Особенности оценки исполнения обязанностей государственными служащами

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 15:19, дипломная работа

Описание работы

Цель работы – изучение и анализ процессов аттестации и комплексной оценки деятельности государственной службы. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
•изучить понятие, виды и принципы государственной службы;
•исследовать существующую классификацию, права и обязанности государственных служащих;
•провести анализ технологии процесса аттестации госслужащих;
•проанализировать методы проведения оперативной оценки результативности деятельности государственных служащих;
•определить пути реформирования системы оценки и механизма аттестации государственной службы Украины.

Содержание

Введение 3
Глава I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ 6
1.1. Прохождение государственной службы как центральный институт государственной службы 6
1.2. Понятие и структура прохождения государственной службы 19
1.3 Правовое регулирование государственной службы 41
Глава II. ОСОБЕННОСТИ ОЦЕНКИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ В ОРГАНАХ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ 45
2.1 Методы оценки деятельности государственных служащих 52
2.2 Анализ системы оценки государственных служащих на примере органа местного самоуправление Севастопольского Городского Совета 55
Глава III. ПРЕДЛОЖЕНИЯ И РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВНИЮ 61
3.1 Предложения по совершенствованию системы оценки выполнения обязанностей государственных служащих 61
3.2 Предложения по совершенствованию механизма аттестации государственных служащих 69
Заключение 76
Список использованной литературы 79
Приложение 1 84
Приложение 2 85
Приложение 3 86
Приложение 4 88

Работа содержит 1 файл

ОСОБЕННОСТИ ОЦЕНКИ ИСПОЛНЕНИЯ ОБЯЗАННОСТЕЙ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ СЛУЖАЩИМИ.doc

— 564.00 Кб (Скачать)

Значение присяги  при поступлении на государственную службу действующим комментируемым Законом четко не урегулировано. Часть первая статьи 17 предусматривает, что «граждане, которые впервые зачисляются на государственную службу, принимают присягу». Таким образом, эта статья тезисом «граждане, впервые ...» не прямо, а косвенно закрепляет, что лицо, которое не приняла присягу, не является государственным служащим. Вместе, Постановление Пленума Верховного Суда Украины от 25 мая 1998 г. «О практике рассмотрения судами дел о коррупционных деяниях и других правонарушениях, связанных с коррупцией» предусматривает, что лицо приобретает статус государственного служащего с момента ее зачисления на должность, независимо от того , приняла она присягу, или нет. Таким образом, в действующем законодательстве возникла коллизия, которая должна быть решена только на уровне внесения соответствующих изменений этой статьи Закона. Как представляется, в этой статье следует предусмотреть, что статус государственного служащего лицо приобретает с момента принятия Присяги. Это положение должно подчеркнуть особенность государственной службы как публично-правового института.

4. Испытания. С целью проверки соответствия работника занимаемой должности, на которую он принят, при приеме на государственную службу может быть установлено испытание. Следует отметить, что закон предусматривает установление испытания в качестве обязательного условия зачисления на государственную службу. Срок испытания должен быть указан в приказе (распоряжении) о приеме на должность и начинается с первого дня вступления в должность. В статье 18 Закона «О государственной службе» не предусмотрено, как решается вопрос в случае временной нетрудоспособности или иной уважительной причине, которая наступает в период испытания. При наступлении указанных случаев следует обратиться к статье 27 КЗоТ Украины, которая предусматривает возможность продления испытания на то количество дней, в течение которых работник отсутствовал в связи с временной нетрудоспособностью или по другой уважительной причине. При этом необходимо обратить внимание на то, что законодательство не предусматривает обязательного продления срока испытания, а только предусматривает такую ​​возможность. В случае продления срока испытания руководитель издает приказ соответствующего содержания, с которым служащий должен быть ознакомлен.

На государственного служащего во время испытания  полностью распространяется действие настоящего Закона и других нормативно-правовых актов, регулирующих отношения государственной службы. Он обязан соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, имеет право на пособие по временной нетрудоспособности, на денежное содержание и иные выплаты в полном объеме подобное. Единственным ограничением в период испытания является то, что государственному служащему не присваиваются очередные квалификационные разряды.

Государственный служащий считается выдержавшим  испытание, если срок испытания истек, а его до истечения этого срока не был уволен. Следует иметь в виду, что основанием для увольнения по результатам испытания может быть только несоответствие занимаемой должности. Термин «несоответствие» означает, что основанием для увольнения не может быть нарушение трудовой дисциплины. За такие нарушения служащего могут уволить на основании соответствующих статей КЗоТ, а не по результатам испытания. Увольнение по результатам осуществляется во всех случаях без согласования с профсоюзным органом.

5. Стажировка. Стажировка является основным видом практической подготовки государственных служащих для замещения государственных должностей. Его целью является приобретение практического опыта, проверки профессионального уровня и деловых качеств лица, которое претендует на должность государственного служащего. Оно может осуществляться в соответствующем государственном органе сроком до двух месяцев с сохранением заработной платы по основному месту работы.

Стажировки  могут проходить как лица, впервые  претендующие на должность, так и  государственные служащие, желающие занять более высокую должность. Отбор кандидата на стажировку проводится по инициативе органа, где должно происходить стажировку. При этом необходимо письменное заявление самого стажера и согласие соответствующих руководителей по месту его стажировки и основной работы. Следует иметь в виду, что в стажировке не привлекаются лица, достигшие пенсионного возраста.

Зачисление  на стажировку, сроки и изменения  порядка его прохождения оформляются приказом руководителя государственного органа, где проводится стажировка. Во время прохождения стажировки работник должен соблюдать правила внутреннего распорядка государственного органа, где он проходит стажировку. На период стажировки за стажером закрепляется государственный служащий, ответственный за стажировку.

Содержание  стажировки определяется индивидуальным планом, который утверждается руководителем структурного подразделения органа, в котором проводится стажировка. Стажер во время прохождения стажировки должен выполнить индивидуальный план, о чем представляет руководителю государственного органа докладную записку с выводами руководителя структурного подразделения о возможности использования стажера на государственной службе, а по основному месту работы - краткое письменный отчет. По результатам стажировки в государственном органе стажеру выдается справка для представления по основному месту работы.

Лицо (не государственный  служащий), после успешного окончания  стажировки изъявила желание работать в данном государственном органе, проходит конкурс в соответствии с Положением о порядке проведения конкурса при приеме в органы государственной исполнительной власти. При этом ему предоставляется преимущество над лицами, которые принимают участие в этом конкурсе, но не проходили стажировку. Государственный служащий после успешного окончания стажировки может быть переведен на должность по решению руководителя соответствующего государственного органа без конкурсного отбора или зачислен в кадровый резерв государственного органа.

Стажировка  проводится с отрывом от основной работы. За работником, направленным на стажировку, сохраняется его должность и заработная плата по основному месту работы с последующим учетом изменений размера минимальной заработной платы, соответствующего действующему законодательству. Стажеру по основному месту работы возмещаются расходы на проезд до места стажировки и обратно, суточные за время нахождения в пути и наем жилья. Расходы, связанные со стажировкой специалиста, возмещаются государственным органом, который пригласил специалиста на стажировку за счет средств, предусмотренных на содержание этого органа.

6. Переподготовка и повышение квалификации. Становление демократического, правового, социального государства, интеграция Украины в Европейское сообщество, проведение административной реформы и реформы системы государственной службы предусматривают подготовку государственных служащих, способных неуклонно отстаивать права и свободы человека и гражданина; обладающих профессиональными умениями и навыками, которые основываются на современных специальных знаниях, аналитических способностях и мастерстве применения средств и методов управленческой науки, стратегическим мышлением и личностными качествами, необходимыми для принятия и успешной реализации управленческих решений.

Исходя из принципа профессионализма и компетентности государственной службы, государственные  служащие обязаны постоянно повышать свою профессиональную квалификацию (статья 10 Закона «О государственной службе»). В свою очередь, согласно статье 29 Закона «О государственной службе» государство создает государственным служащим условия для обучения и повышения квалификации в соответствующих учебных заведениях.

Таким образом, подготовка и повышение квалификации государственных служащих является важным элементом института прохождения  государственной службы. Вместе профессиональная подготовка и повышение квалификации играют важную роль при аттестации государственных служащих, конкурсном отборе, оценке качества деятельности государственных служащих, присвоении рангов подобное.

Важное значение, как для юридической науки, так  и для практики, имеет разграничение понятий "подготовка", "переподготовка", "повышение квалификации".

7. Профессиональная подготовка государственных служащих - это получение образования соответствующего образовательно-квалификационного уровня специалиста, магистра по специальностям, направленными на профессиональную деятельность на государственной службе, а также обучение в аспирантуре, докторантуре Украинской Академии государственного управления при Президенте Украины, других учебных заведениях или научных учреждениях по специальностям образовательной области "Государственное управления ", обучение по программам функциональной специализации" Государственная служба ", получение высшего образования по специальностям других отраслей, направленных на деятельность в определенной сфере государственного управления [29, с. 251]. Профессиональная подготовка представляет собой процесс, направленный на систематический рост знаний, навыков, умений государственных служащих.

Профессиональная  подготовка управленческих кадров для  занятия должностей, отнесенных к высшим категориям (управленческой элиты), обеспечивается украинским Академией государственного управления при Президенте Украины, ее региональными институтами и высшими учебными заведениями, в первую очередь национальными, а также путем защиты научных диссертаций по проблематике государственного управления и государственной службы.

8. Переподготовка государственных служащих - это получение образования соответствующего уровня специалиста, магистра по другой специальности в пределах, как правило, соответствующей области знаний [29, с. 252].

9. Повышение квалификации государственных служащих - это обучения с целью обновления и развития умений и знаний, необходимых для эффективного решения задач профессиональной деятельности на государственной службе [29, с. 253]. Повышение квалификации государственных служащих осуществляется в случае: зачисление в кадровый резерв, принятие на государственную службу; занятие должности высшей категории (в течение первого года) перед очередной аттестацией государственного служащего; наличии производственных нужд.

Основными видами повышения квалификации, обеспечивающими  ее непрерывность, есть обучение:

  • по программам тематических постоянно действующих и кратковременных семинаров, проводимых с учетом потребностей в повышении эффективности исполнения должностных обязанностей и результатов ежегодного проведения оценки профессиональной деятельности государственных служащих. Тематические постоянно действующие семинары организуются органами государственной власти и органами местного самоуправления с привлечением учебных заведений, образовательную деятельность которых лицензируется или аккредитованы в области «Государственное управление»;
  • по программам стажировки государственных служащих в органах государственной власти и органах местного самоуправления, а также за рубежом;
  • путем самообразования по годовым программам, а также участия в научных исследованиях по проблемам государственного управления.

Организация и  функционирование системы повышения  квалификации государственных служащих базируется на таких принципах, которые отражают ее сущность и назначение, а именно: системности; функциональности; единства, дифференцированности; обязательность и непрерывности обучения; опережающего характера обучения, установление взаимных прав, обязанностей и ответственности, установление правовых последствий, обеспечение высокого качества и эффективности обучения; государственного управления и координации деятельности всех элементов системы повышения квалификации государственных служащих; учета отечественного и зарубежного опыта повышения квалификации государственных служащих [33, с. 146].

Одним из основных направлений административной реформы  в Украине является создание новой  системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных служащих, готовых к внедрению нововведений и к несению ответственности за принятые решения, которые обладают необходимыми знаниями и с уважением относятся к историческому развитию страны. Первыми шагами по созданию такой системы стало принятие ряда нормативно-правовых актов, направленных на решение указанных задач: Указы Президента "О Стратегии реформирования системы государственной службы "[11] и" О Комплексной программе подготовки государственных служащих "[10], Постановления КМУ" Об утверждении научной программы развития государственной службы и совершенствования государственного управления "[9].

Анализ названных  нормативных актов обусловливает  необходимость проведения следующих  мероприятий:

  • обеспечение опережающего характера содержания обучения с учетом перспектив развития государства, совершенствование задач и функций его органов;
  • внедрение целевой направленности обучения на основе соблюдения государственных образовательных стандартов, гибкости применения всех видов, форм и методов обучения, достижения интенсификации и оптимизации учебного процесса;
  • совершенствование подготовки и повышения квалификации кадрового резерва и вновь государственных служащих;
  • расширение подготовки и переподготовки государственных служащих по специальности "Государственная служба" и по специализациям по экономике, праву, а также социальной, гуманитарной и кадровой политики;
  • оптимизация сети учебных заведений разных форм собственности, осуществляющих подготовку специалистов для государственной службы;
  • внедрение дистанционного обучения, что позволит расширить круг государственных служащих, которые профессионально повышают квалификацию без отрыва от работы; ее проведения осуществляется оценка соответствия государственного служащего занимаемой им должности и принимается соответствующее управленческое решение, которое влечет за собой определенные юридические последствия, вплоть до увольнения с занимаемой должности. Таким образом, речь идет о реализации права на государственную службу. Указанное свидетельствует об актуальности этого элемента прохождения государственной службы и необходимость его детального исследования [28,с. 114].

Ежегодная оценка. Публичный характер государственной службы, наделение государственных служащих государственно-властными полномочиями, предоставление им полномочий по принятию управленческих решений предполагают необходимость осуществления постоянного контроля за их деятельностью, выполнения ими своих должностных и служебных обязанностей. С этой целью в институте государственной службы предусмотрено такие факторы, как аттестация и ежегодная оценка деятельности государственных служащих. Учитывая то, что ежегодная оценка деятельности государственных служащих является относительно новым фактором государственной службы, она заслуживает особого внимания и требует более тщательного изучения. Это касается как критериев такой оценки, так и механизма и процедуры ее проведения.

Информация о работе Особенности оценки исполнения обязанностей государственными служащами