Особенности оценки исполнения обязанностей государственными служащами

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 15:19, дипломная работа

Описание работы

Цель работы – изучение и анализ процессов аттестации и комплексной оценки деятельности государственной службы. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
•изучить понятие, виды и принципы государственной службы;
•исследовать существующую классификацию, права и обязанности государственных служащих;
•провести анализ технологии процесса аттестации госслужащих;
•проанализировать методы проведения оперативной оценки результативности деятельности государственных служащих;
•определить пути реформирования системы оценки и механизма аттестации государственной службы Украины.

Содержание

Введение 3
Глава I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ 6
1.1. Прохождение государственной службы как центральный институт государственной службы 6
1.2. Понятие и структура прохождения государственной службы 19
1.3 Правовое регулирование государственной службы 41
Глава II. ОСОБЕННОСТИ ОЦЕНКИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ В ОРГАНАХ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ 45
2.1 Методы оценки деятельности государственных служащих 52
2.2 Анализ системы оценки государственных служащих на примере органа местного самоуправление Севастопольского Городского Совета 55
Глава III. ПРЕДЛОЖЕНИЯ И РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВНИЮ 61
3.1 Предложения по совершенствованию системы оценки выполнения обязанностей государственных служащих 61
3.2 Предложения по совершенствованию механизма аттестации государственных служащих 69
Заключение 76
Список использованной литературы 79
Приложение 1 84
Приложение 2 85
Приложение 3 86
Приложение 4 88

Работа содержит 1 файл

ОСОБЕННОСТИ ОЦЕНКИ ИСПОЛНЕНИЯ ОБЯЗАННОСТЕЙ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ СЛУЖАЩИМИ.doc

— 564.00 Кб (Скачать)

Служебная карьера. Служебная карьера как элемент прохождения государственной службы заслуживает особого внимания ввиду того, что, несмотря на всю актуальность и важность этого вопроса, ему уделяется слишком мало внимания, как на научно-теоретическом, так и на законодательном уровне. Достаточно отметить, что хотя Закон «О государственной службе» и предусматривает термин «служебная карьера», однако не предусматривает его определения.

10. Ротация. Важным этапом прохождения государственной службы ротация государственных служащих. В ротации на государственной службе имеются в виду разного рода переходы (направления) государственных служащих на иные государственные должности и / или другие государственные органы. Этот институт хорошо известен законодательству о труде и выражается понятием «перевод на другую работу». Закон «О государственной службе» четко не определил и не закрепил положений о ротации государственных служащих, поэтому с этих вопросов следует руководствоваться нормами КЗоТ Украины.

Ротация кадров должна стать неотъемлемой составляющей системы работы с кадрами в сфере государственной службы, эффективным средством формирования действенного кадрового резерва. Периодическая ротация кадров также способствовать предотвращению проявлений коррупции среди государственных служащих, особенно на должностях, которые по характеру выполняемой работы и предоставленных полномочий связано с повышенным риском коррупции. Введение периодической ротации и одноуровневого перемещения должностных лиц предусмотрено, прежде всего, Стратегией реформирования системы государственной службы в Украине, утвержденной Указом Президента Украины от 14 апреля 2000.

Основными задачами ротации кадров являются: совершенствование кадрового потенциала с целью создания профессионального, дееспособного государственного аппарата, создание подготовленного кадрового резерва для замещения должностей государственных служащих, особенно там, где местные источники кадрового пополнения ограничены, обеспечение планомерности служебной карьеры для перспективной молодежи, формирование нового типа управленцев, профилактика и предотвращение проявлений коррупции, других правонарушений среди государственных служащих, обеспечение результативной и стабильной деятельности органов исполнительной власти, снижение уровня текучести кадров.

Ротация кадров на должностях государственных служащих осуществляется на определенных принципах, которые являются определяющими для осуществления кадровой политики. В частности, можно выделить следующие принципы: законности; демократии и социальной справедливости; профессионализма и компетентности; открытости и прозрачности; социальной защищенности; добровольности; оптимального сочетания интересов государственного органа и государственного служащего.

Ротация кадров государственных служащих осуществляется в соответствии с законодательством путем перемещения по службе в одном государственном органе, перевод в другой государственный орган или иную местность с согласия работника. Перевод на другую работу с согласия работника предусмотрено статьей 32 Кодекса законов о труде Украины. Гарантии и компенсации при переезде на работу в другую местность определены статьей 120 указанного Кодекса.

Итак, ротация  кадров на отдельных должностях государственных  служащих способствует обновлению кадрового потенциала, созданию действенного кадрового резерва для занятия высоких государственных должностей, оперативному маневрированию кадровыми ресурсами.

11. Служебное расследование. Порядок проведения служебного расследования относительно государственных служащих определяется Порядком проведения служебного расследования относительно государственных служащих, утвержденным Постановлением Кабинета Министров Украины от 13.06.2000 г. [8]

Порядок предусматривает  исчерпывающий перечень оснований  для его проведения:

  • в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения ими служебных обязанностей, превышение своих полномочий, что привело к человеческим жертвам или причинило значительный материальный или моральный ущерб гражданину, государству, предприятию, учреждению, организации или объединению граждан;
  • в случае несоблюдения ими законодательства о государственной службе, о борьбе с коррупцией, нарушение этики поведения;
  • по требованию государственного служащего с целью снятия безосновательных, по его мнению, обвинений или подозрений.

Служебное расследование  проводится по решению высших должностных  лиц Украины, Первого вице-премьер-министра Украины, руководителя государственного органа (должностного лица), который назначил на должность государственного служащего, относительно которого проводится расследование. Действующее законодательство предусматривает, что Главгосслужба может проводить служебное расследование по поручению высших должностных лиц Украины и Первого вице-¢ премьер-министра Украины. Вместе, Главгосслужба может принимать решение о проведении служебного расследования в случае непосредственного обращения к ней государственного служащего.

Руководитель  государственного органа, по решению которого проводится служебное расследование, контролирует работы комиссии и в случае необходимости может давать обязательные для исполнения поручения. Для проведения служебного расследования создается комиссия, состав которой утверждается руководителем государственного органа или высшим должностным лицом, назначила государственного служащего на должность. К участию в проведении расследования могут привлекаться ученые, работники государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций. В то же время, к участию в работе комиссии не должны привлекаться должностные лица государственного органа, если обстоятельства свидетельствуют об их личной заинтересованности в результатах расследования.

Действующее законодательство предусматривает процессуально-правовой статус членов комиссии, который включает в себя права, обязанности и ответственность. В частности, члены комиссии имеют право: получать от государственных служащих, других работников государственного органа, в котором работает, относительно которого проводится служебное расследование, устные или письменные объяснения, консультации специалистов по вопросам служебного расследования; знакомиться и изучать с выездом на место соответствующие документы, в случае необходимости снимать с них копии и приобщать их к материалам служебного расследования; получать и собирать в соответствии с законодательством информацию, связанную со служебным расследованием, от других юридических и физических лиц на основании запроса руководителя государственного органа, который назначил служебное расследование, или руководителя государственного органа, которому поручено проведение служебного расследования. Вместе, они несут персональную ответственность за: полноту, всесторонность и объективность выводов служебного расследования; неразглашение информации, касающейся этого расследования.

Государственный служащий, относительно которого проводится служебное расследование, имеет право в любой момент принять в нем участие, объяснять факты, делать заявления, подавать соответствующие документы и ходатайствовать о привлечении новых документов, требовать дополнительного изучения объяснений лиц, причастных к делу.

По результатам  служебного расследования члены  комиссии составляют акт, который ими подписывается и представляется на рассмотрение руководителя государственного органа, который назначил служебное расследование. По результатам рассмотрения руководитель государственного органа принимает в десятидневный срок решение, с которым знакомится государственный служащий. В случае несогласия государственного служащего с решением по результатам служебного расследования, оно может быть обжаловано в суде.

12. Поощрения. Поощрения - это меры морального, правового и материального характера, связанные с публичным признанием заслуг и выявлением общественных почестей государственным служащим за успешное выполнение ими должностных обязанностей и достигнутые результаты на государственной службе. Поощрения являются важным инструментом регулирования деятельности государственного служащего. Право на поощрение предусмотрено статьей 34 Закона "О государственной службе". Из содержания этой статьи следует, что основаниями поощрения могут быть:

  • Добросовестный непрерывный труд в государственных органах. Важно то, что необходимо наличие двух условий одновременно: и добросовестная, и непрерывная работа. При этом действующее законодательство о государственной службе не предусматривает срока непрерывной работы, и этот вопрос решается в каждом конкретном случае руководителем государственного органа. Добросовестное выполнение своих обязательств предполагает не только четкое и своевременное выполнение возложенных на него задач, но и творческий подход, проявление инициативы, которые обеспечивали бы эффективность работы;
  • Образцовое выполнение трудовых обязанностей. Как правило, под образцовым выполнением трудовых обязанностей понимают обеспечение и соблюдение законных прав и свобод граждан, выполнение приказов, распоряжений, кроме незаконных, соблюдение установленных правил трудового распорядка поддержания надлежащего уровня квалификации, необходимого для выполнения возложенных обязанностей и т.п.;
  • Особые трудовые заслуги. Действующее законодательство о государственной службе не определяет перечень особых заслуг. Этот вопрос относится к ведению руководителя государственного органа.

За особые трудовые заслуги предусматривается возможность  представления государственных служащих к государственным наградам. Государственные награды Украины являются высшей формой отличия граждан за выдающиеся заслуги в развитии экономики, науки, культуры, социальной сферы, защите Отечества, в охране конституционных прав и свобод человека, государственном строительстве и общественной деятельности, за другие заслуги перед Украиной. Согласно статье 3 Закона «О государственных наградах» государственными наградами являются: звание Герой Украины, орден, медаль, знак "Именное огнестрельное оружие", почетное звание, Государственная премия Украины, Президентская награда.

Награждение государственными наградами осуществляется указом Президента Украины. Звание Герой Украины является высшей степенью отличия в Украине. Оно присваивается гражданам Украины за совершение выдающегося геройского поступка, с вручением ордена "Золотая Звезда", или выдающегося трудового достижения с вручением ордена Государства.

Перечень почетных званий Украины предусмотрен статьей 10 Закона "О государственных наградах Украины". Почетные звания присваиваются лицам, которые работают в соответствующей отрасли экономической и социально-культурной сферы, как правило, не менее десяти лет, имеют высокие трудовые достижения и профессиональное мастерство, если иное не установлено положением о почетное звание Украины.

Лишение государственных  наград может быть проведено Президентом  Украины только в случае осуждения награжденного за тяжкое преступление по представлению суда в случаях, предусмотренных законом. При этом следует обратить внимание на то, что лишение государственных наград и почетных званий не относится к дополнительным уголовных наказаний (статья 37 УК Украины). Это означает, что суд не вправе принять решение о лишении лица, осужден за совершение тяжкого преступления, государственной награды. Он может решать вопрос о внесении Президенту Украины представления о его лишения. Решение о внесении такого представления должен быть мотивировано в приговоре суда.

13. Юридическая ответственность. Уголовная ответственность государственных служащих предусматривается 17-м разделом «Преступления в сфере служебной деятельности» (статьями 364 «Злоупотребление властью или служебным положением», 365 «Превышение власти или служебных полномочий», 366 «Служебный подлог», 367 «Служебная халатность», 368 « Получение взятки », 369« Дача взятки », 370« Провокация взятки ») УК Украины 2001 года. При этом важно отметить два важных обстоятельства. Во-первых, в этом УК, в отличие от УК 1960 года, вместо термина «должностное лицо» употребляется термин «должностное лицо», как синоним предыдущем. Однако это касается только УК, хотя в юридической науке такое утверждение является дискуссионным. Во-вторых, понятие «должностное лицо», которое применяется в УК Украины, не совпадает с понятием «должностное лицо», определение которого дается в административном праве (статья 1 Закона «О государственной службе »). Согласно статье 364 УК должностными лицами являются лица, постоянно или временно осуществляющие функции представителя власти, а также занимающие постоянно или временно на предприятиях, в учреждениях или организациях независимо от формы собственности должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно- хозяйственных обязанностей, или выполняющие такие обязанности по специальным полномочиям. Должностными лицами могут быть иностранцы или лица без гражданства, выполняющие обязанности, указанные выше.

Итак, исходя из содержания этого определения, важно  отметить, что уголовное понятия "должностное лицо" гораздо шире, чем административное понятие "должностное лицо", то есть первое понятие включает в себя второе. Таким образом, все преступления, которые относятся к преступлениям в сфере служебной деятельности, совершаются должностными лицами, в том числе и государственными служащими. То есть государственные служащие являются специальными субъектами указанных преступлений [29, с. 290-295].

Преступления  в сфере служебной деятельности, посягающие на общественные отношения, которые определяют и регулируют содержание правильной работы государственного аппарата и аппарата органов местного самоуправления, объединений граждан, предприятий, учреждений и организаций. А такие преступления, как злоупотребление властью или служебным положением, превышение власти или служебных полномочий, служебный подлог и служебная халатность могут посягать также на охраняемые законом блага личности (трудовые, политические и другие права и свободы человека и гражданина и т.д.). Административная ответственность. Нормативными основаниями административной ответственности государственных служащих является КоАП Украины и Закон Украины «О борьбе с коррупцией». В частности, основаниями привлечения к административной ответственности на основании последнего является совершение коррупции и коррупционных деяний, предусмотренных Законом Украины «О борьбе с коррупцией» [2].

Гражданско-правовая ответственность. Особенностью гражданско-правовой ответственности государственных служащих является то, что обязанность возместить причиненный ими вред физическому или юридическому лицу неисполнением или ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей существует только в отношении государственного органа. При этом форма вины не имеет значения. Такое правило объясняется тем, что:

1) государственный  служащий осуществляет свою деятельность  не от своего имени, а от  имени государства; 

2) соответствующие  правоотношения возникают между  государством в лице государственного органа и пострадавшим, а не между государственным служащим и пострадавшим. Вместе, такой принцип гражданско-правовой ответственности направлен для усиления ответственности государственного служащего перед государством, поскольку не исключает возмещения государственным служащим убытков, причиненных государству в регрессном порядке.

Дисциплинарная  ответственность. Как отмечалось выше, институт государственной службы является комплексным правовым институтом, государственно-служебные отношения которого регулируются нормами различных отраслей права, в частности нормами трудового права. Так, ряд вопросов дисциплинарной ответственности государственных служащих регулируется нормами трудового права. Статья 14 Закона "О государственной службе" предусматривает особенности дисциплинарной ответственности государственных служащих, которые проявляются в том, что правовыми основами дисциплинарной ответственности является Кодекс законов о труде (трудовое законодательство) и данный Закон (административное законодательство). При этом важно отметить, что базовым нормативным актом относительно дисциплинарной ответственности государственных служащих в настоящее время является именно КЗоТ.

Информация о работе Особенности оценки исполнения обязанностей государственными служащами