Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 08:38, курсовая работа
Возникновение философии относят примерно к VI в. до н.э. В это время одновременно на Западе (в Греции) и на Востоке (в Индии и Китае) возникает новый тип теоретических знаний, противопоставляемых традиционной мифологии. Время воз¬никновения философии немецкий философ К. Ясперс свя¬зывает с появлением особого типа сознания, которое искало новые способы решения мировоззренческих проблем. Эту эпо¬ху К. Ясперс называет «осевым временем». Очевидно, что мировоззренческие проблемы существовали и в дофилософские эпохи. Кроме того, известен целый ряд цивилизаций, которые не создали ничего похожего на философс¬кое знание. К числу таких цивилизаций относятся Египетская, Вавилонская, цивилизации майя, ацтеков и инков.
Выводы общей и специальной
теории относительности и неевклидовой
геометрии полностью
Современная философия различает
специфические формы
Физическим пространству и времени
приписываются опреде¬ленные
Физическому времени приписываются свойства длительнос¬ти, одномерности, необратимости и однородности.
Биологическое пространство-время — это пространство и время в живой природе. Биологическое пространство характе¬ризуется асимметрией правого и левого. Единство симметрии и асимметрии в живой природе позволяет организмам лучше приспосабливаться к среде. Что касается биологического вре¬мени, то его главной характеристикой является цикличность, ритмичность.
Биологическое время применительно к человеку называют психологическим. Психологическому времени также свойствен¬на неравномерность. Оно то бежит, то замедляется в зависи¬мости от состояния человека или происходящих вокруг него событий. Темп и плотность психологического времени напря¬мую связаны с осознанием возраста и конечности человечес¬кой жизни.
Социальное пространство-время не существует вне практи¬ческой деятельности человека. Социальное пространство — это значимые для человека сферы бытия. Социальное время также зависит от характера социальных процессов, которые качественно отличаются от физических. Для современного человека ха¬рактерно линейное представление о социальном времени. Мы мыслим историю как линию, которая имеет начало — проис¬хождение человека и общества, и надеемся, что не имеет кон¬ца. Именно это представление кажется нам естественным и поэтому единственно возможным, однако при внимательном взгляде на историю культуры эта позиция оказывается лишь одной из многих.
Уже элеаты обратили внимание на противоречивый
харак¬тер движения и связали
вопрос о движении с определенными
представлениями о пространстве
и времени. Зенон сформули¬ровал
свои знаменитые апории, показывающие
невозможность мысли о
Уже Аристотель начал критику учения элеатов и тех пред¬ставлений, которые привели их к выводу о немыслимости дви¬жения. Проблема внутренней активности материи, которая для античных философов решалась простым утверждением о вза¬имодействии стихий и наличии в космосе противоположных начал, вышла на первый план в философии Возрождения. В это время появилась концепция всеобщей одушевленности ма¬терии — панпсихизм. Близким ему по смыслу стало объяснение активности материи через наделение ее жизнью — гилозоизм. Эти версии ответа на вопрос о причине изменений предпола¬гали растворение в материи духовного начала, которое пони¬малось как душа или жизнь.
Философы-механицисты, отождествив материю с косным веществом, вынуждены были искать другой ответ на вопрос об источнике движения. В XVII—XVIII вв. широкое распростра¬нение получил принцип деизма, согласно которому Бог сотворил мир и больше в дела этого мира не вмешивался, Вселенная продолжала существовать самостоятельно, подчиняясь есте¬ственным законам. Деизм представляет собой светскую, секуля¬ризованную версию религиозной концепции первотолчка, с по¬мощью которого Бог завел «часовой механизм» Вселенной.
Диалектические материалисты, сведя все бытие к материи и отказавшись от отождествления ее с любыми конкретными проявлениями, предложили свой ответ на вопрос об источни¬ке движения. Современный материализм утверждает, что ис¬точник активности материи находится в ней самой, причиной самодвижения материи признается взаимодействие противо¬положных начал. Внутренняя противоречивость материи оп¬ределяет ее способность к саморазвитию. Материя предстает как постоянно изменяющаяся целостность, неуничтожимая количественно и качественно. Одна форма движения перехо¬дит в другую, формируя новые вариации одного и того же ма¬териального мира.
Итак, движение — один из атрибутов материи, способ ее существования. В мире нет материи без движения и движения без материи. Движение понимается как любое возможное из¬менение, существующее в бесконечно многообразных формах. Таким образом, в диалектическом материализме подчеркива¬ется всеобщий характер движения и исключается ошибка ре¬дукции его к одному конкретному виду. Покой рассматрива¬ется как относительно, устойчивое состояние материи, одна из сторон движения.
Для уточнения вопроса об изменении строится концепция типов изменчивости. Выделяются количественные и каче¬ственные изменения. Количественные изменения связаны с пе¬реносом материи или энергии, однако не предполагают изме¬нения структуры объектов. При количественных изменениях качество объекта остается неизменным для внешнего наблю¬дателя. Качественные изменения, напротив, связаны с преоб¬разованием внутренней структуры объекта.
Последовательные, необратимые качественные изменения называются развитием. Развитие, в свою очередь, может быть прогрессивным или регрессивным. Прогресс - развитие, сопро¬вождающееся повышением уровня организации объекта или системы, переход от менее совершенного к более совершенно¬му, от низшего к высшему. Регресс — развитие, сопровождаю¬щиеся понижением уровня организации объекта или системы, переход от высшего к низшему.
В диалектическом материализме говорится также о различ¬ных формах движения материи. Ф. Энгельс выделяет пять таких форм: механическую, физическую, химическую, биологическую и социальную. Все формы движения связаны и при определен¬ных условиях трансформируются друг в друга. Каждая из форм движения связана с определенным материальным носителем: механическая — с макротелами, физическая — с атомами, хими¬ческая — с молекулами, биологическая — с белками, социаль¬ная — с человеческими индивидами и социальными общностями. Дальнейшее развитие естественной науки внесло суще¬ственные коррективы в предложенную Ф. Энгельсом концеп¬цию форм движения материи. Так, советский исследователь Б. Кедров исключил из классификации механическую форму движения на том основании, что механическое движение не яв¬ляется самостоятельной формой, а есть результат взаимодей¬ствия нескольких структурных уровней организации материи. Кроме того, механическое движение, называемое Ф. Энгель¬сом самым простым, оказалось на деле не менее сложным, чем другие. В концепции Б. Кедрова физическая форма движения распалась на субатомарную и супратомную, соответствующие микро- и макроуровням физических процессов. Биологическая форма движения, в свою очередь, преобразовалась в сложную иерархию, состоящую из нескольких уровней: доклеточного, клеточного, многоклеточных организмов, популяций, биоце¬нозов. Изменилось также представление о материальных но¬сителях разных форм движения.
Признание движения неотъемлемым свойством
материи позволяет
39. Движение - важнейший атрибут,
способ существования материи.
Д. Включает в себя все
40
В античности диалектика - искусство вести беседу, спор; философский диалог, противостоящий риторике и софистике. Сам термин "Д." впервые потреблен Сократом для обозначения плодотворного и взаимозаинтересованного достижения истины путем столкновения противоборствующих мнений. Создателем первой формы философской Д. принято считать Гераклита, придавшего традиционным мыслям об изменениях абстрактно-всеобщую форму. Особое место Д. приобретает в работах представителей немецкой классической философии, т.к. именно здесь впервые в истории философии была разработана целостная диалектическая концепция развития, поколебавшая господство метафизического метода. Самой развитой формой этой Д. явилась Д. Гегеля. Однако, у истоков этого метода стоит все же Кант с его антиномией чистого разума (Разум не может выйти за пределы чувственного опыта и познать “вещи в себе”. По учению Канта, такого рода попытки приводят разум к противоречиям, т. к. делают возможным обоснование как утверждения (тезиса), так и отрицания (антитезиса) каждой из следующих “антиномий чистого разума”: 1. Мир конечен — мир бесконечен. 2. Каждая сложная субстанция состоит из простых частей —не существует ничего простого. 3. В мире существует свобода — в мире не существует свободы, но господствует только причинность. 4. Существует первопричина мира (Бог) — не существует первопричины мира.). Диалектический метод пронизывает все разделы гегелевской системы философии. Д., метод развития, согласно Гегелю, следует понимать как методическое обнаружение и разрешение противоречий, содержащихся в понятиях. Сами противоречия Гегель понимал как столкновение противоположных определений и разрешение их путем объединения. Главной темой его Д. стала тема противоречия. Оно полагается Гегелем как внутренний импульс развития духа, который шаг за шагом переходит от простого к сложному, от непосредственного к опосредствованному, от абстрактного к конкретному и все более полному и истинному результату. Такое прогрессирующее движение вперед придает процессу мышления характер постепенно восходящего ряда развития. Оно для него не просто отрицание той мысли, которая полагалась и утверждалась, это - двойное отрицание, т.е. обнаружение противоречия и его разрешение. Высшая ступень развития включает в себя, т.о низшую, а последняя отменяется в ней именно в этом двойственном смысле. Именно диалектический метод позволил Гегелю критически переосмыслить все сферы современного ему знания и культуры.
Вопрос №41. Циклическая концепция развития.
О. Шпенглер предлагает циклическую концепцию истории. Идею исторической закономерности он заменяет идеей судь¬бы, а идею прогресса — идеей круговорота. История не разви¬вается линейно, а представляет собой ряд независимых, непов¬торимых и замкнутых культур. Каждая культура — организм, имеющий индивидуальную судьбу и душу, переживающий пе¬риоды возникновения, расцвета и умирания. Душа культуры выражается в символах, благодаря которым эту культуру мож¬но постичь. По мнению О. Шпенглера, существовало восемь независимых и несравнимых друг с другом культур: арабская, майи, вавилонская, индийская, египетская, античная, китайс¬кая, западноевропейская.
А. Тойнби в своей концепции
Вопрос №42. Основные законы и категории диалектики.
Диалектика есть открытая органическая система, совокуп¬ность устойчивых отношений и связей между элементами ко¬торой образует структуру диалектики. Ее элементы — это категории, законы и принципы, которые в своем единстве от¬ражают единство, целостность развивающегося реального мира в его всеобщих характеристиках.
Категории диалектики — формы мышления, которые от¬ражают наиболее общие и существенные стороны, свойства и отношения реальной действительности и познания на основе чувственно-материальной деятельности людей, общественной практики. Основные категории — материя, сознание, развитие, качество и количество, противоречие, необходимость и случай¬ность, причина и следствие и др.
Связь и взаимодействие определенных категорий выража¬ют законы диалектики, главным из которых является закон единства и борьбы противоположностей, вскрывающий самое основное в развитии — его источник, каким является противо¬речие (единство противоположностей).
Противоположности — это такие стороны, моменты, пред¬меты, которые одновременно: а) неразрывно связаны; б) взаимоисключают друг друга, причем не только в разных, но и в одном и том же отношении; в) взаимопроникают и — при оп¬ределенных условиях — переходят друг в друга (положитель¬ное и отрицательное, ассимиляция и диссимиляция, теория и практика, материальное и идеальное и др.). Единство (тожде¬ство) противоположностей образует противоречие (диалекти¬ческое).
Суть рассматриваемого закона может быть выражена фор¬мулой: разделение единого на противоположности, их борьба и разрешение в новом единстве. Тем самым развитие предста¬ет как процесс возникновения, роста, обострения и разрешения многообразных противоречий, среди которых определяющую роль играют внутренние противоречия данного предмета или процесса. Именно они и выступают в качестве решающего ис¬точника, движущей силы их развития.
Закон взаимоперехода количественных и качественных из¬менений вскрывает всеобщий механизм развития: то, каким именно образом оно происходит. Основные категории закона — качество, количество, мера, скачок.
Информация о работе Возникновение философии, ее место и роль в системе духовной культуры