Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 15:19, дипломная работа
Цель работы – изучение и анализ процессов аттестации и комплексной оценки деятельности государственной службы. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
•изучить понятие, виды и принципы государственной службы;
•исследовать существующую классификацию, права и обязанности государственных служащих;
•провести анализ технологии процесса аттестации госслужащих;
•проанализировать методы проведения оперативной оценки результативности деятельности государственных служащих;
•определить пути реформирования системы оценки и механизма аттестации государственной службы Украины.
Введение 3
Глава I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ 6
1.1. Прохождение государственной службы как центральный институт государственной службы 6
1.2. Понятие и структура прохождения государственной службы 19
1.3 Правовое регулирование государственной службы 41
Глава II. ОСОБЕННОСТИ ОЦЕНКИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ В ОРГАНАХ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ 45
2.1 Методы оценки деятельности государственных служащих 52
2.2 Анализ системы оценки государственных служащих на примере органа местного самоуправление Севастопольского Городского Совета 55
Глава III. ПРЕДЛОЖЕНИЯ И РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВНИЮ 61
3.1 Предложения по совершенствованию системы оценки выполнения обязанностей государственных служащих 61
3.2 Предложения по совершенствованию механизма аттестации государственных служащих 69
Заключение 76
Список использованной литературы 79
Приложение 1 84
Приложение 2 85
Приложение 3 86
Приложение 4 88
Право на отставку государственного служащего предусмотрено в статье 31 Закона "О государственной службе". Исходя из содержания данной статьи можно определить, что отставка - это прекращение государственно-служебных отношений по письменному заявлению государственного служащего, который занимает должности I или II категории, при наличии оснований, предусмотренных действующим законодательством.
То есть отставка имеет место при наличии следующих условий:
1) государственный служащий занимает должности, которые относятся к первой или второй категории;
2) письменное заявление о прекращении служебных отношений;
3) основаниями для прекращения служебных отношений являются только те основания, которые определены в статье 31 Закона, а именно:
а) принципиальное несогласие с решением государственного органа или должностного лица, а также этические препятствия для пребывания на государственной службе;
б) принуждение
в) состояние здоровья, препятствующее исполнению служебных полномочий (при наличии медицинского заключения).
К лицам, которые могут обращаться с заявлением об отставке, относятся: председатели государственных комитетов, которые не являются членами Правительства Украины; председатели других центральных органов исполнительной власти при Кабинете Министров Украины; Постоянный Представитель Президента Украины в Республике Крым, представители Президента Украины в областях, городах Киеве и Севастополе, первые заместители министров, первые заместители председателей комитетов, входящих в состав Правительства, руководители Администрации Президента Украины, Секретариата Верховной Рады Украины и другие приравненные к ним должности; заместители руководителя Администрации Президента Украины заместители руководителя Секретариата Верховной Рады Украины; заместители руководителя аппарата Кабинета Министров Украины, руководители структурных подразделений Секретариата Верховной Рады Украины, секретариатов постоянных комиссий Верховной Рады Украины, Администрации Президента Украина, аппарата Кабинета Министров Украины; советники и помощники Президента Украины, Председателя Верховной Рады Украины, Премьер-министра Украины; заместители министров, заместители председателей государственных комитетов, входящих в состав Правительства, первые заместители, заместители председателей комитетов и других центральных органов исполнительной власти при Кабинете Министров Украины, первый заместитель Постоянного Представителя Президента Украины в Республике Крым, первых заместителей глав областных, Киевской и Севастопольской городских государственных администраций и другие приравненные к ним должности. Важно отметить, что «право государственного служащего на отставку» является «усеченным», т.е. государственный служащий должен, собственно говоря, право на подачу письменного заявления на отставку, однако, такое заявление еще не гарантирует государственному служащему расторжении государственно-служебных отношений именно на основании отставки . Статья 31 Закона предусматривает, что отставка может быть принята, или в ней придается мотивированный отказ государственным органом или должностным лицом, которые назначили государственного служащего на эту должность.
Вопрос об отставке государственного служащего решается в течение месяца со дня подачи заявления.
В случае отказа в отставке государственный служащий должен продолжать исполнять служебные обязанности и имеет право на освобождение в порядке, предусмотренном КЗоТ Украины.
Вместе, действующее законодательство о государственной службе не предусматривает права государственного служащего, которому отказано в отставке, на обжалование этого решения. Однако, исходя из статьи 55 Конституции Украины, которая является статьей прямого действия, у государственного служащего такое право есть.
Таким образом,
структура прохождения
В условиях формирования государственности в Украине, а соответственно и усложнения задач и функций государства роль и значение государственной службы постоянно возрастают. В последнее время законодательными и исполнительными органами предприняты определенные меры по совершенствованию правового регулирования государственно-служебных отношений и организации государственной службы. Принят ряд законов и законодательных актов, которые регулируют отдельные направления государственно-служебной деятельности: о местной государственной администрации, о Пограничных войсках Украины, о Прокуратуре Украины, о Вооруженных Силах Украины, об образовании, о милиции Украины и др. Все они в той или иной мере касаются вопросов организации и прохождения государственной службы в соответствующих государственных органах. Закон Украины «О государственной службе» направлен на урегулирование общественных отношений, которые охватывают деятельность государства относительно создания правовых, организационных, экономических, социальных условий реализации гражданами права на государственную службу. В преамбуле этого Закона установлено, что он определяет общие принципы деятельности, а также статус государственных служащих, работающих в государственных органах и их аппарате, но содержание Закона позволяет сделать вывод о том, что он практически регулирует деятельность аппарата органов исполнительной власти.
Государственная политика в сфере государственной службы определяется Верховной Радой Украины. Ее основными направлениями являются определение основных целей, задач и принципов функционирования института государственной службы, обеспечение эффективной работы всех государственных органов в соответствии с их компетенцией. Для проведения государственной политики и функционального управления государственной службой образованы Главное управление государственной службы Украины, Координационный совет по вопросам государственной службы.
На Главное управление государственной службы возлагаются прогнозирование и планирование потребностей государственных органов и их аппарата в кадрах, обеспечение совместно с другими государственными органами реализации общих направлений политики в сфере государственной службы в государственных органах и их аппарате, разработка и внесение на рассмотрение Кабинета Министров Украины проектов нормативных актов по вопросам государственной службы, разработка, координация и контроль за осуществлением мер по повышению эффективности государственной службы и решение других вопросов организации и правового регулирования государственной службы.
Поскольку вопросы функционирования государственной службы в государственных органах, правовое положение которых регулируется специальными законами Украины, решаются этими органами, то важным являются создание и функционирование Координационного совета по вопросам государственной службы в целях определения путей, средств и форм реализации основных направлений в сфере государственной службы, объединение усилий всех государственных органов по повышению эффективности государственной службы.
Указом Президента Украины от 29 мая 2001 г. «Об очередных мерах по дальнейшему осуществлению административной реформы в Украине» с целью усовершенствования системы государственного управления, обеспечения эффективности деятельности Кабинета Министров Украины, министерств, иных органов исполнительной власти и их аппаратов введены должности Государственных секретарей Кабинета Министров Украины и государственных секретарей министерств. На них соответственно возлагаются обязанности по руководству аппаратом этих органов, назначению на должности и освобождению от должностей согласно законодательству служащих Секретариата Кабинета Министров Украины, центрального аппарата министерств, руководителей предприятий, учреждений, организаций сферы управления.
Должности Премьер-министра Украины, вице-премьер-министров, министров являются политическими, они не относятся к категории должностей государственных служащих.
Правовой статус Президента Украины, Председателя Верховной Рады Украины и его заместителей, председателей комитетов Верховной Рады Украины и их заместителей, народных депутатов Украины, Премьер-министра Украины, членов Кабинета Министров Украины, Председателя и судей Конституционного Суда Украины, Председателя и судей Верховного Суда Украины, Председателя и судей Высшего хозяйственного суда Украины, Генерального прокурора Украины и его заместителей регулируется Конституцией и специальными законами Украины.
Правовое положение государственных служащих, работающих в аппарате органов прокуратуры, судов, дипломатической службы, таможенного контроля, Службы безопасности, внутренних дел и др., осуществляется в соответствии с этим Законом, если иное не предусмотрено законами Украины.
В Законе «О государственной службе» отсутствуют положения, которые касаются регулирования правового статуса руководителей, их заместителей, руководителей структурных подразделений и других должностных лиц государственных предприятий и учреждений. Вместе с тем следует подчеркнуть, что распоряжением Кабинета Министров Украины от 29 апреля 1996 г. должность директора центра повышения квалификации государственных служащих и руководителей государственных предприятий, учреждений и организаций, должности работников центров повышения квалификации государственных служащих и руководителей государственных предприятий отнесены к четвертой категории должностей государственных служащих [18, стр. 89]
Следует отметить, что 17 ноября 2011 года, Верховная Рада приняла закон о государственной службе.
Верховная Рада изменила классификацию должностей госслужбы. В частности, вместо предусмотренных действующим законом семи категорий госслужащих новой редакцией должности госслужбы в зависимости от характера и объема должностных полномочий разделяются на пять групп, каждая из которых делится на четыре подгруппы. При этом вместо действующих 13 рангов вводится девять рангов госслужбы.
Согласно закону, право на госслужбу с учетом требований относительно уровня профессиональной компетентности, направления подготовки и ограничений, установленных законом, имеют граждане Украины, которым исполнилось 18 лет и которые свободно владеют государственным языком.
В то же время Верховная Рада отклонила несколько поправок, которыми предлагалось обязать госслужащих не просто знать государственный язык, но и пользоваться им во время выполнения служебных обязанностей.
При этом законом предусматривается, что госслужащими не могут быть лица, которые имеют гражданство другого государства. Также не допускается назначение лиц на должности государственной службы, на которых они будут непосредственно подчиняться близким лицам.
Кроме того, Рада решила, что госслужащий не имеет права организовывать забастовки и принимать в них участие, при этом он должен непредвзято исполнять свои обязанности независимо от партийной принадлежности и личных политических убеждений.
Закон обязывает лиц, вступающих на госслужбу, выйти из состава органа управления или наблюдательного совета предприятия или организации, имеющей целью получение прибыли, а также прекратить другую оплачиваемую или предпринимательскую деятельность.
Согласно закону,
схема должностных окладов
Согласно закону, пенсия госслужащим назначается в размере 80% от их зарплаты, в которую включены все виды оплаты труда. Максимальная пенсия госслужащих не может превышать 10 прожиточных минимумов для лиц, утративших трудоспособность.
Закон вступает
в силу с 1 января 2013 года. Инициатор законопроекта - Президент Виктор
Янукович. При этом закон не распространяется
на Президента, членов правительства,
первых заместителей и заместителей министров,
народных депутатов, депутатов Верховного
Совета Крыма, судей, работников прокуратуры,
работников госпредприятий и военнослужащих
[56].
Глава II. ОСОБЕННОСТИ ОЦЕНКИ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ В ОРГАНАХ МЕСТНОГО
САМОУПРАВЛЕНИЯ
Органы и должностные лица местного самоуправления реализуют предоставленные им полномочия в процессе прохождения службы в системе местного самоуправления. Принятый Закон Украины «О службе в органах местного самоуправления» от 7 июня 2001 года (далее Закон) регулирует правовые, организационные, материальные и социальные условия реализации гражданами Украины права на службу в органах местного самоуправления, определяет общие основы деятельности должностных лиц местного самоуправления, их правовой статус, порядок и правовые гарантии пребывания на службе в органах местного самоуправления.
Понятие прохождения службы в органах местного самоуправления необходимо рассматривать в двух аспектах.
Во-первых, как определенную деятельность, которая начинается с оформления на службу, продолжается на протяжении всего периода выполнения должностных полномочий и оканчивается прекращением служебных отношений.
Второй аспект определяет содержание прохождения службы, состоящей в юридически значимых действиях, которыми наполнены служебные отношения.
В соответствии с Законом, служба в органах местного самоуправления — это профессиональная, на постоянной основе деятельность граждан Украины, занимающих должности в органах местного самоуправления, которая направлена на реализацию территориальной громадой своего права на местное самоуправление и отдельных полномочий органов исполнительной власти, предоставленных законом.
Информация о работе Особенности оценки исполнения обязанностей государственными служащами