Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 17:47, практическая работа
Грабеж и разбойное нападение относятся к корыстно-насильственным преступлениям. В криминологических исследованиях давно подмечено, что корыстно-насильственные преступления против собственности характеризуются рядом специфических признаков, свидетельствующих о более высокой опасности, как самих деяний, так и лиц, их совершающих[1].
Статистика, свидетельствует о значительном удельном весе хищений в структуре преступности в Казахстане. Так, если общее количество осужденных за 2007г. составило 35496 человек, то за хищения осуждено 14075 лиц, что равно 39,7%, в 2008г. количество всех осужденных - 36352 лица, за хищения осуждены - 15234 или 41,9%. В 2009г. общее количество осужденных составило 39391, за хищения были осуждены 17390 человек или 44,1%.
1) о праве потерпевшего на
получение квалифицированной
2) об оплате труда
3)о моменте признания лица
потерпевшим при упрощенном
4) о разъяснении потерпевшим их прав, в том числе и права на предъявление гражданского иска и порядке его предъявления;
5) о надлежащем обеспечении
6) об обязанности суда в
7)о вынесении судом
6.2.. Определение судьбы вещественных доказательств
Роль вещественных доказательств в доказывании по уголовным делам обстоятельств, указанных в ст. 117 УПК, существенна.
Согласно ст. 121 УПК вещественными доказательствами признаются предметы, если:
-есть основания полагать, что они служили орудиями преступления,
-сохранили на себе следы
-были объектами преступных
-деньги и иные ценности, предметы
и документы, которые могут
служить средствами к
Процессуальный порядок
Для того, чтобы предметы являлись
вещественными
Если предметы в силу их громоздкости или иных причин не могут храниться при уголовном деле, они должны быть запечатлены средствами фотографической или видеосъемки, по возможности опечатаны, и храниться в месте, указанном следователем. К делу может быть приобщен образец вещественного доказательства. О месте нахождения вещественного доказательства в деле должна иметься соответствующая справка.
Денежные средства в национальной и иностранной валюте, изъятые органами следствия и дознания, вносятся на депозитные счета органа, ведущего уголовный процесс.
Вещественные доказательства, подвергающиеся быстрой порче, если не могут быть возвращены владельцу, сдаются в соответствующие организации для использования по назначению либо для реализации с внесением полученных сумм на депозит органа, ведущего уголовный процесс. Вещественные доказательства, хранение которых требует значительных материальных затрат, если не могут быть возвращены владельцу, с его согласия реализуются в порядке, установленном законодательством, с внесением полученных сумм на депозит органа, ведущего уголовный процесс. При наличии оснований использованные или реализованные вещественные доказательства возмещаются владельцу предметами того же рода и качества или последнему уплачивается их стоимость.
Наркотические средства, психотропные вещества в количестве, превышающем верхний предел для их отнесения к особо крупному размеру, по каждому наименованию (виду), после проведения судебной экспертизы на основании постановления органа уголовного преследования с согласия прокурора должны быть уничтожены в установленном Правительством порядке, за исключением приобщенных к делу образцов, признаваемых вещественными доказательствами.
Для приобщения к уголовному делу органом дознания, следователем на основании соответствующего постановления, согласованного с прокурором, в присутствии понятых, с обязательным участием специалиста и применением видеозаписи из общей массы изъятых наркотических средств, психотропных веществ должны быть отобраны образцы в количестве, равном величине особо крупного размера, установленного законом для соответствующего наркотического средства, психотропного вещества, по каждому наименованию (виду).
При передаче дела органом дознания следователю или от одного органа дознания другому органу дознания, либо от одного следователя другому, а равно при направлении дела прокурору и в суд вещественные доказательства препровождаются в соответствии с установленным порядком, за исключением случаев, предусмотренных частями третьей и четвертой статьи 223 УПК. Вещественные доказательства передаются в упакованном и опечатанном виде с приложением к ним описи, содержащей указание на индивидуализирующие их признаки.
Суды должны проверять, выполнены ли органами уголовного преследования вышеуказанные требования закона, для того, чтобы правильно решить вопрос о допустимости вещественных доказательств в доказывании обстоятельств по уголовному делу.
В основном органами уголовного преследования соблюдаются требования вышеуказанных норм УПК. Однако имеют место и случаи, когда ими допускаются нарушения. В некоторых делах, например, отсутствуют предусмотренные законом протоколы об обнаружении и изъятии предметов, или же в протоколах не описываются отличительные признаки каждого предмета, не указан порядок их упаковки, опечатывания и нанесения на упаковку подписей участвующих в этом следственном действии лиц, иногда в делах отсутствуют постановления о признании предметов вещественными доказательствами, о приобщении их к делу.
По некоторым делам не выполняется требование ч.3 ст.279 УПК об указании в справке о движении уголовного дела сведений о вещественных доказательствах. При передаче дел судам для рассмотрения прокуроры нередко передают вместе с делом предметы, не признанные вещественными доказательствами.
В этой связи порядок обнаружения и изъятия вещественных доказательств, законность их получения и их доказательственное значение должны обсуждаться в ходе судебного следствия при оглашении протоколов следственных действий и документов в порядке ст. 357 УПК РК и осмотре вещественных доказательств. В судебном разбирательстве председательствующие должны обсуждать с участниками процесса также вопрос о том, как следует поступить с вещественными доказательствами при вынесении итогового решения по делу.
Встречаются случаи, когда хранящиеся
в специальных камерах
При вынесении как оправдательного, так и обвинительного приговора или постановления о прекращении дела суд обязан в соответствии с п. 3) ст. 383 УПК решить вопрос о вещественных доказательствах изложить и решение в резолютивной части указанных судебных актах.
Решение о судьбе вещественных доказательств судом принимается с учетом требований ч.3 ст.121 УПК:
1) орудия преступления подлежат
конфискации или передаются в
соответствующие учреждения
2) вещи, запрещенные к обращению,
подлежат передаче в
3) вещи, не представляющие ценности
и не могущие быть
4) деньги и иные ценности, нажитые
преступным путем, а также
5) документы, являющиеся
Порядок изъятия, учета, хранения, передачи и уничтожения вещественных доказательств, документов по уголовным делам судом, органами прокуратуры, предварительного следствия, дознания и судебной экспертизы регулируется также Инструкцией «О порядке изъятия, учета, хранения, передачи и уничтожения вещественных доказательств, документов по уголовным делам, гражданским делам и делам об административных правонарушениях судом, органами прокуратуры, предварительного следствия, дознания и судебной экспертизы».[151] Как уже отмечалось, согласно ч.3 ст.121 УПК орудия преступления подлежат конфискации или передаются в соответствующие учреждения определенным лицам или уничтожаются.
Так, приговором Аршалынского районного суда от 13.03.2009г. в отношении С. и др. суд принял решение о конфискации в доход государства принадлежащей подсудимому М.. автомашины марки «Toyota Corona» и принадлежащей подсудимому Б. автомашины марки «Volkswagen Passat», которые ими и другими лицами, входящими в организованную преступную группу, были приобретены на средства, добытые преступным путем, и использованы при совершении разбойных нападений. Данное решение суда было обжаловано осужденными, но вышестоящей судебной инстанцией оставлено без изменения.[152]
Но суды требования закона при решении вопроса о судьбе вещественных доказательств соблюдают не во всех случаях.
Например, по уголовному делу в отношении Б., совершившего открытое хищение имущества с дачного участка, принадлежащего С., автомашина обвиняемого марки «Москвич»-2140 № Т880 ДОМ, которую он использовал при совершении хищения, перевозил на ней похищенное, постановлением следователя признана орудием преступления. Но по приговору Кокшетауского городского суда[153] автомашина возвращена осужденному без приведения каких-либо мотивов такого решения. При этом суд сослался на п. 3) ч. 3 ст. 121 УПК, тогда как судьба предметов, признанных орудием преступления, разрешается в соответствии с пунктом 1) ч.3 ст. 121 УПК.
В приговоре по делу П. этот же суд, сославшись на п. 3) ст.121 УПК, указал о возврате вещественных доказательств - сковороды и двух трубок «по принадлежности после вступления в законную силу». Такая формулировка может вызвать затруднения при исполнении приговора в этой части, поскольку не указано конкретно лицо, которому надлежит возвратить данные предметы.
Невыполнение требований закона о вещественных доказательствах приводит к тому, что суды либо забывают решить судьбу вещественных доказательств, либо допускают упрощенчество, не указывая наименование вещественных доказательств, место их хранения, не мотивируя решение о судьбе вещественных доказательств в приговоре. Это служит основанием для изменения приговоров в части решения о вещественных доказательствах.
Некоторые суды[154], не решив судьбу вещественных доказательств при постановлении приговора, после его вступления в законную силу выносят постановления, которыми определяют судьбу вещественных доказательств, ссылаясь на ст. 453 УПК. Однако, данная норма не содержит в перечне разрешение таких вопросов после вступления приговора в законную силу. Согласно п.43 Инструкции в судах должна быть книга учета вещественных доказательств, которая заполняется по правилам ведения документов строгой отчетности.
Одни суды в указанной книге ведут учет только тех вещественных доказательств, другие же заносят в книгу сведения также и о тех вещественных доказательствах, которые находятся на хранении в иных предусмотренных законом местах.
Представляется правильным регистрировать в книге все вещественные доказательства по делам, независимо от того переданы ли они в суд вместе с делом или находятся на хранении в другом месте.
В судах должна быть обеспечена сохранность вещественных доказательств. Они должны храниться в специально отведенных оборудованных для хранения помещениях, доступ в которые должен быть ограничен.
Информация о работе Рассмотрение уголовных дел о грабежах и разбоях