Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 08:38, курсовая работа
Возникновение философии относят примерно к VI в. до н.э. В это время одновременно на Западе (в Греции) и на Востоке (в Индии и Китае) возникает новый тип теоретических знаний, противопоставляемых традиционной мифологии. Время воз¬никновения философии немецкий философ К. Ясперс свя¬зывает с появлением особого типа сознания, которое искало новые способы решения мировоззренческих проблем. Эту эпо¬ху К. Ясперс называет «осевым временем». Очевидно, что мировоззренческие проблемы существовали и в дофилософские эпохи. Кроме того, известен целый ряд цивилизаций, которые не создали ничего похожего на философс¬кое знание. К числу таких цивилизаций относятся Египетская, Вавилонская, цивилизации майя, ацтеков и инков.
Материализм Древнего Востока и Древней Греции — это первоначальная форма материализма, в рамках которой предме¬ты и окружающий мир рассматриваются сами по себе, незави симо от сознания и состоящие из материальных образований и элементов (Фалес, Левкипп, Демокрит, Гераклит и др.).
Метафизический (механистический) материализм Нового времени в Европе. В основе его лежит изучение природы. Однако все многообразие ее свойств и отношений сводится к механиче¬ской форме движения материи (Г. Галилей, Ф. Бэкон, Дж. Локк, Ж. Ламетри, К. Гельвеции и др.).
Диалектический материализм, в котором представлены в органическом единстве материализм и диалектика (К. Маркс, Ф. Энгельс и др.).
Последовательный материализм — в его рамках принцип материализма распространяется и на' природу, и на общество (марксизм).
Непоследовательный
Различают научный и вульгарный материализм. Последний, в частности, сводит идеальное к материальному, сознание ото¬ждествляет с материей (Фохт, Молешотт, Бюхнер).
Подобно материализму, идеализм также неоднороден. Преж¬де всего, следует различать две главные его разновидности:
Объективный идеализм провозглашает независимость идеи, бога, духа — вообще идеального начала, не только от материи, но и от сознания человека (Платон, Ф. Аквинский, Гегель).
Субъективный идеализм утверждает зависимость внешнего мира, его свойств и отношений от сознания человека (Дж. Берк¬ли). Крайней формой субъективного идеализма является солип¬сизм Соглас¬но ему, с достоверностью можно говорить лишь о существова¬нии моего собственного «Я» и моих ощущений.
В рамках названных форм идеализма существуют различ¬ные его разновидности. Отметим, в частности, рационализм и иррационализм. Согласно идеалистическому рационализму, основу всего сущего и его познания составляет разум. Одним из важнейших его направлений является панлогизм по которому все действительное есть во¬площение разума, а законы бытия определяются законами логи¬ки (Гегель). Точка зрения иррационализма состоит в отрицании возможно¬сти разумного и логического познания действительности. Ос¬новным видом познания здесь признается инстинкт, вера, от¬кровение и т.д., а само бытие рассматривается как иррациональ¬ное (С. Кьеркегор, А. Бергсон, М. Хайдеггер и др.).
Для адекватного понимания
Одна из них состоит в том,
что существует постоянная «борьба»
между материализмом и
Согласно другой — «история философии по сути своей вовсе не была историей борьбы материализма против идеализма...»1.
На наш взгляд, такая «борьба»,
причем вполне сознательная, безусловно,
имела место в истории
Более наглядно единство позиций материализма и идеализма обнаруживается в решении вопроса о познаваемости мира. Так, агностики и скептики были как в лагере материализма (Демокрит), так и идеализма (Кант), а принцип познаваемости мира отстаивался не только материалистами (марксизм), но и идеалистами (Гегель)
Вопрос №4. Диалектика и метафизика как методы познания.
Под диалектикой имеют в виду, прежде всего, учение о наиболее общих закономерностях развития бытия и познания, од повременно она выступает и общим методом освоения действительности. Хотя такое ее понимание было не всегда. Зарождение и начало становления диалектики связано с периодом антично¬сти (Гераклит, Платон, Аристотель, Зенон). Этот этап часто характеризуют как стихийную, или наивную, диалектику, имея в виду, прежде всего, то, что взгляды первых философов на мир были во многом наивны. Но вместе с тем они рассматривали его непредвзято, в развитии и движении. Однако надо отметить, что уже тогда обнаруживалось разное понимание диалектики.
Так, материалист Гераклит в своем учении обращает внимание, прежде всего, на постоянное движение и изменение мира, на взаимный переход противоположностей в нём, то есть, преж¬де всего, на «диалектику вещей», на объективную диалектику. Жившие в этот же период идеалисты Сократ и Платон под диалектикой такой понимали искусство вести спор, диалог с целью выяс¬нения понятий и достижения истины. Здесь идет речь о, «диалектике понятий», о субъективной диалектике. Таким образом, диалектика в принципе совместима как с материализмом, так и с идеализмом. В первом случае она вы¬ступает как материалистическая диалектика, во втором — как идеалистическая диалектика. Классический представитель идеалистической диалектики (Кант,Фихте, Шеллинг, Гегель) (равно как и диалектического идеализ¬ма) - Гегель, создавший систему диалектики как теорию и метод познания. А классики материалистической диалектики (равно как и диалектического материализма) — К. Маркс и Энгельс которые придали ей целостный и научный характер.
Диалектика возникла и развивалась наряду с метафизикой как противоположным ей способом мышления и познания. Ее особенность — тенденция к созданию однозначной, статичной картины мира, стремление к абсолютизации и изолированному рассмотрению тех или иных моментов или фрагментов бытия. Метафизический метод характеризуется тем, что рассматривает процессы по одному принципу: либо да, либо нет; либо белое, либо черное; либо друг, либо враг и т.д.
Наиболее часто понятие
Вопрос №5. Становление древнегреческой философии и основные этапы ее развития.
Философия в чистом виде появилась у древних гре¬ков. Само слово «философия», как мы уже видели, греческого происхождения. Поэтому мож¬но утверждать, что философию, как таковую, придумали греки. Они прочертили весь круг философских проблем и вопросов и наметили пути их решения. Последующие народы и эпохи раз¬вивали дальше, обогащали и продолжали те первоначальные положения и идеи, которые были сформулированы греками. Кроме того, филосо¬фия древних греков дошла до нас в необыкновенно ярких и вы¬разительных формах. Она представляет собой нечто среднее между наукой и искусством, и поэтому ее можно было бы на¬звать научной художественностью или художественной науч¬ностью. Греки имели особый дар, наверное, навсегда утерян¬ный в человечестве, говорить о сложнейших вопросах мирозда¬ния необычайно просто, но в то же время точно, ясно и вырази¬тельно. Философия для них никогда не была родом деятельно¬сти, или профессиональным занятием, она была, скорее, образом их мышления или стилем жизни: они, философствуя, жили или, живя, философствовали. Жизнь и любовь к мудрости не¬раздельны в эллинском понимании. Именно поэтому ре¬зультаты греческой философии были огромными, наследие ее — колоссальным, а идейный резонанс — нескончаемым. Она по праву и всеми считается сейчас философией класси¬ческой, то есть образцом, эталоном, совершенным вариан¬том любого философствования вообще.
Греческую философию часто называют античной. В античной философии выделяют следующие этапы.
Ранний, или архаический (VI в. — начало V в. до н.э.). Ос¬новными школами этого периода являются милетцы (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен); Пифагор и пифагорейцы; элеаты (Парменид, Зенон); атомисты (Левкипп и Демокрит); Герак¬лит, Эмпедокл и Анаксагор, стоящие вне определенных школ. Основной темой раннего этапа греческого философствования является космос, физис, именно поэтому первых греческих фи¬лософов называют физиками, а философию — натурфилосо¬фией. В этот период формулируется проблема первоначала или первоначал мира. В философии элеатов происходит постепен¬ное освобождение от натурфилософских мотивов, но бытие и его строение по-прежнему остаются главными темами раз¬мышлений. Центральной проблематикой раннего этапа антич¬ной философии является онтологическая.
Классический (V в. до н.э.). Основными школами этого пе¬риода являются софисты (Горгий, Гиппий, Продик, Протагор и др.); поначалу примыкавший к софистам, а затем критико¬вавший их Сократ; Платон и его школа Академия; Аристотель
и его школа Лицей. Главные темы
классического периода —
Эллинистический (IV в. до н.э. — V в. н.э.). Основными шко¬лами этого периода являются Эпикур и эпикурейцы (Лукре¬ций Кар); стоики (Зенон, Хрисипп, Панэций, Посидоний и др.); неостоики (Сенека, Эпиктет и др.); скептики (Пиррон, Секст Эмприк и др.); киники (Антисфен, Диоген и др.); неоплатони¬ки (Плотин, Прокл, Ямвлих и др.). Основными темами этого периода античной философии являются проблемы воли и сво¬боды, морали и удовольствия, счастья и смысла жизни, струк¬туры космоса, мистического взаимодействия человека и мира. Главная проблематика эллинизма — аксиологическая и праксеологическая.
Основной характеристикой
Вопрос №6. Проблема бытия в античной философии.
Проблема бытия была сформулирована в античной фи¬лософии на самом первом этапе ее существования. Первые греческие натурфилософы стремились выявить предель¬ные основы, первоначала мира, гарантирующие его стабиль¬ность. Первоначала в античной натурфилософии представля¬лись в качестве стихий: огонь, вода, воздух. Размышляя о первоначалах, греческие философы вряд ли имели в виду конк¬ретные огонь или воду. После милетцев проблема бытия в иной, более абстрактной форме была поставлена элеатами. Элеаты продолжили поиск такого бытия, которое в своей неизменности и вечности было бы дано уму, а не чувствам, фиксирующим лишь измен¬чивость и множественность. Парменид сформулировал основ¬ной тезис своих размышлений следующим образом: бытие есть, а небытия нет. Он считал, что: а) бытие есть всегда, оно не возникает и не исчезает, т. е. оно вечно; б) бытие неподвижно и неизмен¬но; в) бытие — это замкнутый шар (сфера), что означает его ограниченность и завершенность; г) знания о бытии мы полу¬чаем с помощью разума, ибо чувства вводят нас в заблужде¬ние. Бытие элеатов едино и неизменно, абсолютно и самотождественно, не возникает и не уничтожается, оно — вся возможная полнота совершенств.
Итак, мысль есть бытие, а бытие есть мысль. То, что не мыслится непротиворечивым образом, не существует. Основы¬ваясь на этом положении Парменида и развивая его, Зенон сформулировал свои апории о невозможности движения. Невозможность непротиворечиво помыслить движение приве¬ла элеатов к выводу об иллюзорности множественности и из¬менчивости мира. Таким образом, элеаты с помощью понятия непротиворечивого мышления удерживали мир от опрокиды¬вания в изменчивость и множественность, т.е., по их мнению, в хаос и небытие.
Использовав идеи Парменида о неизменности бытия, с од¬ной стороны, и идеи Гераклита об абсолютной изменчивости бытия — с другой, Платон создает собственную онтологичес¬кую систему. В философии Платона бытие подразделяется на три уровня: а) умопостигаемое бытие вечных, бестелесных идей, которые первичны; б) чувственно постигаемое бытие вещей, которые производны от идей; в) бытие предметов искусства.
По его мнению, истинно сущим бытием яв¬ляются эйдосы, идеи, им противостоит мир небытия — мате¬рии. Между миром бытия и небытия балансирует мир чувственных вещей. Бытие чувственных вещей — это, согласно Платону, бытие по мнению, а не по истине. Эйдосы упоря¬дочены в строгую иерархию, на вершине которой располага¬ется идея Блага. Благо, в свою очередь, объемлет три эйдоса: истину, добро и красоту. Платон, в отличие от элеатов, не ис¬ключает становления, однако связывает его только с миром чувственных вещей, бытие которых неподлинно, ибо истинное бытие, по его мнению, неподвижно.
Информация о работе Возникновение философии, ее место и роль в системе духовной культуры