Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 04:14, курсовая работа
Актуальность избранной темы. На современном этапе своего раз-
вития российское общество столкнулось с серьёзнейшей проблемой кор-
румпированности системы органов государственной власти и местного са-
моуправления. Данная проблема вызывает жаркие и неугасающие
дискуссии в самом обществе.
ВВЕДЕНИЕ ..........................................................................................................2
Глава 1. ПОНЯТИЕ «ДОЛЖНОСТНОГО ЛИЦА», ВИДЫ И УГОЛОВНО-
ПРАВОВОЕ ЗНАЧЕНИЕ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ.........................................8
1. Понятие должностного лица ..........................................................................8
2. Виды должностных лиц ................................................................................14
3. Значение должностного лица в уголовном праве ......................................23
Глава 2. ДОЛЖНОСТНОЕ ЛИЦО КАК СУБЪЕКТ ПРЕСТУПЛЕНИЯ .....27
Глава 3. ДОЛЖНОСТНОЕ ЛИЦО КАК ПОТЕРПЕВШИЙ..........................46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..................................................................................................52
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.................................................................................55
2
России – концентрирование на субъекте преступления.
Цель и задачи работы. Целью настоящей работы является проведе-
ние исследования понятия «должностное лицо» с двух сторон: как специ-
ального субъекта преступления и как потерпевшего. Достижение постав-
ленной цели осуществляется посредством решения следующих задач:
- рассмотрение подходов, выработанных уголовно-правовой нау-
кой, к определению понятия «должностное лицо»;
- установление признаков, в совокупности составляющих понятие
«должностного лица»;
- определение значения понятия «должностное лицо» в уголовном;
- проведение классификации должностных лиц на основе дейст-
вующего уголовного законодательства;
- анализ особенностей правового статуса должностного лица как
субъекта преступления и их влияния на основание и пределы
уголовной ответственности за преступления, совершаемые с ис-
пользованием своих должностных полномочий;
7
- анализ особенностей правового статуса должностного лица как
потерпевшего и их влияния на основание и пределы уголовной
ответственности за различные преступления;
Структура работы. Данная работа состоит из введения, трёх глав,
заключения и списка использованной литературы. В первой главе будут
рассмотрены вопросы,
относящиеся к понятию «
признакам, видам должностных лиц и значению понятия «должностное
лицо» в уголовном праве. Вторая глава посвящена рассмотрению должно-
стного лица как субъекта преступления. В третьей главе должностное лицо
рассматривается в качестве потерпевшего.
8
Глава 1. ПОНЯТИЕ «ДОЛЖНОСТНОГО ЛИЦА», ВИДЫ И
УГОЛОВНО-ПРАВОВОЕ ЗНАЧЕНИЕ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ
1. Понятие должностного лица
Существование явления «должностное лицо» обусловливается нали-
чием институциональных структур в обществе, представляющих собой
структурированные группы людей. Действительно, существование соци-
альных групп предполагает наличие различных социальных ролей в этих
группах. Наделение человека определённой ролью, присвоение ему того
или иного социального статуса, подразумевает осуществление им конкрет-
ных функций.
Как известно, государство представляет собой организацию полити-
ческой власти конкретного общества.9 И в рамках государства, как и лю-
бой другой социальной системы, также существует распределение ролей
образующих её элементов. В теории государства и права данное явление
именуется «механизм государства»: «государство… проявляет себя только
как система, как упорядоченная совокупность специальных органов, кол-
лективов людей, осуществляющих управление делами общества…».10
Структура механизма государства достаточно сложна, однако в ней можно
выделить несколько основных элементов иерархии:
1. институциональные структуры (например, государственные орга-
ны, государственные предприятия, учреждения и организации);
2. государственные служащие;
3. организационные и финансовые средства.11
9 Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: Учебник. – М.: Юристъ,
2005. С. 52.
10 Матузов Н.И., Малько А.В. Указ. соч. С. 88.
11 Матузов Н.И., Малько А.В. Там же. С. 88.
9
Несомненно, что корни явления «должностное лицо» следует искать
именно во втором элементе приведённой структуры.
На данном этапе нашего исследования мы сознательно отбрасываем
все иные, кроме государства и местного самоуправления, институциональ-
ные структуры общества, т.к. заранее знаем, что для уголовного права ин-
терес представляют только должностные лица государства и органов мест-
ного самоуправления.12
Такова социальная природа явления «должностного лица».
Итак, на основе всего сказанного выше логично было бы предполо-
жить, что для уяснения сущности этого явления нам стоит обратиться к от-
расли административного права.
Следует отметить, что здесь понятие «должностное лицо» не нашло
своего законодательного закрепления ни в Федеральном законе от 5 июля
1995 года «Об
основах государственной
ции», ни в новом Федеральном законе от 27 июля 2004 года «О государст-
венной гражданской службе Российской Федерации». Не содержится оп-
ределение этого понятия и в Федеральном законе от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ
«О системе государственной службы Российской Федерации». Более то-
го – понятие «должностное лицо» не содержится в Реестрах должностей
12 Так, например, организации также представляют собой определённые общест-
венные формирования.
Они имеют собственную
управления, штат сотрудников, финансовые и организационные средства. Порой даже
организации могут играть значительную роль в обществе, оказывать серьёзное влияние
на его развитие. Но должностные лица в таких организациях имеют власть только в
пределах этих организаций, а потому не могут рассматриваться как носители власти
государственной.
Однако советское государство, основой которого являлась социалистическая эко-
номика, включало в число должностных лиц и лиц, занимающих в «общественных уч-
реждениях, организациях или на предприятиях должности, связанные с выполнением
организационно-
стей» (примечание к ст. 170 УК РСФСР 1960 года). Это обусловлено тем, что организа-
ции, учреждения и предприятия в СССР были не самостоятельными субъектами, а вхо-
дили в инфраструктуру государства.
Некоторое сходство с таким положением можно обнаружить и сегодня – в приме-
чании к ст. 285 УК РФ указаны должностные лица государственных и муниципальных
учреждений, государственных корпораций.
10
государственной службы, утверждаемых в соответствии с указанными за-
конами. При этом неверным является логичное, казалось бы, на первый
взгляд утверждение о том, что под должностными лицами понимаются ли-
ца, занимающие соответствующие (государственные или муниципальные)
должности.
Как отмечает И.В.
Фирсов: «…бесспорного и
ределения как этого понятия, так и существенных признаков должностного
лица в законодательных актах не приводится».13
Так, в соответствии с Законом об основах государственной службы,
граждане РФ, исполняющие в порядке, установленном законом, обязанно-
сти по государственной должности государственной службы за денежное
вознаграждение, выплачиваемое за счёт средств федерального бюджета
или средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации
являются государственными служащими.
В новом же ФЗ
о системе государственной
щающее понятие отсутствует. Вместо этого в статье 10 даётся понятие Фе-
дерального государственного служащего и Государственного гражданско-
го служащего субъекта Российской Федерации.
Тем не менее, приведённое выше определение, несмотря на утрату
легального статуса, сохраняет свою познавательную ценность для понима-
нию сущности самого явления должностного лица.
Итак, наука административного права делит государственных слу-
жащих в зависимости от характера полномочий, определяющих их роль в
осуществлении государственно-властных функций на три группы: долж-
ностные лица, оперативный состав, вспомогательный состав.14
13 Фирсов И.В. К вопросу определения понятия «должностное лицо федерального
органа исполнительной
власти, в котором законом
Право в Вооруженных Силах. 2007. N 6.
14 Алёхин А.П. Кармолицкий А.А. Административное право России: Учебник. –
М., 2006. С. 164.
11
Несомненной заслугой административного права как науки является
разработанность универсального понятия должностного лица как субъекта
любых правоотношений, а не только специального термина, употребляе-
мого в целях
признания его специальным
Под должностными лицами в административном праве понимают-
ся «государственные служащие, имеющие право совершать в пределах
своей компетенции властные действия, влекущие юридические последст-
вия (например, издавать правовые акты управления, подписывать денеж-
ные документы,
совершать регистрационные
сятся также служащие, которые не совершают таких действий, но
руководят деятельностью подчинённых им работников и уполномочены
предъявлять к ним обязательные к исполнению требования…»15
Обратимся теперь
к уголовно-правовому
лица. Здесь ситуацию с рассматриваемым явлением удачно охарактеризо-
вал Ю.Н. Старилов: «...весьма интересен и важен вопрос о понятии долж-
ностного лица – государственного чиновника, наделенного государством
властными полномочиями и выполняющего именно публично-правовые
функции. Необходимо
четко и конкретно
чтобы решить вопрос о возможности привлечения к ответственности за
служебные правонарушения».16
В соответствии с примечанием 1 к ст. 285 УК РФ должностными
лицами признаются лица, постоянно, временно или по специальному пол-