[1].
Статистика, свидетельствует о значительном удельном весе хищений в структуре преступности в Казахстане. Так, если общее количество осужденных за 2007г. составило 35496 человек, то за хищения осуждено 14075 лиц, что равно 39,7%, в 2008г. количество всех осужденных - 36352 лица, за хищения осуждены - 15234 или 41,9%. В 2009г. общее количество осужденных составило 39391, за хищения были осуждены 17390 человек или 44,1%.
Как указано в постановлении коллегии, суд не принял во внимание, что в связи с изменением законодательства деяние по одной из судимостей Р. декриминализировано, другая судимость законом об амнистии (2006 г.) снята, в связи с чем на момент совершения преступления по последнему приговору Р. являлся лицом, не имеющим судимости.
Как уже отмечалось, суд в соответствии со ст. 52 УК должен назначать подсудимым справедливое наказание, которое должно соответствовать тяжести совершенного преступления и личности виновного.
Согласно статье 417 УПК несоответствующим тяжести преступления и личности осужденного признается наказание, которое хотя и не выходит за пределы, предусмотренные санкцией соответствующей статьи Уголовного кодекса Республики Казахстан, но по своему виду и размеру является несправедливым вследствие чрезмерной мягкости или чрезмерной суровости.
Если наказание, назначенное судом, не будет отвечать требованиям ст. 417 УПК, то приговор может быть признан несправедливым и в него могут быть внесены соответствующие изменения, либо он может быть вообще отменен.
Например, постановлением суда города Алматы[170] изменен приговор Алмалинского районного суда в отношении С., осужденного по ч. 2 ст. 178 УК к трем годам лишения свободы именно по вышеуказанным основаниям. Коллегия указала, что суд правильно установил обстоятельства, смягчающие ответственность и наказание: совершение подсудимым преступления впервые, его раскаяние в содеянном, положительную характеристику, заглаживание причиненного вреда, примирение с потерпевшим, который просил строго не наказывать подсудимого, что подсудимый является единственным в семье трудоспособным человеком, кормильцем семьи, однако фактически при назначении наказания эти обстоятельства не учел. Кроме того, суд необоснованно, вопреки ч. 2 ст. 54 УК признал квалифицирующий признак преступления - совершение преступления в группе лиц по предварительному сговору отягчающим ответственность обстоятельством. Все это в совокупности привело к назначению неоправданно строгого наказания, тогда как по материалам дела и с учетом вышеперечисленных смягчающих обстоятельств очевидно, что исправление осужденного может быть достигнуто и без отбывания им наказания. Поэтому коллегия применила ст. 63 УК и постановила считать назначенное по приговору суда наказание условным.
Назначение несовершеннолетним чрезмерно суровых наказаний влечет изменение приговора.
Например, постановлением коллегии по
уголовным делам
О. признан виновным в том, что в группе лиц по предварительному сговору, с применением насилия, не опасного для жизни и здоровья потерпевших, совершил грабежи в отношении Р., К. и Н., завладев их плеером, курткой, деньгами в сумме 2500 тенге, сотовым телефоном «Нокия».
Рассматривая дело, коллегия пришла к выводу о том, что суд назначил подсудимому чрезмерно суровое наказание. Суд не принял во внимание, что О. совершил преступление впервые, будучи при этом в несовершеннолетнем возрасте, по месту жительства характеризуется положительно, ущерб, причиненный преступлением, полностью возмещен, потерпевшие обратились в коллегию с заявлениями, из которых следует, что они никаких претензий к О. не имеют.С учетом этого коллегия постановила наказание, назначенное судом в виде 3 лет лишения свободы, на основании ст. 63 УК РК считать условным с испытательным сроком на 2 года.
Приговор Уральского городского суда Западно-Казахстанской области от 23.01.2009г. в отношении несовершеннолетних И. и З., осужденных к лишению свободы за совершение открытого хищения сотовых телефонов у двух потерпевших, изменен с применением ст. 63 УК, поскольку суд первой инстанции, указал в приговоре о наличии ряда смягчающих ответственность и наказание подсудимых: их несовершеннолетний возраст, первую судимость, семейное положение, положительные характеристики, а также об отсутствии по делу тяжких последствий и обстоятельств, отягчающих уголовную ответственность и наказание, при назначении наказания обеим несовершеннолетним их фактически не учел, определил наказание в виде лишения свободы.
Коллегия областного суда пришла к выводу о том, что назначенное подсудимым наказание с учетом указанных обстоятельств является чрезмерно строгим, не соответствующим тяжести преступления.[172]
Аналогичный пример из практики Актюбинского областного суда.[173]
Приговором Суда № 2 г. Актобе несовершеннолетний Е. по ч. 2 ст. 179 УК подвергнут лишению свободы сроком на 5 лет. Он признан виновным, как и в предыдущем примере, за совершение в группе лиц открытого хищения у потерпевшего сотового телефона.
Коллегия областного суда применила ст. 63 УК, указав, что Е. является несовершеннолетним, впервые привлекается к уголовной ответственности, характеризуется положительно.
Изменение приговора влечет назначение чрезмерно сурового наказания ввиду незаконного признания судом отягчающими ответственность и наказание обстоятельствами тех, которые не указаны в ст. 54 УК.
Например, приговором суда №2 г. Усть-Каменогорска от 07.04.2009 г. ранее не судимый А. по п. а) ч. 2 ст. 178 УК подвергнут лишению свободы сроком на три года. Жалоба осужденного и его защитника о смягчении наказания апелляционной инстанцией оставлена без изменения.
Надзорная коллегия Восточно-Казахстанского областного суда изменила приговор в части наказания, применила ст. 63 УК и постановила об условном осуждении А. к трем годам лишения свободы с испытательным сроком на 2 года.
Как указано в постановлении областного суда[174], судебные инстанции, отказывая А. в условном осуждении, сослались на тяжесть совершенного им преступления, а также на то, что осужденный вину не признал, в содеянном не раскаялся. Между тем, в соответствии со ст. 54 УК РК вышеуказанные обстоятельства в качестве отягчающих не предусмотрены. Кроме того судом не принято во внимание, что А. совершил преступление впервые, в молодом возрасте, потерпевший простил его, не учтена и малозначительность причиненного ущерба в размере 2 000 тенге, который он полностью возместил.
Постановлением надзорной
Согласно приговору Б. признан виновным в совершении грабежа по предварительному сговору с И. с применением насилия в отношении потерпевшего К.
Надзорная коллегия областного суда, применив ст. 63 УК РК и постановив считать назначенное Б. наказание по приговору условным с испытательным сроком 2 года, решение мотивировала следующими обстоятельствами:
Назначая обоим подсудимым наказание
в виде лишения свободы, суд сослался
лишь на тяжесть совершенного преступления
и нетрезвое состояние
Между тем, при назначении наказания за преступление, совершенное в соучастии, должны учитываться характер и степень фактического участия каждого лица в его совершении, значение этого участия для достижения цели преступления, его влияние на характер и размер причиненного вреда. Смягчающие или отягчающие обстоятельства, относящиеся к личности одного из соучастников, учитываются при назначении наказания только этому соучастнику.
В соответствии с п. 9 постановления Пленума Верховного Суда РК от 30.04.1999 г. № 1 «О соблюдении судами законности при назначении уголовного наказания», условное осуждение может быть применено и к лицу, совершившему тяжкое преступление, когда установлена его второстепенная роль и данные, характеризующие личность, обстоятельства, при которых совершено преступление, позволяют сделать вывод о возможности его исправления при условном осуждении.
Из показаний потерпевшего усматривается, что Б. только держал его за руки, но когда второй соучастник Р-в стал его избивать, Б. пытался пресечь его действия, говорил ему, чтобы тот прекратил избиение. Осужденный Б. пояснил, что за такое поведение во время совершения преступления он в последующем был избит Р-вым и его друзьями.
К тому же Б. ранее не судим, положительно характеризуется, имеет хронические заболевания, не признан ни хроническим алкоголиком, ни наркоманом, поэтому у суда с учетом его степени участия в совершенном преступлении и последующих действий имелись основания для применения ст. 63 УК РК.
Другой соучастник преступления в отличие от Б. был более активен при совершении преступления, ранее привлекался к уголовной ответственности и отбывал наказание в местах лишения свободы, характеризуется отрицательно, признан хроническим алкоголиком, нуждающимся в принудительном лечении.
Вопреки этому, суд, не приняв во внимание требования закона об индивидуализации наказания, обоим осужденным назначил одинаковое наказание, несмотря на их разные роли при совершении преступления и обстоятельства, характеризующие их личности.
Примечательно, что судебную ошибку не исправил и суд кассационной инстанции, оставив при рассмотрении апелляционной жалобы Б. приговор без изменения. И только в порядке надзора осужденному Б. было назначено справедливое наказание.
Суды все еще допускают ошибки, связанные с определением вида рецидива, влекущего применение при назначении наказания правил, предусмотренных статьей 59 УК.
Например, в силу требований ч.4 ст.13
УК РК судимости за преступления, совершенные
в возрасте до восемнадцати лет, не
учитываются при признании
Так, Усть-Каменогорский городской суд признал у осужденного по п. а), б), г) ч. 2 ст.179 УК РК К-ва наличие рецидива и при назначении наказания применил ст.59 УК, при этом не обратил внимание на то, что по предыдущему приговору он был осужден за преступление, совершенное в несовершеннолетнем возрасте. По протесту прокурора, суд апелляционной инстанции изменил приговор, исключив применение ст.13, ч.2 ст. 59 УК РК и снизив наказание.
По вопросам признания рецидива и определения его вида суды допускают и другие ошибки, вследствие которых рецидив признается в результате, как нам представляется, невнимательного исследования обстоятельств, связанных с прошлыми судимостями и подсчетом сроков, установленных в ст. 77 УК для их погашения, при признании рецидива учитываются судимости, указанные в диспозиции статьи уголовного закона в качестве квалифицирующего признака, либо вообще не обсуждают вопрос о наличии/отсутствии рецидива преступлений и не принимают по этому вопросу решения.
Все ошибки, связанные с неправильным определением вида рецидива влекут неправильное назначение наказания, что суд должны иметь в виду при принятии решений по уголовным делам.
Судам необходимо при рассмотрении дел о преступлениях прошлых лет проверять, не истекли ли сроки давности привлечения к уголовной ответственности, указанные в ст.69 УК.
Например,
приговор суда №2 г. Усть-Каменогорска
в отношении К-ва, осужденного
по п. а), в) ч. 2 ст. 178 УК РК к 3 годам лишения
свободы изменен и в
Суд апелляционной инстанции, принявший указанное решение, мотивировал тем, что преступление совершено осужденным в июле 1993г., а предварительное следствие по данному делу было окончено 17.09.1993г. Слушание по делу было назначено на 21.01.1994г. в Сасовском районном суде Рязанской области РФ, но данных о вызове в суд подсудимого в материалах дела не имелось, хотя были достоверные данные о его постоянном месте проживания в г. Целинограде, 1 мкр. д. 15, кв.28. Определением этого же суда от 21.11.1995г. в отношении него был объявлен в розыск, ему была изменена мера пресечения на содержание под стражей, производство по делу было приостановлено до его установления.
Между тем, материалы дела указывают, что К-в не менял место жительства, постоянно проживал в г. Целинограде до 2002г., затем он переехал в г. Усть-Каменогорск. Данных, свидетельствующих о том, что Сасовкским районным судом предпринимались меры к вызову подсудимого в суд, в деле не имеется. Сам К-в по этому поводу показал, что после проведения процессуальных действий у него взяли подписку о невыезде и отпустили к месту проживания в г. Целиноград, обещая в дальнейшем вызвать в суд, но никаких повесток или уведомлений он не получал.
На
основании этого судом
Немаловажное значение для признания
приговора суда законным является соблюдение
судами первой инстанции требований
уголовно-процессуального
Информация о работе Рассмотрение уголовных дел о грабежах и разбоях