Возникновение философии, ее место и роль в системе духовной культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 08:38, курсовая работа

Описание работы

Возникновение философии относят примерно к VI в. до н.э. В это время одновременно на Западе (в Греции) и на Востоке (в Индии и Китае) возникает новый тип теоретических знаний, противопоставляемых традиционной мифологии. Время воз¬никновения философии немецкий философ К. Ясперс свя¬зывает с появлением особого типа сознания, которое искало новые способы решения мировоззренческих проблем. Эту эпо¬ху К. Ясперс называет «осевым временем». Очевидно, что мировоззренческие проблемы существовали и в дофилософские эпохи. Кроме того, известен целый ряд цивилизаций, которые не создали ничего похожего на философс¬кое знание. К числу таких цивилизаций относятся Египетская, Вавилонская, цивилизации майя, ацтеков и инков.

Работа содержит 1 файл

философия всё.doc

— 824.00 Кб (Скачать)

Атеистическому западному социализму Ф.М. Достоевский противопоставляет  идею всеобъединяющего русского социализ¬ма, в основе которого лежит жажда  русского народа всеобщего, всенародного всебратского единения.

 

Вопрос №30.  Философские идеи русского консерватизма. К.Леонтьев, Т.П.Победоносцев и др.

Идеология русского консерватизма, наиболее емко выражен¬ная в формуле графа  С.Г. Уварова «Православие. Самодержавие. Народность», на публицистическом уровне обосновывалась Mux.au-> лом Никифоровичем Катковым (1818—1887), на философском — Константином Николаевичем Леонтьевым (1831 — 1891) и Кон¬стантином Петровичем Победоносцевым (1846—1907).

Один из наиболее глубоких рус¬ских мыслителей XIX в. К.Н. Леонтьев с самого начала своей деятельности был антидемократом и антипрогрессистом. Связывая воедино природу и человека, мир его культуры, К. Леонтьев сформулировал органическую теорию развития, для которой характерны:

•  аналогия между любой органической системой, т. е. естест¬венно развившейся системой и организмом как неразложимой целостностью;

• представление о закономерных этапах развития системы, со¬ставляющих конечный во времени цикл. Органическое развитие,  по Леонтьеву,  является  сложным процессом, полный цикл которого включает в себя следующие этапы:

•  первичной простоты;

•  цветущей сложности;

• вторичного смесительного упрощения.

Начальным этапом развития выступает  первичная простота, т. е. такое состояние  системы, в котором не выявились  еще все заложенные в ней возможности.

Переход от первичной простоты к  цветущей сложности — это период становления системы, связанный  с такими процес¬сами, как

• индивидуализация, т. е. обособление  явления, с одной сторо¬ны, от окружающего  мира, а с другой — от всех сходных яв¬лений;

• дифференциация и усложнение, т. е. «увеличение богатства внутреннего», появление разнообразных неоднородных час¬тей, элементов;

•  интеграция, или постепенное  укрепление единства, взаимосвязанности  и взаимообусловленности составляющих частей.

Переход от первичной простоты к  цветущей сложности представляет собой  процесс самоорганизации системы.

Цветущая сложность — высшая точка развития, которая «есть  высшая степень сложности, объединенная неким внутренним деспотическим  единством». Деспотизм в данном случае означает принудительные начала организации разнообразных элементов в одну систему, обеспечивающие ее существование в качестве целого: «разрывая узы этого естественного деспотизма, явление гибнет».

В каждой органической системе заложен механизм саморазрушения и при достижении высшей точки развития начинается рассогласованность между составляющими ее частями. Услож¬нение составных частей системы переходит те границы, в рамках которых система сохраняет устойчивость. Начинается переход от цветущей сложности к вторичному смесительному упрощению, который представляет собой процесс дезорганизации системы и проявляется в:

•  ослаблении единства между частями;

•разрушении сложной иерархической  структуры и уравнивании частей друг с другом; 

• нарастании однообразия, унифицированности;

•  отпадении частей от единого  целого.

Итогом является распад, разложение, гибель системы.

На основе этой схемы К.Н. Леонтьев обосновал идею цик¬личности развития государств, народов, культур, выдвинутую Н.Я. Данилевским. Цикличность в развитии общества подобна фазам развития организма, где есть эмбриональный период, ро¬ждение, рост и расцвет всех возможностей, но есть также угаса¬ние и смерть. Любая органическая целостность имеет свой срок существования. Теория органического циклического развития Леонтьева, ба¬зировавшаяся на теории культурно-исторических типов Дани¬левского, стала философской основой историософских построе¬ний русских консерваторов.

В программной статье «Византизм и  славянство» К.Н. Леонтьев проводит сравнительный анализ России и Западной Европы и по¬казывает принадлежность России не к европейскому, а к другому типу культуры, который он определяет как византийский.

В   русском    консерватизме   идеи прогресса, демократии  и либерализма   подвергались   развернутой критике как с позиции органиче¬ского подхода (К.Н. Леонтьев), так и с религиозно-

нравственных позиций (К..П. Победоносцев).

Процесс исторического развития, по Леонтьеву, ничего об¬щего с западноевропейскими  теориями прогресса не имеет. Идеи прогресса, понимаемого как движение к всеобщему благу, рассматривались К. Леонтьевым как иллюзорные. Всеоб¬щее помешательство на почве уравнительного материального благополучия есть не что иное, как погоня за призраком, новая форма религиозного суеверия.

В русском консерватизме была не только дана критика идей либерализма  и демократии с философских позиций, но и выявлены идейные основы либерально-демократических  учений, предпосылки демократии и  механизм ее функционирования.

Сопоставив теорию и практику демократии и показав полное их расхождение, К.П. Победоносцев находит такой емкий образ для характеристики демократии, как «великая ложь нашего вре¬мени». Демократия безнравственна, потому что основана на лжи, а «что основано на лжи, то не может быть право»3. Он показы¬вает, что идея народовластия очень привлекательна, но в основе своей ложная, и весь опыт истории свидетельствует о том, что эта идея никогда не воплощалась в жизнь, да и не может быть воплощена, поскольку в действительности управлять будет не народ, а политическая элита.

Теория парламентаризма, согласно которой воля народа вы¬является  через представительное учреждение — парламент, лож¬на, так как полностью  противоречит практике парламентаризма. По теории должно господствовать разумное большинство, на практике господствуют пять — шесть предводителей политиче¬ских партий. По теории парламентаризма народные представители должны быть из наиболее достойных граждан, на практике — это наиболее честолюбивые и нахальные граждане. По теории народные представители должны руководствоваться народным благом, на практике же они руководствуются личным благом и т.д. Поэтому истинное определение парламента будет выгля¬деть следующим образом: парламент есть «учреждение, служа¬щее для удовлетворения личного честолюбия, тщеславия и лич¬ных интересов представителей».

Смысл деятельности  консерваторов  наиболее четко выразил М.Н. Катков, который в письме к императору Александру II называл  себя «цепным  псом самодержавия» и видел свое предназначение в том, чтобы стоять на страже прав верховной власти и государства во всем, что касает¬ся его безопасности, единства и целостности.

Русские консерваторы дали развернутое  теоретическое обос¬нование самодержавной  власти как единственно возможной  и высшей формы государственной  власти в России. Исследуя рос¬сийскую государственность, они поставили на теоретическом уровне такие вопросы:

•  что определяет бытие России как России?

•  что обеспечивает целостность  и устойчивость России?

•  какие факторы могут нарушить устойчивость России и разру¬шить ее целостность? 

В поисках ответов на эти вопросы  консерваторы пришли к выводу: целостность  и устойчивость России обеспечивает только самодержавная монархия. Именно поэтому она является единственно  возможной формой государственной  власти.

 

Вопрос №31. Русский космизм. Н.Ф.Федоров и его последователи.

Одним из наиболее оригинальных направлений  в русской философской мысли  конца XIX — начала XX вв. является так  называемая космическая философия, или, как чаще ее именуют, русский  космизм.

Среди истоков возникновения русского космизма можно выделить следующие:

• Философским основанием космизма выступают идеи разви¬тия и всеобщей диалектической взаимосвязи мира, разрабаты¬ваемые философией в ходе всего ее исторического  развития.

• Религиозные идеи, несомненно, оказали существенное влияние на формирование и развитие идей русского космизма. Многие из его представителей были в той или иной степени религиозными мыслите¬лями, например, Н.Ф. Федоров, Вл.С. Соловьев, П.А. Флоренский. Суть религиозного влияния проявлялась здесь в первую очередь через нравственные постулаты религии. Христианская идея о том, что все люди, независимо от их различий, — братья, дает изначаль¬ную установку о единстве всего сущего — земного и небесного. Этот постулат лежит в основе русского космизма.

Кроме того, религиозное влияние  на русский космизм явст¬венно проглядывает через христианское учение о воскрешении  людей. Это наглядно видно в концепции  «патрофикации (воскрешения) отцов» Н.Ф. Федорова. А попытка ее реализации неизбежно связана с идеей единого земного и небесного миров.

• Естественно-научные — не будь в учении русского кос¬мизма опоры  на человеческий разум, науку, технику, оно оста¬лось бы в истории  человеческой мысли лишь как любопытное утопически- религиозное учение.

Бурное развитие науки и естествознания во второй половине XIX в. и новые открытия в различных отраслях знания подтолкнули космистов на гениальные догадки, носящие научно-практический. характер и опирающиеся на науку как средство достижения благородных целей. Так, развитие науки, прогресс человеческого знания позволили Н.Ф. Федорову выразить наде¬жду и рассчитывать на будущее воскрешение умерших не только с помощью божественной благодати, a в первую очередь благо¬даря научным методам. Быстрое развитие науки и техники по¬зволило К.Э. Циолковскому разрабатывать идеи о способах пе¬ремещения человека в космическом пространстве.

• Исторические корни русского космизма имеют самое не¬посредственное  отношение к России и национальным особен¬ностям русского народа.

Один из основных постулатов русского космизма — идея единства людей, всего человечества. Тысячелетнее существование России, этой огромной страны, своего рода земного космоса, всей историей своего развития и географией обеспечивала и ук¬репляла в сознании людей необходимость духовного и террито¬риального единства. Идея русской соборности, единения, присущая русским, традиционная сельская община есть тот исторический фундамент, на котором возник и развивался русский космизм.

Все эти факторы послужили основой  возникновения совер¬шенно оригинального учения — русского космизма (русской кос¬мической философии).

Проблематикой русского космизма активно  занимались такие мыслители, как  Н.Ф. Федоров, Вл.С. Соловьев,    Н.А. Умов,    К.Э. Циолковский, Н.Ф. Федоров   П.А. Флоренский, В.И. Вернадский, Л. Чижевский. Все они являются незаурядными учеными, гор¬достью нашего Отечества.

Николай Федорович Федоров (1828—1903) по праву считается отцом русского космизма. По сути, вся философия  Федорова концентрируется вокруг главной  для него идеи — победы над смертью, воскрешении мерт¬вых. Федоров — философ нравственности. Высший смысл су¬щего для него есть сама жизнь; а высшая нравственность — это деятельность («дело») во имя жизни. Величайшей несправедли¬востью он считал ограничение жизни определенным временем, тот предел, который устанавливает для нее смерть. По мысли Федорова, главной целью деятельности человечества должна стать борьба за человеческое бессмертие. Причем за бессмертие не личное и не для избранных, а для всего человеческого рода, в том числе для давно умерших предков («отцов»). Он полагал нравственным долгом потомков вернуть жизнь тем поколениям, на плечах которых они стоят. Однако для осуществления этой грандиозной, глобальной идеи необходимо было осуществить ряд задач. Первое — изменить не¬братское, неродственное отношение людей друг к другу. В отношениях живых людей в реальном мире обычно царит холодная отчужденность, вытекающая, по мнению Федорова, из-за сосредоточенности их на самих себе и своих проблемах. Федоров пытается показать человечество как единый род, который в силу своей сути объединяет и совре¬менников, и уже ушедшие поколения «отцов». И «общее дело», ко¬торое может объединить всех людей и ликвидировать небратские отношения, — это борьба всех против смерти. Однако этому объединению людей, по Федорову, мешает враждебная им «слепая природа». Под давлением сил природы человеком овладевает инстинкт самосохранения. Это приводит к враждебным отношениям друг к другу людей, классов, наций.

Федоров настаивал на необходимости сознательного управле¬ния эволюцией природы. Человечество должно перед собой поста¬вить задачу переделать природу согласно нравственным нормам, установить господство над природой. Покорив ее, человечество будет в состоянии победить и смерть.

И в этом деле, наряду с братством всех людей и народов, ог¬ромная роль принадлежит науке Федоров мыслил глобально. Наука должна не только помочь воскресить всех умерших и дать бессмертие человечеству. Необходимо также обеспечить его необходимым местом для нор¬мального существования. Федоров решает эту задачу очень про¬сто. Для этого нужно (всего-то!) переселить людей на другие планеты для освоения новых «мест обитания». И здесь достой¬ная новая задача для науки — помочь людям овладеть космосом. Об этом до Федорова никто не говорил! Именно он (а не К.Э. Циолковский, как полагают некоторые) первым заявил, что Земля не является границей для человека, «нужно считать Землю только исходным материалом, пунктом, а целое мирозда¬ние - поприщем нашей деятельности». Разумеется, потребует¬ся создать соответствующие технические средства для достиже¬ния этой цели, что позже это было блестяще разработано Циол¬ковским. Федоров же в своих дерзновенных мечтах предлагал свой вариант решения перемещения в космосе. Для этого необ¬ходимо освоить электромагнитную энергию земного шара. Это позволит регулировать его движение в пространстве и превратит Землю в космический корабль («земноход») для полетов в кос¬мос2. В перспективе, по замыслам Федорова, человек объединит все миры и станет «планетоводом». В этом особенно тесно про¬явится единство человека и космоса.

Несмотря на очевидную утопичность  многих проектов Федо¬рова, его идеи в целом носят гуманистический  характер. Именно сегодня тема «братства» всех живущих на Земле людей звучит более чем актуально перед лицом бесконечной череды насилия и войн

Космизм Н.Ф. Федорова оказал сильное  влияние на творчест¬во других представителей русского космизма, в том числе  таких выдающихся ученых-естествоиспытателей, как К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский, А.Л. Чижевский.

Константин Эдуардович Циолковский (1857-1935), выдающийся русский естествоиспытатель, пионер ракетостроения, обладал обширными  познаниями и разносторонними интересами как в области естественных на¬ук, техники, так и в области философии. Основанием своей «естественной философии» Циолковский считал «познание Вселенной», а также «отречение от рутины, которую дает современная наука». Циолковский полагает, что жизнь и разум на Земле не явля¬ются единственными во Вселенной. Правда, в качестве доказа¬тельства этого утверждения он считает достаточным то обстоя¬тельство, что Вселенная безгранична. Иначе «какой бы смысл имела Вселенная, если бы не была заполнена органическим, ра¬зумным, чувствующим миром?» А на основании сравнительной молодости Земли им делается вывод о том, что на других «старших планетах жизнь гораздо более совершенна» По Циолковскому, в ходе эволюции со временем будет обра¬зован союз всех разумных высших существ космоса. Сначала — в виде союза населяющих ближайшие солнца, затем — союза союзов и так далее до бесконечности, так как бесконечна сама Вселенная Идеи Циолковского о единстве разнообразных миров Космоса, его постоянном совершенствовании, включая и самого чело¬века, выходе в Космос имеют важный мировоззренческий и гу¬манистический смысл.

Информация о работе Возникновение философии, ее место и роль в системе духовной культуры