Возникновение философии, ее место и роль в системе духовной культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 08:38, курсовая работа

Описание работы

Возникновение философии относят примерно к VI в. до н.э. В это время одновременно на Западе (в Греции) и на Востоке (в Индии и Китае) возникает новый тип теоретических знаний, противопоставляемых традиционной мифологии. Время воз¬никновения философии немецкий философ К. Ясперс свя¬зывает с появлением особого типа сознания, которое искало новые способы решения мировоззренческих проблем. Эту эпо¬ху К. Ясперс называет «осевым временем». Очевидно, что мировоззренческие проблемы существовали и в дофилософские эпохи. Кроме того, известен целый ряд цивилизаций, которые не создали ничего похожего на философс¬кое знание. К числу таких цивилизаций относятся Египетская, Вавилонская, цивилизации майя, ацтеков и инков.

Работа содержит 1 файл

философия всё.doc

— 824.00 Кб (Скачать)

Будучи объективна по своему внешнему материальному содержанию, истина субъективна  по своим внутренним иде¬альным содержанию и форме: истину познают люди, выража¬ющие  ее в определенных субъективных формах (понятиях, за¬конах, теориях и т.п.). Например, всемирное тяготение изна¬чально присуще материальному миру, но в качестве истины, закона науки оно было открыто Ньютоном.

Абсолютная истина понимается, во-первых, как полное, исчерпывающее зна¬ние  о действительности в целом —  гносеологический идеал, который никогда не будет достигнут, хотя познание все более приближается к нему. Во-вторых, как тот элемент знаний, ко¬торый не может быть никогда опровергнут в будущем. Это так называемые веч¬ные истины, знания об отдельных сторонах предметов.

Относительная истина выражает изменчивость каждого истинного зна¬ния, его углубление, уточнение по мере развития практики и познания. При этом старые истины либо заменяются новыми, либо опровергаются и становятся заблуждениями. Относительность истины заключается в ее неполноте, условности, приблизительности, незавершенности. Абсолютная истина в виде целостного фрагмента знания скла¬дывается из суммы относительных, но не путем механическо¬го соединения готовых истин, а в процессе исторического раз¬вития познания и синтеза его результатов.

Вопрос о том, можно ли отграничить  истину от заблужде¬ния, и если можно, то каким именно образом, всегда интересо¬вал познающую мысль. Это и есть вопрос о критерии истины. В истории философии  и науки высказывались различные  точ¬ки зрения на сей счет.

Таким критерием считались, в частности, ясность и отчет¬ливость знаний, их общезначимость, чувственные данные, по¬лезность знаний и т.п.

Диалектико-материалистическая философия  соединила все¬общность критерия истины с непосредственной действитель¬ностью путем введения в теорию познания общественно-исто¬рической практики. Последняя во всем своем объеме и полно¬те, а также в целостном историческом развитии была представлена решаю¬щим в конечном итоге критерием истины. История познания подтвердила этот вывод.

Проверка знания «на истину»  практикой не есть какой-то одноразовый  акт, нечто неизменное или «зеркальное  сличение», а она есть процесс, т. е. носит исторический, диалектический характер.

Диалектичность практики как критерия истины является объективной основой возникновения и существования иных критериев для проверки истинности знания в различных его формах. В качестве таковых выступают так называемые внеэмпирические, внутринаучные критерии обоснования знания (про¬стота, красота, внутреннее совершенство и т.п.). Важное зна¬чение среди них имеют теоретические формы доказательства, логический критерий истины, опосредованно выведенный из практики, производный от нее и потому могущий быть вспо¬могательным критерием истины. Он дополняет критерий прак¬тики как решающий, а не отменяет или заменяет его полнос¬тью. В конечном итоге практика, и только она, может оконча¬тельно доказать истинность тех или иных знаний.

 

Вопрос №49. Социальное познание, его  особенности и критерии истинности.

Человеческое познание подчиняется общим закономернос¬тям. Однако особенности объекта познания обусловливают его специфику. Имеются свои характерные черты и у социального познания, которое присуще социальной философии. Следует, конечно, иметь в виду, что в строгом смысле слова всякое по¬знание имеет социальный, общественный характер. Однако в данном контексте речь идет о собственно социальном познании, в узком смысле этого слова, когда оно выражается в системе знаний об обществе на его различных уровнях и в различных аспектах.

Специфика этого вида познания заключается, прежде всего, в том, что в качестве объекта здесь выступает деятельность самих субъектов познания. То есть сами люди являются и субъектами познания, и реальными действующими лицами. Помимо этого, объектом познания становится также взаимодействие между объ¬ектом и субъектом познания. Другими словами, в отличие от наук о природе, технических и других наук в самом объекте со¬циального познания изначально присутствует и его субъект.

Далее, общество и человек, с одной  стороны, выступают как часть природы. С другой — это творения и самого общества, и самого человека, опредмеченные результаты их деятельности. В обществе действуют как социальные, так и индивидуальные силы, как материальные, так и идеальные, объективные и субъективные факторы; имеют значения как чувства, страсти, так и разум; как сознательные, так и бессознательные, рациональные и иррацио¬нальные стороны жизнедеятельности людей. Внутри самого обще¬ства различные его структуры и элементы стремятся к удовлетво¬рению своих собственных потребностей, интересов и целей. Эта сложность общественной жизни, ее многообразие и разнокачественность обусловливают сложность и трудность социального по¬знания и его специфику по отношению к другим видам познания.

К трудностям социального познания, объясняемым объек¬тивными причинами, т. е. причинами, имеющими основания в специфике объекта, добавляются и трудности, связанные с субъ¬ектом познания. Таким субъектом является в конечном счете сам человек, хотя и вовлеченный в общественные связи и науч¬ные сообщества, но имеющий свой индивидуальный опыт и ин¬теллект, интересы и ценности, потребности и пристрастия и т.д. Таким образом, при характеристике социального познания сле¬дует иметь в виду также и его личностный фактор.

Наконец,    необходимо    отметить   социально-исто¬рическую обусловленность социального познания, в том числе уровнем развития материальной и духовной жизни общества, его социальной структурой и господствующими в нем интересами.

Конкретная комбинация всех указанных  факторов и сторон специфики социального познания обусловливает многообразие точек зрения и теорий, объясняющих развитие и функци¬онирование общественной жизни. Вместе с тем указанная спе¬цифика во многом определяет характер и особенности различ¬ных сторон социального познания: онтологическую, гносеоло¬гическую и ценностную (аксиологическую).

 

Вопрос №50. Чувственное и рациональное познание, их взаимосвязь и формы.

По вопросу о роли, месте и  соотношении чувственного и рационального  в познавательном процессе в истории филосо¬фии существовали две прямо противоположные точки зрения — сенсуализм и рационализм.

Сенсуалисты счита¬ли, что решающая роль в процессе познания принадлежит  орга¬нам чувств.

Рационалисты, опираясь, прежде всего  на успехи математики, стремились доказать, что всеобщие и необходимые истины невыводимы непосредственно из данных чувствен¬ного опыта и его обобщений, а могут быть почерпнуты только из самого мышления.

Развитие философии, науки и  других форм духовной дея¬тельности  людей показывает, что в действительности любое знание есть единство двух противоположных моментов, сто¬рон — чувственного и рационального. Оно невозможно ни без одного из них.

Чувственное познание осуществля¬ется  посредством органов чувств —  зрения, слуха, осязания и др., которые у человека есть «продукты всемирной истории», а не только биологической эволюции. Органы чувств — это един¬ственные «ворота», через которые в наше сознание могут про¬никать сведения об окружающем нас мире. Будучи моментом  чувственно-предметной деятельности (практики), живое созер¬цание осуществляется в трех основных взаимосвязанных фор¬мах. Это ощущения, восприятия и представления, каждое из которых есть субъективный образ объективного мира.

Ощущения представляют собой отражение  в сознании человека отдельных сторон, свойств предметов и явлений матери¬ального мира, а также внутренних состояний организма, не¬посредственно воздействующих на органы чувств. Ощущения подразделяются на зрительные (играющие наиболее важную роль), слуховые, осязательные, вкусовые и обонятельные.

Восприятие — это целостный  образ предмета, непосред¬ственно данный в живом созерцании в совокупности всех сво¬их сторон, синтез данных отдельных  ощущений. При этом вос¬приятие не сводится к сумме отдельных ощущений, а пред¬ставляет собой качественно новую ступень чувственного позна¬ния.

Представление — обобщенный чувственно-наглядный  об¬раз предмета, воздействовавшего  на органы чувств в прошлом, но не воспринимаемого  в данный момент. Сюда относятся  об¬разы памяти , образы воображения  и др. По сравнению с восприятием в представлении отсутствует не¬посредственная связь с реальным объектом. Это обычно рас¬плывчатый, усредненный, нечеткий образ предмета, но уже в нем совершается элементарное обобщение с выделением неко¬торых общих признаков и отбрасыванием несущественных, случайных.

Для живого созерцания в целом характерно отражение внеш¬него мира в наглядной  форме, наличие непосредственной связи  человека с реальной действи¬тельностью, отражение преимущественно внешних  сторон и связей, начало постижения внутренних зависимостей на осно¬ве первоначального обобщения чувственных данных

Рациональное познание наиболее полно  и адекватно выра¬жено в мышлении. Мышление — осуществляемый в ходе прак¬тики активный процесс обобщенного  и опосредованного отра¬жения действительности, обеспечивающий раскрытие на осно¬ве чувственных данных ее закономерных связей и их выраже¬ние в системе абстракций (понятий, категорий и др.).

Мышление человека — не чисто  природное его свойство, а выработанная в ходе истории функция социального коллектив¬ного субъекта, общества в процессе своей предметной деятель¬ности и общения, идеальная их форма.

Исходя из древней философской  традиции, восходящей к античности, следует выделить два основных уровня мышления - рассудок и разум. Рассудок — исходный уровень мыш¬ления, на котором оперирование абстракциями происходит в пределах неизменной схемы, заданного шаблона, жесткого стан¬дарта. Это способность последовательно и ясно рассуждать, правильно строить мысли, четко классифицировать, строго систематизировать факты. Здесь сознательно отвлекаются от развития, взаимосвязи вещей и выражающих их понятий, рас¬сматривая их как нечто устойчивое, неизменное. Главная функ¬ция рассудка — расчленение и исчисление. Мышление в целом невозможно без рассудка, он необходим всегда, но его абсолю¬тизация неизбежно ведет к метафизике. Рассудок — это обы¬денное повседневное «житейское» мышление, или то, что час¬то называют здравым смыслом. Логика рассудка — формаль¬ная логика, которая изучает структуру высказываний и доказа-тельств, обращая основное внимание на форму «готового» зна¬ния, а не на его содержание и изменение.

Разум (диалектическое мышление) —  высший уровень ра¬ционального познания, для которого прежде всего характерны творческое оперирование абстракциями и сознательное иссле¬дование их собственной природы (саморефлексия). Только на этом своем уровне мышление может постигнуть сущность ве¬щей, их законы и противоречия, адекватно выразить логику вещей в логике понятий. Последние, как и сами вещи, берутся в их взаимосвязи, развитии, всесторонне и конкретно. Главная задача разума — объединение многообразного вплоть до син¬теза противоположностей и выявления коренных причин и дви¬жущих сил изучаемых явлений. Логика разума — диалектика, представленная как учение о формировании и развитии знаний в единстве их содержания и формы.

Процесс развития мышления включает в себя взаимосвязь и взаимопереход  рассудка и разума. Наиболее характерной  фор¬мой перехода первого во второй является выход за пределы сложившейся  «готовой» системы знания на основе выдвиже¬ния новых — диалектических по своей сути — фундаменталь¬ных идей. Переход разума в рассудок связан прежде всего с процедурой формализации и перевода в относительно устойчи¬вое состояние тех систем знания, которые были получены на основе разума (диалектического мышления).

Формы мышления (логические формы) —  способы отраже¬ния действительности посредством взаимосвязанных абстракций, среди которых исходными являются понятия, суждения и умозаключения. На их основе строятся более сложные формы рационального познания, такие как проблема, гипотеза, тео¬рия и др., которые будут рассмотрены ниже.

Понятие — форма мышления, отражающая общие законо¬мерные связи, существенные стороны, признаки явлений, ко¬торые закрепляются в их определениях (дефинициях). Напри¬мер, в определении «человек есть животное, делающее орудия труда» выражен такой существенный признак родового челове¬ка, который отличает его от всех других представителей жи¬вотного мира, выступает фундаментальным законом существо¬вания и развития человека как родового существа. Понятия должны быть гибки и подвижны, взаимосвязаны, едины в про¬тивоположностях, чтобы верно отразить реальную диалектику (развитие) объективного мира. Наиболее общие понятия — это философские категории. Понятия выражаются в языковой фор¬ме—в виде отдельных слов или в виде словосочетаний, обозначающих классы объектов.

Суждение — форма мышления, отражающая вещи, явления, процессы действительности, их свойства, связи и отношения. Это  мысленное отражение, обычно выражаемое повествователь¬ным предложением, может быть либо истинным, либо ложным.

В форме суждения отражаются любые  свойства и признаки предмета, а  не только существенные и общие. Например, в суждении «золото имеет желтый цвет» отражает¬ся не существенный, а второстепенный признак золота.

Понятие и суждение выступают «кирпичиками»  для пост¬роения умозаключений, которые представляют собой момен¬ты движения мышления от одних суждений и понятий к дру¬гим, выражают процесс получения новых результатов в позна¬нии. Умозаключение — форма мышления, посредством кото¬рой из ранее установленного знания (обычно из одного или нескольких суждений) выводится новое знание (также обычно в виде суждения). Классический пример умозаключения:

1. Все люди смертны (посылка).

2. Сократ — человек (обосновывающее  знание).

3. Следовательно, Сократ смертен  (выводное знание, назы¬ваемое заключением  или следствием).

Сторонники иррационализма в гносеологии  дискурсивному, понятийному, рациональному  мышлению и средствам логики противопоставляют внерациональные формы — веру, волю, от-кровение, озарение, нирвану, экстаз и т.п. Все эти формы по¬знания объединяют стремление к общей конечной цели — слия¬нию индивидуального Я с невыразимым Абсолютом.

 

51. Практика- исходный пункт и  основа процесса познания. Практика- это активная деятельность людей по преобразованию природы и общества. Основу её составляет труд, материальное производство. Кроме того, к практике относится политическая, классовая борьба. Практика ставит перед познанием определенные задачи, способствует решению этих задач. Тем самым она двигает познание вперед. Практика вооружает научное познание приборами, инструментами, оборудованием и тем самым содействует успехам познания. Практика не только основа, но и цель познания. Человек для того и познает окружающий мир, раскрывает законы его развития, чтобы использовать результаты познания в своей практической деятельности.  Знания, полученные на основе чувственного и абстрактного мышления, реализуются на практике,   практика – это не только духовная деятельность сознания, духа, воли, но и божественного разума (по идеалистам); практика есть идея блага, добра, достичь блага можно, ставя цели, действуя, направляя волю. Прагматисты – Джеймс, Дьюи, Пирс относили к практике религиозный опыт, сновидения, магию и суеверие. Метафизический материализм под практикой опыт учёных в лабораториях, научные наблюдения и эксперимент. Практика ' активная, целенаправленная чувственно-предметная деятельность людей, направленная на изменение реальной действительности. С введением практики в теорию познания было установлено, что человек активно, через предметы, целенаправленно, воздействует на действительность и в ходе её изменения познаёт её. В процессе практики человек создаёт "вторую природу", культуру. Практика и познание - две стороны единого процесса, вместе они целостная система человеческой деятельности. Но, практика играет решающую роль, ибо её законы - это законы реального мира, который преобразуется в этом процессе. Назовем важнейшие формы практики: Это - материальное производство (труд), - социальная деятельность, - научный эксперимент; - техническая деятельность; - военно-политическая деятельность. Практика и познание тесно связаны, практика имеет познавательную сторону, а познание - практическую. Практика является источником информации для познания. Своеобразие практики выражается в её функциях в процессе познания: 1. практика является источником познания, ибо все значения вызваны к жизни потребностями практики. - креатиеная функция 2. практика выступает как основа познания, его движущая сила. Она пронизывает все его стороны, ставит проблемы, обнаруживает новые свойства и стороны мира, обеспечивает познание техническими средствами. - детерминирующая функция 3. практика является целью познания, поскольку служит для преобразования мира и регулирует деятельность людей - целеполагающая функция 4. практика представляет собой и решающий критерий истины " критериальная функция Остановимся на последней функции. Проверка знания практикой не есть одноразовый акт, а есть длительный процесс, носящий исторический, противоречивый характер. Это означает, что критерий практики одновременно и абсолютен и относителен. Абсолютен в том смысле, что только практика может окончательно доказать какие-либо положения. Относителен потому, что сама практика развивается, совершенствуется и потому не может в каждый данный момент доказать истинность развивающегося знания.

Информация о работе Возникновение философии, ее место и роль в системе духовной культуры