Государственная система обеспечения безопасности дорожного движения и правовое регулирование деятельности ГИБДД

Автор: Tony Mantana, 04 Июня 2010 в 16:20, дипломная работа

Описание работы

Актуальность. Значительное увеличение автомобильного парка наряду с другими факторами обусловило рост количества дорожно-транспортных происшествий. В этой связи обеспечение безопасности дорожного движения в нашей стране в последние годы стало очень серьезной проблемой.
Ежегодно на дорогах России погибает более 30 тыс. человек, что составляет население города, аналогичного г. Собинка.1
По данным статистики УГИБДД по СПб и Ленинградской области за 10 месяцев 2009 г. В Санкт – Петербурге, было совершено 6 527 ДТП, в результате погибло за прошедший период 417 человек, ранено 7660 человек. По вине водителей совершено 5080 ДТП.2

Работа содержит 1 файл

диплом.doc

— 415.00 Кб (Скачать)

    В современных условиях наряду с традиционными правоохранительными функциями данная служба должна играть роль органа поддержки оптимальных параметров дорожного движения, руководствуясь при этом принципом гармонизации интересов всех категорий населения при массовом пространственном перемещении источников повышенной опасности. Для перехода на качественно новый уровень взаимоотношений с гражданами и должностными лицами, имеющими отношение к обеспечению БДД, сотрудники ДПС нуждаются в определенной ценностной ориентации, обеспечивающей соответствующие рефлексии в служебной деятельности на основе признания того, что психофизиологический потенциал водителя в современном дорожном движении во многих отношениях используется практически предельно, а текущее состояние и возможности совершенствования элементов дорожной инфраструктуры, в принципе, ограничиваются только экономическими факторами.

    В современных условиях требуется  обновление многих форм правоохранительной деятельности ГИБДД, нацелить их получение конкретных результатов в повышении уровня безопасности дорожного движения. Но при этом основное внимание следует уделять не только формам, но и методам работы ГИБДД, которые следует дифференцировать и рационально использовать исходя из объективных потребностей сферы ее функционирования.

    В частности, основными формами совершенствования  работы ГИБДД МВД РФ должны стать:

  1. Необходимость пересмотра с целью уточнения, дополнения и систематизации Положения о Госавтоинспекции, которое не отражает необходимый в настоящее время объем правоохранительных функций ГИБДД.
  2. Необходимость концептуального пересмотра сути и содержания административно-правового режима обеспечения безопасности дорожного движения с учетом объективных потребностей настоящего времени, с исключением формализованных подходов, используемых для получения относительных показателей.
  3. Требуется существенное изменение административно-правовой организации системы безопасности дорожного движения, особенно в части четкого разграничения контрольных, надзорных, разрешительных и управленческих функций ГИБДД.
  4. Необходимость пересмотра не только форм и методов деятельности ГИБДД, но и ее концептуальных основ, и особенно – в части контрольной и надзорной деятельности, соотношение которых имеет принципиальное практическое значение.
  5. Проведение разграничения общеправоохранительных полномочий в сфере деятельности ГИБДД по борьбе с преступлениями и административными правонарушениями, что видится в возможности создания подразделений дорожной полиции.

 

Заключение

 
 

    Решение поставленной цели и задач исследования позволило выделить основные итоговые выводы по работе.

    Проблема  обеспечения безопасности дорожного  движения в Российской Федерации  по-прежнему беспокоит общество и  государство. Тяжесть дорожно-транспортных происшествий (ДТП), рост числа погибших и раненых на дорогах, число детской смертности при авариях не связаны только с упущениями в каких-либо серьезных мероприятиях в сфере безопасности дорожного движения (БДД) (они просто не осуществлялись в последнее время, ибо общество и государство  заняты другими проблемами), но и, прежде всего, со снижением общего уровня правовой культуры, культуры управления транспортными средствами, низким уровнем материально-технического обеспечения патрульно-постовой службы.

    Изменения в социально-экономической области, частая смена кабинета правительства, неразбериха в законодательстве привели к значительной потере управляемости обществом, особенно там, где преобладали административно-командные методы на смену которым должны были прийти экономические методы управления. Это касается в первую очередь проблемы безопасности дорожного движения и компетенции  различных структур по ее обеспечению.

    В современных условиях, обеспечение  безопасности дорожного движения должно рассматриваться  не только комплексно, многофакторно, всесторонне, но и с  учетом разнохарактерности составляющих ее компонентов системы «Человек – автомобиль – дорога - среда». Каждая из этих составляющих системы взаимодействуя друг с другом и охватывая взаимное влияние, остается «объектом своего рода» для дальнейшего глубокого изучения и исследования.

    Но, самый серьезный, поистине глобальный стала проблема безопасности дорожного движения. Аварийность на дорогах во многих странах расценивается на уровне национального бедствия именуются трагедией XX века, «рукотворной эпидемией», так, проведенный во Франции опрос населения показал, что среди факторов, угрожающих жизни людей, французы ставят на первое мест дорожно-транспортные происшествия.

    Государственная инспекция обеспечивает соблюдение юридическими лицами независимо от формы собственности и иными организациями, должностными лицами и гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, правил, стандартов и технических норм по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения, проведение мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий в целях охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты Их прав и законных интересов, а также интересов общества и государства.

    Правовое  положение ГИБДД МВД РФ регулируется множеством нормативных актов как  федерального, так и регионального  уровня. Особое значение имеют базирующие нормативные акты, такие как Конституция  РФ, «ФЗ РФ «О транспортной безопасности», ФЗ РФ «О безопасности дорожного движения».

    Положение о Государственной инспекции  безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации  устанавливает обязательность решений, требований и указаний должностных лиц Государственной инспекции по вопросам, относящимся к компетенции для юридических лиц независимо от формы их собственности, иных организаций, должностных лиц и граждан, в частности осуществление государственного контроля за соблюдением действующих в Российской Федерации: правил дорожного движения и иных нормативных актов, устанавливающих права и обязанности участников дорожного движения; правил содержания автомобильных дорог, дорожных сооружений и железнодорожных переездов в безопасном для дорожного движения состоянии; правил и стандартов, устанавливающих требования к конструкции и техническому состоянию находящихся в эксплуатации механических транспортных средств и прицепов к ним, в части безопасности дорожного движения; участие в охране общественного порядка и борьбе с преступностью и др.

    Повышение эффективности деятельности подразделений  ГИБДД существенным образом взаимосвязана  также и с внутриорганизационными вопросами.

    Одним из последних нормативных актов, направленных на совершенствование  работы ГИБДД РФ и участников дорожного движения стал Административный регламент, который урегулировал многие проблемные вопросы, взаимодействия с участниками дорожного движения, административными процедурами и т.д.

    Считаю, что на современном этапе развития, совершенствование обеспечения безопасности дорожного движения относится к числу глобальных вопросов, актуальность решения которых все более возрастает во всех странах. Наглядной иллюстрацией  обоснованности данного вывода может служить устойчивая тенденция роста основных показателей аварийности на дорогах страны в последние годы.

    Одной из важнейших проблем современной  деятельности ГИБДД является совершенствование  работы по осуществлению технического контроля за ТС.

    По  результатам государственного технического осмотра свыше 30 % автомобилей и мотоциклов признаются не соответствующими ГОСТам, правилам технической эксплуатации, инструкциям заводов-изготовителей и другим нормативам. Среди ТС, находящихся в эксплуатации, этот показатель еще выше и в отдельных регионах достигает 40—65 %. Выборочные проверки технического состояния ТС показывают, что до 70 % автомобилей имеют 1-2 неисправности, с которыми их эксплуатация запрещена, свыше 10 % имеют по 5-8 таких неисправностей. Разумеется, они различны по характеру, т. е. могут быть конструкционными, производственными, эксплуатационными и возникшими вследствие износа и естественного старения.

    По  мнению большинства зарубежных специалистов, немалая часть автомобилей подвергается необходимому техобслуживанию и  ремонту только непосредственно перед официальным техническим осмотром, проводимом в плановом порядке. Поэтому в развитых странах мира подразделения полиции, технической инспекции, специальные комиссии муниципалитетов, министерства транспорта и другие контролирующие данную сферу органы постоянно проводят широкую по масштабам выборочную проверку работоспособности систем ТС, находящихся в процессе дорожного движения, а также реализуют комплекс мероприятий, направленных на исключение допуска к эксплуатации автомототранспортных средств с неудовлетворительными техническими характеристиками..

    Процесс эксплуатации автомобильной техники  сопровождается непрерывным изменением ее технического состояния. Необратимые процессы, происходящие в материалах деталей по причинам износа и старения, изменяют их первоначальные свойства, что приводит к изменению режимов работы агрегатов и машин в целом. Вероятность безотказной работы автомобильной техники со временем уменьшается, появляются отказы и неисправности. В то же время возрастание роли автомобильной техники ведет к повышению их конструктивной сложности, что затрудняет процесс обнаружения и устранения отказов и неисправностей.

    Деятельность  органов внутренних дел при производстве по делам об административных правонарушениях  в области дорожного движения ставят своей задачей формирование единого в Российской Федерации подхода к организации деятельности должностных лиц органов внутренних дел при выявлении нарушений Правил дорожного движения Российской Федерации и иных норм, действующих в области обеспечения безопасности дорожного движения, в целях всестороннего, полного, объективного и своевременного выяснения обстоятельств каждого дела, разрешения его в соответствии с законом, обеспечения исполнения вынесенного постановления, а также выявления причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

    Повышение эффективности борьбы с грубыми  нарушениями ПДД обусловливает  необходимость оперативного внесения необходимых изменений в законодательство Российской Федерации.

    В частности, основными формами совершенствования  работы ГИБДД МВД РФ должны стать:

  1. Необходимость пересмотра с целью уточнения, дополнения и систематизации Положения о Госавтоинспекции, которое не отражает необходимый в настоящее время объем правоохранительных функций ГИБДД.
  2. Необходимость концептуального пересмотра сути и содержания административно-правового режима обеспечения безопасности дорожного движения с учетом объективных потребностей настоящего времени, с исключением формализованных подходов, используемых для получения относительных показателей.
  3. Требуется существенное изменение административно-правовой организации системы безопасности дорожного движения, особенно в части четкого разграничения контрольных, надзорных, разрешительных и управленческих функций ГИБДД.
  4. Необходимость пересмотра не только форм и методов деятельности ГИБДД, но и ее концептуальных основ, и особенно – в части контрольной и надзорной деятельности, соотношение которых имеет принципиальное практическое значение.
  5. Проведение разграничения общеправоохранительных полномочий в сфере деятельности ГИБДД по борьбе с преступлениями и административными правонарушениями, что видится в возможности создания подразделений дорожной полиции.

 

Список  использованной литературы

Нормативные акты международные: 

  1. Конвенция о дорожном движении от 8 ноября 1968 г. // СПС Консультант плюс 2009 г.: Международные  акты
  2. Конвенция о дорожных знаках и сигналах от 8 ноября 1968 г. // СПС Консультант плюс 2009 г.: Международные акты
  3. Европейские Соглашения (1971 г.) - дополнения к Конвенции о дорожном движении // СПС Консультант плюс 2009 г.: Международные акты
 
 

Нормативные акты РФ: 

  1. Конституция РФ. – М., 2010
  2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, принят Государственной Думой 20 декабря 2001 года (в ред. Федеральных законов, с изм., внесенными Федеральным законом от 21.07.2005 N 113-ФЗ). // СПС Консультант плюс 2010.
  3. Уголовный кодекс РФ // Собрание законодательства РФ", 17.06.1996, N 25, ст. 2954. // Изменения и дополнения СПС Консультант плюс 2009 СПС Консультант плюс 2010
  4. Федеральный закон РФ «О безопасности дорожного движения» от 10 декабря 1995 г. - № 196- ФЗ // СЗ РФ 1995. - № 50. Ст. 4873; в ред. от 25.11.2009 – СПС Консультант плюс 2010
  5. Федеральный закон РФ от 9 февраля 2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» в ред. от 19.07.2009 г. // СЗ РФ 2007. - № 7. Ст.837; Консультант плюс 2010
  6. Федеральный закон Российской Федерации от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», вступает в силу с 1 июля 2009 г. // СПС Консультант плюс 2010
  7. Закон РФ «О милиции» от 18.04.1991. // СПС Консультант плюс 2010
  8. Постановление Правительства РФ от 19 октября 2004 г. № 567 «О координации деятельности органов исполнительной власти в области обеспечения безопасности дорожного движения» // СПС Консультант плюс 2010
  9. Положение о Министерстве внутренних дел Российской Федерации Положение о милиции общественной безопасности (местной милиции) в Российской Федерации. // СПС Консультант плюс 2010
  10. Положение «О Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ» от 15 июня 1998 г. №711 // СУ РФ, 1998, №7, (в ред. Указа Президента РФ от 02.07.2002 N 679, от 03.05.2005 N 497).
  11. Положение о создании, реорганизации и ликвидации подразделений милиции общественной безопасности, финансируемых за счет средств федерального бюджета. // СПС Консультант плюс 2010
  12. Правила дорожного движения РФ 2009. – М., 2009
  13. Правила государственного учета показателей состояния безопасности дорожного движения органам внутренних дел Российской Федерации // СПС Консультант плюс 2010
  14. Правила учета дорожно-транспортных происшествий, утвержденных постановлением Правительств) РФ утвержденных постановлением Правительств) Российской Федерации от 29 июня 1995 г. № 647 // СПС Консультант плюс 2010
  15. Инструкция по учету дорожно-транспортных происшествий в органах внутренних дел // СПС Консультант плюс 2010
  16. Наставления по техническому надзору ГИБДД Министерства внутренних дел Российской Федерации. // СПС Консультант плюс 2010
  17. Инструкции по учету дорожно-транспортных происшествий в органах внутренних дел от 29 июня 1995 г. № 328 (Приказ МВД РФ). // СПС Консультант плюс 2010
  18. Приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации о порядке регистрации транспортных средств № 1001 от 24.11.2008 // СПС Консультант плюс 2010
  19. Приказ МВД РФ от 15 марта 1999г. № 190 ''Правила проведения Государственного технического осмотра транспортных средств ГИБДД МВД России''. С изменениями внесенными приказом МВД РФ от 18 мая 2001г. № 528// СПС Консультант плюс 2010
  20. Приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации об утверждении нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации по техническому надзору № 1240 от 07.12.2000, редакция от 19.02.2007// СПС Консультант плюс 2010
  21. Приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации о порядке выдачи разрешений на установку на транспортных средствах устройств для подачи специальных световых и звуковых сигналов № 167 от 19.02.2007 // СПС Консультант плюс 2010
  22. Приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации об утверждении административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения № 185 от 02.03.2009. //СПС Консультант плюс 2010
  23. Концепция Федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2006–2012 гг.» // СПС Консультант плюс 2010

Информация о работе Государственная система обеспечения безопасности дорожного движения и правовое регулирование деятельности ГИБДД