Возникновение философии, ее место и роль в системе духовной культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 08:38, курсовая работа

Описание работы

Возникновение философии относят примерно к VI в. до н.э. В это время одновременно на Западе (в Греции) и на Востоке (в Индии и Китае) возникает новый тип теоретических знаний, противопоставляемых традиционной мифологии. Время воз¬никновения философии немецкий философ К. Ясперс свя¬зывает с появлением особого типа сознания, которое искало новые способы решения мировоззренческих проблем. Эту эпо¬ху К. Ясперс называет «осевым временем». Очевидно, что мировоззренческие проблемы существовали и в дофилософские эпохи. Кроме того, известен целый ряд цивилизаций, которые не создали ничего похожего на философс¬кое знание. К числу таких цивилизаций относятся Египетская, Вавилонская, цивилизации майя, ацтеков и инков.

Работа содержит 1 файл

философия всё.doc

— 824.00 Кб (Скачать)

Выводы общей и специальной  теории относительности и неевклидовой геометрии полностью дискредитировали поня¬тия абсолютного пространства и абсолютного времени. Ока¬залось, что признанные классическими субстанциональные представления о пространстве и времени не являются оконча¬тельными и единственно верными.

Современная философия различает  специфические формы пространства и времени в зависимости от того, в связи с какой формой движения материи они существуют — физической, биологической или социальной.

Физическим пространству и времени  приписываются опреде¬ленные характеристики. Общими и для пространства, и для  вре¬мени являются свойства объективности  и всеобщности. Про¬странство и  время объективны, так как существуют независимо от сознания. Всеобщность означает, что эти формы присущи всем без исключения воплощениям материи на любом уровне ее существования. Кроме того, у пространства и времени есть ряд специфических характеристик. Так, пространству приписыва¬ются свойства протяженности, изотропности, однородности, трехмерности.

Физическому времени приписываются  свойства длительнос¬ти, одномерности, необратимости и однородности.

Биологическое пространство-время  — это пространство и время  в живой природе. Биологическое пространство характе¬ризуется асимметрией правого и левого. Единство симметрии и асимметрии в живой природе позволяет организмам лучше приспосабливаться к среде. Что касается биологического вре¬мени, то его главной характеристикой является цикличность, ритмичность.

Биологическое время применительно  к человеку называют психологическим. Психологическому времени также  свойствен¬на неравномерность. Оно  то бежит, то замедляется в зависи¬мости от состояния человека или происходящих вокруг него событий. Темп и плотность психологического времени напря¬мую связаны с осознанием возраста и конечности человечес¬кой жизни.

Социальное пространство-время  не существует вне практи¬ческой  деятельности человека. Социальное пространство — это значимые для человека сферы бытия. Социальное время также зависит от характера социальных процессов, которые качественно отличаются от физических. Для современного человека ха¬рактерно линейное представление о социальном времени. Мы мыслим историю как линию, которая имеет начало — проис¬хождение человека и общества, и надеемся, что не имеет кон¬ца. Именно это представление кажется нам естественным и поэтому единственно возможным, однако при внимательном взгляде на историю культуры эта позиция оказывается лишь одной из многих.

Уже элеаты обратили внимание на противоречивый харак¬тер движения и связали  вопрос о движении с определенными  представлениями о пространстве и времени. Зенон сформули¬ровал свои знаменитые апории, показывающие невозможность мысли о движении. Наиболее известными являются апо¬рии «Ахилл и черепаха» и «Летящая стрела».

Уже Аристотель начал критику учения элеатов и тех пред¬ставлений, которые привели их к выводу о  немыслимости дви¬жения. Проблема внутренней активности материи, которая для  античных философов решалась простым утверждением о вза¬имодействии стихий и наличии в космосе противоположных начал, вышла на первый план в философии Возрождения. В это время появилась концепция всеобщей одушевленности ма¬терии — панпсихизм. Близким ему по смыслу стало объяснение активности материи через наделение ее жизнью — гилозоизм. Эти версии ответа на вопрос о причине изменений предпола¬гали растворение в материи духовного начала, которое пони¬малось как душа или жизнь.

Философы-механицисты, отождествив  материю с косным веществом, вынуждены были искать другой ответ на вопрос об источнике движения. В XVII—XVIII вв. широкое распростра¬нение получил принцип деизма, согласно которому Бог сотворил мир и больше в дела этого мира не вмешивался, Вселенная продолжала существовать самостоятельно, подчиняясь есте¬ственным законам. Деизм представляет собой светскую, секуля¬ризованную версию религиозной концепции первотолчка, с по¬мощью которого Бог завел «часовой механизм» Вселенной.

 

Диалектические материалисты, сведя  все бытие к материи и отказавшись от отождествления ее с любыми конкретными проявлениями, предложили свой ответ на вопрос об источни¬ке движения. Современный материализм утверждает, что ис¬точник активности материи находится в ней самой, причиной самодвижения материи признается взаимодействие противо¬положных начал. Внутренняя противоречивость материи оп¬ределяет ее способность к саморазвитию. Материя предстает как постоянно изменяющаяся целостность, неуничтожимая количественно и качественно. Одна форма движения перехо¬дит в другую, формируя новые вариации одного и того же ма¬териального мира.

Итак, движение — один из атрибутов  материи, способ ее существования. В  мире нет материи без движения и движения без материи. Движение понимается как любое возможное  из¬менение, существующее в бесконечно многообразных формах. Таким образом, в диалектическом материализме подчеркива¬ется всеобщий характер движения и исключается ошибка ре¬дукции его к одному конкретному виду. Покой рассматрива¬ется как относительно, устойчивое состояние материи, одна из сторон движения.

Для уточнения вопроса об изменении  строится концепция типов изменчивости. Выделяются количественные и каче¬ственные  изменения. Количественные изменения  связаны с пе¬реносом материи  или энергии, однако не предполагают изме¬нения структуры объектов. При количественных изменениях качество объекта остается неизменным для внешнего наблю¬дателя. Качественные изменения, напротив, связаны с преоб¬разованием внутренней структуры объекта.

Последовательные, необратимые качественные изменения называются развитием. Развитие, в свою очередь, может быть прогрессивным или регрессивным. Прогресс - развитие, сопро¬вождающееся повышением уровня организации объекта или системы, переход от менее совершенного к более совершенно¬му, от низшего к высшему. Регресс — развитие, сопровождаю¬щиеся понижением уровня организации объекта или системы, переход от высшего к низшему.

В диалектическом материализме говорится  также о различ¬ных формах движения материи. Ф. Энгельс выделяет пять таких  форм: механическую, физическую, химическую, биологическую и социальную. Все формы движения связаны и при определен¬ных условиях трансформируются друг в друга. Каждая из форм движения связана с определенным материальным носителем: механическая — с макротелами, физическая — с атомами, хими¬ческая — с молекулами, биологическая — с белками, социаль¬ная — с человеческими индивидами и социальными общностями. Дальнейшее развитие естественной науки внесло суще¬ственные коррективы в предложенную Ф. Энгельсом концеп¬цию форм движения материи. Так, советский исследователь Б. Кедров исключил из классификации механическую форму движения на том основании, что механическое движение не яв¬ляется самостоятельной формой, а есть результат взаимодей¬ствия нескольких структурных уровней организации материи. Кроме того, механическое движение, называемое Ф. Энгель¬сом самым простым, оказалось на деле не менее сложным, чем другие. В концепции Б. Кедрова физическая форма движения распалась на субатомарную и супратомную, соответствующие микро- и макроуровням физических процессов. Биологическая форма движения, в свою очередь, преобразовалась в сложную иерархию, состоящую из нескольких уровней: доклеточного, клеточного, многоклеточных организмов, популяций, биоце¬нозов. Изменилось также представление о материальных но¬сителях разных форм движения.

Признание движения неотъемлемым свойством  материи позволяет конкретизировать принцип материального един¬ства  мира и объяснить многообразие чувственных  вещей как изменчивых форм существования  единой материи.

 

39. Движение - важнейший атрибут,  способ существования материи.  Д. Включает в себя все происходящие  в природе и обществе процессы. В самом общем виде Д. - это  изменение вообще, всякое взаимодействие  материальных объектов и смена  их состояний.  Д. определяет свойства, структурную организацию и характер существования материи. Д. материи многообразно по своим проявлениям и существует в различных формах. Любой объект существует лишь благодаря тому, что в нем воспроизводятся определенные типы движений. Движение внутренне присуще материи. Энгельс выделил 5 форм движения материи: механическое, физическое, химическое, биологическое и социальное. 3 блока движений: неживой природы, живой природы и общества. Существуют различные подходы к понятию движения. Материализм: движение – это 1) изменение вообще; 2) способ существования материи. Субъективный идеализм: движение осуществляется в  ощущениях, в мыслях, в сознании. Объективный идеализм: “движение – это рост, изменение, уничтожение, возникновение,  прохождение, гибель и т.д. Основные свойства движения: 1) объективность,  2) абсолютность, 3) относительность, 4) противоречивость.  2 основных типа движения: Д. когда сохраняется качество предмета; изменение качественного состояния предмета. Одни формы движения превращаются в другие. Последние характеризуются как развитие. Развитие представляет собой закономерное, целостное, необратимое структурное изменение систем, имеющее определенную направленность. Эта направленность является равнодействующей от сложения различных внутренних тенденций изменения, вытекающих из законов движения системы и наличных внешних условий. Процесс развития - переход одного качества в другое, направленное формирование новых систем, которые рождаются из предшествующих систем.  2 разновидности процессов развития: качественные превращения, не выходящие за рамки соответствующего вида материи, определенного уровня ее организации; процессы перехода от одного уровня к другому.

 

40

В античности диалектика - искусство  вести беседу, спор; философский  диалог, противостоящий риторике и софистике. Сам термин "Д." впервые потреблен Сократом для обозначения плодотворного и взаимозаинтересованного достижения истины путем столкновения противоборствующих мнений. Создателем первой формы философской Д. принято считать Гераклита, придавшего традиционным мыслям об изменениях абстрактно-всеобщую форму. Особое место Д. приобретает в работах представителей немецкой классической философии, т.к. именно здесь впервые в истории философии была разработана целостная диалектическая концепция развития, поколебавшая господство метафизического метода. Самой развитой формой этой Д. явилась Д. Гегеля. Однако, у истоков этого метода стоит все же Кант с его антиномией чистого разума (Разум не может выйти за пределы чувственного опыта и познать “вещи в себе”. По учению Канта, такого рода попытки приводят разум к противоречиям, т. к. делают возможным обоснование как утверждения (тезиса), так и отрицания (антитезиса) каждой из следующих “антиномий чистого разума”: 1. Мир конечен — мир бесконечен. 2. Каждая сложная субстанция состоит из простых частей —не существует ничего простого. 3. В мире существует свобода — в мире не существует свободы, но господствует только причинность. 4. Существует первопричина мира (Бог) — не существует первопричины мира.). Диалектический метод пронизывает все разделы гегелевской системы философии. Д., метод развития, согласно Гегелю, следует понимать как методическое обнаружение и разрешение противоречий, содержащихся в понятиях. Сами противоречия Гегель понимал как столкновение противоположных определений и разрешение их путем объединения. Главной темой его Д. стала тема противоречия. Оно полагается Гегелем как внутренний импульс развития духа, который шаг за шагом переходит от простого к сложному, от непосредственного к опосредствованному, от абстрактного к конкретному и все более полному и истинному результату. Такое прогрессирующее движение вперед придает процессу мышления характер постепенно восходящего ряда развития. Оно для него не просто отрицание той мысли, которая полагалась и утверждалась, это - двойное отрицание, т.е. обнаружение противоречия и его разрешение. Высшая ступень развития включает в себя, т.о низшую, а последняя отменяется в ней именно в этом двойственном смысле. Именно диалектический метод позволил Гегелю критически переосмыслить все сферы современного ему знания и культуры.

 

Вопрос №41. Циклическая концепция  развития.

О. Шпенглер предлагает циклическую  концепцию истории. Идею исторической закономерности он заменяет идеей судь¬бы, а идею прогресса — идеей круговорота. История не разви¬вается линейно, а представляет собой ряд независимых, непов¬торимых и замкнутых культур. Каждая культура — организм, имеющий индивидуальную судьбу и душу, переживающий пе¬риоды возникновения, расцвета и умирания. Душа культуры выражается в символах, благодаря которым эту культуру мож¬но постичь. По мнению О. Шпенглера, существовало восемь независимых и несравнимых друг с другом культур: арабская, майи, вавилонская, индийская, египетская, античная, китайс¬кая, западноевропейская.

А. Тойнби в своей концепции исторического  круговорота выделяет уже не восемь, а двадцать одну культурно-историчес¬кую  единицу. В современности, по его  мнению, сосуществуют индийская, китайская, исламская, русская и западная цивили¬зации. Каждая цивилизация представляет собой целостную си¬стему, все элементы которой связаны между собой. Цивилиза¬ция проходит этапы возникновения, надлома, разложения и гибели, а затем сменяется другой. Та же судьба ждет и все со¬временные цивилизации. По мнению А. Тойнби, цивилизация — это вызов, брошенный божественным логосом разным наро¬дам, ответы на эти вызовы и определяют содержание истори¬ческого процесса.

 

Вопрос №42. Основные законы и категории  диалектики.

Диалектика есть открытая органическая система, совокуп¬ность устойчивых отношений и связей между элементами ко¬торой образует структуру диалектики. Ее элементы — это категории, законы и принципы, которые в своем единстве от¬ражают единство, целостность развивающегося реального мира в его всеобщих характеристиках.

Категории диалектики — формы мышления, которые от¬ражают наиболее общие  и существенные стороны, свойства и  отношения реальной действительности и познания на основе чувственно-материальной деятельности людей, общественной практики. Основные категории — материя, сознание, развитие, качество и количество, противоречие, необходимость и случай¬ность, причина и следствие и др.

Связь и взаимодействие определенных категорий выража¬ют законы диалектики, главным из которых является закон  единства и борьбы противоположностей, вскрывающий самое основное в развитии — его источник, каким является противо¬речие (единство противоположностей).

Противоположности — это такие  стороны, моменты, пред¬меты, которые  одновременно: а) неразрывно связаны; б) взаимоисключают друг друга, причем не только в разных, но и в одном и том же отношении; в) взаимопроникают и — при оп¬ределенных условиях — переходят друг в друга (положитель¬ное и отрицательное, ассимиляция и диссимиляция, теория и практика, материальное и идеальное и др.). Единство (тожде¬ство) противоположностей образует противоречие (диалекти¬ческое).

Суть рассматриваемого закона может  быть выражена фор¬мулой: разделение единого  на противоположности, их борьба и разрешение в новом единстве. Тем самым  развитие предста¬ет как процесс возникновения, роста, обострения и разрешения многообразных противоречий, среди которых определяющую роль играют внутренние противоречия данного предмета или процесса. Именно они и выступают в качестве решающего ис¬точника, движущей силы их развития.

Закон взаимоперехода количественных и качественных из¬менений вскрывает  всеобщий механизм развития: то, каким  именно образом оно происходит. Основные категории закона — качество, количество, мера, скачок.

Информация о работе Возникновение философии, ее место и роль в системе духовной культуры