Возникновение философии, ее место и роль в системе духовной культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 08:38, курсовая работа

Описание работы

Возникновение философии относят примерно к VI в. до н.э. В это время одновременно на Западе (в Греции) и на Востоке (в Индии и Китае) возникает новый тип теоретических знаний, противопоставляемых традиционной мифологии. Время воз¬никновения философии немецкий философ К. Ясперс свя¬зывает с появлением особого типа сознания, которое искало новые способы решения мировоззренческих проблем. Эту эпо¬ху К. Ясперс называет «осевым временем». Очевидно, что мировоззренческие проблемы существовали и в дофилософские эпохи. Кроме того, известен целый ряд цивилизаций, которые не создали ничего похожего на философс¬кое знание. К числу таких цивилизаций относятся Египетская, Вавилонская, цивилизации майя, ацтеков и инков.

Работа содержит 1 файл

философия всё.doc

— 824.00 Кб (Скачать)

При характеристике особенностей русской  философии нужно учитывать также  культурно-исторический фон, на котором  она формировалась. В России в  ходе ее истории произошло как бы переплетение двух различных типов культур и соответствен¬но типов философствования: рационалистического, западноев¬ропейского и восточного, византийского с его интуитивным ми¬роощущением и живым созерцанием, включенного в русское самосознание через православие. Такое сочетание двух различ¬ных типов мышления проходит через всю историю русской фи¬лософии.

Существование на перекрестке различных  культур во мно¬гом определило форму  философствования и проблематику рус¬ской философии. Что касается формы философствования, то ее специфика удачно определена А.Ф. Лосевым, который пока¬зал, что русской философии в отличие от западноевропейской чуждо стремление к абстрактной, чисто рациональной систематике идей. В значительной своей части она «представляет собой чисто внутреннее, интуитивное, чисто мистическое позна¬ние сущего».

С содержательной стороны русская  философия также имеет свои особенности. В ней представлены в той или  иной степени все основные направления  философского мышления: он¬тология, гносеология, этика, эстетика, философия истории и т.д. Однако есть и ведущие для нее темы. Одной из них, определившей саму специфику русской философии, стала тема России, постижения смысла ее существования в истории. С этой темы начиналось становление русской философской мысли, и она оставалась актуальной на всем протяжении ее развития.

Другой ведущей темой стала  тема человека, его судьбы и смысла жизни. Усиленное внимание к проблеме человека оп¬ределило нравственно-практическую направленность русской философии. Особенностью русского философского мышления был не просто глубокий интерес к вопросам морали, а доминирование моральной установки при анализе многих других проблем.

Самобытная русская философия  в своих новаторских иска¬ниях  теснейшим образом была связана с религиозным миросо¬зерцанием, за которым стояли века духовного опыта России. И не просто с религиозным, а именно с православным миросозерцанием. Говоря об этом, В. В. Зенысовский отмечает, что «русская мысль всегда (и навсегда) осталась связанной со своей религиозной стихией, со своей религиозной почвой".

В настоящее время бесценный  духовный опыт, добытый рус¬ской философией, выступает как необходимая основа духовного возрождения и построения нравственного, гуманистического мира.

 

25

По мнению многих исследователей, формирование в России философии как самостоятельной систематизированной области знания относится к XIX в. Однако это не означает, что в предшествующие эпохи философская мысль отсутствовала. Уже в Киевскую Русь вместе с христианством пришли первые переводы латинских и греческих сочинений отцов церкви, византийских богословов. Опираясь на эти произведения, некоторые представители русского духовенства предпринимали попытки продолжить богословские и философские труды византийцев. К ним можно отнести киевского митрополита Иллариона (XI). В "Слове о законе и благодати" он развивал учение о смене в мировой истории ветхозаветной эпохи закона эпохой благодати. Принимая благодать как божественный духовный дар, человек должен возложить на себя и большую нравственную ответственность.

Древний идеал Святой Руси нашел  новое развитие в период становления  и укрепления Московского царства. В сознании народа сложился взгляд на Московское государство как на наследника исторической роли Византии. Наиболее отчетливо выделялась идея "Москвы - третьего Рима".

С конца XVII в. началось постепенное  обособление философии от богословия. В учебных заведениях нового типа вводились самостоятельные философские  курсы. Значительные перемены, происшедшие  в российском обществе в XVIII в., охватили все его сферы, включая духовную культуру. Одним из интеллектуальных центров стала "ученая дружина" Петра I, как называли таких самобытных мыслителей и крупных общественных деятелей, как Ф.Прокопович, В.Н.Татищев, И.Г.Посошков, А.Д.Кантемир.

Ф.Прокопович начинал свою деятельность в качестве профессора, затем ректора  Киево-Могилянской академии. Затем  Петр I перевел его в столицу. Здесь  Прокопович занимал высокие церковные  посты, стал руководителем Святейшего Синода, создал свои главные философские труды. Его философские воззрения, достаточно противоречивые, содержали новые идеи и подходы. Исследователи считают, что этот мыслитель был одним из первых в России философов-деистов, сторонником философского учения, согласно которому природа, созданная Богом, затем начала самостоятельное развитие. Познавать природу призваны "практические" науки, развитие которых надо всячески поощрять, полагал Ф.Прокопович.

Татищев проявил себя не только как  крупный историк, но и, говоря современным  языком, как социальный философ. Основой общественных изменений Татищев считал "силу человеческого разума", что весьма характерно для мыслителей эпохи Просвещения. Бытие народов и культур он рассматривал по аналогии с жизнью отдельного человека: открывает историю человечества младенческое состояние общества, на смену которому пришло юношество (именно тогда возникла письменность). В период мужества человечество вступило с принятием христианства. И, наконец, наступает полная зрелость, проявлениями которой служат изобретательство, создание сложных орудий труда, возникновение "вольных" (не опекаемых верой) наук, распространение "полезных книг".

А.Кантемир начинал как сатирик. Среди широкого круга вопросов Кантемира  особо занимали проблемы нравственности. Он считал, что человек полностью ответственен за свои поступки. Кантемир проявил себя как талантливый переводчик. Он перевел на русский язык фрагменты из трудов многих античных и западноевропейских философов: Платона, Аристотеля, Р.Декарта, Дж.Локка, Ш.Монтескье и других.

В послепетровскую эпоху философская мысль получила дальнейшее развитие в трудах таких выдающихся мыслителей, как М.В.Ломоносов и А.Н.Радищев.

В заключение отметим, что одним  из центров развития философской  мысли в России стал основанный в 1755 г. Московский университет. Здесь был создан философский факультет с кафедрами красноречия, истории, физики, философии. Философскому факультету отводилась роль начальной двухгодичной ступени, обязательной для всех студентов университета.

 

 

Вопрос №26. Славянофильство как  течение социально-философской мысли.

Обновление самобытной русской  философии начиналось с постановки и осмысления вопроса об исторической судьбе России.. В напряженной полемике конца 30-х — 40-х гг. XIX в. о месте  России в мировой истории оформились славянофильство и западничество как противоположные течения русской соци¬ально-философской мысли.

Главная проблема, вокруг которой  завязалась дискуссия, мо¬жет быть сформулирована следующим образом: является ли ис¬торический  путь России таким же, как и путь Западной Европы, и особенность России заключается лишь в ее отсталости или же у России особый путь и ее культура принадлежит к другому типу? В поисках ответа на этот вопрос сложились альтернативные кон¬цепции русской истории.

  Лидеры славянофильства - Алексей  Степано¬вич Хомяков (1804—1860), Иван Васильевич Ки¬реевский (1806—1856), Константин Сергеевич Аксаков (1817— 1860), Юрий Федорович Самарин (1819—1876) — выступили с обоснованием самобытного пути развития России.

В основе славянофильского понимания  русской истории ле¬жат общие взгляды об историческом процессе, наиболее полно представленные в незаконченном фундаментальном тру¬де А.С. Хомякова под шутливым названием, данным ему Н.В. Гоголем, — «Семирамида».

Изучение истории у славянофилов было направлено на по¬иск устойчивых факторов, влияющих на исторической процесс. Такими факторами, по мысли славянофилов, не могли быть ни природно-климатические условия, ни сильная личность, а толь¬ко сам народ как «единственный и постоянный действователь» в истории.

Славянофилы считали, что экономические, политические и другие факторы вторичны и сами определяются более глубоким духовным фактором — верою, обусловливающей историческую деятельность народов. Народ и вера соотносятся так, что не только вера создает народ, но и народ создает веру, причем именно такую, которая соответствует творческим возможностям его духа.

И католицизм, и протестантизм, по мнению славянофи¬лов, противопоставив  единство и свободу, исказили дух  перво¬начального христианства, которое  «в полноте своего божествен¬ного учения представляло идеи единства и свободы неразрывно соединенными в нравственном законе взаимной любви».

Только православие восприняло и сохранило, по мысли сла¬вянофилов, вечную истину раннего христианства во всей ее полноте, а именно идею тождества единства и свободы (свободы в единстве и единства в свободе). Ими было включено в историософию важнейшее понятие, характеризующее русское свое¬образие, которое вошло в содержание «русской идеи». Это поня¬тие — «соборность», выражающее свободную общность людей. Соборность понималась славянофилами прежде всего как цер¬ковная соборность — свободное единство верующих в деле со¬вместного понимания ими правды православия и совместного отыскания пути к спасению. Свободное единство православных верующих должно основываться на бескорыстной любви к Хри¬сту как носителю совершенной истины и праведности. Единство в свободе на основе любви — вот сущность соборности как яв¬ления русского духа.

Православие в концепции славянофилов выступало как ду¬ховная основа всей русской жизни: «... проникая во все умст¬венные и нравственные убеждения людей, оно невидимо вело государство к осуществлению высших христианских начал, ни¬когда не мешая его развитию».

В истории России произошло слияние  духовных ценно¬стей православия с народной жизнью. В результате этого офор¬мился «дух народа», благодаря которому народ становится под¬линным субъектом исторического процесса.

Можно соглашаться или не соглашаться  с данной оценкой характера русского народа, но то, что в качестве народа высту¬пает не просто совокупность людей, население, а люди, объеди¬ненные общей исторической судьбой и общими духовными ценностями и идеалами, не подлежит сомнению. Величайшая заслуга славянофилов заключается в том, что они стали рассмат¬ривать нацию как духовное явление.

Славянофилы придерживались органического  взгляда на общество как на естественно  сложившуюся общность людей, имеющую  собственные принципы организации  жизни. Органи¬ческий взгляд на общество означал, что его развитие представ¬лялось  процессом саморазвития по аналогии с явлениями живой природы.

Структурной единицей организации  русской народной жизни славянофилам представлялась община, главной характери¬стикой которой является самоуправление. Общинное устройство, основанное на началах  общей ответственности, выработке со¬вместных решений в соответствии с голосом совести, чувством справедливости, народными обычаями было для славянофилов зримым воплощением свободной общности.

Общинный дух русского народа они  противопоставляли за¬падноевропейскому индивидуализму.

Итак, исследовав и сопоставив западноевропейскую и рус¬скую историю, особенности  религиозной веры, системы духов¬ных  ценностей, славянофилы наглядно показали, что жизнен¬ные начала России и Европы различны, что означало неприем¬лемость  европейских форм жизни для России. Нельзя принять потому, что в ходе исторического развития уже были выработаны начала русской жизни. Славянофилов часто упрекали и упрекают в идеализации истории России и желании восстановить старое. Эти упреки совер¬шенно несправедливы. Они прекрасно понимали, что возврата к прошлому нет, история не может пойти вспять, что, например, изменения, происшедшие вследствие петровских реформ, носят необратимый характер. Они проповедовали не возврат к про¬шлому, а восстановление жизнеспособных начал российского общества в изменившихся условиях.

Влияние славянофилов на русскую мысль  было необычайно сильным. В новых  исторических условиях в пореформенной  России прямым продолжением славянофильства  выступило поч-венничество. Большое  влияние оказали их идеи и на филосо¬фию всеединства.

 

Вопрос №27. Западничество как  течение социально-философской мысли.

Обновление самобытной русской  философии начиналось с постановки и осмысления вопроса об исторической судьбе России.. В напряженной полемике конца 30-х — 40-х гг. XIX в. о месте России в мировой истории оформились славянофильство и западничество как противоположные течения русской соци¬ально-философской мысли.

Главная проблема, вокруг которой  завязалась дискуссия, мо¬жет быть сформулирована следующим образом: является ли ис¬торический путь России таким же, как и путь Западной Европы, и особенность России заключается лишь в ее отсталости или же у России особый путь и ее культура принадлежит к другому типу? В поисках ответа на этот вопрос сложились альтернативные кон¬цепции русской истории.

Как идейное течение общественной  мысли западничество   не   было   единым   и   однородным.

Среди западников, к которым относятся  Петр Яковлевич Чаадаев (1794—1856), Александр  Иванович Герцен (1812—1870), Виссарион Григорьевич Белинский (1811 — 1848), Тимофей Николаевич Гранов¬ский (1813—1855), Николай Владимирович Станкевич (1813—1840) и др., были мыслители самых разных убеждений, в том числе либералы, радикалы, консерваторы. Однако их всех объединяло неприятие крепостного_права, отсталости русской жизни, требование демократизации общественной жизни вера в европейское будущее России путем усвоения исторических достижений стран Западной Европы.

Одним из первых русских мыслителей-западников был П.Я. Чаадаев. Основой мироздания Чаадаев считал мировой разум – высшую реальность, лежащую в основе видимой реальности при-родного и исторического бытия. Божественный разум, высту¬пающий как Провидение, определяет всю человеческую исто¬рию. Именно Провидение ставит цели перед народами и определяет смысл их существования в мировой истории. Он же обусловливает направленность исторического процесса как процесса нравствен¬ного восхождения человечества к царству Божьему на земле.

Исходя из этих положений, Чаадаев  строит свою философско-историческую концепцию, которая носит ярко выраженный европоцентристский характер. Народы Европы, по мысли Чаа¬даева, во многом живут в подлинной истории, то есть сохраняют преемственность в развитии, одушевлены животворным началом единства, руководствуются идеями долга, справедливости, права, порядка.

Существование же России в мировой  истории, по Чаадаеву, лишено смысла, поскольку  божественное провидение отказало русскому народу в своем благодетельном воздействии. В силу того, что Провидение покинуло русский народ, он является как бы исключением среди других народов, «интеллектуальным» и «нравственным» пробелом в человечестве.

Информация о работе Возникновение философии, ее место и роль в системе духовной культуры