Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 08:38, курсовая работа
Возникновение философии относят примерно к VI в. до н.э. В это время одновременно на Западе (в Греции) и на Востоке (в Индии и Китае) возникает новый тип теоретических знаний, противопоставляемых традиционной мифологии. Время воз¬никновения философии немецкий философ К. Ясперс свя¬зывает с появлением особого типа сознания, которое искало новые способы решения мировоззренческих проблем. Эту эпо¬ху К. Ясперс называет «осевым временем». Очевидно, что мировоззренческие проблемы существовали и в дофилософские эпохи. Кроме того, известен целый ряд цивилизаций, которые не создали ничего похожего на философс¬кое знание. К числу таких цивилизаций относятся Египетская, Вавилонская, цивилизации майя, ацтеков и инков.
Вопрос №1. Возникновение философии, ее место и роль в системе духовной культуры.
Возникновение философии относят
примерно к VI в. до н.э. В это время
одновременно на Западе (в Греции) и
на Востоке (в Индии и Китае) возникает
новый тип теоретических
Исторически первой формой мировоззрения считается мифология. Миф — это первомысли человечества. Именно в мифологической форме существовали первоначальные ответы на вопросы об устройстве мирозда¬ния, возникновении культуры и человека. Мифология пред¬ставляет собой более или менее развернутый комплекс мифов, в которых излагаются представления о происхождении и уст¬ройстве мира, о возникновении социума и человека, проигры¬ваются основные ситуации, с которыми сталкивается человек в повседневной жизни. Миф, таким образом, есть начало чело¬веческой культуры, первая форма действительно культурной деятельности человека.
Миф одновременно является особым типом представления о реальности и повествования о ней. Для древнего человека миф был реальностью, в которой он жил. Мифы утверждали определенную систему ценностей, санкционировали или зап¬рещали определенные формы поведения. Другими словами, мифы выступали стабилизаторами социальной жизни и гаран¬тировали единство социума.
Главным свойством
Вторая важная особенность мифологического сознания — нечувствительность к противоречиям. Мифологическое созна¬ние совершенно безразлично относится к объективной связи явлений, в мифологической интерпретации любой предмет, явление или человек может в то же время быть и чем-либо дру¬гим. Источником мифологических ассоциаций является вовсе не опыт или строгий интеллект, а человеческая фантазия и пи¬тающее ее образное мышление.
Следующей особенностью мифологического сознания яв¬ляется установление особого типа связей между явлениями, не укладывающегося в модель соотношений причин и следствий. Миф предлагает несколько типов связей. Во-первых, это ме¬таморфоза (превращение). Во-вторых, это связи по ассоциа¬циям. В-третьих, телеологичностъ. Объяснение связи между явлениями в мифе происходит не от причины, а от цели. В мифе все события и явления стремятся к заранее заданной цели, все, что происходит, происходит в силу предзаданной цели.
Еще одно важное свойство мифологического сознания - символичность. Древний человек оперирует не понятиями и кате¬гориями, а символами и образами.
Важнейшая черта мифологического сознания — коллектив¬ность. Миф творится первобытным коллективом, а не отдель¬ной личностью. Особенностью мифологических коллективных представлений является их эмоциональная насыщенность.
И последним свойством
Философия заимствует у мифологии мировоззренческий характер, однако предлагает иные способы решения мировоззренческих проблем. Взгляд философии на человека и мир — это взгляд объективности и достоверности, точка зрения разу¬ма. Философия с самого начала возникает как поиск мудрости, означающей гармонию знаний о мире и жизненного опыта. Вместо образа и символа, характерных для мифа, философия предлагает рациональные понятия и категории. В ранней фи¬лософии причудливым образом переплетаются начала нового теоретического, объективного знания и мифологические представления. Однако философский ответ на мировоззренческие вопросы радикально отличается от мифологического. Для того чтобы подтвердить эту идею, достаточно проследить отличие фило¬софии от мифа по вышеперечисленным свойствам.
Во-первых, философское сознание не слитно. В фило¬софском мышлении противопоставление субъекта и объекта, знания и переживания, человека и природы, индивида и соци¬альной группы является четким и однозначным. Во-вторых, философское мышление не терпит противоречий, стремится их исключить. В-третьих, философия не приемлет объяснения связи явлений посредством превращения или по ассоциации. В некоторых философских системах присутствует телеологический способ объяснения, однако он не является доминирующим. Философия выстраивает причинно-след¬ственные цепочки для объяснения культурных или природных явлений. В-четвертых, философское мышление не символич¬но, это мышление в строгих понятиях и категориях, где образ¬ность допускается, но лишь как дополнительное средство ил¬люстрации, как форма подачи материала, но никогда как основное философское содержание. В-пятых, в противополож¬ность мифологии философия не авторитарна. И в-шес¬тых, в философии всегда можно проследить авторство той или иной идеи. Философия носит личностный характер как в пла¬не возникновения идей, так и в плане своей направленности: философия создается конкретными личностями и апеллирует к личностям
Культура — это именно то, что отличает человека от животных. В культуре выделяют материальную и духовную сферы. Материальная культура — вся сфера матери¬альной деятельности человека. Духовная культура — сфера сознания, познания, воспитания и просве¬щения. Разделение на материальную и духовную культуру во многом условно, так как все предметы материальной культу¬ры являются воплощением идей и знаний, т.е. продуктом чело¬веческого сознания, а явления духовной культуры всегда объективируются в материальных предметах.
В универсум духовной культуры входят наука, философия, искусство, религия, мифология, право, мораль. Основные ком¬поненты духовной культуры называют также формами об¬щественного сознания. Каждая из названных форм имеет собственный предмет, выделяемый из общего конгломерата культуры, и свой специфический способ функционирования.
Для определения места философии в системе культуры и установления ее соотношения с другими формами, необходи¬мо более подробно охарактеризовать духовную культуру с точки зрения ее оснований.
Фундамент культуры составляют:
— знания, сформулированные в понятиях и зафиксирован¬ные в языке;
— ценности, удовлетворяющие потребности людей, опре¬деляющие их интересы.
Философия представляет собой одновременно и знания, и ценности
Ядро философии составляют смысложизненные ценности: добро и зло, истина и заблуждение, красота и уродство, свобода и зависимость, жизнь и смерть, смысл и цель жизни и т.п. В рамках философии, конечно же, обсуждаются и другие проблемы, однако она принципиально центрирована именно на группе экзистенциальных ценностей, которые и оп¬ределяют мировоззренческую природу философского знания.
Философия все свои проблемы черпает из жизни. Но при этом философское мышление всегда стремится преодолеть уже познанное, определенное, стремится заглянуть за горизонт из¬вестного. Философия существует на границе возможного и не¬возможного, раздвигая пределы научного и жизненного опы¬та в ту или иную конкретную эпоху. Именно поэтому все философские вопросы выходят за пределы эмпирического мира. Философское знание не является знанием о фактах. Кроме того, философия размышляет не о самой по себе природной или социальной реальности, а о ее отражении в других куль¬турных формах: науке, религии, искусстве и т.п. Именно по¬этому философию невозможно напрямую соотнести с обыден¬ной, эмпирической реальностью.
Вопрос
№2. Предмет философии. Структура философского знания.
Предметом философии являются всеобщие
связи в системе «человек —
мир», философия — это рационально-
В Средние века философия выступала
служанкой богосло¬вия и
Расширительное понимание
XX век предложил большое разнообразие трактовок предме¬та философского исследования. Так, неокантианцы рассматри¬вают философию как науку о ценностях. Сохраняя понимание философии как науки о всеобщем, неокантианцы обнаружи¬вают это всеобщее не в сфере познания, а в сфере ценностей. Марксизм определяет философию как науку о всеобщих зако¬нах природы, общества и мышления. Экзистенциализм понима¬ет философию как размышление о человеческом существовании. Позитивизм вообще отказывает ей в собственном предмете. В прежнем виде философия рассматривается позитивистами как бессмысленная наука, в новом же облике она должна стать «служанкой» наук, методологией научного познания.
Подводя итог, следует сказать, что при всем разнообразии трактовок предмета философии сохраняется одна важная де¬таль: философия всегда представляет собой рациональное зна¬ние о всеобщем, однако всеобщность понимается не одинако¬во и обнаруживается в разных сферах. Философские системы всегда несут на себе отпечаток времени. Поэто¬му набор проблем и характер их интерпретации варьируются от эпохи к эпохе. Тем не менее во всех концепциях сохраняется общее, что позволяет идентифицировать их как философские. Философские проблемы сфокуси¬рованы на человеке. Философию не интересует мир сам по себе, а только мир в контексте человеческой жизнедеятельнос¬ти. Наиболее адекватно и кратко круг философских проблем очертил И. Кант, сведя их к четырем вопросам:
• Что я могу знать? • Что я должен делать? • На что я смею надеяться? Эти три вопроса объединяются в четвертом: • Что такое человек?
И. Кант первым из мыслителей эпохи философской класси¬ки осознал антропоцентрический характер философского зна¬ния.
Все многообразие философских проблем сводимо к пяти основным группам:
• онтологической; • гносеологической; • аксиологической; • праксеологической; • антропологической.
Эти пять групп проблем формируют структуру любого фи¬лософского знания. Онтология — философское учение о бытии и сущем. Гносеология — философское учение о познании. Аксиология — философское учение о ценностях. Праксеология — философское учение о действии. Антропология — философское учение о человеке. Все разделы философского знания существу¬ют в неразрывном единстве Помимо основных групп философских проблем, которые формируют ядро философии, в структуре философского знания существуют области исследования, соотносимые с конкретным фрагментом духовной культуры или формой общественного сознания: философия науки, философия истории, философия ис¬кусства, философия религии, философия мифологии, философия политики. Каждый из этих элементов опирается на идеи и прин¬ципы, формулируемые в «ядре» философского знания — он¬тологии, гносеологии, аксиологии, праксеологии и антропо¬логии.
В разные эпохи на первый план выходил тот или иной раз¬дел философского знания, тогда как другие продолжали суще¬ствовать на периферии. Например, в Античности и в Средние века доминировала онтологическая проблематика, в эпоху Возрождения в центре внимания была антропология. В Новое время и в эпоху Просвещения философы решают, прежде всего, гносеологические вопросы, а философия фактически сводится к вопросу об адекватном, универсальном познании. В совре¬менной философии внимание сконцентрировано в основном на антропологической и аксиологической проблематике; темы бытия, его познания, истины, т.е. онтология и гносеология, от¬ходят на задний план. В современной философии ясно очерчен праксеологический компонент философского знания, став¬ший, например, в американском прагматизме доминирующей сферой философского исследования.
Вопрос №3. Проблема материализма и идеализма в философии
Деление на материализм и идеализм существовало с самого начала развития философии. Немецкий философ Г. В. Лейбниц на¬зывал Эпикура самым крупным материалистом, а Платона — самым крупным идеалистом. Классическое же оп¬ределение обоих направлений впервые было дано видным не¬мецким философом Ф. Шлегелем.
Материализм - все объясняет из материи, при¬нимает материю как нечто первое, изначальное, как источник всех вещей... Идеализм все выводит из одного духа, объясняет возник¬новение материи из духа или же подчиняет ему как материализм, так и идеализм неоднородны в своих кон¬кретных проявлениях. В зависимости от этого можно выделить различные формы материализма и идеализма. Так, с точки зре¬ния исторического развития материализма, можно отметить следующие его основные формы.
Информация о работе Возникновение философии, ее место и роль в системе духовной культуры