Возникновение философии, ее место и роль в системе духовной культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 08:38, курсовая работа

Описание работы

Возникновение философии относят примерно к VI в. до н.э. В это время одновременно на Западе (в Греции) и на Востоке (в Индии и Китае) возникает новый тип теоретических знаний, противопоставляемых традиционной мифологии. Время воз¬никновения философии немецкий философ К. Ясперс свя¬зывает с появлением особого типа сознания, которое искало новые способы решения мировоззренческих проблем. Эту эпо¬ху К. Ясперс называет «осевым временем». Очевидно, что мировоззренческие проблемы существовали и в дофилософские эпохи. Кроме того, известен целый ряд цивилизаций, которые не создали ничего похожего на философс¬кое знание. К числу таких цивилизаций относятся Египетская, Вавилонская, цивилизации майя, ацтеков и инков.

Работа содержит 1 файл

философия всё.doc

— 824.00 Кб (Скачать)

То, что существует само по себе, он назвал ноуменом или вещью в себе, которая непознаваема, то же, что  видим мы, он обозначил феноменом  или «вещью для нас». Видимое нами—  совсем не то же самое, что действительно есть.  В Нашем уме содержатся некие вражденные или априорные (доопытные) формы сознания, под которые мы как бы подгоняем окружающий мир, втискиваем его в них и он существует в нашем представлении совсем не в том виде, каков он на самом деле, а в том, каким он только и может быть в этих априорных формах.

Но если нам ничего не известно о мире, то как в нем ориен¬тироваться и, вообще, жить. Здесь Кант, так же, как и Юм, говорит, что нет ничего страшного в нашем незнании о  реально¬сти, в теоретическом неведении, достаточно того, что практически мы вполне можем жить в непонятном мире и достаточно неплохо в нем ориентируемся. Надо выяснить только, есть ли (или может ли быть) что-либо общее и безусловное для всех людей, некое представление или убеждение, или знание, в ко¬тором бы никто вообще не мог сомневаться. Таким принципом является врожденная идея добра, которая неизменно представ¬лена в сознании любого нормального (не больного психически) человека. Каждый из нас прекрасно знает, что хорошо, а что плохо, что делать можно и чего нельзя, и считает добро, как и зло чем-то реально существующим, а не просто человеческой выдумкой. Предположим, что вам предложили убить человека, гарантировав отсутствие всякого юридического наказания, а также привели убедительные аргументы в пользу того, что доб¬ро и зло — это вздор и всего лишь вымысел ума, что в действи¬тельности их нет и поэтому каждый волен делать абсолютно все. Вам доказали, что убить можно, станете ли вы убивать? Ко¬нечно же, нет. Но почему? Потому что, что-то вас удерживает от этого, вы, несмотря ни на какие аргументы, видите, что этого делать нельзя, что это зло и преступление. Вам не требуется никаких доказательств, так как вы это знаете наверняка, а точ¬нее — не знаете, а верите в это полностью и безусловно. Такая вера и является врожденной идеей добра, которая прочно встрое¬на в наше сознание, является его неотъемлемой частью и удер¬живает нас от непозволительных поступков. Ведь если бы мы искренне считали добро произвольной выдумкой, то творили бы все подряд. Значит, мы однозначно верим в то, что добро су¬ществует само по себе, в качестве некой реальности. Откуда в нашем уме эта идея? Оттуда же, откуда Солнце в небе, сердце в груди, крылья у птицы. Что следует из нее? Ведь если добро, как мы полагаем, существует на самом деле, значит должен быть какой-то вечный его источник или некий незыблемый гарант, которым может быть только Бог. Иначе говоря, если мы неизбежно верим в наличие добра в действительности, то вследствие этого мы также обязательно поверим в Бога как в непременную причину этого добра. Такое рассуждение является знаменитым кантовским доказательством существования Бога, кото¬рый чаще всего называют нравственным аргументом. Кант говорит, что ни доказать ни опровергнуть неким логическим путем существование Бога не¬возможно. Таким образом, если бы Бога не было, то мы все-равно не могли бы в него не верить, а значит, его следовало бы создать или — если Бога и нет, то он все-равно есть.

 «Критика практического разума»  отвечала на второй фундаментальный вопрос философии Канта: « Что я должен делать"!» Кант вводит различие между теоретическим и практиче¬ским разумом. Это различие заключается в следующем.  Если чистый, или теоретический, разум «определяет» предмет мысли, то практический разум призван «осуществлять», то есть произ¬водить нравственный предмет и его понятие (нужно иметь в ви¬ду, что у Канта термин «практический» имеет особый смысл и оз¬начает не какую-то производящую деятельность, а просто посту¬пок). Сфера деятельности практического разума — сфера морали.

Как философ Кант осознавал, что  мораль нельзя вывести из опыта, эмпирии. История человечества демонстрирует  великое многообразие норм поведения, часто не совместимых друг с другом: поступки, рассматриваемые как норма в одном общест¬ве, в другом подвергаются санкциям. Поэтому Кант пошел по другому пути: он философскими средствами обосновывает абсо¬лютный характер морали.

Моральное действие, как показал  Кант, не относится к миру явлений. Кант выявил вневременный, то есть независимый от знания, от развития общества, характер морали. Мораль, по Кан¬ту, — сама бытийственная основа человеческого существования, то, что делает человека человеком. В сфере нравственности дей¬ствует вещь в себе, или свободная причинность. Нравствен¬ность, по Канту, ниоткуда не выводима, ничем не обосновыва¬ется, а наоборот, является единственным оправданием разум¬ного устройства мира. Мир устроен разумно, так как существует нравственная очевидность. Такой нравственной очевидностью, не разложимой далее, обладает, например, совесть. Она действу¬ет в человеке, побуждая к определенным поступкам, хотя нельзя ответить на вопрос, почему совершается тот или иной поступок, поскольку поступок совершается не по той или иной причине, а по совести. То же самое можно сказать и о долге. Человек по¬ступает согласно чувству долга не потому, что его что-то прину¬ждает к этому, а потому, что в нем действует какая-то самопри¬нуждающая сила. Человек может совершать моральный посту¬пок, и уклоняясь от какого-то действия. Многие вещи любил

повторять Кант, способны возбудить  удивление, восхищение, но подлинное  уважение вызывает лишь человек, не изменивший чувству должного, тот человек, для  которого существует невоз-можное.

В отличие от теоретического разума, который имеет дело с тем, что есть, практический разум имеет дело с тем, что должно быть. Мораль, по Канту, носит характер императивности.

Понятие императивности означает всеобщность  и обязательность требований морали: «категорический императив, — пишет  он, — есть идея воли каждого существа, как воли, уста¬навливающей всеобщие законы» Он утверждал, что подлинно нравственным является такое дей¬ствие, в котором человек и человечество выступают как высшие цели. А высшее предназначение человека, его цель — исполнить¬ся в качестве человека, реализовать человеческое в себе.

Кант различал социально одобряемые нормы поведения и нормы нравственности. Социально одобряемые нормы поведения  носят исторический характер, но далеко не всегда являются реализацией требований нравственности.

Учение И. Канта как раз и  было направлено на выявление внеисторических  и вневременных характеристик морали, и было адресовано всему человечеству, а не какому-то классу или наро¬ду. Казалось бы на первый взгляд абстрактные  и формальные рассуждения Канта пережили свое время. Кант не просто совре¬менен, он всегда современен, как современны и Платон, и Де¬карт, и Шеллинг, и Вл. Соловьев — все великие мыслители, за¬щищавшие непреходящие ценности человеческой жизни.

 

Вопрос №18. Система и метод  философии Гегеля.

Наиболее выдающейся фигурой в  немецкой классической философии был  Георг Гегель. Гегель был представителем классического идеализма, по которому физический мир есть только проявление или инобытие духовной, незримой реальности. Основной гегелевской мыслью является положение —— «все действительное разумно, все разумное действительно», которое, на первый взгляд, кажется не совсем понятным. По мнению Гегеля, чувственный или физический мир создан какой-то духовной реальностью, а более точ¬но — является ее проявлением, воплощением, реализацией в иной, материальной форме. Гегель называет высшую духовную реальность Абсолютной идеей или Мировым Разумом, а все существующее представляет как ее саморазвитие. Абсолютная Идея — это безличное пантеистическое начало, в котором сконцентрировано все вообще, и поэтому оно является Бытием, пребывающем в различных формах или проходящем в своем са¬моразвитии три основных этапа.

Первый из них — это существование  Абсолютной Идеи в  собственном лоне, когда она является самою собой, находится в исключительно идеальной сфере в области чистого духа, со¬вершенного мышления. Эта сфера называется у Гегеля Логикой – идеальным, незримым и умопосягаемым миром. На втором этапе Абсолютная Идея покидает сферу Логики и переходит в иную форму, воплощаясь в физический или материальный мир. В этом пункте наиболее прослеживается Гегелевский идеализм.

Почему бы нe предположить, что окружающая нас природа — воплощение какого-то разумного замысла, грандиозная  материализовавшаяся композиция некой  духовной реальности, в физических объектах выра¬женные понятия и мысли? Основными разделами природы как инобытия Абсолютной идеи являются, по Гегелю, механика, физика, органика. На третьем этапе саморазвития Абсолютная идея переходит из области физического или природного в сферу опять идеальную, или разумную, которая является человеческим сознанием. Формами ее бытия на этом этапе являются субъективный дух, объективный дух и абсолютный дух. В Гегелевском учении о трех стадиях саморазвития Абсолютной Идеи мы видим триаду – тезис – антитезис – синтез.

В то же время вклад Гегеля в  развитие философии в первую очередь  определяется разработкой диалектического  метода. Связь и взаимодействие определенных категорий выража¬ют законы диалектики, главным из которых является закон единства и борьбы противоположностей, вскрывающий самое основное в развитии — его источник, каким является противо¬речие (единство противоположностей).

Противоположности — это такие  стороны, моменты, пред¬меты, которые  одновременно: а) неразрывно связаны; б) взаимоисключают друг друга, причем не только в разных, но и в одном и том же отношении; в) взаимопроникают и — при оп¬ределенных условиях — переходят друг в друга (положитель¬ное и отрицательное, ассимиляция и диссимиляция, теория и практика, материальное и идеальное и др.)- Единство (тожде¬ство) противоположностей образует противоречие (диалекти¬ческое).

Суть рассматриваемого закона может  быть выражена фор¬мулой: разделение единого  на противоположности, их борьба и разрешение в новом единстве. Тем самым развитие предста¬ет как процесс возникновения, роста, обострения и разрешения многообразных противоречий, среди которых определяющую роль играют внутренние противоречия данного предмета или процесса. Именно они и выступают в качестве решающего ис¬точника, движущей силы их развития.

Закон взаимоперехода количественных и качественных из¬менений вскрывает  всеобщий механизм развития: то, каким  именно образом оно происходит. Основные категории закона — качество, количество, мера, скачок.

Сущность закона состоит в следующем. Постепенное на¬копление количественных изменений (степени и темпов разви¬тия предмета, числа его элементов, порядка их связей, про¬странственных размеров и др.) в определенный момент време¬ни необходимо приводит к коренным качественным преобра¬зованиям предмета (скачку), к возникновению нового предме¬та, нового качества. Последнее в свою очередь оказывает об¬ратное воздействие на характер и темпы количественных изме¬нений (например, превращение одних химических элементов в другие в зависимости от изменения величины заряда ядра ато¬ма и т.п.).

Закон отрицания отрицания выражает направленность, пре¬емственность развития и его форму. Важнейшей категорией закона является категория «отрицание». Она выражает: а) про¬цесс уничтожения  предмета в результате действия преимуще¬ственно внешних сил и факторов, т. е. прекращение существо¬вания данного предмета, конец его развития (внешнее, «зряш¬ное» отрицание, деструкция); б) самоотрицание как внутрен¬ний момент развития с удержанием положительного содержа¬ния отрицаемого («снятие»). В процессе развития оба вида от¬рицания тесно взаимосвязаны, но определяющую роль в ко¬нечном счете играет внутреннее отрицание.

Закон отрицания отрицания выражает поступательный, пре¬емственный, циклический  характер развития и его форму: «спи¬раль» (а не. «круг» или «прямую линию»), повторение на выс¬шей стадии некоторых свойств низшей, «возврат якобы к ста¬рому». При этом развитие предстает как процесс, как бы повто¬ряющий уже пройденные ступени, но повторяющий их иначе, на более высокой основе.

Оценивая историческое значение философии  Гегеля в мировой культуре, нельзя не признать, что занятое им место  в ряду гениев мысли — одно из самых почетных. Его фило¬софский авторитет до сих пор прочен и  непоколебим. Уж очень часто Гегель оказывался прав в своих суждениях. Не ошибся он и в предположении, что никакая философия не идет дальше своего времени — его собственная в том числе (хотя мыслитель и пытался оговорить особую судьбу своих творений). Филосо¬фия Гегеля — это классика первой половины XIX столетия. Его стиль философствования именуют классическим, подразумевая ряд основополагающих принципов, составляющих предпосылки данного способа мышления. Это, прежде всего, безграничная вера в «рацио» разум, как человеческий, так и природный, ми¬ровой. Это неискоренимая убежденность, что мир в целом уст¬роен достаточно упорядоченно, закономерно, разумно, что он не враждебен человеку, а, наоборот, соразмерен, удобен ему. Это, наконец, отсутствие сомнений в том, что разум человека ли, ми¬ра ли в целом — в принципе открыт, познаваем, доступен для анализа.

Иными словами — все это принципы торжествующего ра¬ционализма, «правившего  бал» в философии Нового времени  практически до конца XIX в. Именно эти  принципы и состав¬ляют суть менталитета, если можно так выразиться, восходящей буржуазной эпохи, а соответственно и гегелевской философии. Последняя именно тем и велика, что сумела выразить эту ра¬циональность наиболее ярко, последовательно и глубоко.

Гегель оказался прав в своем  предположении, что мировой дух (мышление человечества, мировая духовная культура), раз¬виваясь, «не оставляет ничего позади себя», а вбирает, впитыва¬ет, «снимает» все мало-мальски значимые достижения духовной жизни, а следовательно, и гегелевскую диалектику, ее историзм и рационализм.

 

Вопрос №19. Основные положения  диалектико-материалистической философии.

Философия диалектического и исторического  материализма (марксизма) связана с  именами Карла Маркса и Фридриха Эн¬гельса. В качестве целостной  философской концепции марк¬сизм сформировался в середине XIX в. Опираясь на идеалисти¬ческую диалектику Г. Гегеля, антропологический материализм Л. Фейербаха, политическую экономию А. Смита и Д. Рикар-до, К. Маркс и Ф. Энгельс создали оригинальное философское учение, в котором по-новому переосмыслены проблемы содер¬жания и сущности исторического бытия, природы человека, особенностей его познания. Марксизм предложил всеобъемлю¬щий материалистический взгляд на бытие и сознание, природу и культуру, общество и человека. Философия предстает в мар¬ксизме как инструмент преобразования общества на гуманис¬тических началах. В этом вопросе марксизм напрямую пересе¬кается с идеями философии Просвещения. Главное достижение марксизма — материалистическая диалектика и материалисти¬ческая концепция истории.

Информация о работе Возникновение философии, ее место и роль в системе духовной культуры